Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Соколин Владимир Леонидович

Интернет-конференция
председателя Государственного комитета Российской Федерации по статистике
Соколина Владимира Леонидовича

 

Обзор публикаций СМИ


МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ОЦЕНКЕ ЧИСЛА ВАКАНТНЫХ РАБОЧИХ МЕСТ*

(* Статья подготовлена при содействии Российского гуманитарного научного фонда (номер проекта 02-02-00265а).)

Несмотря на некоторое снижение темпов экономического развития в 2002 г. (по предварительным оценкам, темп прироста ВВП в 2002 г. составил около 3,7% к предыдущему периоду против 5-8% в 1999-2001 гг.), не вызывает сомнений устойчивость тенденции роста российской экономики. В связи с этим показательной является реакция предприятий на процессы оздоровления, выразившаяся в значительном увеличении числа вакантных рабочих мест. Только по крупным и средним предприятиям число заявленных вакансий к концу 2001 г. выросло на 70% по сравнению с 1998 г. Число вакансий, заявленных в службу занятости, за тот же период выросло более чем в 1,7 раза и составило на конец 2001 г. почти 890 тыс.

Сложность оценки числа вакантных рабочих мест обусловлена тем, что имеется два независимых источника статистических данных об их числе. Это данные Госкомстата России по крупным и средним предприятиям и данные службы занятости. С большой долей уверенности можно утверждать, что ни тот, ни другой источник не дает полного представления о реальном наличии вакантных рабочих мест. Действительно, с одной стороны, в состав статистики по крупным и средним предприятиям не включаются данные по объектам малого предпринимательства, а с другой стороны, нельзя утверждать, что служба занятости включает в свою статистику все данные о числе вакантных рабочих мест на крупных и средних предприятиях хотя бы потому, что в течение ряда лет, а именно с 1992 по 1998 г. включительно, число вакансий по крупным и средним предприятиям оказывалось больше, чем их число по данным службы занятости. Логично предположить, что две совокупности данных по вакансиям в какой-то части пересекаются, а в какой-то - дополняют друг друга. Это особенно важно в связи с тем, что поскольку ни та, ни другая статистическая совокупность в полной мере не отражает реального числа вакантных рабочих мест, мы не можем рассчитать реальную величину спроса на рабочую силу. Для решения этой проблемы предлагается методический подход, позволяющий агрегировать данные двух источников о наличии вакансий, исключая при этом двойной счет, что приближает получаемые оценки к реальным данным.

Основная идея методики агрегирования данных о вакансиях по статистике о крупных и средних предприятиях, публикуемой Госкомстатом России, и статистике службы занятости состоит в предположении, что в большинстве случаев дублирование вакансий характерно для предприятий госсектора. Другими словами, мы исходим из предпосылки, что подавляющее число вакансий, которые существуют на крупных и средних предприятиях, относящихся к госсектору, учтено в данных службы занятости. В качестве обоснования указанного утверждения можно привести следующие рассуждения. Во-первых, основное количество вакансий, предлагаемых службой занятости, относится к группе массовых профессий, как правило, не требующих каких-либо специальных навыков, высокой квалификации и опыта работы. Эта же группа профессий наиболее востребована на предприятиях госсектора. Во-вторых, подбор персонала через коммерческие структуры сопряжен с дополнительными финансовыми затратами, которые, в условиях ограниченного финансирования госсектора, могут рассматриваться руководством этих предприятий как излишние именно в части вакансий, относящихся к группе массовых профессий. В-третьих, заполнение вакансий высококвалифицированных специалистов, особенно в части престижных профессий с приемлемым или выше среднего уровнем оплаты труда, может быть в значительной мере решено силами самих предприятий без посредничества службы занятости. Поэтому, на наш взгляд, данная предпосылка достаточно обоснована, хотя в ряде отраслей экономики имеется своя специфика, которую следует учитывать при агрегировании.

При оценке реального количества вакантных рабочих мест следует учитывать деятельность негосударственных служб занятости и организаций, занимающихся подбором кадров на коммерческой основе. По нашим оценкам, здесь может быть сосредоточено от 10 до 20% вакансий, предлагаемых Государственной службой занятости.

Таким образом, для расчетной оценки количества вакантных рабочих мест, имеющихся на рынке труда, можно предложить следующую формулу:

[формула]

В качестве коэффициента для учета числа вакансий, предоставляемых негосударственными службами занятости и прочими организациями, осуществляющими подбор кадров, в данных расчетах принята нижняя граница диапазона - 10% (то есть коэффициент равен 0,1).

Расчеты проводились в разрезе отраслей экономики на основе исходных данных, представленных в таблицах 1, 2 и 3.

Данные таблицы 3 необходимы для распределения вакантных рабочих мест, предлагаемых службой занятости, по формам собственности, то есть выделения в отраслевой структуре вакансий того количества рабочих мест, которое мы будем относить к государственному сектору. Следует оговориться, что этот шаг вынужденный, связанный с несовершенством имеющейся статистики, где государственный сектор представлен лишь в целом, а разбивка по отраслям отсутствует. Поэтому оценку доли госсектора в числе вакантных рабочих мест для каждой из выделенных отраслей приходится проводить на основе структуры занятых по формам собственности, имеющейся в балансах трудовых ресурсов. Методологически это означает, что опосредованно предполагается наличие некой "нормативной" взаимосвязи между численностью занятых и вакансиями, что является определенным допущением. Тем не менее такое допущение оказалось конструктивным. Расчеты показали, что ошибка использования удельных весов занятых на государственных и муниципальных предприятиях, по данным баланса, при оценке доли госсектора в структуре вакансий по отраслям, в среднем за период 1999-2001 гг. не превышает 1-2%, что, на наш взгляд, при несовершенстве имеющейся статистики вполне приемлемо.

Таблицы 1, 2и 3 необходимо привести к сопоставимому виду по перечню отраслей. Этот шаг связан с тем, что данные службы занятости по вакантным рабочим местам содержат болев агрегированный состав отраслей. На основании данных таблицы 3 вычисляются удельные веса занятых на государственных и муниципальных предприятиях в разрезе отраслей. Таким образом, таблица 2 преобразуется к виду (см. таблицу 4):

Из данных таблицы 3 получаем (см. таблицу 5).

На основании данных таблиц 1 и 5 можно рассчитать количество вакантных рабочих мест, которые мы относим к госсектору в разрезе отраслей. Формула для расчета достаточно очевидна:

[формула]

Результаты расчетов приведены в таблице б.

Таблица 6 является исходной для расчетов. Однако как было отмечено выше, для ряда отраслей общий подход, определяемый соотношением (1), неприемлем.

При расчете оценки реального числа вакантных рабочих мест в таких отраслях, как промышленность, строительство, сельское и лесное хозяйство и ЖКХ, следует исходить из несколько иных предпосылок.

Так, в промышленности и строительстве доля вакансий, которые мы относим к госсектору, на протяжении 1995-2000 гг. составляет менее 20% и постоянно убывает (см. таблицу 5). Если оставаться в рамках исходных предпосылок о том, что данные службы занятости и данные по крупным и средним предприятиям дублируются только для предприятий и организаций госсектора, то получается, что практически все вакансии службы занятости следует отнести на малый бизнес и мелкие частные предприятия. Однако именно в этих отраслях неудовлетворенный спрос на рабочие места связан с массовыми профессиями, не требующими высокой квалификации, опыта работы и специальной подготовки. Именно такие профессии в основном предлагаются службой занятости. Следовательно, использование соотношения (1) для этих отраслей может привести к двойному счету и внести значительные погрешности в расчетные оценки. Для того чтобы не допустить двойной счет, предлагается ввести в формулу (1) поправочный (весовой) коэффициент, учитывающий, что некоторая доля вакансий крупных и средних предприятий уже присутствует в данных службы занятости. Величина этого коэффициента определяется экспертным путем. С достаточной степенью уверенности можно полагать этот коэффициент равным 0,1. То есть около 90% вакансий крупных и средних предприятий, не относящихся к госсектору, уже учтены в данных службы занятости. Тогда расчетная формула для промышленности и строительства примет вид:

[формула]

Для отраслей сельского и лесного, а также жилищно-коммунального хозяйства исходная формула (1) изменится принципиально. Если раньше к числу вакансий службы занятости добавлялась некоторая часть неучтенных вакансий по крупным и средним предприятиям, то для этих отраслей наоборот, данные по вакантным рабочим местам на крупных и средних предприятиях следует досчитывать с учетом данных службы занятости. В качестве обоснования такого метода агрегирования можно предложить следующую аргументацию. В сельском и лесном хозяйстве на долю госсектора приходится от 12 до 17% заявленных в службу занятости вакантных рабочих мест. Причем в лесном хозяйстве более 90% занятых работают в государственных организациях, а в сельском хозяйстве - не более 15%. Учитывая, что крупные сельскохозяйственные предприятия, как правило, расположены вблизи административных центров, имеющих региональные отделения службы занятости, представляется наиболее вероятным максимальное использование посредничества этих служб в реализации неудовлетворенной потребности в работниках на данных предприятиях. Тогда вакансии службы занятости уже аккумулируют значительную часть вакантных рабочих мест не только организаций, относящихся к госсектору, но крупных и средних предприятий в целом. Тем не менее сравнение данных о вакансиях по крупным и средним предприятиям и данных службы занятости показывает, что число вакансий по данным службы занятости, как правило, ниже, чем то, которое содержится в отчетности по крупным и средним предприятиям. Следовательно, и оценки необходимо проводить, корректируя данные о вакансиях по крупным и средним предприятиям на число вакансий службы занятости, не вошедших в указанную совокупность. Такую корректировку можно провести, введя в расчетную формулу поправочный коэффициент, равный 0,05, То есть мы полагаем, что количество вакансий по двум статистическим совокупностям пересекаются не менее чем на 95%. Тогда формула для оценки реального числа вакансий в данной отрасли будет иметь вид:

[формула]

Для отрасли жилищно-коммунального хозяйства характерен достаточно большой удельный вес предприятий и организаций госсектора (в среднем более 70% за период с 1995 по 2000 г.). Следует учитывать определенную привлекательность данной сферы деятельности для значительного числа работников с точки зрения получения дополнительных доходов (имеется в виду практика получения "чаевых" за выполненную работу). Поэтому далеко не все вакансии, предлагаемые крупными и средними предприятиями, не относящимися к госсектору, попадают в службу занятости, а реализуются этими предприятиями без посредников.Рабочие места, не вошедшие в статистику крупных и средних предприятий и имеющиеся в данных службы занятости, по этой отрасли следует соотносить как с малым предпринимательством, так и с наименее престижными рабочими местами, пользующимися наименьшим спросом на рынке труда. Поэтому для оценки количества вакансий в сфере жилищно-коммунального хозяйства предлагается использовать следующее соотношение:

[формула]

Результаты расчетов по данной методике приведены в таблице 7.

Графически динамика вакансий по исходным статистическим совокупностям и результаты расчетной оценки по предложенному алгоритму представлены на рисунке.

Анализируя полученные расчетные оценки динамики вакантных рабочих мест по экономике в целом и данные исходных статистических совокупностей по указанному показателю за период 1995-2001 гг., можно сделать вывод о том, что в целом данные службы занятости лучше отражают направление и характер складывающихся тенденций. Это является отражением того, что, по сути, служба занятости представляет собой элемент рыночной инфраструктуры и отслеживает реальные изменения в конъюнктуре рынка труда. Однако в силу ряда причин как объективного, так и субъективного характера в количественном отношении эта статистика дает заниженные оценки числа вакантных рабочих мест. Наиболее явно это проявляется в период до 1998 г., когда количество вакансий, отслеживаемых службой занятости, было меньше тех, что предлагались на крупных и средних предприятиях.

По нашим оценкам, количество не учитываемых официальной статистикой вакантных рабочих мест за период 1996-2001 гг. колебалось в пределах от 30 до 97% по данным службы занятости, а по данным статистики о крупных и средних предприятиях превышало в последние годы 90%. Очевидно, что использование такой статистики для оценки величины спроса на рабочую силу, по крайней мере, некорректно.

Предлагаемая методика, несмотря на наличие ряда достаточно сильных, хотя, на наш взгляд, и обоснованных предпосылок, решает данную проблему, позволяя построить более реалистичный динамический ряд величины спроса на рабочую силу в базовом периоде времени и использовать его для моделирования прогнозной динамики данного показателя.

ГРАФИКА:

Таблица 1 Количество и структура вакантных рабочих мест по данным Государственной службы занятости (на конец года; тыс. единиц)@|&;

Таблица 2 Количество и структура вакантных рабочих мест поданным Госкомстата России о крупных и средних предприятиях (на юнец года; тыс. единиц)@|&;

Таблица 3 Структура занятости в разрезе отраслей и форм собственности по данным баланса трудовых ресурсов (тыс. человек)@|&;

Таблица 4 Количество и модифицированная структура вакантных рабочих мест по данным Госкомстата России о крупных и средних предприятиях (на конец года; тыс. единиц)@|&;

Таблица 5 Доля занятых в организациях государственной и муниципальной форм собственности (в процентах)@|&;

Таблица 6 Число и структура вакантных рабочих мест поданным службы занятости в разрезе отраслей в форм собственности* (* В се имеющиеся в таблице 6 неувязки относятся на прочие отрасли, которые мы в данном случае не рассматриваем.) (тыс. единиц)@|&;

Таблица 7 Расчетное число и отраслевая структура вакантных рабочих мест (тыс. единиц)@|&;

Рисунок@|&;


С.Г. Кузнецов, канд. экон. наук, Государственное учреждение "Институт макроэкономических исследований", 3, стр. 35-41, Вопросы статистики
27/03/2003
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Соколин В.Л.
Госкомстат России
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Госкомстат России
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации