Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Первый заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев

Интернет-конференция
Первого заместителя Руководителя Администрации Президента Российской Федерации
Дмитрия Анатольевича Медведева
"Реформирование государственной службы в Российской Федерации"

Обзор публикаций СМИ


"ПОДГОТОВЛЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК ОКАЗЫВАЕТСЯ НЕ ПО КАРМАНУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ"

Чиновники должны наниматься по конкурсу, а зарплата им назначаться по результатам их труда. Таким образом власть хочет повысить эффективность своей работы. Об этих и других идеях реформы госслужбы корреспонденту Газеты Наталье Ильиной рассказывает один из ее авторов, замминистра экономического развития и торговли Михаил Дмитриев.

Одна из основных идей реформы - наем чиновников на конкурсной основе. Стоит большая очередь из желающих занять эти должности?

Да, это одна из важнейших идей, но я не сказал бы, что главная. Конкурс будет чистой профанацией, если мы все остальные элементы деятельности госслужащих не приведем в соответствие с требованиями времени. Правила работы госаппарата не соответствуют ни нормам демократического общества, ни условиям рыночной экономики, полностью оторваны от рынка труда. Без прозрачности принятия решений идея тоже обречена на смерть и дискредитацию. Еще один важнейший элемент реформы, без которого конкурсы нормально не могут существовать, это принципиальные изменения существующей негибкой системы окладов работников госаппарата и механизмов продвижения на государственной службе.

То есть сначала вы предлагаете повысить зарплату чиновникам?

Сейчас по Москве оклады квалифицированных специалистов, работающих в частном секторе и на госслужбе, отличаются до 10 раз - не в пользу последних, разумеется. В результате люди уходят с государственной службы. Каждую неделю только я визирую по 3-4 заявления об уходе. К примеру, в пенсионном департаменте у нас из 9 человек остались только 3, люди просто не выдержали возросшей интенсивности труда в связи с пенсионной реформой. За такие деньги никто не готов нести подобную нагрузку.

Реформа предусматривает повышение зарплат чиновников в 10 раз?

Несколько другое: более тесную увязку уровня оплаты труда с результатами работы и квалификацией конкретного человека. Сегодня у нас зарплата привязана к должности. Квалифицированный сотрудник или не очень, хорошо он работает или нет - никого не волнует. Мы хотим это изменить, чтобы от 30 до 80% зарплаты работника составляла часть, зависящая от результатов его работы. Одновременно ведомства получат определенную гибкость в вопросах формирования штата. Бывают случаи, когда 10 некомпетентных, непрофессиональных сотрудников не заменят одного хорошего, работающего на полставки. Людям ценных для частного сектора специальностей, таких как юристы, финансисты, специалисты по информационным технологиям, которые за пределами госслужбы легко находят себе применение и очень высокие заработки, мы тоже сможем платить больше. Сейчас просто элементарно подготовленный человек этих специальностей оказывается не по карману государственному учреждению.

В законе будет строчка, что зарплата госчиновника должна соответствовать цене подобного специалиста на рынке?

Да, такая строчка должна быть в законе. Но ясно, что должны быть определенные ограничения. В любом случае государственная служба не будет абсолютно конкурентна с частным сектором по уровню оплаты, но разрыв должен быть разумен. Сейчас он принял абсолютно абсурдные размеры.

О каких ограничениях идет речь? И пойдут ли на госслужбу квалифицированные специалисты, если зарплата там будет все равно ниже, чем в частном секторе, пусть даже не в десять раз, а в полтора?

Даже самые высокие зарплаты для специалистов на госслужбе едва ли смогут превысить средний уровень оплаты аналогичных работников в частном секторе. Но в госслужбе есть и другие плюсы, которые могут привлечь высокопрофессиональных работников. Например, сравнительно высокий социальный статус, масштабы деятельности и высокая значимость принимаемых решений.

Как узнать, соответствует чиновник высокому окладу или нет?

Для каждого должностного лица должны быть разработаны регламенты деятельности, которые будут четко определять круг его обязанностей, ответственность, компетенцию, квалификацию.

Но работа может быть совершенно разная. Мыслимо ли для каждого создать свой регламент? И кто его будет утверждать для чиновника - непосредственное начальство?

Это задача, решить которую нам еще предстоит. Но в любом случае по должностям будут разработаны типовые регламенты, которые могут несколько изменяться с учетом конкретных особенностей. Как утверждать? Мы полагаем, что нужна экспертиза этих регламентов с участием представителей гражданского общества.

Вы хотите внедрить некое подобие социального контракта? Чтобы чиновник отвечал перед обществом, которому он формально служит?

Регламент - прежде всего служебный документ, я бы не стал его смешивать с социальным контрактом. Но он в том числе должен определять и процедуры взаимодействия чиновника с гражданами. Кроме того, мы хотим привлечь представителей гражданского общества и к конкурсам, чтобы не было закулисных сговоров, нарушений конкурсных процедур, продвижения негодных, но почему-либо приятных конкретным чиновникам кандидатов.

Кто такие эти представители гражданского общества?

Прежде всего - представители различных общественных организаций, в том числе профсоюзов, объединений работодателей.

А судьбу чиновника районной управы или, скажем, ЖЭКа вы не хотите поставить под более непосредственный контроль гражданского общества? Граждане довольны - повысим зарплату, есть жалобы - уволим?

Местная власть не относится к госслужбе, но принципы ее деятельности тоже должны меняться в направлении усиления роли гражданского общества.

Реформа рассчитана на чиновников, которые трудятся в недрах министерств и ведомств и с которыми простые граждане не встречаются?

Федеральные ведомства контактируют с людьми буквально ежедневно и ежечасно. Возьмите органы внутренних дел, прокуратуру, визовые службы. Я уже не говорю про министерства образования и здравоохранения.

Но на карьерное благополучие нерадивого участкового или грубой паспортистки граждане смогут влиять?

Об этом в законе речь не идет. Это отдельный вопрос. Но мы предполагаем разработать стандарты оказания услуг населению и механизмы обратной связи, обеспечивающие их соблюдение. Чтобы человек без особых затрат времени имел возможность добиться пересмотра действий и решений чиновника и в том числе мог получить от него всю необходимую информацию.

Значит, о том, как чиновник будет исполнять эти свои обязанности, опять-таки будут судить его начальство и абстрактные представители гражданского общества?

Как раз напротив, речь идет о повышении влияния граждан, которые являются потребителями услуг, предоставляемых государственными органами.

Закон будет внесен в Госдуму уже осенью?

Закон о государственной и гражданской службе еще только разрабатывается. А подготовлен и согласован другой закон - о системе государственной службы. Это рамочный закон, который определяет направление дальнейшей работы в общих чертах. Наряду с этим уже заканчивается работа по подготовке программы реформы госслужбы. В сентябре после доработки она будет вынесена на комиссию по реформе государственной службы под председательством Касьянова.

Что содержит программа?

Во-первых, разработку тех самых должностных регламентов и гибких механизмов оплаты труда. Работа над .регламентами рассчитана до 2005 года. Еще одно важное направление - это проведение экспериментов. Они начнутся уже с 2003 года и на федеральном уровне, и на уровне субъектов. Программа предполагает также создание специальных органов, которые должны будут следить за соблюдением норм этического поведения госслужащих, предотвращать появление конфликта интересов чиновников.

Каждое министерство должно будет создать некий отдел внутренних расследований?

Нет, речь идет о создании внешнего наблюдательного органа, куда мы предлагаем также включить представителей структур гражданского общества, органов, внешних по отношению к данному ведомству. Ни в коем случае нельзя допустить полной закрытости, кулуарности процесса. Но, конечно же, туда войдут и представители самого ведомства - чиновники, пользующиеся высокой репутацией и ничем не запятнавшие себя в своей профессиональной деятельности. Должны быть отработаны и процедуры, которые позволят принимать объективные, взвешенные решения, определять, есть ли нарушение этических норм, насколько оно серьезно. Если возник конфликт интересов - решить, как нужно чиновника ограничить, или же следует просто отстранить его от этой работы. Конфликт интересов имеет так много проявлений, что реально мы ведем речь о создании сложной системы отслеживания, выявления такого рода ситуаций.

С трудом верится, что все это сможет заработать в России.

В один шаг перепрыгнуть пропасть, которая отделяет нынешнюю госслужбу в России от того состояния, в котором она находится в развитых демократиях, конечно, невозможно. Три года - это геркулесова задача. Реально мы должны запустить реформу, рассчитанную на целое поколение госслужащих, принципиальное изменение культуры мышления, всего комплекса правил игры.

Но реализация программы реформы госслужбы начнется уже в этом году. Сколько она будет стоить?

Деньги определены в бюджете программы на все три года. Это примерно полмиллиарда рублей. Это не очень много даже по сравнению с бюджетом госслужбы, который сегодня составляет 56,7 млрд. рублей.

Полумиллиарда хватит на все? Во-первых, субъекты федерации, безусловно, будут участвовать в финансировании. Всюду, где мы ведем разговор о программе реформы госслужбы, нам говорят: да, мы выделим ассигнования на подготовку экспериментов, мы понимаем, что это необходимо. Во-вторых, огромный интерес к этой проблеме есть у международного сообщества. Образовался своего рода клуб международных организаций, которые готовы оказывать содействие в этом направлении, - от Организации экономического сотрудничества и развития до Всемирного банка, национальных агентств типа Британского департамента международного сотрудничества, посольства Франции... В общем, масса организаций. Я думаю, что мы получим и от них значительные ресурсы. По большей части они не пойдут на оплату российских экспертов, ни в коем случае не пойдут на оплату чиновников, но мы сможем привлечь на эти деньги квалифицированных международных специалистов, получить много информации и полезных советов.

А на увеличение зарплаты чиновников будут выделены дополнительные деньги?

По-видимому, придется. Но на ближайшие два года конкретные ассигнования на увеличение расходов по зарплате не предусмотрены.

Тогда станут ли чиновники стараться? Или вы планируете поднять зарплату за счет значительного сокращения штатов?

Не только сокращения - вообще более эффективного использования всех ресурсов. Посмотрите любые другие расходы: на транспорт, на здания и сооружения... Резервы - колоссальные. Устранение элементарных несоответствий и несуразиц позволяет высвободить огромные средства. Это будет, на мой взгляд, очень хорошим примером всему обществу. Точно такое же нерациональное использование ресурсов .у нас наблюдается во всей бюджетной сфере. Там точно так же говорят: давайте повышать зарплату бюджетникам. Да, давайте повышать, но давайте мы и резервы нерационального использования средств тоже мобилизуем. Вот мы находимся в здании, которое является резервом. Вы знаете, какие доходы могло бы получить государство путем продажи его аренды на коммерческих условиях?

Помещения многих ведомств занимаются службами, которые запросто можно перевести в Московскую область - и платить копейки за аренду помещений там.

А деньги за аренду этих помещений использовать на зарплату?

Может быть, на зарплату, может быть, на улучшение коммуникаций. Представьте себе, ненужные площади освобождаются, эти средства государство мобилизует на компьютеризацию госаппарата и перевод документооборота в электронную форму. В результате мы сокращаем тысячи работников, которые заняты только тем, что переносят бумажки с места на место. Но для этого нужны стимулы в хозяйствовании, определенная свобода в принятии решений, которая позволяет эти сэкономленные средства эффективно перераспределять.

Можно ли говорить об ответственности чиновника и о качестве его работы, если у нас перекрещиваются полномочия разных уровней власти, если ведомства дублируют друг друга?

Да, часть проблем не может быть решена в рамках государственной службы, потому что мы выходим не только на проблемы конкретных чиновников и их мотивацию, но и на проблемы организации деятельности всех органов исполнительной власти. Но эти вопросы подпадают уже под юрисдикцию другой реформы - административной.

Работа комиссии, возглавляемой замглавы президентской администрации Дмитрием Козаком, по разграничению полномочий между уровнями власти далека от завершения. Аппарат правительства только приступил к инвентаризации функций министерств. Значит, и закон ваш работать не будет?

Да, реформа госслужбы в отрыве от административной результатов не даст. Работа над административной реформой ведется уже довольно длительное время, но в настоящий момент мы не имеем официальных результатов и решений, которые можно обсуждать. Сейчас речь идет о подготовительной стадии. Пока хотя бы стартовые решения не подготовлены и не приняты, мы не можем об этом говорить.

Фотограф: Олег Прасолов


168, стр. 5, Газета
12/09/2002
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Реформа госслужбы
Медведев Д.А.
Администрация Президента РФ
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Администрация Президента РФ
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации