Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Примаков Евгений Максимович

Интернет-конференция
Президента Торгово-промышленной палаты Российской Федерации
Примакова Евгения Максимовича

"Оценка текущей политической ситуации в мире и международное право"

Обзор публикаций СМИ


В СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ

О воине, мире

и хлебе насущном

Принято специальное заявление

Позиция верхней палаты по ситуации вокруг Ирака была сформулирована Комитетом по международным делам.

Его председатель Михаил Маргелов накануне довел до журналистов принципиальные моменты - вооруженная акция, начатая США вопреки положениям Устава ООН и мировому общественному мнению, поставила под удар существующую систему международной безопасности. Действия США и их союзников, с одной стороны, нарушают единство антитеррористической коалиции, с другой - угрожают региону, непосредственно прилегающему к нашим южным границам, следовательно, создается реальная угроза национальной безопасности России.

Совет Федерации на вчерашнем заседании принял специальное заявление. В нем, в частности, предлагается создать особую "кризисную группу", в которую должны войти представители Администрации Президента, Совета безопасности, обеих палат парламента, министерств и ведомств, предпринимательского и экспертного сообщества. Они могли бы выработать меры, чтобы минимизировать возможные негативные последствия войны в Персидском заливе для нашей страны. Это нужно для того, чтобы действия всех ветвей власти в кризисной ситуации подчинялись единой здравой логике, а не эмоциям.

Кстати, насчет эмоций. Накануне Совет верхней палаты обратился к Совету палаты Государственной Думы с предложением продолжить процедуры по ратификации российско-американского договора об ограничении стратегических наступательных потенциалов. Нижняя палата приняла решение отложить ратификацию договора, по мнению сенаторов, явно поддавшись эмоциям. Члены Совета Федерации сочли возможным напомнить коллегам о том, что этот договор в полной мере соответствует национальным интересам России и США. Это соглашение особенно важно для нашей страны потому, что нельзя допустить правового вакуума, который возник в системе обеспечения международной безопасности после одностороннего выхода Вашингтона из Договора по ПРО. В случае его ратификации, считает Михаил Маргелов, Россия получает шанс за меньшие деньги укрепить свою стратегическую стабильность, ликвидировав те промахи, которые вольно или невольно могли быть допущены в ходе реализации Договора СНВ-2. Этого договора больше нет. А реализация Договора СНВ-1, который действует, невозможна без ратификации соглашения об ограничении стратегических наступательных потенциалов.

Признают ли теперь Золушку малоимущей?

Своих малоимущих граждан наше государство не оставляет без внимания и заботы. В соответствии с Федеральным законом "О государственной социальной помощи" и Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" тем, у кого среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленной в субъекте Федерации, предоставляется государственная социальная помощь. Она может быть единовременной или на период не менее трех месяцев. Законодательством предусмотрено, что финансирование идет из бюджетов всех уровней, однако на практике бремя расходов, как правило, несут лишь субъекты Федерации.

Среднедушевой доход до последнего времени определялся на основании подзаконного акта - постановления правительства. Законодатели решили восполнить пробел, приняв федеральный закон. Цель, по мнению председателя Комитета по социальной политике Валентины Петренко, была благая - обеспечить методологическое единство при расчете среднедушевого дохода на всей территории России. Однако значение нового закона подрывается тем, что он возлагает все заботы по оказанию социальной помощи малоимущим на регионы. Между тем возможности в разных субъектах Федерации разные. Поэтому, считают в Комитете по социальной политике, значение единого порядка учета доходов не столь уж важно с точки зрения обеспечения одинаковых норм социальной поддержки малоимущих. Большее значение здесь имеет размер помощи относительно установленного в регионе прожиточного минимума.

В совокупных доходах будут учитываться доходы в денежной и натуральной форме. Причем буквально все - от сдачи в аренду недвижимости до# реализации урожая с дач и огородов. Каким образом и кто будет осуществлять учет и контроль, неизвестно. Расчет таких доходов законодательством не определен, и на практике его произвести будет практически невозможно.

Есть и другой нюанс, вызывающий определенные сомнения. Валентина Петренко обратила внимание коллег на то, что по закону в состав малоимущей семьи включаются лица, находящиеся в родственных отношениях, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство супруги, их дети и родители, усыновители и усыновленные, братья и сестры, пасынки и падчерицы. При этом возникает трудно разрешимая проблема: как учитывать среднедушевые доходы таких семей? И как вообще разобраться в сложных хитросплетениях отношений между близкими родственниками? Небезызвестная Золушка формально была из вполне обеспеченной семьи королевского лесничего. Однако, как известно, отношения с мачехой оставляли желать лучшего, и девушка фактически прозябала в нищете. К сожалению, закон до таких тонкостей не опускается.

За плагиат

ударят рублем

Федеральный закон "О внесении изменений в статью 146 Уголовного кодекса Российской Федерации", одобренный вчера сенаторами, предусматривает ответственность за присвоение авторства (плагиат), причинившего ущерб автору или иному правообладателю.

Вводится ответственность за приобретение, хранение, перевозку контрафактных экземпляров произведений или фонограмм с целью сбыта, совершенные в крупных размерах.

Таким образом, новый федеральный закон восполнил существовавший пробел, охватив разновидности сферы охраны авторских и смежных прав, связанных с незаконным оборотом контрафактной продукции. Он определяет количественное выражение признаков крупных и особо крупных размеров, соответственно превышающих 100 и 500 минимальных размеров оплаты труда.

За плагиат и присвоение авторских прав предусматривает различные виды ответственности - от денежного штрафа в размере до 400 МРОТ до лишения свободы сроком от двух до пяти лет, если действия совершены неоднократно или, например, в особо крупном размере и с использованием служебного положения.

"Электрический пакет"

со вчерашнего дня полон

Как и ожидалось, повторное рассмотрение федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об энергосбережении" не вызовет особых дискуссий. И все же обсуждение носило достаточно острый характер. Отклоненный Советом Федерации, этот нормативный правовой акт был существенно переработан трехсторонней согласительной комиссией.

Еще накануне Совет палаты констатировал, что замечания сенаторов учтены. В частности, в результате согласительных процедур из закона исключена норма, которой предполагалось наделить правительство правом определять порядок консолидации средств от энергосберегающих мероприятий и порядок их использования для финансирования энергосберегающих проектов. Это право осталось за субъектами Российской Федерации. Полномочия по регулированию тарифов на электрическую энергию и услуги по ее доставке потребителям передаются от региональных энергетических компаний органам исполнительной власти регионов.

Нижняя палата приняла закон в новой редакции на своем заседании 21 марта. А вчера свое отношение определили члены Совета Федерации, одобрив документ. Таким образом, "электрический пакет" теперь полон и реформа электроэнергетики начнется строго по плану.

Ученая степень выросла в цене

Верхняя палата рассмотрела и одобрила федеральный закон "О внесении изменений в статью 30 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".

Согласно этому нормативному правовому акту предусматривается существенное увеличение размеров надбавок к должностным окладам научно-педагогических работников высших учебных заведений за ученые степени кандидата наук и доктора наук.

До принятия закона ученая степень кандидата наук "стоила" всего 300 рублей, а докторская - 500 рублей. Теперь же они станут соответственно 900 и 1500 рублей. Есть и другой приятный момент: поскольку увеличение надбавок научно-педагогическим работникам вузов было предусмотрено в федеральном бюджете, то будет произведен перерасчет с 1 января 2003 года.

Какие нынче виды на урожай

На вчерашнем заседании Совет Федерации рассмотрел и ряд других важных вопросов.

Приняты к рассмотрению федеральные законы "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" и "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О континентальном шельфе Российской Федерации", "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации". Предлагаемые изменения касаются проведения морских научных исследований.

Еще одна "морская" тема, прозвучавшая на заседании, - федеральный закон о ратификации соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о разграничении дна северной части Каспийского моря. Сенаторы ратифицировали этот документ.

В рамках "правительственного часа" министр сельского хозяйства Алексей Гордеев проинформировал сенаторов об итогах работы агропромышленного комплекса в прошлом году и о мерах по подготовке к проведению весенне-полевых работ в 2003 году.

Глава МИД ответил на вопросы сенаторов

- Мы часто говорим об исламском факторе во внешней политике. Почему накануне войны с Ираком Лига арабских стран вела себя неоднозначно? Да и в период военных действий большой активизации ее что-то не наблюдается.

- Вы совершенно правы. В рамках Лиги арабских государств единства нет. Причин здесь много. Это связано с характером истории и с характером самих режимов, которые существуют, с их экономическими интересами, их политическими приоритетами. Однако должен сказать, что в последнее время в условиях продолжающегося израильско-палестинского конфликта, в условиях надвигающейся военной угрозы на Ирак произошла определенная внутренняя консолидация в рамках Лиги арабских государств. Например, в Бейруте впервые Лига арабских государств выдвинула по предложению Саудовской Аравии инициативу ближневосточного урегулирования. Раньше такого не было.

В арабском мире прекрасно понимают, что Ирак - лишь начало процесса. Если здесь не будут даны соответствующие оценки, если здесь не будут поставлены преграды, то такого рода действия могут последовать в отношении и других стран. И это является фактором, который позволяет преодолеть исторические противоречия и консолидироваться. То, что сегодня Совет Безопасности ООН созван по инициативе Лиги арабских государств, как раз говорит об этом.

- Подходят ли действия руководства США и Великобритании под юрисдикцию Гаагского суда как действия военных преступников?

- В заявлениях отдельных юристов в Западной Европе эти вопросы начинают обсуждаться, но не в отношении США, которые, как вы знаете, не ратифицировали соответствующие документы, а в отношении их европейских союзников. Получит это развитие или нет, я сейчас не могу сказать.

- Представим себе ситуацию: завтра США и Англия согласятся сотрудничать с Россией, Францией, Германией в урегулировании иракского кризиса. Будут ли выведены войска антииракской коалиции?

- Здесь может быть большое количество сценариев. Я не знаю, какой сценарий будет задействован. Но вспомним агрессию НАТО в Югославии. 78 дней шла война. После того как стала очевидна ее бессмысленность, стороны сели за стол переговоров.

Какие варианты возможны сейчас? Первое, что совершенно очевидно, вопрос должен вернуться в Совет Безопасности ООН. Таким образом, необходимо использование многосторонних механизмов. Необходимо урегулирование поставить на прочную правовую основу, а именно Устав ООН и соответствующие резолюции Совета Безопасности ООН. Это первое и необходимое, и обязательное условие начала политического урегулирования.

Второй шаг - это определение той ситуации, в которой мы будем находиться, и принятие соответствующих мер. Если потребуется какой-то фактор международного поддержания безопасности, как, допустим, это имеет место в Афганистане, значит, надо направить международные силы по поддержанию безопасности. Но это должны быть международные силы, подотчетные Совету Безопасности ООН. Если потребуется фактор экономического восстановления, значит, должны быть выработаны соответствующие механизмы в рамках, как мы говорим, гражданской составляющей. Имеются в виду политическая, экономическая, гуманитарная составляющие. Также должны быть структуры, подотчетные Совету Безопасности ООН.

И третье - конечно, международные инспектора должны завершить свою работу, касающуюся вопроса оружия массового уничтожения. Вот три компонента. Дальше как будут идти переговоры, на что будут готовы страны - это уже предмет переговоров и поиска компромиссов.

М.В. Маргелов, председатель Комитета Совета Федерации по международным делам обратился к главе внешнеполитического ведомства с просьбой прояснить позицию РФ на заседании Совета Безопасности ООН, которое созвано по инициативе Сирии. Что Россия будет отстаивать на этом заседании и против чего выступать? Есть ли у российского МИД некий план реформирования ООН? В частности, какова позиция МИД по вопросу о расширении числа членов Совбеза ООН?

- Что касается заседания Совета Безопасности, то оно будет носить открытый характер. Я думаю, что выступит большое количество государств, которые зафиксируют позицию, отражающую широкое общественное мнение против той войны, которая сегодня ведется в отношении Ирака. Дальше, уже в ходе дискуссии, будет определяться возможность того или иного решения, на которое может выйти Совет Безопасности ООН. Не надо забывать, что два государства, которые сегодня участвуют в войне, являются постоянными членами Совета Безопасности и могут заветировать те решения, которые они сочтут противоречащими их интересам. Поэтому здесь не простая будет задача - выйти на соответствующее решение.

Что касается России, то ее позиция ясная. Первое - немедленное прекращение военных действий. Второе - возвращение этого вопроса в рамки Совета Безопасности и продолжение усилий международного сообщества по политическому урегулированию на основе соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН. Вот принципиальные позиции, которые мы будет отстаивать в ходе заседания Совета Безопасности.

Что касается реформы вообще системы ООН и Совета Безопасности в частности центрального органа ООН, то, конечно, такая реформа назрела, потому что изменился мир, изменилось соотношение сил в мире, изменились ведущие игроки в мире. Такая реформа необходима.

Но весь вопрос в том, что для того, чтобы осуществить реформу, необходимо, чтобы она получила поддержку подавляющего большинства государств - членов Организации Объединенных Наций. В противном случае ООН расколется. И эти переговоры идут уже много лет. Есть рабочая группа по реформе, есть наша позиция, которая близка к позиции многих государств. Мы считаем, в частности, что, конечно, Совет Безопасности можно и нужно расширить, с тем чтобы он более реально отражал соотношение сил в мире и представительство тех или иных государств в решении мировых проблем. Но вместе с тем это расширение должно быть ограниченным, чтобы оставался эффективным рабочим органом Совет Безопасности.


Подготовил Игорь НАУМОВ., № 1185, Парламентская газета
27/03/2003
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Примаков Е.М.
ТПП РФ
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Торгово-промышленная палата
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации