Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта

Интернет-конференция
Председателя Конституционного Суда Российской Федерации
Баглая Марата Викторовича
"К 10-летию Конституции Российской Федерации: защита конституционных прав и свобод граждан"

Обзор публикаций СМИ


Пятый Всероссийский съезд судей подвел итоги

С 27 по 29 ноября 2000 года в Москве проходил очередной V Всероссийский съезд судей, в работе которого приняли участие 641 судья из арбитражных, военных судов и судов общей юрисдикции, а также Председатели Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. В качестве наблюдателей были приглашены 20 мировых судей из различных регионов России.
Основной итог съезда - констатация проблем. Для их разрешения была создана рабочая группа под руководством заместителя главы Администрации Президента Дмитрия Козака, которая к 15 апреля 2001 года должна представить результаты своей деятельности. На съезде шла речь и о судебной реформе, длящейся уже десятый год. "Концепция судебной реформы была прекрасно продумана. Если бы удалось ее выполнить хотя бы на 80 процентов, у нас была бы прекрасная судебная система", - заявил Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ Вениамин Яковлев.
Главное, на что обращали внимание судьи, - проблемы, касающиеся загруженности, недофинансирования судов, обеспечения безопасности судей. Президент пообещал, что объем финансирования в 2001 году будет увеличен на одну треть.
Выступая на открытии съезда, Президент РФ Владимир Путин отметил, что судей в стране мало, их количество не соответствует потребностям. Но это не значит, что "независимость судебной власти должна превращаться в личную зависимость от судьи". Глава государства посетовал, что работа над процессуальным законодательством растянулась на долгие годы, а ряд статей действующего законодательства противоречит Конституции РФ.
Владимир Путин заверил, что никаких новых судебных реформ не будет, надо доводить до конца начатую. По заявлению самих руководителей судебной корпорации, завершить судебную реформу планируется в ближайшие два-три года.
Судейским сообществом с неодобрением была воспринята идея президента о введении в состав квалификационных коллегий судей представителей депутатского корпуса, юридической общественности, ученых-правоведов. Владимир Путин обратил также внимание и на консервативный подход судей ко многим процедурным моментам. Низкий процент отмены приговоров в высших инстанциях отнюдь не свидетельствует о высоком качестве работы судей, это скорее говорит о поверхностном рассмотрении многих дел либо о корпоративной солидарности судейского сообщества, не готового признавать ошибки своих коллег.
Путин поддержал идею формирования административных судов. По словам Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ Вениамина Яковлева, в арбитражных судах 46 процентов дел составляют административные дела (разрешение спора между предпринимателем и государством). Необходимо разграничить компетенцию и полномочия между Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ по административным делам.
В судах общей юрисдикции за год рассматривается 5 миллионов гражданских, 2 миллиона административных, 1 миллион уголовных дел. Это свидетельствует о том, что судебная система в России сложилась и работает с колоссальной нагрузкой.
Не меньше беспокоил судей и вопрос о несменяемости. По их мнению, закрепление в Конституции РФ гарантии независимости, несменяемости и неприкосновенности судей - одно из важнейших завоеваний в сфере правосудия. Президент также коснулся этой темы. Он не называл конкретных, предпочтительных, на его взгляд, сроков пребывания судей в должности, но упомянул о "необходимости совершенствования процедуры назначения на должность и введения конкурсной системы".
Выступающие на съезде делегаты в числе наболевших называли вопрос о необходимости безотлагательного приведения законодательства субъектов РФ в соответствие с Конституцией РФ и федеральными законами, создания добротной законодательной базы для осуществления правосудия.
Российский народ исторически относится к суду настороженно, заметил Президент, в связи с чем пожелал судьям заслужить доверие граждан.
Ниже приведены извлечения из выступлений делегатов V Всероссийского съезда судей.

Вениамин Яковлев, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ:
"Не надо создавать новую концепцию судебной реформы, следует просто взять и посмотреть что за 9 лет сделано, и постараться доделать оставшееся. Как сказал Президент России, надо совершенствовать то, что есть, а не ломать созданное. Кроме того, необходимо с помощью государства поднимать престиж судебной работы. Вот тогда концепция судебной реформы будет реализована. Суды станут сильными, независимыми, а правосудие настоящим.
Когда 10 лет назад вводили несменяемость судей, я был активным противником этого, полагая, что у нас нет еще должного состава судей. А сейчас сторонник. Откатиться к старым временам, значит, поставить судей в зависимость от органов местной исполнительной власти. Отмена несменяемости противоречит принципу независимости.
В зарубежных странах подавляющее большинство дел заканчивается примирением сторон. У нас ничтожный процент. Я думаю, что нам надо овладевать методикой использования примирительной процедуры в судах с тем, чтобы предприниматели выходили из зала судебного заседания не врагами, а людьми, которые готовы и дальше сотрудничать в деловом отношении.
Сейчас административные дела рассматриваются и судами общей юрисдикции, и арбитражными судами. При этом суды общей юрисдикции применяют Гражданский процессуальный кодекс, а арбитражные суды - Арбитражный процессуальный кодекс, то есть законодательство, которое приспособлено для решения гражданско-правовых дел. Когда спорят две стороны в гражданском процессе, то его можно смело строить на основе состязательности. Но когда в административном процессе с одной стороны выступает маленький человек, а с другой, - гигантское государство, то принцип состязательности по известной причине здесь не работает. Вот почему нужен Административно-процессуальный кодекс".

Марат Баглай, Председатель Конституционного Суда РФ:
"Наша постоянная забота - обеспечить действенность статьи 46 Конституции РФ, гарантирующей каждому человеку право на судебную защиту, а также равный доступ к правосудию.
Как вы знаете, Конституционный Суд РФ не возглавляет систему конституционных судов в стране. Они действуют в субъектах Российской Федерации самостоятельно. К сожалению, таких судов у нас только 14. Хотелось бы, чтобы съезд дал сильный импульс к созданию их по всей стране. Иначе сохранится положение, при котором огромный законодательный массив (законы субъектов Российской Федерации по вопросу их исключительного ведения) находится вне сферы конституционного права. Я хотел бы выразить уверенность, что съезд станет очень важным фактором дальнейшего совершенствования нашей судебной системы".

Павел Лаптев, Уполномоченный Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека:
"Необходима корректировка нашего законодательства с тем, чтобы оно ни при каких обстоятельствах не расходилось с Европейской Конвенцией и со стандартами Совета Европы.
Очень важно, чтобы наша судебная практика не расходилась с прецедентным правом Европейского Суда по правам человека. Любое дело, возбужденное против России в Европейском Суде, проходит через нашу внутреннюю судебную процедуру. Мне очень трудно представить дело, в коем бы российская судебная процедура по спорам в Европейском суде не была бы задействована. Поэтому колоссальнейшая ответственность возлагается на вас, уважаемые судьи, начиная с районного суда и заканчивая Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ.
Одним из европейских стандартов при рассмотрении дела в Европейском Суде является то, что внутренние судебные процедуры должны быть полностью исчерпаны. Важное направление деятельности Уполномоченного России в Европейском Суде по правам человека заключается в урегулировании спора на внутригосударственном уровне. Уполномоченный всеми законными способами защищает решения российских судебных властей тогда, когда они правы, действуют в соответствии с Конституцией, Европейской Конвенцией и законодательством России".

В итоговом постановлении "О ходе судебной реформы в Российской Федерации и перспективах развития судебной системы", принятом на съезде, отмечается следующее:

  • прошедший период (с октября 1991 г.) ознаменован утверждением в России судебной власти как самостоятельной ветви государственной власти, несмотря на трудности, а иногда и противодействие развитию судебной реформы, можно сказать о том, что судебная власть состоялась и она способна защитить права человека, интересы общества и государства;
  • одним из важнейших завоеваний в сфере правосудия явилось закрепление в Конституции Российской Федерации гарантий независимости, несменяемости и неприкосновенности судей, без чего невозможно обеспечить осуществление судебных полномочий;
  • за время, прошедшее после IV (чрезвычайного) Всероссийского съезда судей в декабре 1996 года, принят и введен в действие целый блок законодательных актов в деле укрепления судебной системы страны, но уже более двух лет Государственная Дума РФ не рассматривает проект федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", внесенный Президентом России, не принимается подготовленый ко второму чтению проект федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", не принят законопроект, внесенный Верховным Судом РФ, "О приведении штатной численности судей и работников аппаратов судов федеральных судов общей юрисдикции в соответствие с нормами нагрузки" и законопроект, внесенный Высшим Арбитражным Судом РФ, "Об увеличении штатной численности судей и работников аппаратов арбитражных судов";
  • новые УПК И ГПК РФ и проект новой редакции Арбитражного процессуального кодекса РФ до сего времени не приняты, что существенным образом отражается на своевременном и качественном разрешении дел;
  • не решена проблема, связанная с реализацией конституционного права каждого на квалифицированную юридическую помощь, которая могла бы быть предоставлена в случае принятия закона "Об адвокатуре в Российской Федерации", обсуждаемого в Государственной думе РФ уже несколько лет;
  • актуальным вопросом сегодняшнего времени является вопрос о безотлагательном приведении законодательства субъектов РФ в соответствие, с Конституцией РФ и федеральными законами с помощью выносимого на рассмотрение Государственной Думы законопроекта "О федеральных административных судах в Российской Федерации", принятие которого будет способствовать эффективному разрешению административных дел в условиях независимого осуществления правосудия;
  • говоря о необходимости добротной законодательной базы для осуществления правосудия, следует отметить, что такой Федеральный закон, как Закон "О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации", вместо облегчения и упрощения работы судов создал проблемы по формированию корпуса народных заседателей, поскольку большинство из них отказываются от участия в осуществлении правосудия, срывая судебные заседания, требует существенной доработки.
Очевидно, что быстрое и качественное разрешение судебных дел и своевременное исполнение вступивших в силу судебных актов немыслимы без надлежащего кадрового, финансового и материально-технического обеспечения работы судов и источник жизнедеятельности судебной системы один - федеральный бюджет. Но приходится признать, что правительство РФ не выполняет должным образом положения статьи 124 Конституции РФ о необходимом финансировании судебной системы для реализации полного и независимого осуществления правосудия.
При относительно стабильном финансировании последних двух лет следует подчеркнуть, что бюджетные заявки Судебного департамента при Верховном Суде РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ удовлетворяются лишь наполовину. Не решен окончательно вопрос финансирования и военных судов. Свыше тысячи зданий судов требуют капитального либо срочного текущего ремонта. Из-за отсутствия средств медленными темпами идет работа по компьютеризации и информационному обеспечению деятельности судов. Решение этих и других проблем по "остаточному" принципу не допустимо, ибо речь идет о людях, на которых возложена конституционная обязанность по обепечению правосудием прав и свобод человека и гражданина.
Съезд выразил категорическое несогласие с предложениями о дроблении целостной системы судов общей юрисдикции на мини-системы со своими высшими судами для рассмотрения отдельных категорий дел (трудовые, семейные и т. п.). Более того, было предложено разработать новую концепцию судебной реформы, отличающуюся от Концепции 1991 года.

Было отмечено, что в ближайшие годы усилия федеральных органов государственной власти и судейского сообщества должны быть направлены на:

  • укрепление независимости и самостоятельности судов в тесном взаимодействии органов судейского сообщества с органами законодательной и исполнительной власти как в центре, так и на местах;
  • завершение создания современной законодательной базы;
  • совершенствование уголовно-процессуального законодательства, введение сокращенного порядка судебного следствия в случаях, предусмотренных законом;
  • утверждение состязательности сторон;
  • совершенствование гражданского и арбитражного процессуального законодательства, предусмотрев процедуры досудебного урегулирования споров, упрощение судебной процедуры по определенным категориям дел;
  • разработку и принятие Административно-процессуального кодекса РФ и принятие Административного кодекса РФ об административных правонарушениях;
  • принятие законодательных актов, обеспечивающих право на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе и муниципальной адвокатуры;
  • развертывание повсеместно судов присяжных и мировых судей, создание административной юстиции;
  • укрепление судебной системы высококвалифицированными кадрами судей и работников аппарата судов;
  • обеспечение охраны судов и безопасности судей, реализуя положения Федерального закона "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов", учитывая необходимость формирования специальных подразделений МВД России в целях обеспечения безопасности судей, а также передачу службы судебных приставов из ведения Минюста России Судебному департаменту при Верховном Суде РФ;
  • обеспечение судей жилыми помещениями в установленном законом порядке;
  • повышение требовательности к судьям по выполнению ими своего профессионального долга и соблюдения Кодекса чести судьи Российской Федерации.
В целях завершения судебной реформы надлежит разработать и утвердить Государственную программу развития судебной системы Российской Федерации на период до 2005 года.
V Всероссийский съезд судей избрал новый состав Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации (Председатель ВККС РФ - В. В. Кузнецов, председатель судебного состава Верховного Суда РФ) и новый Совет судей Российской Федерации в составе 114 человек, (Председатель Совета судей РФ - Ю. И. Сидоренко, судья Верховного Суда РФ).

По материалам Судебного департамента РФ


№ 01 (01) 2001, Арбитражная практика
15/01/2001
Материалы по теме:
Конференция
Список вопросов
Биография Баглая М.В.
Конституция РФ
Конституционный суд РФ
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Конституционный суд РФ
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Рамблер
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2002 Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов сайта www.garweb.ru
допускается только со ссылкой на источник информации