С 1 июля прошлого года наши правоохранительные и судебные органы работают по новым Уголовно-процессуальному (УПК) и Административному кодексам России.
Как себя чувствуют судьи в этих условиях? 
Наш корреспондент беседует с заместителем председателя Губахинского суда Зоей АБРАМОВОЙ и судьей Юрием ЛИТВИНОВЫМ. 
Корр: - Итак, что нового, граждане судьи? 
3. Абрамова: - Мы, четыре судьи-цивилиста, то есть рассматривающих гражданские дела, сейчас занимаемся делами по восстановлению на работе, по защите прав потребителей, установлению фактов, имеющих юридическое значение. А также все дела по имущественным спорам, где стоимость имущества свыше 500 тысяч рублей. 
Остальные категории дел рассматривают мировые судьи. В общем, мы, цивилисты, с выходом новых законов, в отличие от судей по уголовным делам, не испытываем особых проблем. 
Ю. Литвинов: - Зато нам сейчас передано много новых функций, и судьи загружены до предела. Взять хотя бы статью 108 УПК РФ, согласно которой мы должны рассматривать ходатайства следователей о заключении под стражу, чем раньше занимались прокуроры. 
Корр.: - Мне часто приходится знакомиться с материалами уголовных дел. Нередко замечаю, что в обвинительном заключении человек обвинялся по одной статье УК, а приговаривается подругой. Что, в нашем законодательстве так легко перетасовать статьи УК, словно карты? 
Ю. Литвинов: - Увы, закон позволяет манипулировать статьями. Определяющее решение во многом зависит от квалификации государственного обвинителя, который участвует в судебном процессе. А судьи зачастую идут на поводу у прокуроров. Бывает так, что по материалам уголовного дела преступный эпизод подпадает под разбой, а прокурор трактует его по-своему - скажем, квалифицирует его как кражу, то есть менее тяжкое преступление. И суд так его и рассматривает... 
Если раньше мы перед принятием окончательного решения учитывали мнение потерпевшего и на основании его могли выразить свое несогласие с прокурором, то сейчас, согласно новому УПК, доводы потерпевшего не учитываются. 
Корр: - Граждане жалуются, что гражданские дела подолгу волокитятся... 
3. Абрамова: - Есть достаточно трудные гражданские дела, часть из которых требует проведения сложнейшей экспертизы. На это порой уходит по 3-4 месяца. 
Вот, например, мы возобновили рассмотрение исков чернобыльцев, которые были приостановлены до разрешения кассационных жалоб. Правда, после этого вопросов возникло еще больше. 
Корр: - Но неорганизованной работе наших судов порой просто поражаешься. Вот недавно я следила за одним уголовным процессом. На скамье подсудимых находились два человека, защиту которых представляли два адвоката. 
И перед началом судебного процесса выясняется, что адвокат одного из них ушел в отпуск, а в известность об этом заранее никого не поставил. Рассмотрение дела перенесли на более поздний срок. 
 Вопросы задавала Н. КОЗЫРЕВА., 15, Досье 02
 11/04/2003 
 |