Rambler's Top100
Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
ФРАДКОВ Михаил Ефимович

Диалог с налоговой полицией

Интернет-конференция
Директора Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации
ФРАДКОВА Михаила Ефимовича.

22 января 2002 г. в 10:59

Уважаемые господа!

Начинаем Интернет-конференцию Директора Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации. ФРАДКОВА Михаила Ефимовича.

В этом году ФСНП отмечает 10-летний юбилей своей деятельности. Как налоговая полиция защищает интересы государства? Каким образом строит свою работу? На эти и другие вопросы Интернет-аудитории сегодня отвечает Фрадков Михаил Ефимович.

Позвольте представить коллег, участвующих в организации Интернет-конференции:

Участники конференцииПершеев Дмитрий Викторович (директор Гарант-Сервис),
Засурский Иван Иванович (вице-президент Rambler Internet Holding),
Ткаченко Наталья Викторовна (гл. редактор журнала "Законодательство"),
Солдаткин Алексей Евгеньевич (директор "Гарант-Интернет")
Рычев Михаил Викторович (руководитель Научного Парка МГУ)

Ведущий Интернет - конференции - Солдаткин Алексей Евгеньевич ("Гарант-Интернет")

К началу конференции было получено 227 вопросов.

Вопрос: Уважаемый Михаил Ефимович! Как ваше ведомство относится к крупному бизнесу?
Сергей (Москва).

Ответ:
Мы нормально относимся к крупному бизнесу. И считаем, что, чем больше будет в стране состоятельных людей, тем лучше для государства и для общества. Вместе с тем, и “священных коров” быть не должно. Нормы для всех одинаковы, и налоговая полиция, как инструмент в руках государства, правоохранительными методами обеспечивает соблюдение этих норм.

В принципе, для нас безразлично, кто оказывается в поле нашего зрения: крупный бизнесмен или мелкий предприниматель. Требования к ним одинаковые, поскольку закон един для всех. Более того, бизнес сейчас в значительной мере нуждается в поддержке государства. Мы создаем для него равноправные условия.

Мы стараемся в этой работе сориентировать бизнес на выполнение норм и требований закона, в частности по уплате ими налогов своевременно и в полном объеме.

Вопрос: Уважаемый Михаил Ефимович! Не кажется ли Вам, что иной раз предпринимателей подвигает к нарушению закона несовершенство законодательства …
Сергей (Новосибирск).

Ответ:
Можно сколь угодно долго говорить о несовершенстве и противоречивости нашего законодательства, которые очевидны и для предпринимателей, и для нас, сотрудников правоохранительных органов. Но это не освобождает одних от ответственности за несоблюдение закона, а других от контроля за его соблюдением.

Это тема, над которой работают законодатели, работают и правоохранительные структуры, в частности, налоговая полиция. Мы видим необходимость внесения изменений в действующее законодательство и принимаем самое активное участие в его совершенствовании.

Вопрос: Михаил Ефимович! Можете представить “портрет” среднестатистического налогового “уклониста”?
Станислав (Иркутск).

Ответ:
В общем виде обобщенный портрет нарушителя налогового законодательства позволяют "нарисовать" данные социологических опросов.

В большинстве своем налоговые правонарушители и преступники - это люди с высшим или средним специальным образованием, встречаются даже с ученой степенью. Об этом свидетельствуют, в частности, результаты исследования материалов 360 уголовных дел, возбужденных по фактам нарушений налогового законодательства, а также опрос 300 налоговых полицейских, расследовавших налоговые преступления. Так, более 50 процентов осужденных имели высшее, неполное высшее образование или ученую степень, а 22 процента - среднее специальное образование. Интеллектуальный характер налоговых преступлений нашел наиболее четкое отображение именно в этом показателе, поскольку число лиц с высшим и средним образованием среди всех, совершивших другие преступления, составляет всего 4 процента.Публикация стенограммы конференции в Интернете

По преимуществу, налоговыми преступниками являются мужчины, поскольку в основном они возглавляют предприятия и фирмы. Средний возраст злостных неплательщиков налогов достаточно высок - примерно 40 лет. Виновные в совершении налоговых преступлений моложе 20 лет практически не встречаются, хотя по делам общеуголовной направленности доля несовершеннолетних составляет 13 процентов. Это объясняется тем, что молодые люди не имеют соответствующего образования, жизненного опыта, деловых связей и денежных средств.

Вопрос: Уважаемый Михаил Ефимович! Существуют ли за рубежом аналогичные российской налоговой полиции правоохранительные структуры?
Дмитрий (Тверь).

Ответ:
Может быть, неправомерно говорить о полных аналогах нашей службы, но родственные структуры существуют и существуют давно во многих странах.

Российская налоговая полиция пока одна из самых молодых в мире и создавалась с учетом опыта многих зарубежных стран. Например, управления налоговых расследований Службы внутренних доходов США.

Нарушение налогового законодательства - один из самых тяжких грехов, преследуемых по американским законам. Ведь только за неверно заполненную декларацию можно подвергнуться штрафу до 1 тысячи долларов, а умышленное занижение размера доходов уже карается штрафом в 5 тысяч долларов или тюремным заключением сроком до 5 лет. Поэтому большинство граждан стараются вовремя платить положенные налоги и спят спокойно.

Першеев Дмитрий Викторович (директор Гарант-Сервис)Но, безусловно, налоговых уклонистов там тоже хватает. В США служба налоговых расследований наделена большими полномочиями. В соответствии с предоставленными ей законом правами, она осуществляет негласное наблюдение за подозреваемым в сокрытии доходов. Ставит на прослушивание его телефон. Контролирует его переписку. Банки по первому требованию этого ведомства выдают информацию о финансовом положении подозреваемого. При необходимости, управление налоговых расследований внедряет своих агентов в интересующие его финансовые, коммерческие и криминальные структуры.

Есть налоговая полиция и в Италии. Там эта правоохранительная структура называется Финансовой гвардией. Она ведет свою историю с восемнадцатого века. На эмблеме Финансовой гвардии - мифологический грифон, держащий лапу на сундуке. Это означает, что Финансовая гвардия является стражем государственной казны. И она оправдывает свое назначение. В настоящее время в ее рядах служат 60 тысяч человек.

Объектами внимания Финансовой гвардии являются преступления и правонарушения, подрывающие экономическое здоровье страны. Здесь и контрабанда, и финансовые махинации, и уклонение от уплаты налогов, и мошенничество.

Служить в Финансовой гвардии Италии считается делом почетным и престижным. Прием на службу осуществляется на конкурсной основе. Ежегодно в конкурсе принимают участие 120 тысяч человек, претендующих на 2 тысячи вакансий. При наборе унтер-офицеров из 80 тысяч претендентов на службу принимается одна тысяча.

Важно подчеркнуть: для сотрудников этих ведомств нет неприкасаемых. Перед законом одинаково равны и президенты, и премьер-министры, и кумиры нации.

Вопрос: Когда была создана налоговая полиция в России?
Смолин (Москва) .

Ответ:
18 марта 1992 года Президент России подписал Указ № 262 о создании Главного управления налоговых расследований при Государственной налоговой службе Российской Федерации - ГУНР. Правопреемником ГУНРа 15 июля 1993 года стал Департамент налоговой полиции. В декабре 1995 года ДНП обрел новый статус и название - Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации. Тогда же самому молодому правоохранительному ведомству страны было предоставлено право создать свой следственный аппарат.

Тем самым замкнулась цепочка, в рамках которой ФСНП проводит весь комплекс правоохранительных мероприятий, начиная с оперативно-розыскной деятельности и заканчивая следствием и представлением по согласованию с прокуратурой обвинительных заключений в суды.

Вопрос: Каков статус налоговой полиции?
Александр (Ижевск) .

Ответ:
По своему статусу ФСНП России является федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет свои правоохранительные функции в сфере обеспечения экономической безопасности государства. Иными словами, налоговая полиция такой же федеральный правоохранительный орган, как Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности.

Штатная численность сотрудников ФСНП - 53 000 человек, но реально в ней сейчас служит несколько меньше. Это связано с уровнем финансирования нашего ведомства. Тем не менее налоговая полиция - достаточно мощная структура с четко определенным местом в системе органов исполнительной власти, наделённая специфическими правоохранительными функциями.

Вопрос: Михаил Ефимович! Какие задачи решает налоговая полиция?
Андрей (Казань) .

Ответ:
Главная задача, на решении которой сосредоточены основные силы и средства нашей службы, - выявление, предупреждение и пресечение налоговых и других связанных с ними экономических преступлений и правонарушений. Это генеральная линия, в рамках которой осуществляется вся деятельность налоговой полиции.

Директор ФСПН знакомится с ГарантомНаряду с этим нам поручено обеспечивать безопасность деятельности налоговых органов. То есть, мы защищаем должностных лиц налоговых инспекций от противоправных посягательств при исполнении ими служебных обязанностей. То же самое мы делаем и в отношении своих сотрудников.

Одновременно мы решаем задачу предупреждения, выявления и, в итоге, пресечения коррупции в налоговых органах и федеральных органах налоговой полиции. Существует специальное подразделение в центральном аппарате - Главное управление безопасности и борьбы с коррупцией. Подобные подразделения есть и во всех территориальных органах налоговой полиции.

Вопрос: Кому подчиняется налоговая полиция?
Виноградов (Вологда) .

Ответ:
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами деятельностью налоговой полиции руководит Президент России, а Правительство РФ координирует ее работу.

Вопрос: Какими законами руководствуется в своей работе налоговая полиция?
Павел (Владивосток) .

Ответ:
В своей повседневной деятельности сотрудники налоговой полиции руководствуются законами "О федеральных органах налоговой полиции", "Об оперативно-розыскной деятельности", Налоговым кодексом, Уголовным кодексом, Уголовно-процессуальным кодексом, Кодексом об административных правонарушениях и другими законодательными и нормативными актами.

Закон "О федеральных органах налоговой полиции" в значительной мере устарел - он был принят еще в 1993 году. Поэтому мы сейчас готовим предложения по новому проекту закона. В соответствии с планом законотворческих работ правительства и Государственной Думы он должен быть рассмотрен в первом полугодии этого года.

Хочу подчеркнуть одну особенность налоговой полиции - это единственное ведомство среди других правоохранительных органов, которое руководствуется в своей работе Налоговым кодексом.

Вопрос: Говорят, что теперь налоговая полиция занимается всеми экономическими преступлениями. Так ли это?
Дубровина (Иркутск).

Ответ:
Скажем так: большей частью. И динамика увеличения статей подследственности налоговой полиции – позитивная.

Еще два года назад мы могли работать только по двум статьям Уголовного кодекса - 198-й и 199-й.14 апреля 2000 года вступил в силу Федеральный закон “О внесении изменений в статью 126 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР”, в соответствии с которым расширена компетенция федеральных органов налоговой полиции по расследованию уголовных дел о преступлениях, посягающих на экономическую безопасность государства. Налоговой полиции предоставлено право в случае выявления расследовать уголовные дела о регистрации незаконных сделок с землей (статья 170 УК), об изготовлении или сбыте поддельных кредитных карт (статья 187 УК), о незаконных действия при банкротстве (статьи 195 - 97 УК), о лжепредпринимательстве (статья 173 УК), а также ряд других преступлений экономического характера. Всего налоговая полиция ныне вправе возбуждать и расследовать уголовные дела по 27 статьям УК РФ. А с июля нынешнего года, в связи с внесением новых изменений в Уголовно-процессуальный кодекс, мы будем работать уже по 53 статьям Уголовного кодекса. По ходу выявления преступлений, предусмотренных этими статьями, мы вправе заниматься их расследованием и проведением необходимых следственных мероприятий.

Вопрос: Если нарушишь налоговое законодательство и сам сообщишь об этом в налоговую полицию, можно ли рассчитывать на снисхождение?
Владимир (Мытищи).

Ответ:
Бывает, что предприниматель, совершивший налоговое преступление, раскаивается и выражает намерение загладить свою вину. В этом случае следователи налоговой полиции могут руководствоваться пунктом 2 примечания к статье 198 УК РФ, в котором сказано, что лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, а также статьями 194 и 199 Уголовного кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию преступления и полностью возместило причиненный ущерб. Вроде бы гуманная норма. Но зачастую это примечание некоторые предприниматели воспринимают как возможную лазейку для безнаказанного нарушения налогового законодательства. Мы предлагаем отменить эту поправку и дополнить “налоговые” статьи УК возможным применением дополнительной мерой наказания - конфискацией имущества. Надеюсь, это предложение найдет поддержку у законодателя.

Вопрос: Что следует понимать под уклонением от уплаты налогов в крупном и особо крупном размерах?
Борис (Ижевск).

Ответ:
Это предельно четко определено в примечаниях к статьям 198 и 199 УК РФ. Там сказано, что уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченного налога или страхового взноса превышает двести минимальных размеров оплаты труда, а в особо крупном размере - пятьсот МРОТ. Для организаций уклонение в крупном размере - если сумма неуплаченных налогов и страховых взносов превышает одну тысячу минимальных размеров оплаты труда, а в особо крупном - пять тысяч МРОТ.

Вопрос: Куда можно пожаловаться на действия налоговой полиции?
К. Булатов (Челябинск) .

Ответ:
Действия налоговой полиции могут быть обжалованы гражданами и юридическими лицами в вышестоящие органы налоговой полиции, прокуратуру или суд (статья 20 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции"). Кроме того, если у вас возникли сомнения в законности действий сотрудников налоговой полиции, вы можете обратиться в подразделение безопасности и борьбы с коррупцией территориального органа налоговой полиции или в приемную ФСНП России (телефон (095)-921-43-09). Кроме того, вы можете отправить информацию, относящуюся к компетенции органов налоговой полиции, на электронный адрес доверия: fsnp@gov.ru

Вопрос: Уважаемый Михаил Ефимович! Вашей службе скоро исполняется десять лет. Это достаточно много. И каковы итоги этого десятилетия?
И. Лебедева (Москва) .

Ответ:
Откровенно говоря, это и много, и мало с точки зрения становления службы, с точки зрения ее совершенствования, адаптации к новым условиям, в которых она сейчас работает. Главный итог в том, что наша служба, это уже можно говорить с полным основанием, состоялась как правоохранительный орган. К своему первому юбилею мы подходим с достаточно весомыми результатами в оперативно-служебной деятельности. Окончательные итоги прошлого года пока не подведены, но уже можно сказать, что за этот период федеральными органами налоговой полиции возбуждено более 36 тысяч уголовных дел. Причем мы перестали мельчить, а стремимся расследовать действительно серьезные, сложные махинации, в результате которых государству причинен крупный ущерб. Сумма возмещенного ущерба только по оконченным уголовным делам составила почти 27 миллиардов рублей. А всего в результате оперативно служебной деятельности ФСНП в бюджет возвращено более 100 миллиардов рублей.

Кроме того, мы выявили свыше 150 тысяч административных правонарушений, наложили административных штрафов на сумму в сотни миллионов рублей.

Солдаткин Алексей Евгеньевич (директор  Гарант-Интернет)

Мне хотелось бы подчеркнуть, что эти результаты достигнуты, как говорится, на марше, по ходу серьезных преобразований, которые проводятся сейчас в ФСНП. Они завершатся в самое ближайшее время. Коренным образом перестроена работа службы. Мы переориентировались на новые показатели в своей деятельности, поставили задачу качественно улучшить работу, укрепить ее правоохранительную составляющую. Это будет иметь и профилактический эффект по отношению к бизнесу, в первую очередь к законопослушным предпринимателям, поможет налоговым органам более эффективно собирать налоги. Способность совершенствовать структуру ведомства и одновременно давать весомые результаты свидетельствует о том, что служба работоспособна, она действенна, она может успешно решать поставленные перед ней задачи.

Вопрос: В чем отличие налоговой полиции от налоговой инспекции?
Татьяна (Москва) .

Ответ:
Должен сказать, что путает наши два ведомства лишь тот, кто налогового законодательства не нарушал и с налоговой полицией дел не имел. А отличить наши ведомства довольно просто. Работники подразделений МНС собирают налоги, а налоговые полицейские предупреждают, выявляют и пресекают налоговые преступления. Разница, как видите, существенная. Но, хотя мы решаем разные задачи, работаем с МНС в самом тесном контакте. Мы приняли ряд совместных документов, регламентирующих наше сотрудничество, проводим совместные проверки, сообща добиваемся повышения налоговой культуры наших сограждан.

Вопрос: Борется ли налоговая полиция с отмыванием грязных денег?
Г. Савельев (Новосибирск) .

Ответ:
Сегодня борьба с легализацией доходов, нажитых преступным путем, равно как и с вывозом капитала за рубеж - одна из главных наших задач. Вред от отмывания денег лежит в трех плоскостях. Первое - криминал получает возможность на формально законных основаниях использовать доходы от незаконной деятельности, внедряясь в легальный бизнес. Второе - дестабилизируется финансовый рынок. И третье - государство не получает налогов.

Классические схемы отмывания денег нам хорошо известны. Это использование операций с наличностью, злоупотребление услугами банковских и других финансовых институтов, операции с дорогостоящим движимым и недвижимым имуществом и т.д. В Уголовном кодексе есть соответствующие статьи, предусматривающие ответственность за подобные преступления. Налоговая полиция возбудила по признакам таких преступлений несколько сотен уголовных дел. В Главном оперативном управлении ФСНП создана Служба по противодействию легализации криминальных доходов.

В нашей стране отмывание нелегальных доходов тесно связано с незаконным вывозом капитала за рубеж. По разным оценкам, каждый месяц от 1 до 1,5 миллиарда долларов уходит за границу. В одиночку ни одной спецслужбе с этой проблемой не справиться. Поэтому мы активно совершенствуем взаимодействие с другими компетентными органами. Кроме того, сейчас мы переводим контакты с зарубежными коллегами в русло конкретного информационно-оперативного взаимодействия. Думаю, чем активнее будет наше сотрудничество, тем эффективнее мы сможем противостоять транснациональным преступным группировкам, “отмыванию” денег и бегству капиталов за границу.

Вопрос: Во всем мире экономические, в том числе налоговые, преступления считаются наиболее изощренными и труднораскрываемыми. Что нашей налоговой полиции необходимо, чтобы успешно им противостоять?
Светлана (Москва) .

Ответ:
Необходимо очень многое: и оперативное мастерство, и хорошая материальная база, и высококвалифицированные кадры. Могу перечислять еще и еще...

Действительно, налоговая преступность относится к разряду “беловоротничковой”. Нам чаще всего противостоят образованные, хорошо разбирающиеся как в экономике, так и в законах люди. Я уже говорил, что более 50 процентов осужденных за уклонение от уплаты налогов имели высшее образование и даже иногда ученую степень. Мы должны опережать их по всем показателям. Для этого требуются глубокие аналитические исследования по вопросам налогообложения, по развитию криминогенной ситуации в различных сферах экономики. Мы обязаны уметь прогнозировать, какие именно из этих сфер станут зонами наибольшего криминального риска, и готовиться к этому заранее.Фрадков М. Е. знакомится с технологией производства СПС «ГАРАНТ»

В нашей службе создано аналитическое управление, которое как раз и занимается такой работой. Его сотрудники обрабатывают информацию, полученную из разных источников, выявляют схемы ухода от налогов, ищут способы не дать недобросовестным налогоплательщикам воспользоваться теми “лазейками”, которых, к сожалению, еще немало в нашем законодательстве.

Что еще нам нужно? Адекватное финансирование нашей деятельности, решение на должном уровне социальных вопросов с тем, чтобы сотрудник налоговой полиции был надежно социально и финансово защищен.

Вопрос: В МВД, насколько известно, не знают, как справиться с “текучкой” кадров. Сотрудники увольняются из милиции тысячами. А как с этой проблемой в налоговой полиции?
Сергей Николаевич (Тула) .

Ответ:
К сожалению, это общая беда для всех правоохранительных органов. А все упирается в слабую социальную защищенность сотрудников и недостаточное финансирование. И налоговая полиция в этом плане не исключение. Сотрудник с небольшим стажем получает у нас чуть более двух тысяч рублей, полковник - 5-6 тысяч. А задачи мы решаем не из легких. Оперативник или следователь часто работает и по выходным. Учтите еще, что спрос на наши квалифицированные кадры в коммерческих структурах достаточно высок. И делайте выводы.

Пока мы держимся на том замечательном чувстве долга, ответственности за свое государство, которое присуще большинству наших сотрудников. Но энтузиазм нельзя эксплуатировать без конца. Наверное, структура, приносящая государству дополнительно миллиарды рублей, вправе рассчитывать на бюджетное финансирование, хотя бы отчасти пропорциональное нашему вкладу в казну.

Обнадеживает то, что сейчас активизировался приток молодых людей, желающих работать в органах налоговой полиции. Мы, анализируя ситуацию, предполагаем, что это процесс объективный, связанный с востребованностью нашей службы. Молодежь привлекает в нашей работе ее новизна, элементы повышенного риска, какой-то романтики, может быть, чувство долга. Хотя это и не так актуально и модно звучит сегодня. Кроме того, есть возможность получить неплохое образование в нашей структуре. Эти знания и опыт могут быть в последствии использованы в коммерции, чему в общем-то мы не противимся.

Если человек пройдет нашу школу, он наверняка придет к большему пониманию общегосударственных задач.

Вопрос: Известно, что экономическая преступность не признает границ. А как обстоят дела с международным сотрудничеством у налоговой полиции?
Виктор, (Москва).

Ответ:
По сути, экономические преступления не знают границ. Они зачастую начинаются с производства где-то российского сырья, потом идет цепочка - цены, двойные контракты, счета, таможенные преступления, вывоз продукции за рубеж, сговор с партнерами, недополучение валютной выручки, неуплата налогов и т. д. Поэтому налаживанию самых прочных контактов с правоохранительными структурами как в ближнем, так и дальнем зарубежье мы придаем первостепенное значение. В настоящее время уже подписано более 40 международных договоров о сотрудничестве с зарубежными правоохранительными органами, ведущими борьбу с финансовыми, налоговыми и прочими экономическими преступлениями. Мы активно обмениваемся оперативной информацией, есть ряд уголовных дел, возбужденных по материалам, полученным из-за границы.

Международными связями у нас занимается специальное управление. Недавно мы повысили его статус - сделали главным, что тоже говорит о том значении, которое мы придаем этой проблеме. Кстати, недавно я вернулся из Швеции, где обсудил со шведскими коллегами ряд очень важных вопросов. Мы договорились обмениваться оперативной информацией, представляющей взаимный интерес, отслеживать пути утечки капиталов, совместно бороться с отмыванием грязных денег.

Вопрос: Есть ли у налоговой полиции действительно “громкие” дела?
А. Трофимов (Мурманск).

Ответ:
Почему-то многие считают, что громкие” дела - это исключительно дела, связанные с известными именами. Для нас же значимость дела определяется в первую очередь тем ущербом, которым преступление оборачивается для государства.

Скажем, в ходе всероссийской специальной операции под кодовым названием “Стахановцы” органами налоговой полиции выявлено 146 преступлений в сфере добычи, хранения, транспортировки и реализации углеводородного сырья. Возмещен ущерб в размере более 2 миллиардов рублей.

Могу назвать и конкретные дела. Межрайонным отделом г. Норильска Управления ФСНП России по Красноярскому краю возбуждено уголовное дело по статье 199 УК в отношении ОАО “Норильскгазпром” по фактам незаконной реализации газоконденсатных фракций и неуплаты налогов. По материалам этого дела доначислено 42 миллиона рублей, которые предприятие обязано перечислить в госказну. А Управление ФСНП России по Ханты-Мансийскому АО, проверив нефтяную компанию “Белые ночи”, установило, что это предприятие ведет промышленную эксплуатацию нефтяных скважин, которые “забыло” поставить на баланс. Подобная забывчивость обойдется руководству “Белых ночей” в 33 с лишним миллиона рублей.

Вопрос: Здравствуйте, Михаил Ефимович! Хотелось бы узнать, что предпринимает ФСНП (или может предпринять) с так называемыми "фирмами однодневками", которые никогда не платят налогов?
Владимир (Санкт-Петербург).

Ответ:
Рост числа фирм, зарегистрированных на подставных лиц или с использованием подложных документов, становится настоящим бедствием для экономики страны. Сегодня из 3,5 млн. юридических лиц более 1,5 млн. не сдают отчетность о своей финансовой деятельности. В основном это подставные и брошенные фирмы, на которые списываются недоимки предприятий. В ходе расследования некоторых уголовных дел, по которым проходят подобные анонимные фирмы, был выявлен нанесенный государству ущерб в десятки миллионов рублей.

Фирмы-однодневки, как правило, играют ключевую роль в незаконном переводе средств за границу. Только 20 московских банков, проверенных нашими оперативными сотрудниками, перевели через них за рубеж около 5 млрд. долларов США. Участвуя во внешнеэкономической деятельности, фиктивные фирмы нередко совершают крупные аферы, подрывая престиж страны.

Общероссийская комплексная операция под кодовым названием “Подснежник” направлена на резкое сокращение масштабов использования в финансово-хозяйственной деятельности подставных фирм и предприятий-однодневок. Совместно с МНС сейчас создается реестр банковских учреждений, значительное количество клиентов которых не сдают бухгалтерскую отчетность. Если при инвентаризации выявлены признаки фиктивности фирмы - это прежде всего непредставление в налоговые органы отчетности, существование не больше 6 месяцев, незначительный уставной капитал и т.д., то операции по их банковским счетам приостанавливаются. При необходимости начинается процедура признания фиктивной фирмы незаконно зарегистрированной, а ее денежных средств - бесхозяйными, с последующим обращением их в доход государства. Кроме того, при содействии МВД идет накопление информации об утраченных паспортах российских граждан, которая сопоставляется со сведениями, имеющимися в Государственном реестре налогоплательщиков.

Одновременно прорабатывается ряд законодательных мер, направленных на упорядочение процесса регистрации и контроля за движением денежных средств по счетам налогоплательщиков.

Вопрос: Михаил Ефимович! Под видом сотрудников налоговой полиции все чаще действуют мошенники и вымогатели. Как различить, где настоящий налоговый полицейский, а где мнимый?
В.Никитин (С-Петербург) .

Ответ:
Чтобы обезопасить себя от мошенников, нужно помнить вот о чем. Налоговые полицейские никогда не придут с проверкой без соответствующего предписания, подписанного начальником территориального или местного органа налоговой полиции либо его заместителем. Предъявления одного служебного удостоверения для проведения документальной проверки недостаточно. В этом предписании должны быть указаны название проверяемой фирмы, фамилии прибывших сотрудников налоговой полиции, цель их визита, а также перечень документов, которые им необходимо представить.

Кроме того, если вам предлагают заплатить штраф на месте наличными – можете не сомневаться: перед вами мошенник. А уж если предлагают “рассчитаться” товаром, смело указывайте на дверь. Но еще лучше - во всех случаях злоупотреблений, мздоимства незамедлительно обращайтесь в ближайший орган налоговой полиции.

Еще ни один случай вымогательства, о котором нам становилось известно, не оставался безнаказанным.

Вопрос: Что-то давненько не видно по телевизору налоговых полицейских в масках. Неужели их так сильно одернули, что перестали бороться с жульем по-настоящему?
Николай (Калуга) .

Ответ:
Сегодня очевидно, что силовая составляющая уходит на второй план, хотя не снимается с повестки дня. Впрочем, силовые методы никогда не были основными в нашей работе, но именно они чаще всего на виду. Это, конечно же, настораживает, а то и пугает людей.

Да, у нас есть подразделения физической защиты. Но они немногочисленны и применяются исключительно в целях обеспечения безопасности других сотрудников, а также работников налоговых органов. Причем только в тех случаях, когда у нас есть информация о том, что проверяемые фирмы могут быть связаны с оргпреступными группировками и имеют вооруженную охрану.

Действительно, в свое время с демонстративным применением силовых мер был перегиб. Дошло до того, что иначе как в маске и с автоматом наперевес налогового полицейского уже не представляли. Но этот образ очень далек от реального. 85 процентов сотрудников налоговой полиции – это люди с высшим юридическим или экономическим образованием, а нередко имеющие оба сразу, склонные к аналитической работе.

А по телевидению перестали показывать сотрудников физзащиты в масках потому, что сейчас их привлекают только в крайнем случае, по личному распоряжению начальника территориального органа налоговой полиции.

В последние годы наблюдается тенденция уменьшения количества случаев использования подразделений физзащиты в оперативно-следственных мероприятиях. Но вместе с тем число возбужденных уголовных дел неуклонно возрастает.

Вопрос: В каких учебных заведениях готовят налоговых полицейских?
Ринат (Уфа) .

Ответ:
У нас два основных учебных заведения, по окончании которых становятся сотрудниками федеральных органов налоговой полиции. Это Академия налоговой полиции, которая сегодня, кстати, отмечает свое 7-летие, и Институт налоговой полиции в составе Финансовой академии при Правительстве РФ. Мы готовим слушателей по двум специальностям - экономика и юриспруденция. По окончании этих вузов выпускникам присваивается звание лейтенанта налоговой полиции.


Солдаткин А.Е.:
Уважаемые господа! Наша Интернет-конференция завершила свою работу. Михаил Ефимович, позвольте Вас поблагодарить за подробные и содержательные ответы на вопросы Интернет-аудитории. Надеемся, эта встреча будет способствовать повышению налоговой культуры населения, профилактике налоговых правонарушений.

Фрадков М.Е.:

Уважаемые коллеги! Благодарю Вас за предоставленную возможность непосредственного общения с налогоплательщиками с использованием современных информационных технологий. Налоговая полиция стремится к уважительному и конструктивному диалогу с ними. Наша служба стоит на защите не только государства, но и цивилизованного, законопослушного бизнеса. Готовы продолжить диалог на страницах официального сайта ФСНП: www.fsnp.gov.ru.

К сожалению, не на все вопросы удалось ответить. Но ни один из них не останется без внимания. Все они будут тщательно проанализированы. Характер вопросов интернет- аудитории поможет нам взглянуть на себя со стороны и, если будет необходимо, скорректировать некоторые свои действия.

Еще раз спасибо за внимание!


Список заданных вопросов

Материалы:
ФСНП России
Цели и задачи ФСНП
История ФСНП
Биография Фрадкова М.Е.
Отчет о конференции:  
Стенограмма конференции
Поступившие вопросы
Пресс-релиз
СМИ о конференции
Конференции:
Лукин В.П. Уполномоченного по правам человека в РФ
Лукина В.П.
28.05.2004
Полтавченко Г.С. Полномочного представителя Президента РФ в ЦФО
Полтавченко Г.С.
28.05.2004
Майкова Л.Н. Председателя ФАС МО
Майковой Л.Н.
03.03.2004
Яковлев В.Ф. Председателя ВАС РФ
Яковлева В.Ф.
19.02.2004
Морозов В.Н. Министра путей сообщения РФ
Морозова В.Н.
27.01.2004
Жуков А.Д. Председателя Комитета по бюджету и налогам ГД РФ
Жукова А.Д.
04.12.2003
Зорькин В.Д. Председателя Конституционного Суда РФ
Зорькина В.Д.
26.11.2003
Букаев Г.И. Министра РФ по налогам и сборам
Букаева Г.И.
11.11.2003
Памфилова Э.А. Председателя Комиссии по правам человека при
Президенте РФ
Памфиловой Э.А.
04.11.2003
Азаров Ю. Ф. Статс-секретаря - заместителя председателя ГТК
Азарова Ю.Ф.
30.09.2003
Костиков И. В. Председателя ФКЦБ
Костикова И.В.
26.08.2003
Садовничий В.А. Ректора МГУ
Садовничего В.А.
29.05.2003
Сай С. И. Руководителя Росземкадастра
Сая С.И.
28.05.2003
Трефилова Т.И. Руководителя ФСФО России
Трефиловой Т.И.
20.05.2003
Соколин  В.Л. Председателя Госкомстата России
Соколина В.Л.
14.05.2003
Лебедев  В.М. Председателя Верховного суда РФ
Лебедева В.М.
13.05.2003

  Все конференции »
ФСНП России
Гарант-Интернет
НПП Гарант-Сервис
Рамблер
Журнал Законодательство

Rambler's Top100 ???????@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации