Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Первый заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев

Интернет-конференция
Первого заместителя Руководителя Администрации Президента Российской Федерации
Дмитрия Анатольевича Медведева
"Реформирование государственной службы в Российской Федерации"

Обзор публикаций СМИ


Коррупция в России: была, есть и будет

На рассмотрение в правительство поступил разработанный Минтруда законопроект о государственной гражданской службе. Он затрагивает интересы 420 000 федеральных госслужащих, 180 000 региональных и 440 000 муниципальных. То есть более одного миллиона чиновников.
Концепция реформирования государственной службы была утверждена президентом В.Путиным еще 15 августа 2001 года. 19 ноября 2002 года была утверждена федеральная программа реформирования госслужбы и ее основные этапы, создана комиссия во главе с премьером М.Касьяновым. Непосредственной разработкой проектов законов занимается межведомственная группа, которую возглавляет первый замглавы Администрации президента Д.Медведев. Первый законопроект "О системе государственной службы Российской Федерации", который был внесен в Госдуму президентом, парламентарии одобрили в первом чтении 25 января. Законопроект призван упорядочить госслужбу, создав два уровня (федеральная государственная служба и государственная служба субъектов) и три вида (гражданская, военная и правоохранительная) чиновников. Сама госслужба определяется как "профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий России". Для каждого вида госслужбы должен быть написан отдельный закон, устанавливающий условия контрактов служащих с государством, табели о рангах.
Закон «О государственной гражданской службе» – один из первых в этом пакете. В этом документе, как заявил представитель президента в Госдуме по указанным законопроектам, первый заместитель министра юстиции Александр Карлин, отражены главные принципы функционирования госслужбы - открытость, доступность общественному контролю, объективное информирование о деятельности властных структур. Реформа госслужбы рассчитана на три года, за это время на ее реализацию будет выделено более 539 млн. рублей, из которых 296 млн. должно быть направлено на "научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую деятельность", а 243 млн. - на "прочие нужды". По словам Карлина, эти цифры буквально до копейки просчитаны Министерством финансов. И все расходы, в том числе "прочие нужды", будут отражены в соответствующих бюджетных статьях. Если сопоставить количество чиновников с долей ВВП, направляемой в 2003 году на их содержание (4,16 трлн. из 13,05 трлн.), получится, что средний российский госслужащий обойдется государству примерно в 4 млн. рублей. Если сопоставить количество чиновников с общей суммой получаемых ими взяток (по экспертным данным, $30-40 млрд. ежегодно, или десятая часть ВВП), то получится, что средний российский госслужащий обходится гражданам в $40000. Неплохая пропорция! Уменьшится ли "коррупционный потенциал" чиновничьего аппарата в результате принятия нового закона? Один из авторов Кодекса поведения государственных служащих, заместитель председателя комитета Госдумы по делам Федерации и региональной политике Владимир Южаков, входивший в группу экспертов, участвовавших в обсуждении законопроекта, уверен, что нет. В интервью «Ведомостям» он заявил, что Минтруда выхолостил важнейшее положение президентской программы реформирования госслужбы - повсеместное распространение конкурсных процедур. В результате на госслужбу без какого-либо отбора могут приниматься руководители, подписывающие срочный контракт, причем перечень руководящих должностей предельно широк. Кроме того, без конкурса разрешается замещение должностей в порядке перевода, причем из одного вида госслужбы в другой. Поскольку аттестация на занимаемые должности не предусмотрена, уволить безынициативного чиновника будет крайне сложно: придется дожидаться сокращения штатов.
Повышение заработной платы как стимулирующий фактор законопроект также не предусматривает: денежное содержание чиновников будет состоять из твердого оклада и надбавок (за стаж, условия работы). Лишь в отдельных случаях предусмотрена единовременная выплата суммы за результат, в то время как первоначально в программе реформы госслужбы стояла задача довести гибкую часть заработка, привязанную к достижениям самого чиновника и возглавляемого им подразделения, до 50 - 60%. В разработанном же Минтруда проекте соотношение постоянной и переменной части денежного содержания равно 80:20. Таким образом, пояснил Южаков, "законопроект предусматривает, что порядок финансирования и денежного содержания устанавливается не законом, а иными нормативными актами. То есть чиновники хотят передать вопрос собственного благоденствия в руки коллег".
При президенте В.Путине в России не было принято ни одного нормативного акта РФ по борьбе с взяточничеством и коррупцией. В декабре прошлого года Госдума с большой неохотой приняла в первом чтении закон "О противодействии коррупции", однако его дальнейшая судьба неизвестна. Новая законодательная инициатива Минтруда, по оценкам экспертов, также не будет способствовать устранению этих явлений. В первую очередь, из-за неуязвимости положения чиновников и отсутствия у них стимулов совершенствовать свою деятельность.
Исследование чиновничьих пристрастий провел в конце прошлого года фонд ИНДЕМ. Фонд опросил 1300 чиновников из Минфина, ГТК, МПС, Минтруда, Минэкономразвития, Минпечати, Госкомрыболовства, Минкультуры - от министров до канцелярских служащих и выяснил - среднего служащего федерального ведомства вполне устроила бы зарплата в $600 - 800 долл. в месяц, примерно в четыре раза больше, чем сейчас. Как показал опрос, 63% опрошенных не удовлетворены своей зарплатой, 68% - льготами, 41% - пенсиями, а 52% - гарантиями карьеры. При сохранении всех косвенных выплат (служебный транспорт, медицинское обслуживание, дешевые столовые) чиновники согласны получать в среднем 18264 руб., при их отмене - 24167 руб. Максимальные запросы чиновников, зафиксированные в ходе опроса, показали сумму в 450 тыс. рублей.
В общей сумме взяток в России, составляющей, по различным оценкам, не менее $30 млрд. в год, «лидирующие» позиции занимают бизнесмены. Председатель "Деловой России" Игорь Лисиненко, например, утверждает, что 82% российских предпринимателей вовлечены в коррупцию и тратят на взятки до $33 млрд. в год (!). На втором месте стоит "бытовая коррупция", оцениваемая суммой в $3 млрд., из чего следует, что в среднем каждый россиянин тратит на взятки ежемесячно более 250 рублей в месяц. Их у него берут в первую очередь гаишники и преподаватели ВУЗов, затем с большим отрывом следуют работники паспортных столов, ОВИРов и ЖЭКов, медсестры и секретарши.
Эксперты авторитетной международной организации Transparency International при помощи фонда "Информатика для демократии" провели аналогичное исследование в России. Его название - "Лидеры и аутсайдеры российской коррупции в регионах". В ходе исследования эксперты опросили 5666 граждан и 1838 представителей малого и среднего бизнеса в 40 регионах РФ. Респондентов спрашивали, когда, кому и в каких размерах они давали взятки. На основе полученных данных объем коррупционного рынка в 40 регионах был оценен общей суммой в 520,9 млрд. руб. в год.
Отдельные статьи выглядят следующим образом: от граждан чиновники получают 170,4 млрд. руб. в год, от предприятий малого и среднего бизнеса - еще 350,47 млрд. Наиболее развит институт взяточничества в Московской, Нижегородской, Саратовской и Челябинской областях, а также в Москве и Санкт-Петербурге. Непривлекательные для взяточников регионы - Карелия, Ярославская, Тюменская, Архангельская и Омская области.
Российские ученые решили от зарубежных коллег не отставать и провели аналогичное исследование в восьми регионах России, однако предметом интереса стало не взяточничество в целом, а ситуация в конкретной среде - милицейской. В рамках проекта «Экономическая деятельность работников милиции: масштабы, причины и последствия» эксперты лаборатории экономической социологии Института социально-экономических проблем народонаселения РАН опросили и проанкетировали больше двух тысяч милиционеров из восьми регионов РФ. Результаты исследования недавно привела «Новая газета». Как оказалось, российские милиционеры помимо своего официального заработка ежегодно получают от $1 до $3 млрд. в год. Сюда входят только оплата за предоставляемые транспортные услуги, охрану и мелкую торговлю. Всего же милиционеры имеют 50 разнообразных источников доходов, в числе которых – «крышевание», информационные услуги и т.д.
Согласно результатам опроса, запросы милиционера, который хочет работать исключительно на государство, невелики. Ему было бы достаточно зарплаты в 7581 руб. в месяц. Реальная заработная плата милиционера составляет 2349 рублей в месяц. Больше всего возможностей найти побочный заработок имеют сотрудники УБЭП и УБОП. В свободное и рабочее время милиционеры (по убыванию популярности заработка) охраняют коммерческие структуры (48%), предоставляют транспортные услуги, торгуют, берут взятки вместо штрафа, дерут деньги с торговцев, за вознаграждение оформляют документы и продают информацию. Также милиционеры умеют, используя служебное положение, изменять вину подозреваемого, приостанавливать или прекращать уголовные дела, на крайний случай – зарабатывают на банальной проверке документов (14%). Сопоставив данные, эксперты пришли к выводу, что «противоправной деятельностью работники милиции в большей степени занимаются в служебное время, как раз тогда, когда они должны бороться с преступностью». К тому же 41% милиционеров открыто заявили, что в их среде больше распространены незаконные способы подзаработать. Факт слабого отстаивания интересов простых граждан милиционеры осознают. В ходе опроса 58% милиционеров признались, что чувствуют, что население к ним относится настороженно, 32% уточнили, что их воспринимают негативно, они же в ответ реагируют на это грубым обращением (27% - часто, 63% - изредка). Правоохранительные органы - квинтэссенция госслужбы. Именно здесь в первую очередь должны отстаиваться интересы простых граждан. Если же россиян обкладывают данью те, кто их должен защищать, что остается ждать от чиновников? По данным фонда «Общественное мнение», исследовавшего отношение россиян к коррупции на протяжении последних лет, более 60% граждан считают, что победить коррупцию в нашей стране невозможно, так как ей подвержено не менее половины должностных лиц России. Лидируют в этом списке таможня и правоохранительные органы, далее располагаются суд, прокуратура, ГИБДД, федеральные и местные органы власти, учреждения здравоохранения, военкоматы и высшие учебные заведения.
Очевидно, что российская коррупция – явление отнюдь не уникальное, хотя для ее существования в нашей стране созданы условия максимального благоприятствования. Как показало исследование консалтинговой фирмы Control Risks Group, почти половина международных компаний были вынуждены в последние пять лет отказаться от инвестиций в другие страны из-за того, что их конкуренты перебили у них бизнес с помощью взяток. Составители доклада под названием "Лицом к коррупции" в течение пяти лет исследовали взяткодательство как прием конкурентной борьбы. Они провели опрос среди руководителей 250 компаний из США, Британии, Нидерландов, Сингапура, Германии и Гонконга, активно работающих на международном рынке. По итогам исследования был сделан вывод - наиболее щепетильны в этих вопросах британские бизнесмены. Из них 48% подтвердили свое нежелание общаться с взяточниками в качестве причины отказа от инвестиционных проектов. В США количество тех, кто не платит взятки, оценивается в 42%, в Германии - 40%, в Нидерландах - 38% , а в Гонконге и Сингапуре - по 26%.
ИА "МиК"
11/03/2003 12:59:39
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Реформа госслужбы
Медведев Д.А.
Администрация Президента РФ
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Администрация Президента РФ
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации