Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта

Интернет-конференция
Генерального директора Российского агентства по патентам и товарным знакам (Роспатент)
Александра Дмитриевича Корчагина
"Совершенствование законодательства в сфере интеллектуальной собственности"

Обзор публикаций СМИ


ЗА "СТОЛИЧНУЮ" ОБИДНО

ВОТ УЖЕ девять месяцев, как Россия осталась без "Столичной". Знаменитая водка, узнаваемая во всем мире по изображению гостиницы "Москва" на этикетке, перестала выпускаться после того, как в конце прошлого года Роспатент лишил права использования и распоряжения 17 товарными знаками на алкогольную и спиртосодержащую продукцию прежнего держателя водочных брэндов - ЗАО "Союзплодимпорт".

Эта компания, входящая в группу S.P.I., владела товарными знаками "Столичной" и "Московской" с 1997 года. Достались они ей не задаром, а за весьма солидную сумму, исчисляемую сотнями' тысяч долларов. В прошлом году чиновники Минсельхоза РФ решили вернуть водочные брэнды обратно - под патронаж государства, обещая существенно пополнить бюджет.

Но поскольку механизм использования знаменитых брэндов новым держателем еще не был прописан, то с этого года выпускать "Столичную" перестали вообще. На калининградском ликероводочном заводе СПИ-РВВК, принадлежащем группе S.P.I., были остановлены все экспортные цеха, а рабочих пришлось отправлять в отпуска. Последнюю партию "Столичной", которую произвел СПИ-РВВК на экспорт, в минувшем феврале со скандалом задержали на калининградской таможне, объявив эту продукцию контрафактной, поскольку ее выпустил "не тот держатель брэндов", а группа S.P.I, срочно перенесла производство "Столичной" в Латвию.

Сразу же после прошлогоднего решения Роспатента в недрах сельскохозяйственного ведомства было создано Федеральное казенное предприятие (ФКП) "Союзплодоимпорт", которому в минувшем июле по распоряжению Правительства и было передано право пользования и распоряжения 17 водочными знаками, включая "Столичную". Главой новосозданного ФКП стал бывший замминистра сельского хозяйства Владимир Логинов, который и вел тяжбу за передачу брэндов.

26 августа 2002 года наконец подоспел совместный приказ Минимущества и Минсельхоза, регламентирующий производство и реализацию "Столичной" и других водок в новых условиях. Согласно этому приказу ФКП "Союзплодоимпорт" имеет право передачи права распоряжения водочными товарными знаками третьим лицам только при наличии у них "положительной деловой репутации на российском рынке". О скрупулезном и строгом отборе лицензиатов говорил и сам Владимир Логинов, который знает водочный вопрос не понаслышке и понимает, что качество "Столичной" - вопрос политический.

Одно сказать, что эта водка уже давно стала таким же лицом России в глазах мирового сообщества, как Кремль и балет Большого театра. Понятно, что в тех почти самогонных условиях, в которых работает большинство отечественных винзаводов, чистую как слеза "Столичную" не произведешь. Это подтвердил и неудачный эксперимент по заключению первого лицензионного договора с калининградским ООО "Итар", которому ФКП "Союзплодоимпорт" доверил право производства "Столичной" и других водок. Сразу же после подписания договора выяснилось, что к деловой репутации этого протеже Владимира Логинова, мягко говоря, имеются вопросы. В частности, банковские долги ООО "Итар" едва не стали поводом для начала процедуры банкротства предприятия. Вдобавок ко всему оказалось, что предоставленное в залог банковского кредита оборудование ООО "Итар" ранее уже было заложено под ссуду в другом банке. Вообще-то бизнесмены с "положительной деловой репутацией", которым государство доверяет производить "Столичную", так не поступают.

Ладно бы за первым лицензиатом числились только эти издержки бизнеса. Но на днях стало известно, что продукция, предоставленная заводом "Итар", не прошла экспертизу Всероссийского научно-исследовательского института пищевой биотехнологии (ВНИИПБТ). Такая экспертиза необходима для получения госрегистрации, от которой зависит разрешение на производство.

- По органолептике предоставленные водки не соответствуют стандартам. Вероятно, дело в использовании некачественного спирта и устаревшего оборудования, - прокомментировали результаты экспертизы специалисты ВНИИПБТ.

Правда, пресс-секретарь ФКП "Союзплодоимпорт" Наталья Ильина тут же поспешила взять ООО "Итар" под защиту. Признав, что водку от этого производителя и вправду пить невозможно, Ильина сослалась на то, что завод впервые имеет дело с выпуском водок класса "премиум", а потому предстоит учиться и набираться опыта.

Пока на "Итаре" набирались опыта, появилась информация, что чуть ли не несколько десятков ликероводочных заводов по всей стране дружно выстроились в очередь на лицензирование. Однако что это за заводы, выяснить пока не удалось. Эксперты считают, впрочем, что численность этого списка явно преувеличена. Действительно, есть сомнения, что "Столичную" возьмутся осваивать сколько-нибудь известные производители. Все серьезные игроки на этом рынке имеют собственные брэнды, многие этой осенью выходят с новыми марками, а бюджеты будущего года уже сверстаны под их рекламу и продвижение.

Значит, можно рассчитывать только на несколько середнячков да на мелкие заводики типа "Итара", у которых нет ни сил, ни средств для выпуска качественного классного продукта.

Престиж классических русских водок на внутреннем рынке был подорван еще в начале 90-х. Если частному владельцу этих брэндов - ЗАО "Союзплодимпорт" и удалось наладить экспортное производство, то до внутреннего рынка руки у него по-настоящему так и не дошли. Именно на 2002 год планировалось начать программу возвращения известных водок отечественному потребителю в том виде и такого качества, к которым давно привыкли на Западе.

В продвижение торговой марки "Столичной" группа S.P.I, собиралась вкладывать до двух с половиной миллионов долларов в год, только тогда, считали частники, у нее появится шанс конкурировать на прилавках с "Гжелкой", "Флагманом" и другими новыми брэндами.

Понятно, что с такой же проблемой неминуемо столкнется и государственный собственник - ФКП "Союзплодоимпорт". Для ее решения нужны серьезные средства и потенциальные лицензиаты.

Не прописаны отдельной строкой такие расходы и в бюджете Минсельхоза. Разве что залезать в те финансовые потоки, которые на недавнем правительственном заседании было решено направить на зерновые интервенции...

Правда, в ФКП "Союзплодоимпорт" надеются заработать на производителях за счет повышения лицензионных сборов (роялти). Если прежний держатель брэндов "Столичной" и "Московской" удерживал сумму роялти в пределах 20 - 70 копеек за литр, то нынче этот показатель, по сведениям СМИ, планируется увеличить до 2 рублей.

"Мы исходим из того, что потребитель - а в конечном итоге все платежи все равно лягут на потребителя - сможет оплатить наши расходы на рекламу внутри России, контроль качества и восстановление прав марки на Западе", - призналась пресс-секретарь ФКП "Союзплодоимпорт" Наталья Ильина.

Конечно, потребитель все сможет. Но даже по завышенным расчетам, общая сумма сборов роялти вряд ли превысит 3 - 4 миллиона долларов.

Этих денег, по мнению некоторых специалистов, едва хватит лишь на решение самых насущных проблем новосозданного "Союзплодоимпорта". Но при этом вопрос о том, где взять средства на техническое переоснащение заводов-производителей водок, на продвижение и рекламу, - остается открытым.

- Со "Столичной" больше мороки, чем выгоды, - признался один из директоров ЛВЗ.

- У нас в провинции водку по цене в 60 - 80 рублей пить никто не будет. А дешевле она не получится, если брать спирт "экстра", хорошую бутылку и качественную этикетку. Оборотных средств для такой модернизации у нас нет, а из Минсельхоза не подкинут.

Говоря об экспортном потенциале ФКП "Союзплодоимпорта", приходится признать, что на настоящий момент легальным владельцем брэндов "Столичная" и других более чем в 100 странах мира по-прежнему остается группа S.P.I. Это означает, что если на мировой рынок попадет продукция нового российского держателя брэндов, то она будет признана контрафактной. Главе ФКП "Союзплодоимпорт" Владимиру Логинову придется инициировать судебную тяжбу в международных арбитражных инстанциях. Но это очень дорогостоящий и длительный процесс, по разным оценкам требующий от 3 до 5 лет разбирательств, которые обойдутся российской казне до 5 млн. долларов на каждую страну. При этом результат же вряд ли кто возьмется предсказать. Но и этих денег сегодня нет в бюджете, да и ФКП их на роялти, наверное, не заработать.

Вокруг "Столичной" и других известных русских водок сложилась тревожная ситуация. Сегодня, спустя девять месяцев, некоторые наблюдатели подсчитали, что инициированный Минсельхозом передел рынка брэндов и связанная с этим потеря от экспортной "Столичной", выпускаемой группой S.P.I., обошлась бюджетам разных уровней в сотни миллионов рублей убытков по неполученным акцизам, неуплаченному НДС и налогу на прибыль.

В России водка "Столичная" сегодня не выпускается, а завтра она может появиться в таком виде и такого качества, что потребитель не захочет ее брать. И, возможно, снова придется спасать брэнд "Столичной".

Понятно, что "Столичная" - это в некотором смысле было "наше все". И наркомовские "сто грамм", и "За победу!", и "За Гагарина!". Но в наше время надо руководствоваться трезвым экономическим расчетом, а не хлестким политическим лозунгом, сначала считать, а потом делать.


Николай Дмитриев, 187, стр. 6, Российская Газета
03/10/2002
Материалы по теме:
Конференция
Список вопросов
Биография Корчагина А.Д.
О Роспатенте
Роспатент
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Конституционный суд РФ
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Рамблер
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Гарант-Интернет, Компания "Гарант"
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации