Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Жуков А.Д. (фото с сайта edinros.ru)

Интернет-конференция
Председателя Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
Александра Дмитриевича Жукова
"Федеральный бюджет 2004 г. Межбюджетные отношения и денежно-кредитная политика государства"

Обзор публикаций СМИ


Бедность профициту не помеха?

В нынешнем году политика благодаря предстоящим выборам будет безусловно довлеть над экономикой. Это касается и важнейших для развития страны документов - прогноза социально-экономического развития РФ до 2006 г. и бюджета РФ на 2004 г. Последний предполагается принять Государственной Думой и передать в Совет Федерации уже к началу декабря. Специалисты сходятся во мнении, что эти сроки вполне реальны, поскольку проект бюджета-2004 концептуально продолжает линию своих предшественников - бюджетов предыдущих пет. Но только вот хорошо это или плохо для развития страны?

Первая заметная и не слишком радующая черта ключевых для развития страны документов - их сохраняющаяся сильная зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры. Развитие России, как и в прежние годы, прорабатывается в двух вариантах: первый, умеренный - при мировой цене на нефть марки Urals около 18, 5 дол./баррель и второй, благоприятный - 22-23 дол./баррель. "Низкая диверсификация экспорта, преобладание в его структуре энергоносителей, сырья и материалов делают весьма зависимым состояние российской экономики и ее бюджетной системы от конъюнктуры мирового рынка, изменений мировых цен на относительно узкую группу товаров", - констатирует прогноз Минэкономразвития. Именно разницей цен на нефть, а не внутренними экономическими процессами определяется и наличие бюджетного профицита ( на 2004 г. он запланирован в размере 83, 4 млрд. руб.), из которого будет создаваться Стабилизационный фонд. Между тем возможность использования такого оптимистичного термина, как "профицит", многими в данном случае ставится под сомнение. Специалисты Российской академии наук (РАН) напоминают, что в расходную часть бюджета-2004, как и в бюджеты трех предыдущих лет, не включено погашение внешнего долга - около 280 млрд. руб. Если прибавить к этой цифре 233, 2 млрд. руб. на его обслуживание и 83, 4 млрд. будущего профицита, то окажется, что из внутреннего оборота в 2004 г. будет отвлечено около 600 млрд. руб., или 26% доходов федерального бюджета (без учета ЕСН)!

А первый вице-спикер Совета Федерации Валерий Горегляд, выступая на парламентских слушаниях, посвященных рассмотрению прогноза развития России до 2006 г. и параметров проекта бюджета-2004, призвал обратить внимание на проблему несбалансированности бюджетов различных уровней. Так, прирост доходов бюджетов субъектов РФ, по проекту, должен в 2004 г. составить 108 млрд. руб. Но из этих денег придется на 1/3 индексировать зарплату бюджетникам на сумму 89 млрд. руб., ликвидировать задолженность по зарплате и пособиям и гасить бюджетные ссуды, так что речь, по словам Горегляда, "можно вести скорее о консолидированном дефиците".

Да и свежая практика показывает, что федеральный центр, несмотря на утвержденные бюджетом-2003 (тоже профицитным! ) параметры, вынужден прибегать к дополнительным расходам. Так, по словам председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам Александра Жукова, ограничитель нынешнего года по расходам (13% ВВП) уже превышен на 0, 3%. В будущем году центру, скорее всего, придется "в рабочем порядке" снова "отстегивать" регионам на зарплату бюджетникам и подготовку к зиме ЖКХ, признанного в проекте бюджета-2004 неприоритетным.

Что касается снижения налогового бремени, которым гордится федеральное правительство, то здесь тоже не все гладко. Большая проблема - компенсация субъектам выпадающих доходов, в частности связанных с ликвидацией дорожного фонда, отмены налога с продаж и местных налогов (компенсация последних из федерального "кошелька" вообще не предусматривается - в центре считают, что этот вопрос должны решать между собой субъекты и муниципалитеты).

Если же рискнуть заглянуть в будущее еще дальше, например в 2010 г., - временной рубеж, к наступлению которого Президент РФ Владимир Путин призвал в последнем Послании Федеральному Собранию удвоить ВВП и решить проблему преодоления бедности, то поводов для оптимизма будет еще меньше. Специалисты РАН подсчитали, что по наиболее благоприятному, второму, варианту развития страны прирост ВВП за 2003-2006 гг. составит 25, 1%; с прибавленными 2001-2002 гг. (поскольку, по мнению авторов, речь идет о текущем десятилетии) - 37%, или 5, 4% в среднем за год. А в 2007-2010 гг. придется поднатужится и "подрасти" на 46%, или 9, 9% за год. Возможность такого резкого рывка представляется весьма сомнительной.

Бедность в России ликвидируется тоже медленнее, чем хотелось бы: в 2002 г. - 25% россиян с доходами ниже прожиточного минимума, 2003 - 22, 5%, далее по прогнозу с 20, 5% в 2004 до 18% в 2006 гг. Сотрудники РАН обращают внимание, что "шаг" уменьшения с каждым годом снижается. Если так пойдет и дальше, то к 2010 г. за чертой прожиточного минимума останется 14%. Это все равно в два раза превышает допустимый порог экономической безопасности в этой сфере (7%), установленный секцией Научного совета при Совете безопасности РФ.

***

Наиболее актуальной для сокращения бедности является оплата труда бюджетников, которые составляют подавляющую часть работающих бедных в России. Их работодатель - государство предпочитает иметь профицитный бюджет, отдавать внешние долги, чем платить должным образом учителям, врачам, научным и социальным работникам.

(Из экспертного заключения Института экономики РАН)

***

Неоправданно низко (ни по ресурсам, ни по культуре, ни по политическим амбициям) место России в мировом рейтинге по индексу человеческого развития - 60-е место, после Белоруссии и Малайзии, причем еще недавно оно было 40-е. Это в значительной мере происходит из-за господствующей парадигмы управления, когда социальное понимается сугубо как вычет из экономического. Между тем страны "золотого миллиарда" доказали, что экономический прогресс неизменно связан с социальными факторами.

(Из экспертного заключения Института экономики РАН)



Полосу подготовила Лейла Мамедова, 13, стр. 2, Экономика и жизнь (московский выпуск)
19/09/2003
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Биография Жукова А.Д
Госдума РФ
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Госдума РФ
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации