Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Примаков Евгений Максимович

Интернет-конференция
Президента Торгово-промышленной палаты Российской Федерации
Примакова Евгения Максимовича

"Оценка текущей политической ситуации в мире и международное право"

Обзор публикаций СМИ


"НОВЕЙШЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ"

ОБРАЩЕНИЕ ЧЛЕНОВ СОВЕТА ПО НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ

В ближайшие дни может начаться военная операция США и Великобритании в Ираке. Соединенные Штаты инициируют региональный вооруженный конфликт, который будет иметь очевидные негативные последствия для всего мира и, естественно, для России. В стремлении придать легитимность своим действиям американское руководство оказывает жесткое давление на Совет Безопасности ООН, заявляет о своей готовности предпринять военную акцию в одностороннем порядке. Мы исходим из того, что фундаментом нынешнего миропорядка был и остается поддерживаемый всеми государствами Устав ООН. В соответствии с его нормами никакая отдельная страна, а только Совет Безопасности Объединенных Наций является единственным субъектом, имеющим право определять наличие угрозы международному миру, решать вопрос о необходимости и характере предпринимаемых в связи с этим мировым сообществом совместных мер. Современное международное право - это открытая для совершенствования юридическая система и общечеловеческий капитал. Мы констатируем, что на сегодня нет кризиса международного права, а есть недостаток доброй воли при реализации правовых норм и правовой нигилизм, который в последнее время все чаще практикуется администрацией США.

Война в Ираке, затеваемая администрацией Дж. Буша-младшего вопреки позиции большинства членов мирового сообщества и даже ряда традиционных союзников США по НАТО, - это манифестация Америкой своей мессианской роли, демонстрация нового мирового порядка в действии. Очевидны и экономические мотивы: в формируемом "американоцентричном мире" США намерены единолично выполнять функции монопольного распорядителя и регулятора цен на основные мировые энергоресурсы. Свои силовые действия Вашингтон оправдывает угрозой международного терроризма. На самом же деле под флагом борьбы с террористической угрозой фактически развернуто наступление на всю систему международных отношений. Мировому сообществу предлагается не только смириться с тотальным и глобальным американским диктатом, но и существенно ограничить фундаментальные гражданские свободы. Результатом односторонних действий США против Ирака станет разрушение принципа уважения национального суверенитета как фундаментального института международных отношений, а международное право превратится в квазиюридическое средство оправдания вмешательства наиболее сильных держав и их альянсов во внутренние дела неугодных им государств и народов. Возникает целый ряд вопросов: а там ли и так ли ведется поиск истоков и причин терроризма? Правильно ли и на основе каких критериев определяются направления и масштабы ответных действий? Отдаем ли мы себе отчет в том, что нынешняя американская политика в конечном итоге открывает дорогу авторитаризму в планетарном масштабе и знаменует наступление "новейшего средневековья"?

Очевидно, что война в Ираке приведет к глобальным и необратимым негативным последствиям. Наиболее опасным из них станет обострение противостояния междухристианским и исламским миром, его переход из латентной в открытую форму. Это чревато перманентной чередой региональных конфликтов, перспективой развязывания новых войн с применением ОМП и снижением ядерного порога, что может поставить мир на грань третьей мировой войны. Разгорающийся конфликт будет способствовать выходу на авансцену мировой политики милитаризованных авторитарных режимов, дестабилизации всей системы международных отношений. Война приведет к резкому всплеску террористической активности на территории самих США, а также их активных или пассивных союзников. Это не только не повысит, но существенно снизит безопасность людей в указанных странах, приведет к самоизоляции государств - объектов террористической активности, закрытию границ и свертыванию глобальных интеграционных процессов. Гуманистические ценности ненасильственного мира будут вытеснены мобилизационной идеологией перманентного противостояния террористической угрозе. В атмосфере страха и общественного психоза неизбежным представляется возрастание политической роли спецслужб с угрозой ревизии ими принципа habeas corpus (неприкосновенности личности) и выхода из-под гражданского контроля. Это может привести к концептуальному кризису демократических обществ, принесению личных свобод граждан в жертву соображениям безопасности в их тоталитарном и авторитарном понимании.

В нынешней кризисной ситуации принципиально важно, чтобы позиции государств основывались только на фактах и нормах международного права, ни при каких обстоятельствах не превращались в предмет торга. Россия как постоянный член Совета Безопасности ООН и государство, позиция которого существенно влияет на решение иракской проблемы и деятельность антитеррористической коалиции, не может позволить себе подменять жизненно важные национальные интересы соображениями сиюминутной внешнеполитической конъюнктуры. Однако в течение длительного времени политика России по иракскому вопросу оставалась недостаточно артикулированной, что дало основание трактовать ее как молчаливое согласие на американскую агрессию. Мы заявляем, что "однополюсный мир", к построению которого на правах младшего партнера единственной сверхдержавы подталкивается государственное руководство России, будет особенно болезненным для нашей страны. Разрушением системы международного права, ослаблением ООН, усилением глобальной террористической угрозы и монополизацией контроля США над мировым производством нефти будет нанесен непоправимый удар по национальным интересам России. Вполне предсказуемы и внутриполитические последствия. Большинство российского народа выступает против американской гегемонии и военной операции в Ираке. В случае содействия действиям Вашингтона, проявления нерешительности в отстаивании справедливой позиции защиты норм международного права российская федеральная власть подорвет свой авторитет в собственном обществе и на мировой арене. Все это может обернуться для России неблагоприятными внешнеполитическими последствиями и дестабилизацией социально-политической обстановки. Молчаливое согласие с действиями американской администрации, равно как и попытки размена российских уступок на экономические блага после оккупации Ирака, не отвечают нашим национальным интересам. Мы исходим из того, что партнерство России с Соединенными Штатами должно носить ответственный и принципиальный характер. И именно Россия как ответственный партнер США в международных делах не только может, но и обязана удержать американскую администрацию от рокового шага. Только такая позиция, а не безоговорочная поддержка военной авантюры, даст шанс сохранить российско-американское партнерство, которое должно служить реальному укреплению глобального мира и международной безопасности.

Мы считаем, что доминирование силовой логики в решении международных проблем - это показатель опаснейшей деформации ценностного восприятия современного мира политическими лидерами, предающими забвению опыт поколений, переживших кровопролитные войны XX века. Это знак беды и нарастающей угрозы существованию человечества. Увеличивающийся отрыв позиций руководителей ряда влиятельных государств от принципов международной этики, общественного мнения и жизненно важных интересов своих народов может привести мир к глобальной катастрофе.

Проблемы нынешнего миропорядка, по нашему глубокому убеждению, кроются в переизбытке насилия при дефиците доброй воли и нравственности в международных делах. У России имеется исторический шанс занять нравственную позицию в иракском кризисе, встать на защиту международного права и гуманистических ценностей. Нам следует продолжать с еще большей решительностью поддерживать позицию ответственных европейских лидеров, с которыми мы традиционно ведем успешный партнерский диалог, связаны объединяющей нас территорией и историей. Мы надеемся на то, что российская власть сможет в этот критический момент осознать свою историческую миссию, сделать выбор в пользу стратегических интересов и ценностей российского общества и государства, всеми доступными ей средствами предотвратить наступление "Новейшего средневековья".

Публикуется в сокращении. Полный текст см. на сайте http://www.egk.ru


10, стр. 12, Консерватор
21/03/2003
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Примаков Е.М.
ТПП РФ
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Торгово-промышленная палата
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации