ВОЙНА В ИРАКЕ ИЗЛЕЧИТ РОССИЮ ОТ КОМПЛЕКСА НЕПОЛНОЦЕННОСТИ
Спустя трое суток после начала военных действий в Ираке можно констатировать, что эта война, помимо прочего, нанесла удар и по "клеветникам России", всячески смаковавшим неудачи российской армии, приводя в пример мощь, дисциплину и хорошую организацию контрактных армий стран Запада. За три дня иракской войны выяснилось, что не только российские вертолеты могут попадать в плохо объяснимые аварии, что не только в российской армии солдаты нападают на офицеров, войска обстреливают своих, а ракеты летят не туда, куда их посылают, что наличие мощной военной техники автоматически не обеспечивает победы над более слабым в техническом отношении противником.
В последние часы стало известно, что американский сержант инженерных войск забросал гранатами штаб 101-й воздушно-десантной дивизии США, дислоцированной на севере Кувейта. Один человек погиб, девять тяжело ранены. Великобритания подтвердила, что вина за инцидент с журналистами, в результате которого австралийский журналист убит, а трое англичан пропали, лежит на английских военных, обстрелявших машину, в которой ехали представители СМИ. Представитель Пентагона признал, что войскам коалиции, несмотря на массированные ракетные удары, не удалось подавить ПВО Багдада.
Из всего этого не следует, что с нашей армией все в порядке. Тем не менее, события в Ираке подтвердили мнение тех немногих, кто всегда говорил о том, что война имеет свою специфику и что не стоит идеализировать армии западных стран, всячески унижая российских военных.
Вести из глубокого тыла, которые некоторые российские комментаторы считают свидетельством активной гражданской позиции европейцев, невыгодно оттеняющей "пассивность и равнодушие" россиян, похоже, напротив, показывают зрелость и единство российского общества. Комментируя массовые демонстрации в европейских странах, западные СМИ отмечают, что наибольшего размаха антивоенные выступления достигают в странах антииракской коалиции. При этом подчеркивается, что участники манифестаций особенно возмущены тем, что власть не прислушивается к их мнению.
Для россиян в такой постановке вопроса нет ничего нового. И на этом фоне тем более ценно, что на этот раз российская власть стала выразителем настроений населения, превратив тем самым малочисленные антивоенные выступления в некий ритуал, призванный показать американцем, что они "не правы". Что касается "высокой политики", то пока позиция России выглядит в высшей степени взвешено, последовательно и достойно. Несмотря на попытки некоторых групп элиты навязать стране выбор между поддержкой Америки, альянсом с Европой или защитой Ирака, власть отказалась вписывать Россию в этот "порочный треугольник", предпочтя последовательно и постепенно выстраивать новую политическую конфигурацию - "подвижный четырехугольник".
В углах его находятся Америка - олицетворяющая новый однополярный мир, Европа - как символ старой, уже фактически разрушенной, гуманистической традиции, Ирак - ставший помимо своей воли символом сопротивления американской экспансии со стороны стран "третьего мира", и Россия - которая не вписывается в эту "треугольную" картину мира, равным образом отвергая и новый диктат, и старые, лишающие воли к действию идеалы, и жестокий экстремизм.
Однако выстроить свою позицию на голом отрицании невозможно, и сейчас перед руководством и конструктивно настроенными элитами России стоит задача оформления системы ценностей, которую она могла бы предложить миру. С первой частью этой проблемы - формулировкой четкой позицией по Ираку, Россия справилась. В той или иной форме консолидированное отношение власти и народа к развязанной Америкой войне, высказали многие. Пожалуй, наиболее кратко и емко это сделал член партии "Яблоко" Владимир Лукин - "Как люди мы все негодуем, как политики - понимаем, что эта война пока непосредственно не угрожает России и что мы должны в первую очередь думать об интересах своей страны".
На государственном уровне стратегические интересы России и тактические приемы, которые она считает допустимыми для их достижения, были намечены в двух выступлениях российского президента и выступлении главы МИД Игоря Иванова, разъяснившего позицию России на заседании Совета по внешней и оборонной политике. В сжатой форме российскую повестку дня можно сформулировать следующим образом. Во-первых, не допустить полного доминирования США. Категорически отвергая возможность циничного торга ради сиюминутных интересов, Россия в жесткой форме зафиксировала свое отрицательное отношение к политической линии руководства США и дала понять, что не будет поддерживать американскую экспансию и в дальнейшем.
Являясь единственной страной мира, ядерный потенциал которой сравним с американским, Россия не может рассматриваться как потенциальный сателлит США. При всех ее экономических и других проблемах, Россия не может стоять в одном ряду с Латвией или Грузией Эдуарда Шеварднадзе. Ей не место в списке стран, безусловно поддерживающих Америку, хотя бы потому, что большинство из них откровенно ждут американских подачек, расписавшись в совей политической и экономической слабости.
Во-вторых, России нет смысла участвовать в "европейской сваре" между франко-германским союзом, с одной стороны, и Великобританией, Испанией и Италией, которые опасаются роста влияния Франции и Германии - с другой. Европейские разногласия Россия должна использовать для решения своих проблем, например, в Калининграде. И здесь ее союзниками в деле "умиротворения" прибалтийских стран могут стать любые государства центральной Европы, независимо от их позиции по Ираку.
В третьих, Россия заинтересована в сохранении ООН как института, регулирующего международные отношения. Равным образом Россия заинтересована и в сохранении нормальных отношений с США. Именно этими двумя соображениями объясняется отказ Игоря Иванова назвать США агрессором и потребовать жестких мер в их адрес - вплоть до исключения из ООН (как это предлагают некоторые "горячие головы"). Заявив, что право квалифицировать действия США подобным образом является прерогативой ООН, глава российского МИДа, в принципе допуская такую возможность, делает ставку на сценарий мирного выхода их иракского кризиса и работает на поддержание уже изрядно потрепанного авторитета ООН.
Эта линия в любом случае выгодна России, так как сегодня ни одна страна мира не готова к лобовому столкновения с Америкой. Лучшим выходом для всех был бы дипломатический выход из иракского тупика и возвращение США, которые сами, без посторонней помощи рискуют приобрести репутацию "империи зла", в рамки международного права.
С другой стороны, Россия категорически отвергла попытки Америки явочным порядком закрепить признание "нелегитимности" режима Саддама Хусейна путем высылки иракских дипломатов и ареста иракских счетов в российских банках. Подчеркивая, что Россия считает подобные методы неприемлемыми из принципиальных соображений, российский МИД не скрывает, что его беспокоит и открывающаяся возможность пересмотра контрактов, заключенных российскими компаниями с администрацией Саддама Хусейна.
Словом, Россия осознала старую истину, что в международных делах нет постоянных партнеров, а есть только постоянные интересы. Утвердив свою особую позицию, наша страна может предложить себя миру в качестве нового центра консолидации конструктивно настроенных сил. Используя два разноплановых фактора - рост антиамериканских настроений и эксклюзивные отношения с руководством США, Россия может занять очень выигрышную позицию хотя бы потому, что наиболее жестко выступила против войны, но одновременно ведет себя в вышей степени политкорректно.
В этом новом контексте существует - правда, пока ничтожная - возможность дипломатического развязывания иракского узла, открытая категорическим отказом России способствовать превращению ООН в инструмент осуждения США. Подчеркнув, что у этой организации более широкий круг проблем и задач, Игорь Иванов дал понять, что Россия намерена инициировать обсуждение своего проекта реформирования ООН. В частности, предлагается расширить число постоянных членов СБ ООН, включив туда Германию, Японию и по одному государству от Азии, Африки и Америки. Начало содержательной дискуссии о мерах, направленных на совершенствование структуры ООН, может помочь преодолеть кризис этой организации.
В принципе пока нет никаких оснований полагать, что нынешняя внешнеполитическая линия России быстро приведет к позитивным сдвигам и устойчивому улучшению положения России в мире. Но первый шаг в этом направлении уже сделан.
Наталья Серова, Политком.ru
23/03/2003
|