Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта

Интернет-конференция
Председателя Конституционного Суда Российской Федерации
Баглая Марата Викторовича
"К 10-летию Конституции Российской Федерации: защита конституционных прав и свобод граждан"

Обзор публикаций СМИ


ПРАВО - ЭТО ТОЖЕ ПОЛИТИКА

Участники споров и даже судьи по-своему воспринимают и комментируют даже самые хорошие законы. Эта проблема, перерастая правовые рамки, становится морально-этической, о чем не раз вспоминали председатели и представители конституционных судов десяти стран СНГ и Европы, эксперты Венецианской комиссии Совета Европы, Европейского суда по правам человека, собравшиеся в Ереване на международный семинар "Гарантии независимости конституционного правосудия и воздействие решений конституционного суда на общественную практику".

Маститые юристы обсуждали проблемы, препятствующие осуществлению конституционного правосудия. Звучали мнения, воспринимаемые далеко не однозначно не только потому, что разговор был между профессионалами, представителями разных школ и культур. Дело также в значительных различиях самих конституций и соответственно функциональных полномочий, предоставленных конституционным судам.

Взять хотя бы перечень субъектов, имеющих право обращаться в КС. В Армении это президент и одна треть парламентариев. По словам председателя КС республики Гагика Арутюняна, в мире нет другой страны, где этот перечень настолько ограничен. Но при множестве недостатков Г.Арутюнян выделил и два преимущества КС Армении. Это контроль международных договоров при предварительном рассмотрении и несменяемость судей.

В России, напомним, судьи КС назначаются на 12 лет, зато правом обращения в КС обладает каждый гражданин. Более актуальными для нашей страны являются другие проблемы: судья КС РФ Николай Витрук, например, высказывался категорически против дисциплинарной ответственности судей, которая предлагается в новом законопроекте, подготовленном по инициативе президента России. А касаясь проблемы федеративных отношений, Николай Витрук сообщил, что КС исходит из того, что РФ — это конституционная федерация, которая не предусматривает никакого суверенитета субъектов Федерации, даже если они ее провозгласили.

Общий для всех судов вопрос — степень его политизированности. Председатель КС Армении считает, что принятие решения, исходя из политических последствий, не функция КС. Его роль — решить политические споры именно правовым путем.

Заместитель председателя КС Украины Николай Селивон тоже предлагает суду уходить от политического решения. Но эксперт Совета Европы профессор Жан Пьер Масиас из Франции думает, что любое правовое решение имеет политические последствия. Творчески подходя к решению, КС будет предлагать применение закона в соответствие с его (суда) интерпретацией. В этом случае речь пойдет об активной позиции КС.

Вопрос рассмотрения политических споров во многом зависит от того, насколько окреп и опытен суд. КС — стабилизирующий фактор в жизни страны. Одновременно суд является одним из элементов государственного функционирования. И он должен взаимодействовать с другими элементами государства, объясняя свою позицию. А председатель КС России Марат Баглай заметил, что конституция не только правовой документ, но и политический. В любой проблеме, даже бытовой, есть политика. Главное, чтобы само решение было правовым.

Был поднят вопрос и о совершенстве конституции. Председатель Гагик Арутюнян представил ряд недостатков и упущений в действующем Основном законе страны. Оказывается, в Армении предполагается обновление конституции на 80 процентов. Н.Витрук выразил сомнение в этичности выступления КС в качестве восполнителя пробелов или ликвидатора противоречий в конституции. Да и в общественном сознании может возникнуть сомнение: как же КС собирается защищать "практически непригодную конституцию"?

Подытожил этот спор М.Баглай. Он заявил, что не прочь бы поучиться у того, кто в состоянии написать конституцию без пробелов. По его словам, КС существует, чтобы права не нарушались. И ничего страшного в том, если путем толкования суд будет создавать нормы, которые в системе конституции будут рассматриваться как конституционные.


Армен Уриханян, № 184 (795), Время МН
11/10/2001
Материалы по теме:
Конференция
Список вопросов
Биография Баглая М.В.
Конституция РФ
Конституционный суд РФ
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Конституционный суд РФ
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Рамблер
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2002 Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов сайта www.garweb.ru
допускается только со ссылкой на источник информации