Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Соколин Владимир Леонидович

Интернет-конференция
председателя Государственного комитета Российской Федерации по статистике
Соколина Владимира Леонидовича

 

Обзор публикаций СМИ


АППАРАТНОМУ КОМПЛЕКСУ НЕ ДАЮТ РАЗВЕРНУТЬСЯ АППАРАТНЫЕ ИГРЫ

Статистика знает все - финансовые результаты деятельности организаций за январь 2003 г., размер просроченной задолженности по зарплате, динамику цен на бензин автомобильный и много других интересных данных, оперативно отражаемых на официальном сайте Госкомстата. Но, поскольку нельзя объять необъятное, кое-что от нее ускользает. Речь идет не только об отсутствии сведений о количестве стульев в нашей стране, тонко подмеченном еще классиками советской литературы. От внимания Госкомстата РФ также ускользнула необходимость строгого соблюдения законодательства о торгах (конкурсах), которое Указ Президента "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд" от 8 апреля 1997 г. N 305 называет в качестве первейшей меры борьбы с данным социальным злом в самом первом пункте нормативного акта.

Отгремевшая перепись населения с ее дефектами и недочетами привлекла пристальное внимание прессы, в т. ч. в ближнем зарубежье, откликнувшемся на российские события жизнеутверждающими заголовками вроде "Не такой страшный перепис, як ого малюють". Не остался в стороне и "БА", который в N 17 за 2002 г. опубликовал решение Арбитражного суда г. Москвы от 9 августа 2002 г. по делу N 83-167, в соответствии с которым был признан недействительным открытый конкурс на разработку, внедрение и сопровождение аппаратно-программного комплекса обработки материалов переписи населения 2002 г., протоколы конкурсной комиссии и государственный контракт, заключенный между Госкомстатом и ЗАО "К.РОК Инкорпорейтед". Суд принял к сведению, что в нарушение Федерального закона "О конкурсах на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" от 6 мая 1999 г. N 97-ФЗ в извещении о проведении конкурса была указана лишь дата вскрытия конвертов с заявками. В эту дату конкурс не проводился, конверты были вскрыты 12 дней спустя, после чего комиссия поручила экспертной группе рассмотреть заявки на предмет соответствия требованиям. Экспертная группа отклонила большинство заявок, а еще через 16 дней комиссия, не утруждая себя их сопоставлением, изучила заявку ЗАО "КРОК Инкорпорейтед" и признала его победителем конкурса. Пикантность ситуации заключалась в том, что победитель конкурса требовал более высокой оплаты своих услуг, чем истец - ЗАО "Аби Софтвер Хаус", который после оглашения решения суда мог бы торжествовать, как, прочем, и все добросовестные предприниматели России, предвкушавшие восстановление порядка в скрытой от посторонних глаз сфере публичных торгов.

Важнейшей гарантией справедливости судебного разбирательства является право на обжалование, которым в установленные сроки воспользовался разгромленный ответчик - не сам Госкомстат, а признанный им победитель "конкурса" ЗАО "КРОК". Благодаря этому спешного проведения нового конкурса не потребовалось: благополучно завершилась перепись, жаркое лето в положенный срок сменилось плаксивой осенью и веселой зимой, а решение все не вступало и не вступало в законную силу. Апелляционная инстанция никак не могла рассмотреть жалобу ответчика на судебный произвол по весьма прозаической причине - двоих участников конкурса, близняшек ЗАО "Интеллектуальные технологии" и ООО "Когнитивные технологии", расположенных по одному и тому же адресу, все никак не могли известить о времени и месте судебного заседания.

Рассмотрение жалобы отгадывалось 5 или 6 раз (однажды сами участники процесса доставили интеллектуальным технологам приглашение на суд телеграммой, но судьи, поразмыслив, не решились рассматривать дело. т. к. приглашение исходило не от суда), и уже в марте почта все же сумела обеспечить суд доказательствами извещения всех лиц, участвующих в деле. Госкомстат в суд ни разу не явился, но против рассмотрения жалобы в его отсутствие не возражал, вероятно, предполагая, что безразличие к делу является лучшим свидетельством его полной незаинтересованности в судьбе конкурсантов.

Победитель конкурса ЗАО "КРОК" в своей жалобе не оставил от решения суда камня на камне, оспорив прежде всего вывод о том. что информации о конкурсе в извещении Госкомстата не было. Информация о месте и времени принятия заявок и вскрытии конвертов была опубликована, а конкурс, по мнению "КРОКа", - процедура длящаяся и присутствия участников на всех этапах не требующая. Нового конкурса, как было подумал суд. не было, он просто был перенесен, а информация о переносе конкурса - это не информация о конкурсе и на нее 45-дневный срок не распространяется.

"КРОК" указал также на ошибочное применение судом п. 5 ст. 447 ГК РФ. Победителем признается поставщик по результатам рассмотрения заявок. Между тем все акцептовали оферту Госкомстата и согласились с порядком рассмотрения заявок. Арбитражный суд. по словам "КРОКа". посчитал, что про цену на конкурсе забыли. Нет. не забыли, утверждайтесь в жалобе "КРОКа". просто проводился конкурс, а не аукцион, который, по словам представителя, "можно было бы

провести, если бы Госкомстат интересовала цена". Эффектное мнение о том. что Госкомстат не интересует. сколько бюджетных денег придется потратить на игры с аппаратным комплексом, заставило присутствующих в зале журналистов порадоваться по поводу отсутствия в зале представителей Госкомстата, которые, вероятно, могли бы почувствовать себя неловко.

Представитель ЗАО "Аби Софтвер Хаус", напротив. высказался в пользу законности решения суда, правильно оценившего все значимые обстоятельства. По его мнению, комиссия допустила к конкурсу только "КРОК". 11 февраля 2002 г. был впервые вскрыт конверт победителя с финансовыми предложениями, а остальным участникам конверты были возвращены невскрытыми. Протокол не был составлен в нарушение инструкций самого Госкомстата. В бюллетене было помещено объявление о том, что 23 января "КРОК" победил на конкурсе, которого фактически не было. Госконтракт заключается со ссылкой на протокол от 6 марта - что произошло в эту дату, никто сказать не может.

После небольшого обмена репликами судьи под председательством О. Дегтяревой удалились на совещание, по окончании которого объявили постановление о том, что решение суда оставляется без изменения, а жалоба без удовлетворения. Постановление представляется вполне обоснованным, т. к. Госкомстат вполне мог бы действовать более аккуратно и обеспечить хотя бы внешнюю достоверность конкурсной документации. Несмотря на сокрушительное красноречие представителей ответчика, едва ли можно согласиться и с тем, что цена не относится к УСЛОВИЯМ договора и что распорядитель бюджетных средств вправе игнорировать более выгодные, чем предложенные победителем, условия контракта: по крайней мере. ознакомиться с ними он обязан, даже если победитель определен задолго до того, как конкурс объявлен. Законодательство отводит цене заявки самое первое место среди критериев, которыми обязан руководствоваться заказчик при определении наиболее предпочтительной заявки, и пренебрегать ею государственный орган не может: в конце концов победителю никто не мешает предложить меньшую цену, хотя бы и формально.

В процессе рассмотрения апелляционной жалобы не раз возникайте впечатление формальности, которую следует выполнить и не обязательно - чем раньше, тем лучше (например, истец мог бы принять меры к надлежащему извещению пресловутых третьих лиц намного раньше). В печати высказывалось мнение о том, что решение суда можно и обойти: например, "Независимая газета" сообщала, что в конце прошлого года Госкомстат обращался в Министерство экономического развития с просьбой разрешить определение победителя вне конкурса. Получено ли разрешение, пока не сообщалось, однако Госкомстат признает, что с ноября за работу взялись кодировщики, которые должны подготовить материалы переписи к аппаратной обработке, тогда как в конце марта должны быть объявлены результаты этого масштабного и приятного для определенных слоев мероприятия - Указом Президента РФ от 14 октября 2002 г. N 1151 учреждена медаль за заслуги в проведении переписи. Ее будут носить на левой стороне груди на трехцветной муаровой ленте. Будет несправедливо, если медали не удостоятся председатель Госкомстата В. Соколин и руководство ЗАО "КРОК" - хотя бы авансом.

P.S. В 2004 г. предполагается провести перепись предпринимателей.


Александр ДЕМИН, 7, стр. 1, 11, Бизнес - адвокат
31/03/2003
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Соколин В.Л.
Госкомстат России
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Госкомстат России
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации