Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта

Интернет-конференция
Председателя Конституционного Суда Российской Федерации
Баглая Марата Викторовича
"К 10-летию Конституции Российской Федерации: защита конституционных прав и свобод граждан"

Обзор публикаций СМИ


К 10-ЛЕТИЮ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 ноября 2001 г. в Мраморном зале Кремля состоялось торжественное заседание, посвященное 10-летию начала работы Конституционного Суда Российской Федерации.

На заседании присутствовали Президент Российской Федерации В.В. Путин, Председатель Правительства Российской Федерации М.М. Касьянов, судьи Конституционного Суда Российской Федерации, руководители и депутаты палат Федерального Собрания Российской Федерации, руководители исполнительных и судебных органов государственной власти Российской Федерации, представители общественных объединений, деятели культуры, науки и искусства, представители зарубежных конституционных судов.

Ниже публикуются выступления участников Торжественного заседания.

Приветственное обращение к Конституционному Суду России, его судьям произнес Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин:

Уважаемые судьи Конституционного Суда! Дорогие друзья, коллеги!

Я очень рад поздравить всех присутствующих с десятилетием Конституционного Суда Российской Федерации. Это событие является поистине исторически значимым. О такой оценке говорит и тот факт, что в Москву приехали представители практически всех конституционных судов мира. Это признание международного авторитета Конституционного Суда России, признание того, что наша страна развивается как демократическое и правовое государство.

Прошедшие годы показали, насколько правильным и обоснованным было решение об учреждении в России Конституционного Суда как абсолютно нового для нашей страны правового института. Его деятельность способствовала укреплению демократии и законности, положила начало отечественной конституционной юстиции. С его появлением был создан не только действенный механизм защиты Конституции. По сути дела впервые в нашей стране появился государственный орган, способный на основе закона ограничивать и законодательную, и исполнительную власть, а подчас и твердо усмирять политиков, апеллирующих к политической целесообразности, а не к нормам права. Еще неокрепшая российская власть осознанно и ответственно пошла на такое самоограничение. Считаю это абсолютно важным фактором.

Второе обстоятельство, которое я хотел бы сегодня подчеркнуть, касается независимости Конституционного Суда. Как записано в Законе, Конституционный Суд решает исключительно вопросы права. Сюда обращаются для разрешения многих конфликтов, в том числе между органами власти, а значит, конфликтов политического характера по своей природе, но решаются они только правовыми средствами и в правовой форме.

Конституционный Суд на деле доказал возможность независимого, основанного только на законе судопроизводства и тем самым не просто поднял планку судейской работы, но во многом помог профессиональному становлению и других судов России.

Сегодня в лице Конституционного Суда мы имеем инструмент, действенно защищающий установленный нашей Конституцией демократический и государственный строй, федеративное государственное устройство, единое экономическое пространство и свободу предпринимательства в России и, что самое главное, права и свободы гражданина и человека. И в этой связи не могу не отметить, что в лице Конституционного Суда мы сегодня имеем достаточно эффективный инструмент, защищающий саму Конституцию.

Наш Конституционный Суд был безоговорочно принят в Конференцию европейских конституционных судов. И такое стало возможным, думаю, только потому, что он работает на высоте стандартов этой авторитетной международной организации. И одна из таких высот - рассмотрение жалоб граждан. Это очень важная функция Конституционного Суда, может быть, одна из самых главных. За защитой своих прав в высший конституционный орган страны могут обращаться все граждане Российской Федерации. За 10 лет Конституционным Судом принято немало решений по жалобам граждан, отстаиваются трудовые и социальные права, права граждан на частную собственность, на защиту от неправомочного вмешательства государства в их жизнь.

Дорогие коллеги! Сегодня очевидно, что все основные полномочия, которыми наделен Конституционный Суд, оказались востребованными. Он охраняет Конституцию и защищает права и свободы людей. Но есть еще одна не менее важная функция Конституционного Суда: он активно участвует в создании и укреплении правового фундамента государства. Позиции, которые отстаивает Суд при обосновании своих решений, во многом влияют на общее развитие права в стране, способствуют повышению правовой культуры во всем нашем обществе.

Конституционный Суд России не подменяет другие властные органы и не вторгается в их компетенцию, он занял свое прочное и определенное место в системе федеральных органов государственной власти. С одной стороны, он независим от них, с другой - может своими решениями влиять на их деятельность. В этом смысле он - более высокая инстанция, каким и должен быть орган конституционного правосудия.

В общественном мнении Конституционный Суд России пользуется репутацией важнейшего и авторитетнейшего государственного органа. При возникновении серьезных экономических, социальных и политических конфликтов люди часто апеллируют именно к этому Суду.

Конечно, линия развития этого важнейшего института не была прямой. Мы знаем, что его не раз пытались использовать как арену политической борьбы, однако победил все-таки принцип независимости и невмешательства в политику. Этот принцип воспринят и поддержан сегодня обществом России, более того, он подтвержден и мировой практикой конституционного правосудия.

Дорогие друзья! В заключение хотел бы сказать, что ответственная деятельность конституционных судей требует глубоких юридических знаний, профессионального достоинства, а подчас и гражданского мужества. И я благодарю всех судей Конституционного Суда за все, что они сделали и делают для становления и укрепления российской государственности, за все, что они делают для граждан России.

Поздравляю вас с десятилетием!

Выступление М.В. Баглая, Председателя Конституционного Суда Российской Федерации

СЛОВО О КОНСТИТУЦИОННОМ ПРАВОСУДИИ В РОССИИ

Уважаемый Владимир Владимирович!

Уважаемые участники Торжественного заседания!

В своем кратком выступлении, которое я называю "Словом о конституционном правосудии в России", хотел бы с согласия своих коллег представить вам некоторые соображения, раскрывающие корни и суть конституционного правосудия в России в его эволюции. Это, следовательно, не отчет о деятельности Конституционного Суда за 10 лет и не попытка давать оценку своей деятельности - суд, как известно, не вправе судить в собственном деле.

Прежде всего стоит вспомнить, что, когда 10 лет назад в России закладывались основы демократического правового государства, не все отчетливо понимали, какое место в этом государстве должен занимать Конституционный Суд. Различные подходы диктовались тем обстоятельством, что в мировой практике не было, как нет и сейчас, единой модели судебного конституционного контроля. Однако реформаторы первой волны были едины в поисках надежных гарантий от возврата к тоталитаризму. Они понимали, что если в государстве отсутствует судебный конституционный контроль, то даже самая демократическая конституция с самым широким набором прав и свобод граждан грозит остаться листком бумаги, а общество рано или поздно неминуемо столкнется со злоупотреблениями ничем не ограниченной власти.

Сама идея и базовые ценности конституционного правосудия пришли к нам вместе с перестройкой - этим могучим движением народа к свободе. Они опирались главным образом на опыт построения правового государства за рубежом. В 1989 г. был создан Комитет конституционного надзора СССР, в состав которого вошли опытные юристы во главе с проф. С.С. Алексеевым, некоторые из них и поныне с полной отдачей сил трудятся в аппарате нашего Конституционного Суда.

В независимой России идея конституционного правосудия сразу обрела свое полное воплощение. 12 июля 1991 г. был принят Закон "О Конституционном Суде Российской Федерации", который подписал первый Президент России Борис Николаевич Ельцин. Закон наделял Конституционный Суд полномочиями по проверке конституционности не только правовых актов высших органов государственной власти, но и действий высших должностных лиц. Следовательно, не исключалось участие Суда в качестве высшего арбитра возможных политических разногласий. К 1 ноября 1991 г. было закончено формирование Конституционного Суда, и Суд начал свою работу.

В то время в России настроения и события менялись быстро и радикально. Довольно скоро, а именно в 1993 г., в политическом развитии возник острый кризис, который затронул и Конституционный Суд. Нужно отдать должное Б.Н. Ельцину, который отверг возможность прекращения деятельности Конституционного Суда и роспуска его состава. С принятием в 1993 г. новой Конституции Российской Федерации необходимой стала разработка нового Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", который был принят в 1994 г. Полномочия Конституционного Суда были существенно расширены, одновременно исключена не свойственная ему проверка конституционности действий должностных лиц и других полномочий, характерных для судов общей юрисдикции.

Очень важно отметить, что в последующее время Президент России не допускал какого-либо вмешательства в деятельность Конституционного Суда, выполняя все судебные решения - даже те, с которыми он был не согласен. В этом заключается важный для всех нас момент истины, а именно: сложился порядок, при котором все органы власти и все должностные лица, включая главу государства, признают обязательность решений Конституционного Суда. Это - важнейшее условие конституционного правового государства.

Само становление Конституционного Суда происходило в непростых условиях. Не сразу была выработана оптимальная модель конституционного правосудия, непросто решались вопросы, связанные с созданием условий для работы Суда. В стране нашей, полной эгалитаристских пережитков советского прошлого, и поныне не все государственные деятели с пониманием воспринимают необходимость высокого статуса судьи Конституционного Суда.

Радикальная перестройка Российского государства и правовой системы в последние 10 лет востребовала достижения научной правовой мысли, вовлекла в общественно-политическую и юридическую практику ученых-юристов. В состав Конституционного Суда вошли крупные ученые-правоведы. Первым Председателем Суда стал проф. В.Д. Зорькин. Председательские обязанности исполнял проф. Н.В. Витрук, которого затем сменил видный ученый, проф. В.А. Туманов. В нынешнем составе Суда из 19 судей 12 имеют ученую степень доктора юридических наук и 5 - кандидата наук. Эти цифры не только характеризуют научный потенциал Конституционного Суда, но и, что более важно, во многом объясняют превращение решений Конституционного Суда в объективный, научно обоснованный фактор развития права.

Разумеется, Конституционный Суд не подменяет собой законодателя, не вторгается в нормотворческую сферу исполнительной власти и вообще не руководствуется целесообразностью. Но такие не разделяемые ни с кем полномочия, как общеобязательное толкование Конституции Российской Федерации, объявление утратившими силу неконституционных правовых норм, выявление конституционно-правового смысла законов и соответствующие рекомендации законодателю принять законы, восполняющие пробелы в правовом регулировании, не могут не приводить к появлению нового права. И надо сказать, что такая деятельность Суда никогда не выпадает из общих закономерностей и направлений развития российского права: ни с точки зрения его демократической сущности, ни по соответствию его общей структуре. Здесь второй момент истины, раскрывающий уникальный феномен конституционной юстиции: через конституционное правосудие, на базе позитивного права и юридической науки рождаются новые правовые принципы, так сказать, надпозитивное право, независимость которого от политической конъюнктуры обеспечивает высшие и прочнейшие гарантии прав и свобод граждан от возможных посягательств со стороны публичной власти.

Бескомпромиссно и последовательно защищая конституционные права и свободы граждан, твердо следуя при этом принципам и нормам международного права. Конституционный Суд в то же время преодолевает формализм в их толковании, если это нарушает общие интересы. Конечно, даже от демократического государства могут исходить отдельные законы, в скрытой форме противоречащие Конституции, и тогда такие акты подвергаются Конституционным Судом решительной дисквалификации. Но государство - это и главный гарант защиты прав и свобод, и поэтому мы, отнюдь не из трепета перед органами государственной власти, выступаем в поддержку общего интереса и публичного порядка. Это особенно важно сейчас, в условиях нарастающего участия нашего государства в борьбе против международного терроризма.

Следовательно, содействие укреплению и усилению нашего государства вытекает для Конституционного Суда отнюдь не из конъюнктурных соображений. Наша деятельность органически связывает идею сильного государства с государством правовым и конституционным, где государственная власть действует в рамках основного закона и во имя человека. Конституционный Суд с первых шагов своей деятельности выступил в защиту единого правового и конституционного поля, с позиций конституционализма обосновал единство системы государственной власти и целостности России в условиях федерализма, одновременно защищая права субъектов Российской Федерации. В трудные годы конфронтации исполнительной и законодательной властей Конституционный Суд неоднократно обязывал главу государства принимать меры для взаимодействия, поиска компромиссов с парламентом. В судебных процессах по делу КПСС, по федеральному вмешательству в Чеченской Республике, по определению так называемого суверенитета республик и многим другим Суд находил правовые решения, которые способствовали стабильности в обществе и укреплению конституционного правопорядка. Мы знали, что это повышает доверие народа к Конституции и государству, поднимает его правосознание и культуру.

Здесь уместно сказать, что становление Конституционного Суда, как и упрочение судов общей юрисдикции и арбитражной юстиции, происходило в последние годы на принципиально новой конституционной основе, а именно: на принципах разделения властей и признания органов правосудия как самостоятельной судебной власти - власти, а не придатка других ветвей власти. Действуя в тесном сотрудничестве, Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды выполняют важнейшую функцию государства: гарантировать конституционную законность и эффективную защиту прав человека и гражданина. Потенциал судебной власти в полной мере еще не раскрыт, надо расширять судебный контроль за всеми сторонами административного механизма. Сильная и независимая судебная власть - это условие и залог веры людей в государство, гарантия гражданского мира, становления гражданского общества, развития экономики, утверждения справедливости и т.п.

Краеугольный камень всей деятельности Конституционного Суда - его независимость: независимость от других ветвей власти, независимость от давления средств массовой информации, независимость как внутренняя свобода правовых убеждений. Но, слава Богу, хотя мы и слышим иногда критические высказывания об отдельных мотивах постановлений Суда, не было ни одного упрека в том, что мы судим не по праву и не по Конституции, что отдаем предпочтение целесообразности, что кто-то из судей злоупотребил неприкосновенностью, что принимаем решения под чью-то диктовку, поддаемся политизации или корысти. Саморегуляция и самоограничение судей и высокое чувство ответственности дополняют их независимость. Конституционный Суд, это хрупкое дитя свободы, нужен нашему государству и народу только при условии, что он действует независимо и служит только Конституции.

Практика показала, что почти все основные, достаточно широкие полномочия, которыми наделен Конституционный Суд, оказались востребованными. Несмотря на то что это был совершенно новый орган и в обществе не было привычки обращаться в суд по конституционным вопросам, Конституционному Суду пришлось сразу же включиться в активную работу. К нему стали поступать и запросы соответствующих государственных органов и групп депутатов парламента, и жалобы граждан. И поток таких обращений, часто совсем неподведомственных, не ослабевает, что, кстати сказать, свидетельствует и о доверии к Суду, и о том, что общественные ожидания от Суда превышают его функции. Самая краткая статистика здесь такова: за 10 лет Судом рассмотрено свыше 3 тыс. обращений, принято около 200 постановлений, тысячи определений по жалобам граждан, направленных на защиту их конституционных прав и свобод. За этими цифрами скрываются не только конкретная судьба отдельных людей, права которых были защищены, но и защита прав тысяч других граждан. Ведь Конституционный Суд судит не людей, а законы, которые, как известно, распространяются на всю территорию Российской Федерации и на всех ее граждан и всех субъектов Федерации.

Так, Суд принял свыше 30 постановлений, которыми утвердил и тем самым расширил многие демократические гарантии граждан в уголовном процессе, устраняя при этом все скрытые препятствия на пути осуществления важнейшего конституционного права - права на судебную защиту, на правосудие. Суд твердо отстаивал право граждан на частную собственность и свободную предпринимательскую деятельность, видя в этом принципиальные основы развития в стране рыночной экономики. Защищая трудовые и социальные права, Суд исходил из конституционного положения о социальном характере нашего государства. К конституционному знаменателю были приведены многие избирательные законы и законы о местном самоуправлении. В течение прошедшего десятилетия практика конституционной проверки постепенно охватила практически все отрасли российского права.

Обо всех направлениях деятельности Конституционного Суда в одном выступлении не скажешь. Да в этом и нет необходимости, поскольку деятельность Суда носит открытый характер и хорошо известна российской и зарубежной общественности. Все постановления и основные определения Суда введены в Интернет. Мы не жалуемся на невнимание средств массовой информации: практически все решения Суда регулярно освещаются многими газетами и журналами, за что мы нашим журналистам весьма благодарны.

И последнее. За прошедшие 10 лет Конституционный Суд России вошел в международное сообщество судебных органов. Мы являемся членами Европейской конференции конституционных судов, Конференции органов конституционного контроля стран молодой демократии, скоро продолжим работать в Венецианской комиссии "К демократии через право" в связи с присоединением России к этой важной структуре Совета Европы. Мы установили связи и сотрудничество с 31 конституционным судом на всех континентах и верховными судами, осуществляющими конституционный контроль. И сегодня здесь присутствуют представители конституционных судов и советов со всех континентов мира, а также Европейского Суда по защите прав человека, корректное согласование с решениями которого весьма важно для европейской правовой интеграции.

Эти связи наполнены реальным и взаимополезным содержанием. Особенно важен обмен опытом, взаимное изучение правовых позиций. Похоже, что новая реальность, процессы глобализации и развитие науки потребуют от всех нас очень скоро гораздо более тесного сотрудничества. Обо всем этом мы сегодня и завтра будем говорить на специально организованной международной конференции "Конституционная юстиция на рубеже XXI века".

В заключение хотел бы сообщить вам, что в ознаменование 10-летия Суда четыре его работника награждены орденами Российской Федерации, пяти работникам, также пришедшим в суд с первых дней его работы, Президентом Российской Федерации присвоено почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации". Позвольте, уважаемый Владимир Владимирович, поблагодарить Вас за эту высокую оценку деятельности сотрудников нашего Суда.

Полагаю, что отмечаемый сегодня 10-летний юбилей Конституционного Суда Российской Федерации - это и значимая, и знаковая дата в развитии российской государственности, потому что, если в стране есть Конституционный Суд и если он независимый, праведный и справедливый, значит, в стране есть демократия, конституционализм и правовое государство. Это фундаментальные ценности нашего народа - им и служим.

ИЗ СТЕНОГРАММЫ ТОРЖЕСТВЕННОГО ЗАСЕДАНИЯ, ПОСВЯЩЕННОГО ДЕСЯТИЛЕТИЮ РАБОТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

1 ноября 2001 г. Москва, Кремль

Е.В. Строев, Председатель Совета Федерации:

Уважаемый Владимир Владимирович!

Уважаемый Марат Викторович!

Уважаемое Высокое собрание!

Десять лет - по человеческим меркам совсем невеликий срок, но в наше бурное время этот срок вместил в себя целую историческую эпоху - эпоху становления новой российской государственности. Создание высшего органа конституционного правосудия, его десятилетняя деятельность определили условия для самоутверждения России как правового демократического государства.

Сегодня наш Конституционный Суд - это зрелый и авторитетный институт государственной власти страны. Неслучайно, как здесь говорили, тысячи граждан, отчаявшихся отстоять свои права в других инстанциях, обращаются к вам - последнему прибежищу справедливости. Значит, народ уважает Конституционный Суд, а это - самая высокая оценка вашего труда.

Мне об этом особенно приятно сказать, ибо еще в декабре 1989 г., на II Съезде народных депутатов Союза ССР, мы впервые в нашей истории приняли решение о создании Комитета конституционного надзора. И уже через год аналогичное решение было принято в Российской Федерации.

Федеральное Собрание конституционно сотрудничает с Судом. Не так давно мы внесли необходимые изменения в Закон "О Конституционном Суде". На заседании в Совете Федерации и в Государственной Думе очень часто можно услышать ссылки на то или иное решение, принятое вами. Совет Федерации с 1996 г. назначил свыше 10 судей Конституционного Суда.

Мы понимаем, конституционное правосудие сопряжено с особой ответственностью. Принятое Судом решение влияет на судьбы не одного или нескольких людей, а на судьбы целых слоев населения, народа и даже всего общества и государства в целом. Кроме того, своими решениями Конституционный Суд в прямом смысле слова творит право. Я специально подчеркиваю: не закон, а именно право как одну из высших ценностей современного бытия.

Ваша деятельность многогранна, как и вся жизнь. Нет, наверное, ни одного политического, социально значимого аспекта развития нашего общества, по которому вам не приходилось бы выносить свое решение. Многие склонны считать единственной причиной высокой востребованности Конституционного Суда несовершенство нашего законодательства, а я бы увидел за ней еще и отражение чрезвычайной динамичности всей нашей жизни. Закон не поспевает иногда за быстро развивающимися общественными отношениями. Нужен новый взгляд, иногда новые подходы и новые решения, а значит, нужно новое право. Рождается оно трудно, нередко в муках, с позитивным участием Конституционного Суда.

Как Председателю Совета Федерации мне особо хотелось бы отметить роль Суда в формировании и развитии федеративных отношений. В первые два годы работы Конституционного Суда около трети всех решений были посвящены проблеме федеративных отношений. Тем самым вы внесли серьезный вклад в формирование уникального облика российского федерализма.

Современная Россия - это развивающаяся, в вопросах федерализма - молодая страна. Сегодня уточняются ориентиры и проходят испытания новые формы этого развития, в том числе и разделение полномочий. Активность Конституционного Суда на этом поприще можно только приветствовать, но прошедшие 10 лет выяснили издержки роста, что вполне естественно. Над их устранением придется работать всем нам.

Это, во-первых, исполнение вынесенных решений. Это - проблема не Конституционного Суда только и не закона в целом, это - проблема нашего общества, нашей политической и правовой культуры. Субъект правоотношений, который игнорирует и не исполняет решения Конституционного Суда, сам становится юридически и политически ничтожным. Давайте вместе добиваться, чтобы это, наконец, понимали все и стремились к укреплению законности и правопорядка в стране.

Во-вторых, было бы полезным уточнить полномочия Суда. Считаю, что сегодня настало время возвратить, повторяю - возвратить суду право самому инициировать процедуру рассмотрения вопроса в Конституционном Суде по строго ограниченной категории дел, связанных с защитой основ конституционного строя. В Суде работают достойные люди и известные всей стране юристы, им надо доверять и возлагать на них ответственность за принятие решений. Такой подход полностью вписывается в проведение судебной реформы, основные контуры которой очерчены Президентом Российской Федерации в его Послании Федеральному Собранию.

В-третьих, в связи с постепенным процессом формирования конституционных и уставных судов субъектов Федерации надо продумать и, возможно, прописать в законе вертикаль конституционного правосудия, которая не может быть властной, но и не может копировать судебную вертикаль судов общей юрисдикции. Она уже востребована теоретиками права и государственного строительства. Нужно подумать над ее оформлением даже в форме методической помощи для нижестоящих судов.

В-четвертых, необходимо воссоздать практику направления ежегодных посланий Конституционного Суда Федеральному Собранию. Эта практика возобновлялась, потом вновь заглохла, а это очень помогло бы в работе. Надеюсь, что в самое ближайшее время мы будем регулярно получать ваши послания.

Уважаемые представители высокой Фемиды, люди, чье слово и даже мнение пользуются заслуженным уважением и авторитетом в нашем обществе! Выше вас только Бог! Я уверен, что вы успешно разрешите многие проблемы, которые ставит перед вами жизнь.

От всей души, от всего Федерального Собрания поздравляю вас с вашим первым юбилеем. Успехов вам в большой и трудной работе по укреплению конституционного строя Государства российского.

В.М. Лебедев, Председатель Верховного Суда Российской Федерации:

Уважаемый Президент Российской Федерации!

Уважаемый Председатель и судьи Конституционного Суда!

Уважаемые участники Торжественного заседания!

Суды общей юрисдикции и Верховный Суд сегодня искренне поздравляют Конституционный Суд со знаменательным юбилеем. Десятилетие - это непродолжительное время в истории, в тысячелетней истории российских судов. Но исторические вехи измеряются не столько временем, сколько значимостью происходивших событий, трудностями и условиями, которые им сопутствовали, а также сложностями их преодоления. Именно с этих позиций следует расценивать десятилетний период деятельности Конституционного Суда Российской Федерации. Абсолютно правильным было решение об учреждении Конституционного Суда именно в начале реформ, а не по их завершении, поскольку сразу же были установлены высокие стандарты для формирования демократического государства.

Переход в начале 90-х годов к построению правового демократического государства требовал оформления правового статуса России как суверенного, самостоятельного государства, и в это Конституционный Суд внес значительный вклад.

Решения Конституционного Суда способствовали укреплению российской государственности, защите прав и свобод человека и гражданина. С его деятельностью связано появление новых, прогрессивных правовых новелл. Среди них - теоретически обоснованное и практически реализованное положение о совершенно новой функции судебной власти - конституционном контроле средствами конституционного судопроизводства за соответствием Основному Закону правовых актов, исходящих от законодательной и исполнительной властей. И здесь, наверное, сложно обосновывать важность того или иного решения Конституционного Суда. Они все одинаково актуальны, они все направлены на защиту публичных, неотчуждаемых интересов, прав и свобод человека и гражданина, они обеспечили правильное понимание конституционно-правового содержания суверенитета России, верховенство Конституции и федеральных законов, полномочия органов государственной власти и местного самоуправления.

Отдельно хотелось бы остановиться на значении правовых позиций, сформулированных в постановлениях и определениях Конституционного Суда. Без преувеличения можно сказать, что это -большая база для нового правового сознания, для юридического мышления, основанного на достижениях не только отечественной юридической науки, но и европейской школы права, выраженных в решениях Европейского Суда по правам человека. Правовые позиции учитываются не только правоприменителями, но они имеют большое влияние на развитие правовой базы в целом и совершенствование отдельных правовых институтов.

Решения Конституционного Суда были направлены на реализацию таких конституционных принципов, как разделение властей, самостоятельность судебной власти, независимость судей. Многие из них были направлены на укрепление и развитие судебной власти, а также развитие федеративной судебной системы.

Постановления и решения Конституционного Суда значительно расширили компетенцию судов общей юрисдикции. Но широкая юрисдикция, направленная на защиту прав и свобод граждан, сама по себе не может достигнуть цели, если она не будет обеспечена гарантиями независимого конституционного статуса Суда.

Надо сказать, что согласно постановлениям Конституционного Суда неприкосновенность судей является одним из важнейших элементов гарантии независимости судов. В соответствии с этими постановлениями судьи не могут быть привлечены к уголовной ответственности, им не может быть предъявлено обвинение и заключение под стражу без согласия органов судейского сообщества, судьи не могут преследоваться за их профессиональную деятельность.

Четко высказал свою позицию Конституционный Суд и в вопросах несменяемости судей. Согласно постановлениям Конституционного Суда и неприкосновенность, и несменяемость судей -это необходимые элементы гарантии независимости, направленные на становление судебной власти, ее укрепление в целях прежде всего защиты прав и свобод человека и гражданина, а не личных интересов судей. И, наверное, эти постановления Конституционного Суда и правовые позиции следует учитывать в процессе совершенствования российского правосудия.

Следует обратить внимание на ряд других постановлений и решений Конституционного Суда, которые дали толкование содержанию правосудия. В частности, в постановлении Конституционного Суда отмечено, что суды общей юрисдикции должны проверять не только законность и обоснованность решения, но и само решение об аресте должно выноситься только на основании судебного постановления. Конституционный Суд исключил из компетенции судов какие-либо элементы обвинения, в том числе - возможность возбуждения уголовных дел судом.

Конечно же, правосудие не может функционировать в новых условиях при устаревших формах судопроизводства. Именно в таких условиях сегодня работают суды общей юрисдикции по рассмотрению уголовных дел. Здесь трудно переоценить решения Конституционного Суда, направленные на проверку конституционности действующего Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Именно решения Конституционного Суда на протяжении многих лет служили конституционному содержанию в действующем уголовном судопроизводстве в отсутствие нового Уголовно-процессуального кодекса. Сегодня часть этих постановлений и решений Конституционного Суда уже вошла в содержание проекта Уголовно-процессуального кодекса и, несомненно, еще войдет - того Кодекса, который сейчас находится на рассмотрении в Государственной Думе Российской Федерации.

Примечательно и знаменательно, что десятилетний юбилей Конституционного Суда проходит в период завершения судебных реформ в Российской Федерации. Безусловно, развитие и дальнейшее совершенствование конституционного судебного контроля будут гарантией укрепления судебной власти и независимости судей, будут способствовать совершенствованию судопроизводства и расширению доступа граждан к правосудию.

Но я бы хотел отметить, что потенциал и возможности судебной власти сегодня еще не реализованы в полной мере. Думается, что в раскрытии потенциала судебной власти предназначено сыграть большую роль Российской академии правосудия: и в расширении ее возможностей по подготовке судей, и в повышении квалификации судейских кадров, и, конечно же, в специализации и концентрации научных исследований в области совершенствования правосудия.

Наверное, как уже отмечал Е.С. Строев, необходимо создать эффективный механизм исполнения решений и постановлений Конституционного Суда. В ближайшее время, видимо, будут разрешены и вопросы разграничения компетенции между тремя ветвями судебной власти, и суды общей юрисдикции. наконец-то, получат обоснованную законодательную базу по нормоконтролю, а нормоконтроль - это система сбалансированного взаимодействия, которая не позволяет ни одной ветви власти выходить за пределы Конституции страны.

Из требований Конституции сегодня вытекает и необходимость создания административных судов. Актуальность дел, вытекающих из административно-правовых отношений, очевидна, и значимость административных судов еще и тем обусловлена сегодня в России, что проходит реформа государственной власти.

22 ноября 2000 г. Государственная Дума приняла в первом чтении проект Федерального конституционного закона об административных судах в Российской Федерации. Представляется, что процесс создания административных судов России должен быть активизирован, поскольку административные суды, их создание - это одно из ключевых направлений российской судебной реформы. Нужна и специальная процедура рассмотрения административных дел, т.е. необходимо принятие Административно-процессуального кодекса. Это вытекает прямо из требований Конституции о том, что правосудие в Российской Федерации осуществляется в том числе и посредством административного судопроизводства.

Есть еще достаточно большое количество вопросов, разрешение которых могло бы способствовать раскрытию потенциала судебной власти и, безусловно, помогло бы правосудию более эффективно защищать права и свободы человека и гражданина. Но, очевидно, отведенное мне время не позволяет этого сделать в рамках настоящего заседания.

Поэтому, поздравляя коллектив Конституционного Суда со знаменательным юбилеем, мы желаем вам доброго здоровья, успехов в благородном труде, в почетной вашей миссии по обеспечению защиты прав и свобод человека и гражданина и укреплению российской государственности.

И. Гена. Председатель Конституционного Совета Французской Республики:

Господин Президент Российской Федерации!

Конституционный Совет Франции с радостью принял приглашение Конституционного Суда России участвовать в праздновании десятой годовщины его образования. И мы польщены той честью, которую Вы нам оказываете, господин Президент Российской Федерации, принимая нас в этом замечательном зале.

Десять лет существования вашего Суда, 40 лет существования Конституционного Совета Франции - это, с точки зрения истории, приблизительно одно и то же. И с недавнего времени почти во всех странах мира утверждается понимание необходимости осуществлять контроль применения конституционной нормы не только с точки зрения механизмов этого исполнения, но также и с точки зрения обеспечения основополагающих принципов демократии.

Для Франции такое осознание пришло в 1959 г., и это было своего рода потрясением, поскольку республиканская традиция до этого не признавала никакой власти над властью палат парламента, которые являлись воплощением национального суверенитета. И в Вашем лице, господин Президент, я приветствую гаранта этого нововведения в Вашей стране, в России.

Позвольте мне, господин Президент Российской Федерации, обратиться лично к Вам. Во время Вашего последнего государственного визита во Францию я имел счастье и одновременно честь дважды присутствовать на Ваших выступлениях: сначала в ходе Вашей великолепной речи в Елисейском дворце, а затем во время ужина-дебатов, когда Вы согласились ответить на все вопросы, которые Вам могли быть заданы.

И кто-то спросил Вас о том, кто является великими людьми, которыми Вы восхищаетесь больше всего? Вы назвали Петра Великого, Пушкина и генерала де Голля. "Почему де Голля?" "Потому что, - ответили Вы, - он принял Францию приблизительно в том же состоянии, которое сходно с тем состоянием, в котором я нашел Россию, и он вернул мощь великой державе, Франции".

Я хотел бы сказать Вам, господин Президент, в качестве ветерана Свободных Сил Франции, а также бывшего министра правительства генерала де Голля, что Ваши слова тогда меня очень взволновали. Я помню и я хочу напомнить в этом зале перед нашими российскими друзьями, что русское правительство было первым правительством союзников, которое признало уже в августе 1943 г. легитимность генерала де Голля. И я помню также о том, что летчики Свободных Сил Франции, мои боевые товарищи, были единственными иностранными гражданами, которые сражались в своей форме в эскадрилье "Нормандия -Неман" в рядах российской Красной Армии на земле России.

История великих наций, и мы все это знаем, соткана из моментов славы и из моментов, которые в меньшей степени являются славными. Что касается меня, то в отношении моей страны, Франции, я никогда не был склонен к какого-либо рода покаянию. Я, наоборот, готов по мере моих скромных возможностей нести весь груз истории Франции. И я не могу представить, чтобы россиянин мог занять какую-то другую позицию по отношению к своей истории. И еще в меньшей степени я могу себе представить, чтобы иностранный гражданин мог подталкивать к этому россиянина.

Конечно, можно, хотя я этого не буду делать, задать некоторые вопросы относительно некоторых аспектов 70-летней истории в период с 1917 по 1991 г. Но, с моей точки зрения, что бы об этом ни думали в России или в других странах, этот период всегда будет освящен героизмом, проявленным вашим народом во время страшных испытаний Великой Отечественной войны. Поэтому да здравствует сотрудничество и дружба между Конституционным Советом Франции и Конституционным Судом России! И да здравствует Россия, господин Президент!

Ю. Лимбах, Председатель Федерального Конституционного Суда ФРГ:

Уважаемый господин Президент Российской Федерации!

Уважаемое Высокое собрание!

Уважаемые дамы и господа!

Уважаемые коллеги!

Позвольте мне вначале сделать одно откровенное признание. Двенадцать лет назад я не могла бы представить себе, что я буду выступать здесь, в Кремле, в Мраморном зале, по случаю десятилетнего юбилея российского Конституционного Суда.

И эта радость, уважаемый Председатель Баглай, уважаемая госпожа заместитель Председателя, уважаемые друзья, уважаемые коллеги, сопрягается с политической трансформацией, которая произошла в этой стране. Мне хотелось бы сказать вам, что я хочу поздравить вас с этим от имени всех судей нашего Федерального Конституционного Суда.

Нас, коллег, в течение длительного времени объединяет дружба. Мой предшественник господин Герцог очень тесно сотрудничал и с господином Тумановым, и с госпожой Морщаковой. Мы пытались по мере своих сил совместно решать проблемы, свойственные для наших государств. Можно сказать, что мы попытались таким образом найти приемлемые пути решения тех проблем, с которыми сталкивается конституционное правосудие как достаточно молодая отрасль правосудия.

Германский Федеральный Конституционный Суд и российский Конституционный Суд сотрудничали очень тесно, и это сотрудничество продолжается. Можно привести несколько примеров, и я думаю, что коллеги из других конституционных судов это также могут подтвердить. Думается, что та открытость, которая характерна для наших отношений, характерна и для отношений с другими конституционными судами. Я думаю, мы по праву и с гордостью можем говорить, что образовалась настоящая семья европейских конституционных судов, а также судов других континентов, ибо приятно здесь приветствовать коллег из Перу, из Южной Кореи, из других стран.

Уважаемые коллеги! Деятельность вашего Суда не только в Германии с самого начала привлекла к себе внимание. Вышло несколько монографий на немецком языке, очень много статей, в которых освещалась деятельность российского Конституционного Суда. Из них явствовало, насколько трудно было вам построить систему конституционного судопроизводства в вашей стране, с какими сложностями вы сталкивались в начале этого пути.

Я напомню вам о том, что под эгидой Нью-йоркского университета была проведена конференция с участием судей Верховного Суда США, Федерального Конституционного Суда Германии и российского Конституционного Суда. Многие из нас, к сожалению, не могли покинуть наш суд в Карлсруэ и поэтому лишь участвовали в рамках видеоконференции.

В этой связи хотелось бы подчеркнуть еще одно важное обстоятельство. Все председатели российского Конституционного Суда (хотелось бы также упомянуть и заместителя Председателя) являются сторонниками пути развития в направлении демократии - пути, который, безусловно, приведет нас к той цели, которую мы ставим перед собой. Думаю, что, общаясь с ними, мы вполне могли ощутить то, насколько они компетентны. Я помню первую встречу с г-ном Тумановым. Он мне рассказал много интересного, и в том числе он прочитал стихотворение Гейне на немецком языке, которое я помню еще по школьной программе.

Уважаемый господин Президент Российской Федерации! Я очень рада, что меня и Вас объединяет любовь к великому поэту Пушкину.

Уважаемые коллеги! Вы поняли в процессе своего развития, как трудно создать суд, когда нет соответствующей традиции. Сначала необходимо создать определенные процессуальные нормы, разработать соответствующие процедуры. Председатель вашего Суда совершенно справедливо об этом говорил. Он подчеркнул, какие выдающиеся ученые работали и работают в ваших рядах. Еще в 1989 г. многие из них опубликовали на немецком и английском языках монографии по проблемам правосудия.

Вы очень хорошо знаете, какую роль для молодой демократии играет то обстоятельство, что все государственные органы, действующие на основе Конституции, должны действовать только в рамках своих полномочий, необходим баланс между деятельностью органов власти и судебным контролем за их деятельностью. Мы пытались иногда утешить вас тем, что даже у нас, в Германии, где Конституционный Суд имеет достаточно долгую и славную историю, все равно порой наблюдаются такие моменты, когда он становится объектом жесткой критики, ибо некоторые его решения не устраивают политиков. Вы, безусловно, не можете не знать того, что в это сложное в политическом отношении время в процессе сложной экономической трансформации осуществление конституционного правосудия - отнюдь не легкая задача.

Уважаемые дамы и господа! Свободы и права человека легко провозгласить, но осуществить их на практике - это совершенно другая задача, гораздо более сложная. Председатель Конституционного Суда Баглай и я прекрасно осознаем, что свобода и права человека, с одной стороны, и социальные гарантии государства - с другой, связаны самым непосредственным образом друг с другом. И я надеюсь, что в январе следующего года мы с вами на эту тему еще подискутируем в Баден-Бадене.

Позвольте мне поздравить вас с этим юбилеем. Мы надеемся, что вы наполните Конституцию жизнью. И я думаю, что Конституционный Суд должен оставаться светилом конституционного правосудия и правосудия вообще в Российской Федерации. Это означает, что граждане по-прежнему должны доверять Конституционному Суду, и это одобрение должно все более укрепляться.

Уважаемые коллеги! Я вам желаю того, чтобы и критика, и лояльность вашей демократической прессы постоянно сопровождали вас на вашем пути.

Г.Г. Арутюнян, Председатель Конституционного Суда Республики Армения:

Ваше превосходительство, многоуважаемый Президент Российской Федерации!

Ваше Святейшество Патриарх Московский и всея Руси!

Уважаемые участники Торжественного заседания!

Дамы и господа!

Позвольте от имени международной организации - Конференции органов конституционного контроля стран молодой демократии, а также от имени Конституционного Суда Армении от души поздравить Конституционный Суд Российской Федерации, всех присутствующих на Торжественном заседании и все братские народы России по случаю десятилетия образования Конституционного Суда Российской Федерации.

Конституционное правосудие - творение XX в. Новая эпоха демократии и становления гражданского общества выдвинула свои требования к познанию демократических ценностей, внедрению в реальную жизнь общества понятий верховенства права, разделения властей, разделения политических, экономических и административных сил, закреплению на уровне Основного Закона страны права каждого человека на конституционное правосудие.

К сожалению, официальная правовая концепция СССР среди многих передовых ценностей в полной мере не восприняла систему конституционного правосудия как одну из основных гарантий демократии и защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина. После распада Советского Союза Россия стала примером для новых независимых стран в формировании института судебного конституционного контроля и реализации конституционного правосудия в переходном обществе.

Я не намереваюсь представлять вам сравнительный анализ генезиса, диалектику развития современного положения конституционного правосудия в России, однако хочу подчеркнуть следующее.

Первое. Конституционный Суд Российской Федерации выполняет и продолжает выполнять важнейшую роль в становлении правового демократического государства, укреплении конституционных гарантий в защите прав человека, разрешении принципиальных споров по конституционным полномочиям через непосредственное толкование Конституции, тем самым создавая определенные предпосылки для устойчивого развития общества.

Второе. Солидная и признанная российская правовая школа стала прочной базой для активного формирования и развития конституционного правосудия не только на федеральном уровне, но и в субъектах Российской Федерации.

И третье. Опыт наших коллег в России, прежде всего в вопросах учета особенностей переходного общества в осуществлении функциональных полномочий, имеет огромнейшее значение для конституционных судов стран молодой демократии, а также для правильного понимания сущности новых демократических перемен, преобразования менталитета и повышения правосознания людей. Сегодня с уверенностью можно подтвердить, что наряду с глубокими корнями развития конституционного права, особенно за последнее десятилетие, в России сформировалась высоконаучная признанная школа конституционного правосудия, которой мы все гордимся.

Уважаемые участники Торжественного заседания! Вам хорошо известно, что высшим принципом существования и функционирования демократического общества и правового государства является верховенство Конституции, что одновременно является основным содержанием конституционного контроля. Предназначение специализированных институтов судебного конституционного контроля и в новом тысячелетии будет заключаться именно в том, чтобы конституционные суды учреждались и функционировали в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина. обеспечения верховенства и прямого действия Конституции, т.е. соблюдения и обеспечения новых основных политических и правовых ценностей, провозглашенных и гарантированных Конституцией. Достижение этих целей составляет содержание деятельности Конституционного Суда, и тем самым раскрывается юридическая природа, предназначение и место Конституционного Суда в системе государственной власти. Для эффективного выполнения этой роли огромнейшее значение имеет активное международное сотрудничество конституционных судов. И в этом вопросе Конституционный Суд Российской Федерации проявляет заслуживающую высокой оценки инициативу.

Учитывая наше общее культурно-мировоззренческое наследие, общие проблемы системных трансформаций, общие надежды, цели и задачи формирования гражданского общества на постсоветском пространстве, при активном участии и совместной инициативе с Председателем Конституционного Суда Российской Федерации в 1997 г. была создана международная Конференция конституционных судов стран молодой демократии, постоянными членами которой являются институты судебного конституционного контроля Белоруссии, Казахстана, Киргизстана, Таджикистана, Российской Федерации и Армении.

В наших ежегодных мероприятиях принимают участие представители конституционных судов десятков стран. В организованных нами международных семинарах по актуальным проблемам конституционного правосудия принимают активное участие представители конституционных судов Украины, Молдавии, Грузии, Азербайджана, Узбекистана и некоторых стран Восточной Европы. Мы тесно сотрудничаем также с Венецианской комиссией Совета Европы и с Конференцией европейских конституционных судов. Международный вестник нашей Конференции публикуется на русском и английском языках, он стал заметной трибуной обмена опытом, обсуждения теоретических и практических проблем конституционной юстиции в наших странах и ежеквартально рассылается в 37 стран мира и направляется восьми международным организациям.

Мы уверены, что в дальнейшем укрепление сотрудничества конституционных судов, в том числе в рамках СНГ, станет прочным гарантом преодоления переходных проблем и во многом определит успешное развитие конституционализма в наших странах.

Позвольте еще раз поздравить Конституционный Суд Российской Федерации с юбилеем и пожелать судьям и всем его сотрудникам дальнейшей активной и плодотворной работы во имя торжества демократии, во благо народов России.

В.Н. Кудрявцев, академик Российской академии наук:

Уважаемый Владимир Владимирович!

Уважаемый Марат Викторович!

Дорогие коллеги!

Мне тоже хочется присоединиться к тем словам поздравления, которые мы сейчас слышали с этой трибуны. И от имени Российской академии наук, и от юридической общественности позвольте высказать самые теплые чувства в связи с этим юбилеем.

Слушая эти речи, подумалось: чем же вызваны такие позитивные качества Конституционного Суда, о которых здесь все говорили и которые действительно существуют? Это, мне думается, объективная оценка. Есть два обстоятельства, которые этому способствовали или, может быть, лежат в основе этой хорошей работы и этих высоких оценок.

Первое. Это, конечно, - профессионализм. О нем уже здесь упоминалось, но, мне кажется, немного можно конкретизировать, и несколько обстоятельств действительно этому способствуют. Во-первых, очевидно, был избран правильный механизм подбора судей. Вы знаете этот механизм, он себя оправдал. Это - не случайные назначения, это - люди, прошедшие большую школу. Этот механизм, который формирует корпус судей, видимо, оказался правильным и удачным.

Второе. Это - постоянная связь с наукой. Здесь уже говорилось, какое число судей имеет ученые степени и звания. Можно только добавить, что если взять весь аппарат, включая консультантов, советников, то это будет половина состава, имеющая ученые степени и звания.

Есть ли у нас какая-то аналогия, можно ли ее провести с какими-то другими практическими учреждениями, которые одновременно представляют собой научные институты? В государственном аппарате такой аналогии я не нашел. Есть, может быть, в области медицины, где клиники одновременно являются научными учреждениями, или, допустим, в. каких-то отраслях промышленности, но в государственном аппарате это - уникальный случай, элемент профессионализма - то, что и дает им те возможности, о которых здесь упоминалось.

Мне приятно сказать, что многие, ставшие судьями или сотрудниками Суда, - это выходцы из Академии наук, в том числе два Председателя Конституционного Суда, в прошлом и в настоящем.

Далее - то высокое чувство ответственности этих людей. Они оценивают не только и не столько поступки людей, сколько законы. А это распространяется действительно на всю страну. И важно сказать, что оценивают судьи законы по сугубо правовым принципам. Были колебания, как вы помните, в истории Суда, но сейчас эта линия очевидна. Она очень четкая: это - оценка сугубо правовая, сугубо конституционная, сугубо демократическая.

Я, конечно, не хочу касаться иностранных государств, но и не могу не сказать о том, что после трагических событий в Соединенных Штатах Америки начались разговоры: мол, давайте введем пытки для подозреваемых. И это в стране, которая считалась образцом демократии. У нас тоже бывают сложные и тяжелые ситуации, но, славу Богу, при Конституционном Суде и при Президенте Российской Федерации такие шарахания, конечно, у нас невозможны. Именно это я повторяю - слава Богу, потому что нам с вами достаточно хорошо известна наша недавняя история.

Что касается ответственности руководителей, то они были в докладе Председателя Суда упомянуты, но нужно все-таки подчеркнуть что, начиная с В.Д. Зорькина, каждый из председателей проявлял это чувство ответственности в конкретных и весьма сложных условиях.

В отношении В.Д. Зорькина хочется отметить, что, во-первых, он проявил мужество, когда пытался примирить две ветви власти. А потом вскоре ему пришлось совершить акт мужества, уйдя с этого поста, чтобы спасти Конституционный Суд. Это тоже не всякому легко сделать.

Н.В. Витрук, который два года после того, как Суд не работал, не только удержал его, но сумел укрепить, сохранить, и Суд функционировал внутри себя, хотя формально полномочий не имел. Н.В. Витрук, будучи заместителем Председателя, эту миссию выполнил - тоже не каждому легко это сделать.

Когда пришел В.А. Туманов, он сделал еще один важный шаг, попытавшись все-таки на деле реализовать деполитизацию Суда и сделать Суд сугубо правовым органом, что ранее было весьма сомнительно.

Что касается М.В. Баглая, то для него характерны, во-первых, стабильность и в работе Суда, и в принятии решений, и в организации всего дела; во-вторых, это - диалог с другими ветвями власти, что не всегда раньше получалось, и, конечно, мудрость, что неудивительно. Ведь он -член Академии наук.

В заключение приведу слова известного составителя Толкового словаря В.И. Даля: "Не бойтесь законов, бойтесь законников - судей". Я хотел бы сказать, что к данной ситуации это его предостережение, к счастью, не имеет отношения. Нам бояться судей Конституционного Суда, так же как судей других высших судов (высших, я подчеркиваю, судов), не приходится. Мы по личному опыту их знаем. И тут же правильно было сказано в отношении Конституционного Суда, что во всяком случае видимых ошибок мы не нашли, и за десять лет их упрекнуть действительно не можем - нет таких оснований.

Поэтому мне хотелось бы пожелать счастья, успехов и всего самого наилучшего всем сидящим в этом зале, и прежде всего судьям этого уважаемого органа.

Ю.Ф. Феофанов, обозреватель газеты "Известия":

Владимир Владимирович в своем вступительном слове сказал, что сегодня мы отмечаем юбилей совершенно нового правового института, которому исполнилось 10 лет.

Можно было бы сказать так, что нынешний наш юбиляр родился во вполне законном браке, но не получил никакого наследства, в отличие от общих судов. Все-таки общим судам от старой России достались хотя бы воспоминания о суде присяжных, о состязательном процессе, об оправдательных приговорах, остались замечательные речи русских юристов. Правда, Советская власть все это правосудие тремя ленинскими декретами ликвидировала, но зато Конституцию приняла сразу. Потом пошли конституции сталинская, брежневская. Конституции принимали, но никто не думал их выполнять.

Если кто-то об этом заботился, то только, может быть, диссиденты, которые за это и поплатились. Но, возвращаясь к наследству, все-таки у судов общей юрисдикции оно было. Конституционный Суд начинал с белого листа. Правда, первые борозды на этом поле все-таки проделал Комитет конституционного надзора, учрежденный в период перестройки, первых реформ еще в Советском Союзе, но он в полной мере все-таки не был судом, ибо был достаточно ограничен в своих полномочиях. Его решения были необязательны или, скажем, полуобязательны. Так что настоящим в полном смысле судом его назвать было трудно, а Конституционный Суд, юбилей которого мы отмечаем, уже стал полноправным судом.

Поскольку юбилейные торжества - это повод для воспоминаний, мне бы хотелось вспомнить самое начало. Газета "Известия" тогда регулярно освещала каждое заседание Конституционного Суда. И вот первое дело. Вы знаете, если бы я хотел говорить красиво или, например, писал поэму о Конституционном Суде, я тогда сказал бы так: "Рыцарь, лишенный наследства, вышел на ристалище, чтобы сразиться с драконом власти", потому что первое дело, которое ему пришлось рассматривать, - это был Указ Президента Б.Н. Ельцина о слиянии двух силовых ведомств - внутренних дел и госбезопасности, что тогда встревожило общество. Дело поступило в Конституционный Суд, и Конституционный Суд, это был его первый вердикт, признал этот Указ Президента не соответствующим Конституции, а Президента - превысившим свои полномочия.

Естественно, тогда было очень много комментариев по этому поводу. Председатель Конституционного Суда В.Д. Зорькин тоже комментировал это, и судьи комментировали, и журналисты, и юристы, поскольку это было сенсационное для тех времен решение. Тогда представитель Президента высказался сначала в том смысле, что все равно исполнительная власть не будет выполнять это решение. Были и другие мнения по этому поводу. Но, повторюсь, Президент этот Указ отменил. Это была серьезная заявка.

Потом был вердикт по поводу референдума в Татарстане, что тоже было очень значимо в то время. К сожалению, республика не приняла во внимание это решение, но это уже другой вопрос, тут тоже говорили об исполнении. Потом было знаменитое, всем памятное, так называемое "дело КПСС". Общество, конечно, ждало несколько большего от решений Конституционного Суда. Полагали, что как бы вроде новый Нюрнберг здесь намечается. Но надо сказать, что Конституционный Суд не вышел из рамок права. Он строго придерживался тех полномочий, которые ему предписывали заниматься этим делом, и вынес решение в точном соответствии с правом, признав законными указы Президента Ельцина.

Я не хочу останавливаться на том кризисе, который произошел в 1993 г., результатом которого был перерыв в работе Суда. Но мне хотелось бы все-таки отметить роль первого Председателя В.Д. Зорькина. Он часто выступал, давал интервью. Я даже однажды имел честь вместе с ним выступать по телевидению. Стал он, как говорят, публичным человеком, даже публичным политиком. Мне кажется, что в первые два года, которые прошли до кризиса 1993 г., эту роль можно оценить только как положительную, для того чтобы заявить о новом правовом институте, поднять авторитет Конституционного Суда. И этим он утвердил свою роль в становлении конституционного правосудия вообще. Он, как говорится, оказался в нужное время и на нужном месте.

Точно так же в нужное время и на нужном месте оказались второй Председатель Конституционного Суда - В.А. Туманов и нынешний Председатель - М.В. Баглай. Они внесли регулярность в работу Конституционного Суда, ввели строго правовые рамки. И теперь Конституционный Суд вполне заслуживает тех оценок, которые здесь до меня дали более компетентные люди.

Сейчас, правда, Председателя Конституционного Суда трудно увидеть по телевидению, он скуп на интервью. Но, может быть, это так и надо. Тут уж долг прессы - больше освещать работу Конституционного Суда, слушания дел. В частности, это было бы интересно и на телевидении. Есть "Парламентский час". Почему бы не сделать "Судейский час" или найти какую-то другую рубрику? Но это, мне кажется, уже наш долг, долг прессы.

И в заключение хотел бы сказать, что у нас в Конституции записано: "Гарантом Конституции является Президент". Это бесспорно. Но что касается прав и свобод человека, то, конечно, гарантом является вся судебная система и Конституционный Суд в том числе и в первую очередь.

Конституционное правосудие на рубеже веков

Эта международная научная конференция также прошла в ноябре 2001 г. В данном номере журнала мы помещаем выступление директора Института государства и права РАН, академика Б.Н. Топорнина(1).

Б.Н. Топорнин, академик РАН.

Мне хотелось бы подчеркнуть, что, наверное, ни на одном участке судебной деятельности юридическая наука и юридическая практика не соседствуют так тесно, не взаимодействуют так постоянно и, я бы сказал, не зависят друг от друга, как в сфере конституционного правосудия.

Хочу сделать в связи с этим несколько общих замечаний относительно того, как мы понимаем вызовы нового века и ту роль Конституционного Суда, которая этим вызовам должна соответствовать. Не только потому, что произошли чудовищные события 11 сентября, но и по другим причинам мы сегодня говорим об укреплении государственности, о повышении роли государства, оптимизации роли государства в регулировании общественных процессов. Но сильное государство - это не силовое государство и это не государство, которое прибегает только к административным методам, хотя события недавнего прошлого подчеркнули необходимость усиления и этих методов. Поэтому для того, чтобы развитие государства соответствовало требованиям демократии, всем другим принципам оптимального построения системы управления, необходимо одновременно укреплять органы, институты, учреждения, обеспечивающие сохранение демократической природы государства, защиту и развитие прав и свобод человека.

В этой системе мер Конституционному Суду отводится особое место. Поэтому объективная потребность времени состоит в том, чтобы роль Конституционного Суда, конституционной юстиции росла и чтобы практика Конституционного Суда соответствовала интересам развития демократического общества.

Хотелось бы сделать еще одно замечание. Оно порождено очень интересным выступлением президента Европейского Суда. Да, Европейский Суд подтвердил, что правосудие во всем мире концентрируется прежде всего на вопросах прав и свобод человека, являющихся главными в деятельности конституционных судов. Конституционное правосудие охватывает и другие вопросы развития государства и права. Поэтому, не уменьшая, но, наоборот, подчеркивая роль защиты прав человека, я хотел бы сказать, что внимание Конституционного Суда к другим сторонам развития государства не должно ослабевать.

Третье замечание.У нас идет спор по вопросу о том, какой должна быть судебная система - единой или специализированной. Если специализированной, то насколько и в каком объеме?

Опыт конституционной юстиции говорит в пользу развития специализации судов, потому что современное общество с усложненными связями и отношениями требует и в судебной сфере специализации и профессионализации.

Деятельность Конституционного Суда способствует усилению относительности прежнего деления права на публичное и частное, более того, подчеркивает необходимость усиления взаимосвязи этих двух существующих, казалось бы, традиционно отдельно друг от друга разделов права. Это направление в деятельности конституционных судов, на мой взгляд, будет также усиливаться.

Своей деятельностью Конституционный Суд способствует развитию наших общих представлений о праве, в том числе об источниках права. Деятельность Конституционного Суда, как никакая другая судебная деятельность, говорит прежде всего о том, что прежнее деление континентального и общего права по тому принципу, что в общем праве прецедент является источником права, а в континентальном праве он исключен и, более того, на него даже наложено табу, - так вот это прежнее деление уходит в прошлое, потому что, хотим мы этого или не хотим, но так или иначе решения Конституционного Суда все больше и больше являются той судебной практикой, которая питает теории источников права и позволяет судить о развитии перечня источников права.

В деятельности Конституционного Суда, казалось бы, традиционные и давным-давно известные или исследованные институты и категории приобретают новое звучание. И не потому, что этого обязательно хочет Суд, но этого от Суда требует жизнь. Каждый раз, рассматривая на том или ином этапе эти классические институты, мы замечаем, что в них вносятся новые требования жизни, новые стороны развития, новые качества. В этой связи институт федерализма является весьма интересным и показательным.

Как известно, институт федерализма существует для того, чтобы обеспечить эффективное управление делами общества. Но в то же время жизнь показала, что у федерализма есть свои границы и свои потребности. Он не может и не должен ослаблять единство государства, особенно в современных условиях, когда не только политический интерес, но также экономический требуют максимального уровня интеграции.

Федерализм имеет разные составные части. Баланс их является каждый раз предметом рассмотрения Конституционного Суда. Весьма похвально, что Конституционный Суд, рассматривая проблемы федерализма, не впадает в крайности, ибо у нас федерализм, с одной стороны, использовался иной раз для того, чтобы преобладали местные или местнические интересы, а с другой - чтобы чрезмерная централизация жизни, вычеркнутая из перечня необходимых инструментов, вновь возвращалась, как говорится, на круги своя.

Федерализм связан с пониманием многих теоретических вопросов. В деятельности Конституционного Суда это понимание вызывает уважение. У нас, как вы знаете, федерализм сравнительно молод, новый федерализм, как мы его называем. Новому федерализму всего десять лет. С одной стороны, он не завершен, строительство его не закончилось. А с другой - даже за этот короткий период и в условиях строительства были неправильно поняты тенденции, в результате чего допущены определенные ошибки. Не тот баланс, не то соотношение иерархии ценностей федерализма имели место и оказали свое негативное воздействие на развитие государства и общества. И мне кажется, позиция Конституционного Суда, которая заключается в том, что федерализм есть и должен быть, что федерализм должен быть сбалансирован и что федерализм не преддверие конфедерализма и в то же время федерализм не условие сохранения централизма во что бы то ни стало, - эта позиция Конституционного Суда должна заслуживать уважения.

Среди достижений последнего периода я бы назвал одним из самых главных прекращение процесса ослабления российской государственности, ее распада. И здесь следует подчеркнуть не только роль Президента, но и роль Конституционного Суда, который своими решениями определил правовую позицию, находящую поддержку и у научной, и у широкой общественности в нашей стране.

Развитие федерализма ставит много новых вопросов. И в то же время они оказываются старыми. Кто скажет, что вопрос о суверенитете - это новый вопрос? Этот вопрос решается веками. Но сегодня он решается в условиях, когда о суверенитете говорят не только на уровне единого государства, но и на уровне его составных частей. И то, что Конституционный Суд занял твердую позицию, состоящую в том, что суверенитет - это понятие, связанное с единым государством, с федеративным государством, и что части федерации могут иметь самую широкую компетенцию, но не являются суверенными, - эта позиция находит понимание и является объективно обусловленной всеми обстоятельствами нашего развития.

И последнее. Суверенитет сейчас приобретает не только политическое значение. С ним связывается решение экономических проблем, проблемы соотношения таких понятий, как достояние и собственность, понятие единого экономического пространства и понятие разделения собственности в зависимости от того, кому она принадлежит. Такая позиция Конституционного Суда вызывает у нас поддержку, большой интерес и желание разобраться в данной проблеме более глубоко.

Наше высокое заседание способствует этому, а значит, и повышению роли Конституционного Суда.

1 Выступления других участников конференции можно прочитать в сб.: Конституционное правосудие на рубеже веков. М.. 2002.


4, стр. 5-18, Государство и право
29/04/2002
Материалы по теме:
Конференция
Список вопросов
Биография Баглая М.В.
Конституция РФ
Конституционный суд РФ
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Конституционный суд РФ
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Рамблер
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2002 Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов сайта www.garweb.ru
допускается только со ссылкой на источник информации