Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Жуков А.Д. (фото с сайта edinros.ru)

Интернет-конференция
Председателя Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
Александра Дмитриевича Жукова
"Федеральный бюджет 2004 г. Межбюджетные отношения и денежно-кредитная политика государства"

Обзор публикаций СМИ


Депутаты вошли в курс дела

Фото: Ъ

Обнаружен очередной "бюджетный карман" правительства
бюджет-2004

Вчера на заседании бюджетного подкомитета депутаты разоблачили правительство. А точнее, его бюджетные расчеты платежей по внешнему долгу.

Вчера обсуждали не сам бюджет, а только платежи по внешнему долгу. Тема более чем интересная. Хотя бы тем, что в российском бюджете указывается только часть платежей – проценты по долгу. Основная же часть долга погашается из отнюдь не прозрачных источников – не по статье бюджетных расходов, а из дополнительных доходов бюджета, как бы они ни назывались, из бюджетного профицита, из доходов от расширения приватизации, из новых займов и т. п. Рациональное зерно в такой двойной бухгалтерии, что бы в правительстве ни говорили о мировом опыте, только одно – исполнительная власть развязывает себе руки, уходя из-под и без того не слишком строгого контроля власти законодательной.

Но, как вчера выяснилось, двойная долговая бухгалтерия этим не ограничивается. Из Минфина в бюджетный подкомитет был делегирован начальник департамента внешнего долга Николай Гаврилов, от него депутаты узнали много любопытного. Когда Минфин только приступал к сочинению бюджета, премьер Михаил Касьянов напутствовал его установкой: пик платежей по внешнему долгу пройден в 2003 году, поэтому в 2004 году Россия сможет обойтись без бюджетного профицита, а раз так, то самое время сокращать налоги. Это благое пожелание осталось, по существу, невыполненным. Вчера господин Гаврилов объяснил почему. Оказывается, в 2004 году России предстоит выплатить процентов по долгам не меньше, а больше, чем в 2003 году – 223 млрд рублей вместо 220 млрд. Конечно, если считать не в рублях, а в долларах, то картина получается другой: Минфин считает, что всего в 2004 году предстоит выплатить $16,1 млрд ($9 млрд – основная часть долга, $7,1 млрд – проценты), в 2003 году всего было выплачено около $18 млрд. Вопросы, правда, остаются.

В бюджет 2003 года закладывали средний курс доллара в 33,7 рубля, в проект бюджета 2004 года – 31,3 рубля. Дальше возникает элементарный вопрос, который купец мог бы задать вороватому приказчику. Вчера его огласил зампред бюджетного комитета Михаил Задорнов: "Как получается, что при снижении долларовых платежей и при снижении расчетного курса доллара платежи в рублях не сокращаются, а растут?"

Николай Гаврилов вразумительного ответа дать не сумел. Его ссылки на то, что возрастает доля платежей странам, не входящим в Парижский клуб, и на кросс-курс доллара к евро ситуации не прояснили. Тем более что Южная Корея, не входящая в Парижский клуб, совсем недавно списала России долг в $600 млн. Зато господин Гаврилов раскрыл депутатам еще один секрет изготовителей бюджета. Вчера выяснилось, что во внешнеторговой статистике 1 евро приравнивается к $1,1, а в долговой – к $1,24. Так высоко евро никогда не поднимался и вообще вряд ли поднимется. В Минфине объяснение этой фантастической цифре нашли: берется майский (самый высокий) курс евро к доллару $1,19 и "для страховки" добавляется еще 5%.

Кому нужна вся эта двойная бухгалтерия? Ответ также может получиться двойным. Вчера депутаты обнаружили то, что сами же называют бюджетными "карманами". Понятно, что правительство заинтересовано в том, чтобы бесконтрольно распоряжаться частью бюджетных денег, заранее откладываемых в "карман". "Экономия" на платежах по долгам – это и есть "карманные" деньги правительства. Но, как и у любой азартной игры в деньги, здесь есть оборотная сторона. Если правительство щедро закладывает в бюджет больше, чем нужно на выплату внешних долгов, значит, оно этим долгом не управляет. А это, в свою очередь, открывает простор для, мягко говоря, невыгодных государству заимствований, торговли долгами за счет инсайдерской информации и других операций, в которых государственный интерес уступает место частному.

Минфин запутался в процентах

Минфин России рассчитывает разместить в 2004 году еврооблигации под 7,5-8,0% годовых. Вчера об этом рассказал депутатам руководитель департамента внешнего долга Минфина Николай Гаврилов. В проекте бюджета на 2004 год предусмотрено право правительства занять на внешнем рынке путем выпуска 5-30-летних еврооблигаций $2,76 млрд. Возможность заимствований на случай падения цен на нефть правительство оставляло себе и в прошлые годы, но не пользовалось ею. Теперь чиновники Минфина говорят об эмиссии бумаг как о деле решенном. Николай Гаврилов пытался убедить депутатов в том, что в нынешних условиях размещение еврооблигаций для рефинансирования части внешнего долга оправданно, поскольку процентные ставки по ним находятся на историческом минимуме. Депутаты вникли и напомнили, что занятые деньги будут направлены в стабилизационный фонд и потрачены на приобретение высокорейтинговых западных бондов, доходность которых в два раза ниже. А это – прямые бюджетные потери и очевидная бессмысленность операции. "Это то же самое, что поместить деньги на депозит в банке под 5% и тут же взять кредит на эту сумму под 10%",– прокомментировал намерения Минфина председатель бюджетного комитета Думы Александр Жуков. Доводы представителя Минфина о том, что таким образом средства стабфонда страхуются от рисков (дескать, в будущем займы на внешнем рынке будут дороже, а цены на нефть – ниже) на депутатов не подействовали. Впрочем, Николай Гаврилов признался, что эти деньги могли бы быть потрачены в том числе и на покупку финансовых инструментов, связанных с нереструктуризированной задолженностью бывшего СССР. Сенсационность этого заявления состоит в том, что выкупать собственные долги и признаваться в этом в международной практике не принято.


НИКОЛАЙ Ъ-ВАРДУЛЬ, ВАДИМ Ъ-ВИСЛОГУЗОВ

№165(2768), Газета "КоммерсантЪ" (online)
12/09/2003

Оригинал материала
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Биография Жукова А.Д
Госдума РФ
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Госдума РФ
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации