Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Здание МНС России    
Здание МНС России Здание МНС России   МНС России  

Каждый обязан платить
законно установленные налоги и сборы…

Статья 57.
Конституция Российской Федерации

Как платить налог на добычу полезных ископаемых?

Интернет-конференция МНС России по применению
главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации
"Налог на добычу полезных ископаемых"

21 мая 2002 года 11:08

Уважаемые господа!

Начинаем нашу Интернет-конференцию, посвященную применению главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на добычу полезных ископаемых".

Спасибо всем, кто направил свои вопросы.

Федоров Андрей СергеевичНа вопросы Интернет-аудитории ответит начальник Управления ресурсных платежей МНС России Федоров Андрей Сергеевич

В работе Интернет-конференции принимают участие:
Першеев Дмитрий Викторович (директор Гарант-Сервис),
Ткаченко Наталья Викторовна (гл. редактор журнала "Законодательство"),
Солдаткин Алексей Евгеньевич (директор "Гарант-Интернет")

Ведущий Интернет - конференции - Солдаткин Алексей Евгеньевич.

Вопрос: Cтатьей 337 НК РФ в качестве вида добытого полезного ископаемого определен газовый конденсат из газоконденсатных месторождений, прошедший операции по сепарации, обезвоживанию, отделению легких фракций и прочих примесей. В техническом проекте разработки месторождения это полезное ископаемое указано как результат разработки месторождения. Нужно ли исчислять налог на добычу полезных ископаемых при добыче газового конденсата, не прошедшего операции по сепарации, обезвоживанию и отделению легких фракций?
Муравлев (Москва)

Ответ:
В соответствии с главой 26 Налогового кодекса Российской Федерации при определении добытого полезного ископаемого следует учитывать, что вне зависимости от продукции, фактически реализуемой налогоплательщиком (в том числе в виде минерального сырья), полезным ископаемым признается продукция, содержащаяся в минеральном сырье, первая по своему качеству соответствующая стандарту качества.

Конечно же, при налогообложении НДПИ в первую очередь необходимо учитывать продукцию, которая в техническом проекте разработки конкретного месторождения полезного ископаемого определена как результат указанной разработки. Однако если технический проект разработки конкретного месторождения предусматривает получение продукции, не отвечающей определению, данному в статье 337, НДПИ исчисляется исходя из количества продукции, содержащейся в добытом минеральном сырье. Следовательно, налог на добычу полезных ископаемых должен исчисляться в отношении газового конденсата из газоконденсатных месторождений, прошедшего операции по сепарации, обезвоживанию, отделению легких фракций и прочих примесей, содержащегося в фактически добытом минеральном сырье, вне зависимости от фактического прохождения указанных операций.

Кроме того, обращаем внимание, что реализация минерального сырья до завершения всего комплекса технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых, является нарушением недропользователем условий пользования недрами и требований технического проекта разработки месторождения, которое находится в сфере внимания соответствующих контролирующих органов (федеральный орган управления государственным фондом недр и его территориальные органы (МПР России) и органы государственного горного надзора).

Вопрос: Просим разъяснить порядок применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добычу полезных ископаемых по подземной воде.
Семенова А.Б. (Нижний Новгород)

Ответ:
В отношении подземной воды, облагаемой налогом на добычу полезных ископаемых по налоговой ставке 0 процентов, хочу отметить, что статьями 337, 342 Налогового кодекса Российской Федерации к объекту налогообложения по данному налогу отнесены только промышленные, теплоэнергетические и минеральные воды. Соответственно, при соблюдении условий, установленных пунктом 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, нулевая налоговая ставка применяется к перечисленным видам подземной воды.

Вопрос: Пожалуйста, объясните, что такое промышленная вода, и как применять налоговую ставку 0 процентов в отношении минеральных вод, используемых исключительно в лечебных и курортных целях без их непосредственной реализации, но при включении затрат в стоимость путевки.
Саенко Екатерина (Краснодар)

Ответ:
В соответствии со статьями 337, 342 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) к объекту налогообложения по налогу на добычу полезных ископаемых отнесены только промышленные, теплоэнергетические и минеральные воды. Подземная артезианская вода, не соответствующая установленным для перечисленных видов подземных вод требованиям, не является объектом налогообложения по данному налогу.

Под промышленными водами понимаются подземные воды, содержащие полезные ископаемые (т.е. воды, компонентный состав и ресурсы которых достаточны для извлечения этих компонентов в промышленных масштабах - ГОСТ 17.1.1.04-80 "Охрана природы. Гидросфера. Классификация подземных вод по целям водопользования").

В отношении минеральных вод, используемых исключительно в лечебных и курортных целях без их непосредственной реализации (в том числе после обработки, подготовки, переработки, розлива), подпунктом 7 пункта 1 статьи 342 НК РФ установлена нулевая налоговая ставка.

При включении стоимости добываемой минеральной воды в цену реализации путевки налоговая ставка 0 процентов может применяться, только если минеральная вода не является непосредственным предметом сделки купли-продажи.

Вопрос: Наша организация добывает полезные ископаемые со дна реки и погружает на судно, на котором эти полезные ископаемые доводятся до товарной продукции (высушивание). Часть сделок предусматривает реализацию с этого судна, часть - со склада в порту. Как определить налоговую базу по НДПИ? В каких случаях производится оценка исходя из расчетной стоимости? При использовании способа оценки, исходя из расчетной стоимости, как учитывать, в данном налоговом периоде расходы, образующиеся в течение всего года (сезонное производство)?
Сергей (Красноярск)

Ответ:
Способы оценки стоимости добытых полезных ископаемых в целях исчисления налога на добычу полезных ископаемых определены статьей 340 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

В случае применения способов оценки, установленных пунктами 2 и 3 статьи 340 НК РФ, необходимо иметь в виду, что, если цены реализации добытого полезного ископаемого устанавливаются налогоплательщиком с учетом расходов по доставке (транспортировке) до получателя, указанные цены подлежат уменьшению на суммы расходов по доставке (транспортировке).

В целях статьи 340 НК РФ не относятся к расходам по доставке (транспортировке) добытого полезного ископаемого до получателя расходы на доставку (транспортировку) до склада готовой продукции (до входа в магистральный трубопровод, до пункта отгрузки потребителю или на переработку, до границы раздела сетей с получателем).

Следовательно, по сделкам, заключенным на условиях реализации продукции (перехода права собственности) с борта транспортного судна, на которое погружается поднимаемое со дна реки полезное ископаемое, цены (в целях налогообложения) должны включать расходы по погрузке добытого полезного ископаемого на указанное судно. По сделкам, заключенным на условиях реализации продукции со склада порта, цены должны включать расходы по транспортировке добытого полезного ископаемого до склада порта.

При определении выручки от реализации добытого полезного ископаемого учитываются все сделки налогоплательщика по реализации данного полезного ископаемого, по которым цена определялась в налоговом периоде. Обращаю Ваше внимание, что выручка определяется как сумма произведений цен сделок и соответствующего им количества реализованного добытого полезного ископаемого. Отношение выручки от реализации добытого полезного ископаемого к общему количеству реализованного добытого полезного ископаемого, в данном случае, дает показатель стоимости единицы добытого полезного ископаемого, который, в свою очередь, умноженный на общее количество добытого в налоговом периоде полезного ископаемого, уже дает стоимость добытого полезного ископаемого, т.е. налоговую базу.

При отсутствии цен реализации добытого полезного ископаемого в текущем налоговом периоде в соответствии с пунктом 2 статьи 340 НК РФ принимаются цены реализации предыдущего налогового периода.

Оценка стоимости добытых полезных ископаемых, исходя из расчетной стоимости, производится исключительно в случае, когда ее невозможно осуществить способами, указанными в пунктах 2 и 3 статьи 340.

При формировании расчетной стоимости добытого полезного ископаемого учитываются расходы, связанные с производством по добыче, осуществленные налогоплательщиком в конкретном налоговом периоде. Действующим законодательством о налогах и сборах не предусмотрены особенности применения данного способа с учетом сезонности производства.

Вопрос: Прошу ответить: уплачивать ли в 1 квартале 2002 года авансовые платежи по НДПИ, если в этом квартале не было добычи?
Кричевский (Кемерово)

Ответ:
Статьей 6 Федерального закона от 08.08.2001 № 126-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации" установлено, что в отношении добытых полезных ископаемых, за исключением нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений, суммы ежемесячных авансовых платежей, подлежащие уплате в течение первого квартала 2002 года, исчисляются как одна треть сумм, начисленных за четвертый квартал 2001 года платежей за пользование недрами и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

МНС России письмом от 25.01.2002 № ВБ-6-21/87@ разъяснило порядок уплаты авансовых платежей по налогу на добычу полезных ископаемых в 1 квартале 2002 года. Данный порядок распространяется на всех налогоплательщиков налога вне зависимости от характера добычи.

В соответствии с действующим законодательством в рассматриваемом случае для исчисления суммы авансовых платежей имеет значение не факт добычи полезных ископаемых в 1 квартале 2002 г., а факт начисления за 4 квартал 2001 г. платежей за пользование недрами и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

Вопрос: Разъясните, пожалуйста, какую ставку налога на добычу полезных ископаемых применять в отношении газа, добытого из газонефтяных и нефтегазовых месторождений?
Салимов (Тюмень)

Ответ:
Природный горючий газ и попутный нефтяной газ из нефтяных (газонефтяных, нефтегазовых) месторождений подпунктом 3 пункта 2 статьи 337 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) определены в качестве видов добытого полезного ископаемого.

При этом в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 342 НК РФ в отношении газа горючего природного из нефтяных месторождений и попутного нефтяного газа из нефтяных месторождений установлена налоговая ставка ноль процентов.

В отношении газа горючего природного и попутного нефтяного газа из газонефтяных и нефтегазовых месторождений следует также применять налоговую ставку ноль процентов, поскольку исходя из положений статьи 337 НК РФ газонефтяные и нефтегазовые месторождения отнесены к нефтяным месторождениям.

Вопрос: Облагаются ли налогом на добычу полезных ископаемых подземные пресные воды для хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения предприятия?
Зельдин (Самара)

Ответ:
В соответствии с пунктом 1 статьи 336 НК РФ объектом налога на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В пункте 2 статьи 337 дана классификация добытых полезных ископаемых по видам. При этом подпунктом 13 данного пункта к полезному ископаемому отнесены только подземные воды, содержащие полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды) либо используемые для получения тепловой энергии.

Таким образом, подземные пресные воды в целях Главы 26 не отнесены к добытому полезному ископаемому, а следовательно добыча таких вод для хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения предприятия не облагается налогом на добычу полезных ископаемых.

При этом следует иметь ввиду, что с 1 января 2002 года добыча подземных пресных вод облагается платой за пользование водными объектами в соответствии с Законом Российской Федерации от 06.05.98 № 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами" (в ред. Федеральных законов от 30.03.1999 № 54-ФЗ, от 07.08.2001 № 111-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 30.12.2001 № 194-ФЗ).

Вопрос: В соответствии с Законом "О плате за пользование водными объектами" до утверждения законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации новых ставок платы по категориям плательщиков, применяются действующие ставки платы с коэффициентом 2. Этим же Законом для отдельных водопользователей налоговый период установлен как календарный квартал, а для других - календарный месяц. Если вновь принятый закон субъекта Российской Федерации по введению новых ставок платы вступает в силу в конкретном налоговом периоде, то с какого момента следует применять для расчета платы новые ставки?
Костикова Ирина (Санкт-Петербург)

Ответ:
В соответствии с Федеральным законом от 06.05.98 № 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами" (в редакции от 07.08.2001 № 111-ФЗ) налоговый период устанавливается:

  • для индивидуальных предпринимателей, малых предприятий и налогоплательщиков, использующих акваторию водного объекта - каждый календарный квартал;
  • для остальных налогоплательщиков - каждый календарный месяц.

Сумма платы исчисляется за фактическое водопользование по итогам каждого налогового периода и уплачивается налогоплательщиком платы не позднее 20 календарных дней после истечения этого периода.

Таким образом, в случае если закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий новые ставки платы за пользование водными объектами, вступил в силу до окончания конкретного налогового периода (месяца, квартала), то указанные ставки платы применяются за весь объем водопользования в данном налоговом периоде.

Вопрос: Федеральным законом "О плате за пользование водными объектами" предусмотрено, что до 1 января 2003 года ставки платы при заборе воды для водоснабжения населения не должны превышать 60,0 рубля за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта. Однако в 2002 году вступило в силу постановление Правительства России от 28.11.2001 № 826 "Об утверждении минимальных и максимальных ставок платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам", в котором почти все минимальные ставки платы значительно выше 60,0 рубля за 1 тыс.м3.
Задорожный (Челябинск)

Ответ:
Федеральным Законом от 06.05.98 № 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами" (в редакции от 07.08.2001 № 111-ФЗ) для налогоплательщиков, осуществляющих забор воды, минимальная ставка платы была определена в размере 60,0 рублей за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водных объектов в пределах установленных лимитов. Эта же ставка должна применяться при водоснабжении населения.

Поскольку данным Федеральным законом вопрос о применении ставки платы при водоснабжении населения уже урегулирован, постановлением Правительства России от 28.11.2001 № 826 "Об утверждении минимальных и максимальных ставок платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам" определялись размеры тех ставок, которые могут быть использованы законодательными органами субъектов Российской Федерации при утверждении ставок платы по другим видам водопользования.

Вопрос: В чем заключаются принципиальное отличие новой формы налоговой декларации по плате за пользование водными объектами, утвержденной приказом МНС России от 15.02.2002 № БГ-3-21/71 "О внесении изменений и дополнений в Инструкцию Госналогслужбы России от 12.08.98 № 46 "О порядке исчисления и внесения в бюджет платы за пользование водными объектами", с прежней формой декларации?
Марченко (Пермь)

Ответ:
Новая форма налоговой декларации имеет качественно иной вид по сравнению с прежней.

По существу старая декларация являлась сводной формой расчета платы по всем используемым водным объектам независимо от их количества и расположения (места их нахождения).

Соответственно, в новой форме декларации расчет платы производится по каждому конкретному водному объекту с указанием его наименования и других данных, в т.ч. сведений, переносимых из специальных лицензий на водопользование. При пользовании несколькими водными объектами, на каждый из них заполняется отдельный лист.

Вопрос: К каким ставкам платы следует применять с 1 января 2002 года коэффициент 2 для расчета платы за пользование водными объектами?
Новиков А. (Москва)

Ответ:
Статьей 2 Федерального закона от 07.08.2001 № 111-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О плате за пользование водными объектами"" определено, что ставки платы по категориям налогоплательщиков, установленные в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 6 мая 1998 г. № 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами", применяются с коэффициентом 2 до утверждения законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации новых ставок платы по категориям налогоплательщиков.

Упоминание в данной статье категорий налогоплательщиков означает, что индексируются ставки платы, ранее принятые в субъектах Российской Федерации соответствующими законодательными (представительными) органами власти.

Таким образом, в тех регионах, где соответствующие законодательные органы не утвердили в 2002 году ставок по категориям налогоплательщиков, применяются действовавшие в 2001 году ставки платы, утвержденные этими же законодательными органами, с коэффициентом 2.

Вопрос: В связи с изменением с 1 января 2002 года порядка исчисления платы за добываемую подземную пресную воду просим разъяснить, по каким ставкам следует осуществлять расчет платы за добычу подземной воды с 1 января 2002 года, если ранее за ее забор ставки по категориям налогоплательщиков не устанавливались?
Тиманов (Москва)

Ответ:
Если законодательным актом субъекта Российской Федерации до настоящего времени не установлены ставки платы за добычу подземной воды по категориям налогоплательщиков, то в этом случае для исчисления платы за забор подземной воды применяются минимальные ставки платы, установленные постановлением Правительством Российской Федерации от 28.11.2001 № 826 "Об утверждении минимальных и максимальных ставок платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам".

Вопрос: В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 30.12.2001 № 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" доходы федерального бюджета наряду с другими источниками формируются за счет доходов от использования лесного фонда, получаемых органами управления лесным хозяйством. Что включается в состав этих доходов и должны ли налоговые органы осуществлять контроль за их поступлением?
Карапетян Давид (Хабаровск)

Ответ:
В состав этих доходов согласно статьи 17 указанного Федерального закона включаются средства, поступающие за счет отчислений лесных податей и арендной платы сверх минимальных ставок за древесину, отпускаемую на корню, и платы за перевод лесных земель в нелесные и изъятие земель лесного фонда, которые в 2002 году полностью зачисляются в доходы федерального бюджета.

Налоговые органы не осуществляют контроль за уплатой указанных платежей.

Вопрос: Как предоставляются льготы по земельному налогу сотрудникам внутренних дел, сотрудникам, уволенным из органов внутренних дел с правом на пенсию?
Иванов (Москва)

Ответ:
Пунктом 1 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками и плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

В соответствии с пунктом 3 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

В связи с этим налоговые органы, предъявляя требования на уплату земельного налога сотрудникам органов внутренних дел, а также сотрудникам, уволенным из органов внутренних дел с правом на пенсию, исходят из положения, что льготы по земельному налогу могут предоставляться в случае, если они предусмотрены в законодательном акте о каждом конкретном налоге, а в рассматриваемом случае в Законе Российской Федерации "О плате за землю".

Закон Российской Федерации от 11.10.91 №1738-1 "О плате за землю" (с изменениями и дополнениями) содержит исчерпывающий перечень физических лиц, освобожденных от уплаты земельного налога, в числе которых сотрудники органов внутренних дел, в также сотрудники, уволенные из органов внутренних дел с правом на пенсию, не указаны.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 27.05.98 №76-ФЗ "О статусе военнослужащих " к военнослужащим относятся:

  • офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту;
  • офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации;
  • сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта.

Таким образом, сотрудники органов внутренних дел, а также сотрудники, уволенные из органов внутренних дел с правом на пенсию, к категории военнослужащих не относятся.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17.07.99 №177-ФЗ "О применении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О милиции" Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.92 №4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации", действует только в части, не противоречащей Закону Российской Федерации "О милиции", регулирующей порядок и условия прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел, до принятия Федерального закона по этим вопросам.

Законом Российской Федерации от 18.04.91 №1026-1 "О милиции" льготы по уплате земельного налога сотрудникам органов внутренних дел не предусмотрены.

Что касается пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 02.10.92 №1153 "О мерах по усилению социальной защиты военнослужащих внутренних войск, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и членов их семей", то необходимо отметить, что Указом Президента Российской Федерации от 12.10.98 №1214 "О признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации" Указ Президента Российской Федерации от 19.02.92 №154 "О мерах по усилению социальной защиты военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы" признан утратившим силу. Таким образом, с 1998 года положение об освобождении от уплаты земельного налога, предусмотренного пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 19.02.92 №154 "О мерах по усилению социальной защиты военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы", для военнослужащих, а с учетом Указа Президента Российской Федерации от 02.10.92 №1153 "О мерах по усилению социальной защиты военнослужащих внутренних войск, лиц начальствующего и рядового состава внутренних дел и членов их семей" и для лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел МВД России, утратило силу.

Пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 21.07.92 №796 "О дополнительных мерах по финансированию строительства и приобретению жилья для военнослужащих" льгота по уплате земельного налога указанным лицам также не предусмотрена.

Вопрос: Какие налоговые ставки применяются при налогообложении земельных участков, предоставленных организациям и гражданам для строительства жилых домов до момента окончания строительства и приема в эксплуатацию?
Кузьменко Галина (Новосибирск)

Ответ:
В соответствии с частью 5 статьи 8 Закона Российской Федерации от 11.10.91 №1738 "О плате за землю" (с изменениями и дополнениями) налог за земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), а также личным подсобным хозяйством, дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади земельного участка в размере трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 28,8 копейки за один квадратный метр в 2002 году.

Согласно статье 4 Жилищного кодекса РСФСР жилищный фонд, образуют жилые дома, а также жилые помещения в других строениях. Таким образом, понятия "жилищное строительство" и "жилищный фонд" не идентичны. Жилищное строительство не может рассматриваться как жилищный фонд до момента окончания строительства, регистрации права собственности на создаваемое недвижимое имущество (статья 219 Гражданского кодекса Российской Федерации) и включения вновь построенного жилого строения в состав жилищного фонда органами технического учета согласно Положению о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.97 №1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации".

Таким образом, Законом Российской Федерации "О плате за землю" не предусмотрено применение льготных ставок земельного налога за земли, предоставленные организациями и гражданам для строительства жилья в период его строительства, до ввода в эксплуатацию. Поэтому за земельные участки, предоставленные для строительства жилых домов, до момента окончания строительства и приема в эксплуатацию, земельный налог взимается по полным налоговым ставкам, установленным для данной территории населенного пункта.

Статьей 17 указанного Закона установлено, что налогоплательщики своевременно не привлеченные к уплате земельного налога, уплачивают этот налог не более чем за три предшествующих года.

Указанным выше Законом органам законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу отдельным категориям налогоплательщиков, находящимся на подведомственной им территории, в пределах суммы земельного налога, находящейся (остающейся) в их распоряжении.

Вопрос: Какие имеются налоговые льготы по уплате земельного налога организациями, имеющими земельные участки, на которых расположены объекты мобилизационного назначения, мобилизационные мощности, законсервированные и не используемые в текущем производстве?
Владимир (Москва)

Ответ:
В соответствии с пунктом 13 статьи 12 Закона Российской Федерации от 11.10.91 №1738-1 "О плате землю" (с изменениями и дополнениями) от уплаты земельного налога полностью освобождаются предприятия, научные организации и научно - исследовательские учреждения за земельные участки, непосредственно используемые для хранения материальных ценностей, заложенных в мобилизационный резерв Российской Федерации.

Таким образом, в указанном случае, льгота по земельному налогу предоставляется только за земельные участки, непосредственно используемые для хранения ценностей, заложенных в мобилизационный резерв Российской Федерации.

Одновременно сообщаем, что статьей 135 Федерального закона от 30.12.2001 №194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" приостановлено с 1 января по 31 декабря 2002 г. действие Закона Российской Федерации от 11.10.91 №1738-1 "О плате за землю" в части взимания платы за землю, на которой размещены объекты мобилизационного назначения, мобилизационные мощности, законсервированные и неиспользуемые в текущем производстве, испытательные полигоны и склады для хранения всех видов мобилизационных запасов (резервов).

Таким образом, в 2002 году льгота по уплате земельного налога будет представлена за все земли, на которых размещены вышеуказанные объекты, если эти объекты законсервированы и не используются в текущем производстве.

Вопрос: В какие сроки в налоговые органы представляется налоговая декларации по налогу на землю и какую ответственность несет налогоплательщик в случае её непредставления?
Петрова Валентина (Мытищи, Московская область)

Ответ:
Согласно статье 16 Закона Российской Федерации "О плате за землю" земельный налог, уплачиваемый организациями, исчисляется непосредственно этими лицами. Организации ежегодно не позднее 1 июля представляют в налоговые органы налоговые декларации причитающегося с них налога по каждому земельному участку.

В соответствии со статьей 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

Налоговая декларация по земельному налогу заполняется и представляется налогоплательщиком земельного налога в налоговый орган по месту нахождения объектов налогообложения. По вновь отведенным в течение года земельным участкам налоговая декларация представляется в течение месяца с момента представления соответствующего земельного участка.

Налоговая декларация может быть представлена в налоговый орган лично или направлена по почте. Налоговый орган проставляет отметку на копии налоговой декларации о принятии и дату ее представления. При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки заказного письма с описью вложения.

Форма налоговой декларации по уплате земельного налога утверждена Приказом МНС России от 06.06.2000 № АП-3-04/90 (Приложение № 1 к Инструкции МНС России от 21 февраля 2000г. № 56 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю). В настоящее время на регистрации в Минюсте России находится новая форма налоговой декларации по земельному налогу.

Статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.

Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.

Таким образом, в случае непредставления налогоплательщиком налоговой декларации по земельному налогу в срок не позднее 1 июля текущего года влечет взыскание штрафа в указанных выше размерах.

Вопрос: На основании каких документов производится уплата земельного налога за пользование земельным участком?
Горелов (Москва)

Ответ:
Согласно статье 15 Закона Российской Федерации от 11.10.91 №1738-1 "О плате за землю" (с изменениями и дополнениями) основанием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования (аренды) земельным участком.

Документами, удостоверяющими право собственности, владения или пользования земельными участками являются свидетельство о государственной регистрации прав (Федеральный закон от 21.07.97 №122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"), а также ранее выданные свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27.10.93 №1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками по формам, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 17.09.91 №493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей", свидетельства о праве собственности на землю по формам, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.92 №177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения".

Выдача свидетельств на право собственности на землю и государственных актов на право пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования землей прекратилась со дня начала выдачи свидетельства о государственной регистрации прав.

Вопрос: Уплачивают ли земельный налог организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, или перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности?
Казакова (Москва)

Ответ:
Согласно Федеральному закону от 29.12.95 №222-ФЗ "Об упрощенной систем налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организацией за отчетный период.

Поскольку земельный налог отнесен законодательством Российской Федерации к местным налогам, то организации, применяющие согласно Федеральному закону от 29.12.95 №222-ФЗ упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, не являются налогоплательщиками земельного налога.

Вместе с тем организации, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности в соответствии с Федеральным законом от 31.07.98 №148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", уплачивают земельный налог в общеустановленном порядке.

Вопрос: По каким формам должна представляться в 2002 году декларация по налогу на имущество предприятий?
Стрельников С. (Хабаровский край)

Ответ:
Министерством Российской Федерации по налогам и сборам в Инструкцию Госналогслужбы России от 8 июня 1995 г. № 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" внесены изменения и дополнения, которые утверждены приказом МНС России от 18.01.02 № БГ-3-21/22.

Эти изменения предусматривают для организаций новые формы отчетности по налогу на имущество предприятий: формы 1152001 и 1152002.

В налоговый орган по месту нахождения организации (месту государственной регистрации) представляется расчет налога на имущество предприятий по форме 1152001 "Расчет по налогу на имущество предприятий" (в целом по организации) с приложениями А "Сведения по обособленным подразделениям организации", Б "Расчет стоимости имущества организации" (в целом по организации) и В "Расчет стоимости льготируемого имущества организации" (в случае наличия льготируемого имущества).

Если организация имеет обособленные подразделения, то по месту нахождения каждого из обособленных подразделений организации представляется расчет налога на имущество предприятий по форме 1152002 "Расчет по налогу на имущество предприятий (по обособленному подразделению организации)" и приложений А1 "Расчет стоимости имущества по обособленному подразделению" и Б1 "Расчет стоимости льготируемого имущества по обособленному подразделению" (в случае наличия льготируемого имущества).

Вопрос: Можно ли начислять амортизацию на основные средства на основании новой классификации основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.02 № 1 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы", и учитывать начисленную таким образом амортизацию для определения остаточной стоимости основных средств в целях исчисления налога на имущество предприятий?
Рахманов И. (Санкт-Петербург)

Ответ:
Для целей исчисления налога на имущество предприятий основные средства учитываются по остаточной стоимости.

Правительство Российской Федерации (постановление от 01.01.02 № 1) утвердило Классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы.

Формирование остаточной стоимости основных средств для целей исчисления налога на имущество предприятий производится в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета, исходя из суммы амортизации (или износа, в случае если для объекта основных средств амортизация не начисляется), начисленной налогоплательщиком в соответствии с принятым им порядком, утвержденным учетной политикой организации на соответствующий отчетный год.

По вновь вводимым с 1 января 2002 года основным средствам организации в соответствии с принятой на 2002 год учетной политикой для целей бухгалтерского учета могут начислять амортизацию на основании новой классификации основных средств и, следовательно, учитывать начисленную таким образом амортизацию для определения остаточной стоимости основных средств в целях исчисления налога на имущество предприятий.

Вопрос: В каком порядке следует уплачивать налог на имущество предприятий по обособленным подразделениям организации?
Быкова И.Л. (Москва)

Ответ:
Организации, в состав которых входят обособленные подразделения (в том числе, с 1 января 2000 года и обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и счета в банке) уплачивают налог на имущество предприятий в порядке, предусмотренном статьей 7 Закона "О налоге на имущество предприятий".

Исчисление суммы налога на имущество предприятий по обособленным подразделениям производится исходя из среднегодовой стоимости основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, а также балансовой стоимости материалов, готовой продукции, товаров (в том числе товаров отгруженных), фактически находящихся по месту нахождения обособленного подразделения и ставки налога, установленной по месту его нахождения.

Вопрос: Облагаются ли налогом на имущество предприятий арендная плата за землю за 2002 год, на которой начато новое строительство, уплаченная в 2001 году? Облагается ли налогом плата за право аренды земельным участком, установленная Правительством Москвы?
Ильяш М. (Москва)

Ответ:
По новому Плану счетов бухгалтерский счет 97 Расходы будущих периодов" предназначен для обобщения информации о расходах, произведенных в данном отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам. На этом счете, в частности, должны быть отражены расходы, связанные с взносом (оплатой) арендной платы за последующие периоды, расходы, связанные с приобретением подписных изданий.

Таким образом, арендная плата за землю, уплаченная в 2001 году, но относящаяся к последующему отчетному периоду (2002 году), отражается в бухгалтерском учете на счёте "97" и по состоянию на отчетную дату включается в расчет по налогу на имущество предприятий.

Что касается сбора за право заключения договора аренды на земельный участок, то этот сбор уплачивается за счет собственных средств организации и отражается на счете бухгалтерского учета 88, остатки по которому не включаются в налоговую базу по налогу на имущество предприятий.

Вопрос: Какими документами устанавливаются льготы по налогу на имущество предприятий?
Супонев А. (Казань)

Ответ:
Льготы по налогу на имущество предприятий установлены на федеральном уровне статьями 4 и 5 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий", действующим в части, не противоречащей Налоговому кодексу Российской Федерации.

Согласно статье 5 Закона законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать для отдельных категорий налогоплательщиков дополнительные льготы по налогу на имущество предприятий в пределах сумм, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Также льготы по налогу на имущество предприятий могут быть предоставлены в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Вопрос: Каковы основания использования льгот по налогу на имущество предприятий?
Смидович А.М. (Москва)

Ответ:
Пунктами 5 и 6 Инструкции Госналогслужбы России от 08.06.95 № 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" определены условия предоставления льгот по данному налогу.

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" данным налогом облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе налогоплательщика.

Льготированию при соблюдении условий, определенных пунктами 5 и 6 Инструкции № 33, подлежит имущество по статьям актива баланса, отражающим объект налогообложения.

Таким образом, основанием использования льгот по налогу на имущество предприятий является наличие на балансе указанного имущества и соблюдение условия, установленного этими нормативными документами.

Например:

для организации, занимающейся производством, переработкой и хранением сельскохозяйственной продукции, необходимым условием для получения льготы в виде освобождения от уплаты налога на имущество предприятий, является получение выручки от указанных видов деятельности в объеме не менее 70 % от общей суммы выручки;

организации, занимающейся образовательной деятельностью, для получения льготы по налогу на имущество предприятий необходимо иметь лицензию на образовательную деятельность и использовать имущество исключительно для нужд образования и культуры;

организация, имеющая на балансе парк культуры, может исключать из налоговой базы только имущество, используемое непосредственно для нужд культуры, но не имеет право льготировать имущество, используемое для других целей (например, для организации общественного питания или торговли).

Вопрос: Уплачивает ли организация налог на имущество предприятий по имуществу, используемому в предпринимательской деятельности, осуществляемой на основе свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, и иной деятельности, если невозможно организовать раздельный учет указанного имущества?
Татьяна (Липецк)

Ответ:
Да, согласно пункту 10 письма МНС России от 27.04.01 № ВТ-6-04/350 указанное имущество подлежит налогообложению налогом на имущество предприятий в части, пропорциональной сумме выручки от реализации товаров (работ, услуг), полученной в процессе иной деятельности, в общей сумме выручки от реализации товаров (работ, услуг) организации.

Вопрос: Кто является налогоплательщиком налога на имущество предприятий по имуществу, переданному по договору доверительного управления?
Зубилин (Москва)

Ответ:
Согласно статье 1012 Гражданского кодекса Российской Федерации передача имущества в доверительное управление не влечет за собой перехода права собственности на него к доверительному управляющему.

Имущество, переданное в доверительное управление, обособляется от другого имущества учредителя управления, а также от имущества доверительного управляющего. Это имущество отражается у доверительного управляющего на отдельном балансе, по нему ведется самостоятельный учет и уплачиваются в бюджет установленные законодательством налоги и сборы.

Указаниями по отражению в бухгалтерском учете операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом (утверждены приказом Минфина России от 28.11.01 № 97н) определено, что при составлении бухгалтерской отчетности учредителя управления в нее включаются показатели отчетности, представленной доверительным управляющим, путем построчного суммирования аналогичных показателей.

Таким образом, налогоплательщиком налога на имущество предприятий по имуществу, переданному по договору доверительного управления имуществом, является учредитель доверительного управления, являющийся собственником имущества.

Ведущий: Уважаемые господа!

Позвольте завершить нашу Интернет-конференцию. Выражаем благодарность Федорову Андрею Сергеевичу за детальные ответы на вопросы налогоплательщиков. Благодарим также всех авторов вопросов и посетителей страниц конференции за внимание. Все вопросы, не получившие ответа, будут переданы в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, на сайте которого (www.nalog.ru) Вы сможете получить дальнейшие разъяснения.

Ответы, полученые после завершения конференции, можно найти на странице http://www.garweb.ru/conf/mns/20020521/answers01.htm

Полный список заданных вопросов

 
Материалы:
Конференция
МНС России
Налоговый кодекс РФ
Ответы специалистов МНС России на вопросы
Интернет-конференция МНС России 15.01.2002
Интернет-конференция Министра МНС Росии Г.И.Букаева "Реформа налоговой системы"
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
МНС России
Гарант-Интернет
НПП Гарант-Сервис
Рамблер
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации