Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Первый заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев

Интернет-конференция
Первого заместителя Руководителя Администрации Президента Российской Федерации
Дмитрия Анатольевича Медведева
"Реформирование государственной службы в Российской Федерации"

Обзор публикаций СМИ


ЧИНОВНИК: ГОСПОДИН ИЛИ СЛУГА?

Слово "чиновник" изначально абсолютно нейтральное. Однако в России оно имеет негативный оттенок. Причем так повелось исстари. Все говорят о засилье чиновников, их столько, что не продохнуть.

В действительности это не совсем так, ибо в настоящее время на государственной службе, что называется, где густо, а где пусто. Самая большая проблема там, где чиновник от имени государства общается с населением, то есть предоставляет те или иные услуги налогоплательщику. В чем состоит данная проблема? В России чиновник очень часто считает, что он проводник государственной политики. В принципе это так. Действительно, без него просто не может существовать ни одно государство. Но очень часто люди, которые работают в государственных муниципальных органах управления, забывают принцип, которым обязательно должна быть пронизана вся управленческая деятельность,- чиновник предоставляет услуги населению. Когда мы с вами наведываемся в какую-нибудь организацию, контору, министерство или ЖЭК и ходим там с протянутой рукой, это аномалия. Потому что любой чиновник, к которому приходит гражданин, должен понимать, что он существует и работает лишь потому, что он нужен этим самым налогоплательщикам, за счет которых и живет.

Сегодня наиболее сложная проблема системы управления - это муниципальный уровень. В разных субъектах Федерации дела обстоят по-разному. Картина неоднородная и в смысле организации работы государственной муниципальной службы, и в смысле правового поля. Поэтому в декабре 2002 года указом президента была утверждена федеральная программа реформирования государственной службы, рассчитанная на три года, первоочередной задачей которой является создание единого для всей страны правового поля, исключающего пробелы в законодательстве. В России очень часто нормативные акты отдельных министерств и ведомств противоречат друг другу, а иногда и действующему законодательству.

В настоящее время, как известно, довольно интенсивно проводится правовая реформа. Приняты базовые документы - Гражданский, Арбитражный, Трудовой кодексы и другие. Однако остальная правовая база, на которой основывается работа всех органов власти, в том числе и чиновников, к сожалению, не поспевает за процессом. Федеральная программа реформирования госслужбы - это не только создание новой нормативно-правовой базы, но и выстраивание всех механизмов, связанных с проведением государственной кадровой политики, совершенствованием оплаты, стимулированием труда управленческих кадров. В конечном счете это проблема построения эффективного государства и государственности.

Вопрос не в том, чтобы заплатить бюрократу как можно больше для того, чтобы он лучше работал и не брал взятки. Сама постановка вопроса ненормальна, так как нельзя всех чиновников априори обвинять в том, что они казнокрады. Все-таки в основной массе управленцы - это честные и порядочные люди. Самое главное, чтобы государство было конкурентоспособным на рынке управленческого труда по отношению к отечественному бизнесу.

Переток людей из одной сферы в другую - это совершенно нормальная ситуация. Единственное, что в законе очень жестко должно оговариваться, - это то, что подобного рода переход из государственной структуры в коммерческую или наоборот не может совершаться человеком в случае, если деятельность коммерческой структуры напрямую будет зависеть от его предыдущей государственной работы. Сейчас этот принцип не соблюдается, хотя нормативные акты на сей счет существуют. Существует еще идея о пожизненном найме чиновников. Это правильная идея, подобное существует в большинстве цивилизованных стран мира.

Рост чиновничьего аппарата связан с тем, что есть очень много людей, которые как бы ничего не делают, а уволить их нельзя, поскольку инструкция не позволяет. Корень зла в том, что в инструкциях иногда прописана не содержательная сторона дела, не то, что связано с эффективностью государственной управленческой деятельности, а то, что касается выполнения каких-то элементарных технических, бюрократических принципов. Это ненормально. Намечающаяся реформа государственной службы предполагает освободить министерства и ведомства от не свойственных государственному управлению функций, сбросить нагрузку с государства. Пусть этим занимаются сопровождающие государственную управленческую деятельность частные фирмы. С другой стороны, необходимо упростить механизм освобождения неспособного человека от работы.

Высказывается мысль, что логично было бы сначала провести чистку чиновничьих рядов, а потом уже начинать реформы. Дескать, может получиться так: введут пожизненный найм - и тогда нерадивого чиновника вообще не убрать. Самым главным должно стать соблюдение правовых норм, и жестких, и стимулирующих. И конечно, прозрачность, открытость управленческого аппарата любого министерства и ведомства. Один из инструментов обеспечения гласного контроля за деятельностью бюрократического аппарата - это СМИ. А массовой чистки лучше бы избежать - это опасная мера. Кандидаты в чиновники в современной России должны прежде всего иметь профессионализм плюс соответствующие нравственные качества.

Если наша страна действительно входит в эпоху стабильности, а общество старается выстроить по-настоящему правовое, демократическое государство, опирающееся на рыночную экономику, то предсказуемость должна быть во всем - и в управленческой работе, и в экономике, и в науке.

Владимир ЕГОРОВ, президент-ректор Российской академии государственной службы при президенте Российской Федерации.
Владимир ЕГОРОВ, президент-ректор Российской академии государственной службы при президенте Российской Федерации, Красноярский рабочий (online)
02/04/2003
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Реформа госслужбы
Медведев Д.А.
Администрация Президента РФ
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Администрация Президента РФ
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации