Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Примаков Евгений Максимович

Интернет-конференция
Президента Торгово-промышленной палаты Российской Федерации
Примакова Евгения Максимовича

"Оценка текущей политической ситуации в мире и международное право"

Обзор публикаций СМИ


Мы позабыли про россиян ("The Washington Post", США)

Если мы собираемся восстановить международный консенсус, нам нужно понять, как и почему мы его утратили

Автор является директором Сабанского центра ближневосточной политики в Брукингском институте. В администрации Клинтона он служил помощником госсекретаря по ближневосточной политике и послом США в Израиле

23 марта 2003 года. Возможно, момент, когда наша страна воюет, а наши солдаты рискуют жизнью, будет сочтен неподходящим для детального рассмотрения вопроса о том, что упустила администрация Буша-младшего (George B. Bush). Тем не менее, не сумев набрать большинства в Совете Безопасности (СБ) Организации Объединенных Наций (ООН) в пользу резолюции о применении силы против Ирака, Соединенные Штаты теперь оказались в положении, когда многие в мировом сообществе подвергают сомнению легитимность наших действий.

То, что в предвоенные дни было утрачено в ООН, нужно восстановить в предстоящие недели, поскольку, как только Саддама Хусейна (Saddam Hussein) не станет, нам потребуется международная поддержка для перехода к стабильному, представительному правительству в Ираке. Без него мы сильно рискуем тем, что наши исполненные благих намерений действия станут восприниматься как военная оккупация, которой следует сопротивляться, а не помогать.

Президент США Джордж Буш-младший и премьер-министр Великобритании Тони Блэр (Tony Blair) признали эту необходимость во время своей встречи на Азорских о-вах. Американские и английские дипломаты теперь пытаются через СБ ООН решить вопрос об условно депонированных на иракские счета миллиардах долларов, которые были получены по программе "нефть в обмен на продовольствие", чтобы обеспечить пропитанием примерно 60% иракского населения.

Однако, если мы собираемся восстановить международный консенсус, нам нужно понять, как и почему мы его утратили. Удобное объяснение - валить всю вину на французов, тем более, что они, безусловно, заслуживают обрушившейся на них критики за их последовательно осуществлявшиеся на протяжении 12 лет усилия с целью "снять с крючка" Саддама Хусейна.

Но то, что мы виним французов, не объясняет нашей неудачи в деле их изоляции - или их успеха в деле нашей изоляции в СБ. Если бы все остальные были с нами, французы не осмелились бы заблокировать резолюцию. Реалия заключается в том, что у французов была уважаемая компания: россияне и китайцы тоже были готовы наложить вето; мексиканцы, канадцы и чилийцы - наши самые близкие друзья в этом полушарии - были не с нами.

Наша неудача обусловлена не французами, но тем, что мы проигнорировали россиян. Помните Владимира Путина? До прошлой недели его объединение с Соединенными Штатами было величайшим единичным достижением личной дипломатии нашего нынешнего президента. Несмотря на то, что администрация Буша-младшего наступила на российские интересы, когда отказалась от Договора об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО), г-н Путин принял персональное решение сформировать стратегическое партнерство с Соединенными Штатами. На этой основе российский президент был готов отказаться от десятилетий советской и российской поддержки г-на Хусейна.

В 1990-х годах подобный подход был бы немыслимым. Правительство Ельцина, под патронажем давнего специалиста по Ближнему Востоку Евгения Примакова, разработало стратегию, а также и коммерческое обоснование поддержания тесных связей с Багдадом. Но после событий 11 сентября г-н Путин выработал совершенно иную основу для стратегических расчетов: будущее России лежит в партнерстве с Вашингтоном, а не с Багдадом.

Безусловно, помогло то, что г-н Буш-младший заверил г-на Путина, что коммерческие интересы России в постхусейновском Ираке будут сохранены, и проявил большую симпатию к его связанным с Чечней затруднениям. Но без изменений в стратегической концепции г-на Путина россияне никогда бы не проголосовали за резолюцию СБ 1441. И это изменение делало, по меньшей мере, возможным для г-на Буша-младшего склонить г-на Путина к поддержке второй резолюции, вместо того чтобы наблюдать за тем, как тот отворачивается и поддерживает французскую концепцию сдерживания американской "гипердержавы".

Проблема с нашей дипломатией была не в том, что мы пытались и не сумели, а в том, что мы вообще не пытались - до тех пор, когда было уже поздно. Администрация Буша-младшего просто предполагала, что г-н Путин находится в кармане у нашего президента, и принимала как должное его согласие со своей позицией. Даже на прошлой неделе, когда наш президент, казалось, начал пытаться исправить ущерб в СБ, он предпочел угощать частным обедом в Белом доме президента Камеруна. А где был г-н Путин? Его оставили в стороне, где он мог громко требовать внимания к себе американского президента, персонально критикуя наши действия в Ираке.

Почему Россия так важна? Потому что эффективная дипломатия в СБ базируется на простом математическом расчете. Пять постоянных членов с правом вето. В вопросе об Ираке мы вступаем в бой с двумя голосами (США и Великобритания). Нам нужен еще один голос, чтобы иметь большинство среди постоянных членов СБ. Как только у нас будет три голоса, мы почти автоматически можем рассчитывать на четвертый, поскольку Китай обыкновенно присоединяется к большинству. После того как у нас будет четыре голоса, Франция будет изолирована, и тогда непостоянные члены СБ получат прикрытие, чтобы присоединиться к большинству. В подобных обстоятельствах Франция не рискнула бы использовать свое право вето.

Вместо того чтобы сосредоточиться на России, мы усугубили свою ошибку, пытаясь угрозами принудить непостоянных членов голосовать с нами. Но при таком расколе среди "Большой Пятерки", когда к тому же большинство непостоянных членов выступает против нас, более мелкая рыбешка не осмелилась открыто встать на чью-либо сторону.

И совсем не способствовало нам то, что мы не пожелали выслушать их заботы, презрительно отвергли их усилия по достижению компромисса и проявили безмозглую решимость игнорировать влияние мирового общественного мнения на расчеты наших избранных демократическим путем лидеров. В таком случае не удивительно, что, несмотря на то, что был вложен престиж нашего президента, мы в СБ как начали, так и кончили с четырьмя голосами в нашу пользу.

Слишком поздно добиваться консенсуса в СБ, который легитимизировал бы нашу войну против Ирака. Но еще не поздно начать восстанавливать международное согласие по двуединой цели создать лучшее, более демократическое будущее для народа Ирака и сделать Ближний Восток более мирным и безопасным. Г-н Путин поддерживает эти цели не только потому, что у России есть в Ираке экономические интересы, но также и потому, что Москва очень хочет быть конструктивным партнером в деле разрешения израильско-палестинского конфликта.

Свобода для Ирака и мир для Ближнего Востока будут способствовать утверждению ценностей, которыми в американской внешней политике восхищается весь остальной мир. Нам не следует дожидаться, когда кончится эта война, чтобы начать воссоздавать международное согласие на этой основе. И на этот раз нам следует начать с того, чтобы объединиться с россиянами.
Мартин Индык (Martin Indyk), ИноСМИ.RU
24/03/2003 13:39:00
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Примаков Е.М.
ТПП РФ
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Торгово-промышленная палата
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации