Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Первый заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев

Интернет-конференция
Первого заместителя Руководителя Администрации Президента Российской Федерации
Дмитрия Анатольевича Медведева
"Реформирование государственной службы в Российской Федерации"

Обзор публикаций СМИ


ШАГ ВПЕРЕД, ДВА ШАГА НАЗАД: К РЕФОРМЕ ГОСВЛАСТИ В РОССИИ

В последнее время СМИ много пишут о готовящейся реформе госвласти. Реформа госвласти готовится, но при этом одновременно она полным ходом уже и идет. Под руководством премьера работает комиссия по вопросам реформирования государственной службы, замглавы президентской администрации Д. Медведев возглавляет межведомственную рабочую группу по административной реформе, альтернативные предложения со стороны правительства недавно поручено подготовить группе во главе с руководителем аппарата правительства И. Шуваловым, под председательством вице-премьера А. Кудрина работает правительственная комиссия по дебюрократизации, еще один замглавы президентской администрации, Д. Козак, возглавляет комиссию по разграничению полномочий между федеральными и региональными органами власти. Разрабатываются и осенью должны быть внесены в Думу проекты нового рамочного закона о системе госслужбы и законов о видах госслужбы.

Весной Думой уже принят в первом чтении разработанный СПС Кодекс поведения чиновника, а в середине августа вышел сходный по содержанию указ В. Путина "Об утверждении общих принципов поведения госслужащих". С приходом в руководство многих государственных структур чекистов и армейских изменился стиль работы госаппарата, ставшего ко всему и более закрытым. Существенно ужесточились контроль за поведением служащих, требования корпоративной этики. Недавно в несколько раз повышены зарплаты президента и высших чиновников , определяющие уровень планки для всех госслужащих. Проведена инвентаризация и реструктуризация Управления Делами президента, еще более централизовано обеспечение благами федеральных чиновничества, законодателей, судейских. Создается единый реестр должностей, предполагающий в том числе и введение "классных чинов" вместо существующих 15 квалификационных разрядов. Первые шаги уже сделаны: появился, в частности, указ президента, приравнивающий отдельные должности и квалификационные разряды к вои нским званиям. В середине прошлого года принят пакет законов, направленных на уменьшение административных барьеров в сфере малого бизнеса, а проведенный недавно Всемирным банком опрос предпринимателей показывает, что барьеры, напротив, заметно выросли.

Напомним, что в исходной программе, разработанной Центром стратегических разработок Г. Грефа государственная реформа была одним из трех важнейших блоков наряду с экономическими и структурными реформами с одной стороны, и социальными реформами, с другой. При этом, однако, соответствующие предложения не были даже опубликованы. "Сегодня колоссальные возможности страны блокируются громоздким, неповоротливым, неэффективным государственным аппаратом", подчеркнул в послании Федеральному Собранию В. Путин, добавив "Мы уже два года говорим о сокращении избыточных функций госаппарата". Нельзя сказать, чтобы гора родила мышь - результат если говорить о концепциях, программах, даже законах больше, а реальные изменения даже меньше, в некоторых сферах динамика и вовсе отрицательна. Почему? И можно ли ожидать каких-то существенных сдвигов в ближайшее время, когда, казалось бы в преддверии выборов окно политических возможностей для серьезных экономических и социальных реформ закрывается, а для популистской борьбы с бю рократией, привилегиями и т. д., наоборот, широко открывается?

Тезис 1. Нынешняя система госвласти в России, как впрочем и в большинстве других частей бывшего СССР, - это несколько видоизменившаяся, причем скорее внешне, чем внутренне, старая советская номенклатурная система.

Тезис 2. Приход к власти В. Путина и связанная с ним политическая стабилизация объективно способствовали укреплению и номенклатурной системы тоже.

Тезис 3. Проводимые в настоящее время административные реформы осуществляются номенклатурой и в интересах номенклатуры же. Было бы наивно ожидать, что они подорвут основы самой системы. "Сильное эффективное государство" - это в наших условиях сильная номенклатура, прежде всего.

Тезис 4. Номенклатурная система нереформируема изнутри и при этом неэффективна без "кнута", репрессий. И лишь экономическая либерализация, уменьшение присутствия государства в каких-то сферах жизни, развитие гражданского общества способны постепенно "выдавить" номенклатурную систему, геттоизировать ее, уменьшить ее роль.

То, что административная система во многом сохранила позиции в современной России не подвергается особо сомнению. Что касается номенклатурной системы - ее сиамского близнеца, естественного продолжения в персонально-кадровой сфере, то почему-то принято считать, что она ушла в небытие вместе с КПСС или даже раньше, с отменой шестой статьи конституции.

Представляется, что это совсем не так, хотя конечно, за прошедшие с развала СССР 11 лет многое изменилось. Н - это не люди, хотя значительная персональная преемственность руководящего звена и может выступать индикатором сохранения Н. Это, прежде всего, система отношений, институтов. И если в перерождение региональных лидеров, пришедших к власти во времена расцвета советской номенклатуры и сохранивших ее в новой России еще можно было бы поверить, то уж в универсальность талантов далеко не молодых экс-лидеров, вернувших себе власть в регионах, поверить уж совсем сложно. Их приход, также как аналогичный возврат к власти прежних коммунистических лидеров Азербайджана и Грузии означает прежде всего силу влияния Н, наглядно демонстрирует возврат к старым номенклатурным традициям.

Ушла не партноменклатура, ушла приставка парт-

М. Восленский в своем классическом труде "Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза" оценивал общую численность "правящего класса номенклатуры в СССР" в 4 млн чел, имея ввиду 750 тысяч собственно номенклатурщиков и втрое большее число членов их семей. При этом, однако, всю "номенклатуру партийного, кагебистского и дипломатического аппарата" он оценил в 250 тысяч человек (100 тысяч - высшее звено, 150 тысяч - низшее), остальные полмиллиона по его оценке составляли руководители предприятий, учреждений, учебных заведений.

Таким образом, во-первых, доля собственно партаппарата в номенклатуре и была относительно невелика (порядка 1/5-1/6 по Восленскому); во-вторых, сам этот аппарат с роспуском КПСС никуда не делся - не вышел на пенсию, не перешел в аппарат неправящей КПРФ, а остался в госаппарате; наконец, в-третьих, функции подбора и расстановки кадров, которые выполнял партаппарат, продолжает выполнять могучая чиновная армия в рамках президентского, полпредских и региональных аппаратов. Какие же, собственно, основания хоронить номенклатуру? Можно лишь констатировать, что идея М. Горбачева пересесть самому и пересадить партийное руководство на региональном и местном уровнях в советские и государственные структуры была реализована в отношении номенклатуры в целом гораздо успешнее, чем применительно к крайне немногочисленным неудачливым отдельным ее представителям, в числе которых оказался и сам бывший генсек. Собственно, мирная революция "сверху", к тому же без люстраций как в Восточной Европе и отчасти в странах Балтии, и не может предполагать ничего иного в отношении правящего класса/слоя кроме как модификации его применительно к новым условиям.

Дополнительным по отношению к персональной стабильности и возвратности доводом в пользу сохранения в сегодняшней России Н системы может служить и институциональная стабильность, иногда весьма символическая преемственность. Старая площадь, рулившая в качестве аппарата ЦК КПСС, выполняет те же, по сути функции в качестве администрации президента. Сеть высших партийных школ, ВПШ плавно перетекла в академии госслужбы (РАГС и региональные филиалы). Колоссальная хозяйственная империя Управления делами президента унаследовала сразу и партийному и совминовскому номенклатурным монстрам. ВКШ сменила вывеску на "Университет молодежи" подобно тому, как коммунистические партии в среднеазиатских республиках были переименованы в демократические.

Номенклатурная система как она есть

Вместо того, чтобы зацикливаться на несколько дезориентирующих в отношении номенклатуры определениях "партийная" или "коммунистическая" попробуем разобраться в сути Н системы, ее основополагающих принципах, устройстве, механизме воспроизводства.

Если бы при строительстве египетской пирамиды применили современный метод подъема этажей, то мы бы получили конструкцию очень напоминающую "номенклатурную пирамиду", которая, как известно, растет снизу вверх и обладает прочными горизонтальными и вертикальными связями. Конструкция эта очень устойчива, разрушить пирамиду, вынимая из нее отдельные блоки: сверху, сбоку, снизу, практически невозможно. Пирамида нарушится тогда, когда прекратится ее нормальное воспроизводство - рекрутирование новой номенклатурной элиты. Тогда основание пирамиды начнет сужаться. Исчезнуть же пирамида может лишь при коренном изменении принципов формирования властной элиты.

На этажах Н пирамиды движение осуществляется по горизонтально движущимся дорожкам. Есть и эскалаторы, но только наверх, вниз - нет. С этажа можно выйти наружу - в бизнес, например. Впрочем, не в любой, а в тесно связанный с государственными структурами - как официально, так и нет. Вышедший по правилам сохраняет возможность входа на тот же или даже более высокий этаж. Постороннему, новичку, проникнуть в номенклатуру сбоку, а не снизу намного сложнее в силу ее высокой корпоративности. Подобно клеточной мембране внешняя оболочка номенклатурной пирамиды гораздо более открыта на выход, чем на вход и легко пропуская своих, задерживает чужих.

Пост-советская пирамида отличается от советской тем, что, во-первых, к ней пристроили бизнес-крыло, а, во-вторых, что начальственные должности переименовали: раньше это были все больше секретари, а теперь гендиректоры, главы, президенты. Пристройка не только преобразила один из фасадов угрюмого сталинского архитектурного монстра, но и дала возможность маневра, которой раньше не было. Скажем, идет ремонт или перепланировка кабинета в старом здании, его владелец спокойно пережидает это время в модерновом офисе, а потом возвращается обратно, оставляя за себя кого-нибудь из родных и близких.

Кто населяет эту пирамиду или, вернее, кто ее образует? Чиновники всех мастей, назначенные ими бизнесмены, пуповиной привязанные к госаппарату и контролируемым им ресурсам. Нормально функционирующая Н система нуждается в постоянной ротации кадров. Именно это укрепляет ее и по горизонтали, и по вертикали, позволяет сохранять жесткость конструкции и единство.

Н - это "государство в государстве" со своими законами (от правил дорожного движения до уголовного кодекса) и нормами поведения; своими сетями магазинов и ателье, автобаз и санаториев...Что касается своей инфраструктуры, то с переходом к капиталистическому варианту Н системы нужда в ней уменьшается, а для верхних этажей и вовсе отмирает. Взамен доморощенной Н получает доступ к инфраструктуре для мировой элиты, пропуском куда служат деньги. Что и говорить, это и приятнее - выбирай на любой вкус, и рядом не с соседом по кабинету, а со звездой Голливуда, и удобнее, практичнее - нет спецраспределителя с толкотней, нет пресловутых "дворянских гнезд", мозолящих глаза обывателям.

Четкое следование правилам игры, предполагающим, прежде всего, лояльность (системе и начальнику лично), дает гарантии непонижения статуса, непотопляемости, своего рода job security, tenure. Гарантия трудоустройства с непонижением статуса - вовсе не благотворительность, как может показаться, а эффективная с точки зрения функционирования системы стратегия. Для системы важнее стаж пребывания в ней, проверенность и надежность отдельных звеньев как проводников принимаемых наверху решений, а отнюдь не автономная индивидуальная их эффективность. Укрепление связей между отдельными элементами, превращение их в сети и для этого постоянные перемещения по горизонтали - тоже важная часть стратегии системы, обеспечивающая единство Н системы в масштабах всей страны.

"Проштрафившийся" по крупному чиновник может быть задвинут на самый край или даже вовсе смахнут с аппаратной доски в некие Н резерв или Н отставку. При этом, однако, как правило он не покидает совсем уж "клуба избранных", находясь под той или иной защитой системы. Здесь действует уже скорее круговая порука наподобие той, что не позволяла в свое время властям добиться исключения А. Сахарова из Академии Наук, только более мощная и эшелонированная. Это не значит, что нет "кнута" - система наказывает и больно наказывает, но обычно не сдает, не отторгает от себя, не выпускает наружу. Не случайно даже колония есть своя...

Льготы и привилегии

Льготы и привилегии - это несущий элемент всей конструкции. Без них номенклатурная система жить не может. По тому насколько они превышают официальную зарплату можно судить о силе всей Н системы. Различные льготы составляют переменную часть реального дохода Н работника и могут превышать официальную его зарплату в десятки раз. Высокое вознаграждение, таким образом, в форме прямого дохода ли, доступа к власти и распределению благ (совсем не обязательно в целях личного обогащения) оказывается не гарантированным, зависимым от "правильного" в глазах начальства поведения. Заметим, что разного рода бонусы, "социальный пакет" как средство стимулирующее корпоративную преданность существуют в мире практически повсеместно, вопрос в пропорциях.

Н льготы и привилегии могут быть регулярными, повседневными в виде персональной машины или права пользования дежурной, спецбольниц, поликлиник, домов отдыха, госдач для чиновника и его близких, брони на транспорт, в театры и др. дефицита - такие затягивают, так что по прошествии некоторого времени от них трудно отказаться даже человеку, который не думал о Н-карьере. Льготы-привилегии могут быть и разовыми вроде пресловутых скуратовских дюжины костюмов от спонсора, бесплатной просторной квартиры в центре Москвы, дачного участка на Рублевке и т. д. Эти могут играть роль "номенклатурного крючка", когда, скажем, для получения квартиры от Управления делами президента в младшем и среднем звеньях аппарата требуется отработать несколько лет.

Понятно, что в такой ситуации зависимость чиновника от "руки дающей" еще более возрастает. Правда если раньше другой элиты, кроме номенклатурной не было, и выпасть из номенклатуры было страшнее некуда, то теперь есть варианты, и крючок с отсроченными номенклатурными благами работает лишь до поры до времени. Получивший ту же квартиру сотрудник в случае, если он не имеет шансов быстрого карьерного взлета по номенклатурной лестнице, может уйти в бизнес, где либо он заранее подготовил себе место, либо его ценят за номенклатурные связи. Впрочем, по известному закону опережающего роста потребностей, по мере заглатывания наживки может просто происходить переход к следующему крючку с более жирным кушем (улучшение жилищных условий себе и близким, дача и т. д.).

Крючок может быть не только кушем впереди, но и вполне реальной угрозой в случае нарушения Н норм поведения. Номенклатурное благо, приобретенное в полном соответствии с внутренними правилами, может быть использовано и в качестве компромата при борьбе кланов внутри Н системы. В этом случае появляются "дела" В. Шумейко, А. Собчака, А. Коха, Ю. Скуратова и др. Нанося урон репутации во внешнем мире, эти дела, однако, не ставят обычно крест на карьере, и, тем более, не приводят к потери имущества и свободы (о жизни, как во времена Сталина, речи нет). Впрочем, в полном смысле застрахована лишь сама система, но не отдельные, сколь угодно высокопоставленные ее представители.

Еще одной важной особенностью является наличие параллельных структур, обеспечивающих поддержание Н системы как таковой, а не решение сугубо внешних функциональных задач. Со стороны это выглядит как дублирование. Раньше такую роль несущей для номенклатурной системы конструкции выполнял аппарат КПСС ("внутренняя партия" по Восленскому, организованная по типу ордена меченосцев, о чем мечтал Сталин), сейчас - президентские структуры (ЦК - администрация президента и Управление делами, Парторги ЦК на местах + секретари обкомов - полномочные представители в округах и федеральные инспекторы в регионах).

Н система допускает конкуренцию, даже способствует ей, но только конкуренцию внутреннюю. Н система - это своего рода пожизненный контракт, невыполнение условий которого карается не только отлучением от Н благ, но и преследованием (вот тут пригождаются много численные "крючки"). Не удивительно, поэтому, что сор, как правило, из избы не выносится, и что даже отставленные чиновники не горят выступать с разоблачениями.

По целому ряду признаков, включая закрытость на вход и на выход, безусловную лояльность вышестоящему и системе, внутренние распорядок и "кодекс чести" и др. Н имеет много общего с мафией. Только она более тотальна и не поражает госаппарат снаружи, а просто включает его в себя - она и есть госаппарат. Подобно мафии Н "не сегодня родилась и не завтра умрет", а бороться с ней намного сложнее, да и кому?

Коррупция как норма

Коррупция - это не столько издержки системы, сколько один из важнейших ее системообразующих элементов. Масштабная коррупция, по размаху которой Россию относят к числу мировых лидеров, имеет своим объяснением две главные причины: Н систему и высокую политическую нестабильность. Политическая стабилизация и усиление полицейского контроля неминуемо сокращают коррупцию, но до тех пределов, когда "берет по чину" и не более. "Коррупционная мотивация чиновников - это системный эффект, - говорит один из разработчиков программы реформ, первый заместитель Г. Грефа М. Дмитриев. Бесполезно клеймить отдельных людей - нужно изменить правила игры. Сейчас система просто не ориентирует лиц, принимающих решения, на достижение общественно полезных результатов" . Вот еще одно мнение: "Те узлы госаппарата, которые в той или иной степени причастны к принятию решений, давно и плотно приватизированы. Очевидно, что в этих условиях уровень коррумпированности госаппарата превзошел все доселе известные в России пределы" .

Здесь есть, к тому же, важный социально-психологический момент, вызывающий в памяти партмаксимум: не готово еще общественное сознание к тому, чтобы при средних по стране полутора сотнях долларов в месяц, чиновник получал бы несколько тысяч. В отношении бизнесмена готово, а в отношении чиновника, которому платит то же (?) государство, что и ему - нет. Вот и составляет официальная зарплата президента и премьера сумму, которую в Москве получает банковский клерк. Кстати, Центральный банк, который волен устанавливать сам зарплату своим служащим, - хороший пример монетизации выгод чиновного положения. Но он и не устает подвергаться за это нападкам отовсюду, вяло оправдываясь, что, дескать, иначе квалифицированные кадры сбегут в коммерческие банки. Довод абсолютно справедливый, но почему считать его уникальным именно для Центрального банка? А преуспевающий руководитель компании, который идет на нищенский оклад в Совет Федерации, администрацию президента, в министерство, он что - бессребреник?

Коммерциализация позволяет точно определить рыночный эквивалент номенклатурных благ от пользования VIP-залом в аэропорту, спецполиклиниками, спецбольницами и домами отдыха, до захоронения на престижных кладбищах. Одновременно она стирает границы между номенклатурой среднего звена и бизнес-элитой, часто непосредственно связанными генетически. Это немного как в престижном клубе, попасть в который джентльмен может по положению, а нувориш за большие деньги. Другой вариант эквивалента - хождение А. Чубайса между двумя высокими Н должностями - вице-премьера и главы администрации президента - в бизнес, когда за несколько месяцев 1996 г. он официально заработал несколько сот тысяч долларов.

В свое время И. Земцов приводил расценки взяток, требовавшихся для занятия номенклатурных постов в советском Азербайджане во времена застоя. В нынешней России система гораздо менее унифицирована. Но примерные прейскуранты с "ценой вопроса" и в денежном выражении, и в постах-пакетах акций имеются.

Симбиоз с бизнесом

Явная коррупция - удел не очень опытных новичков и одиночек, особенно в пору революционных перемен, когда сегодня ты обладатель высокого поста, а завтра неизвестно кто, все больше сменяется более сложными формами симбиоза административной системы и бизнеса. Наиболее распространены диверсифицированные семейно-клановые конгломераты, контролирующие важные номенклатурные посты, обрастающие большим количеством банковско-финансовых, консультационных, посреднических и прочих бизнес-структур.

Легче всего это отслеживается на уровне регионов. Один из вариантов сращивания номенклатуры и бизнеса там - проведение своих губернаторов, второй - помощь действующему губернатору. И в том, и в другом случае в губернаторской команде на ключевых постах оказываются представители бизнеса, родственники губернатора могут оказаться и на ключевых постах в бизнесе. Примерами могут служить и Хакасия, где Алексей Лебедь был кандидатом СаянАла, а после его избрания губернатором в 1999 г. в администрацию перешел ряд ключевых сотрудников компании; и Тюменская область, где С. Собянин пришел к власти в альянсе с Запсибкомбанком, его заместителем стал бывший президент банка, а бывший заместитель, наоборот, переместился в кресло главы банка, юрист же банка стал председателем регионального избиркома; и Самарская область, где К. Титов взял к себе заместителем первого вице-президента ЮКОСа, а юный губернаторский сын стал более, чем удачливым и преуспевающим банкиром. Примеры семейных бизнес-политических конгломератов-клан ов можно множить и множить: "семья" Б. Ельцина и ее региональные клоны, В. Черномырдин и сыновья, Ю. Лужков и жена, А. Руцкой и К...

Второй вариант - делегирование бизнесом людей во власть. В. Потанин и Б. Березовский ходили во власть сами, направляли туда и многочисленных своих людей. В руководстве президентской администрации и теперь хорошо заметны представители "Альфа-группы" (А. Абрамов и В. Сурков) , группа же взяла ушедшего с поста первого заместителя руководителя администрации О. Сысуева, который по слухам теперь готов десантироваться в кресло самарского губернатора. Представители крупного бизнеса все чаще в последнее время идут в губернаторы и сами: Р. Абрамович (Чукотка), В. Хлопонин (Таймыр), Б. Золотарев (Эвенкия).

Особая форма сращивания бизнеса и власти - нынешний Совет Федерации, где по региональным билетам заседают многие представители бизнес-элиты, никогда ранее не имевшие никакого отношения к представляемым ими ныне регионам.

Не надо путать систему и выходцев из нее. Многие представители современного российского бизнеса, даже вышедшие из Н, объективно являются противниками Н, представляют собой угрозу для нее, хотят изменить систему. Впрочем, номенклатурным может быть не только социализм, но и капитализм. Вспомним Северную и Южную Кореи. Что реально подрывает позиции административной системы, а с ней и системы номенклатурной - это открытость экономики, приход в нее транснациональных корпораций, изменение правил игры. На региональном уровне этому пытаются противостоять отдельные авторитарные лидеры вроде М. Шаймиева или М. Рахимова, действующие в лучших номенклатурных традициях, но и они постепенно сдают позиции.

Наряду с силовиками, выполняющими роль крыши для различных бизнес-структур, коммерческими спонсорами-попечителями милиции и многочисленных фондов поддержки ветеранов правоохранительных органов и т. д., возрос и административный рэкет. Уже вошло в привычку добровольно-принудительное финансирование бизнесом "великих строек" губернаторов и мэров вроде храма Христа Спасителя в Москве и др. В последнее время множество крупных бизнесменов удивительно синхронно стали выступать с многочисленными благотворительными проектами. Принцип такого рода "благородной" в духе Ю. Деточкина деятельности правоохранительных структур на благо общества и свое лично был озвучен в свое время А. Лившицем, тогда министром финансов: "надо делиться".

Выборы как осиновый кол

Казалось бы выборная система является полной противоположностью, антагонистом номенклатурной, а сами выборы, таким образом, - способом покончить с Н системой. На самом деле это не совсем так, и российский опыт - лучшая тому иллюстрация. Номенклатуре противопоказаны не любые выборы, а лишь те, которые а) ею не контролируются, и б) реально что-то определяют.

Реальные выборы, особенно первые - 1989 и 1990 гг. стали для Н системы тяжелым испытанием из которого, однако, она вышла, что называется с честью. Заметим, что ведь были выборы и раньше: номинальные на партийные должности (при рекомендации вышестоящего органа), на должности председателей колхозов, руководителей предприятий и организаций. Н ответ на выборы как угрозу нарушения заведенного порядка вещей может быть двояким: либо подчинить выборы себе, превратив их в элемент декоративного оформления; либо маргинализовать их, лишив возможности прямо влиять на ситуацию. Здесь хорошо подходит образ машины, работающей на холостом ходу, - если что-то с точки зрения Н-системы неправильно, ход так и останется холостым, если все прошло как надо - будет включена рабочая передача. До последнего времени сценарии отмены общенациональных выборов - парламентских и президентских, всегда прорабатывались Кремлем, и полной уверенности в том, что выборы состоятся и что результаты их будут признаны никогда не было.

Н в полной мере использовала и тот, и другой варианты - оседлания выборов и их маргинализации.

Показательный пример: участие руководства высшего звена - национального и регионального - в выборах. В 1989 и 1990 гг. элита была абсолютно к выборам не готова и часто проигрывала, в 1993 г. она организовала для себя особые выборы, параллельно с общими - в Совет Федерации, куда не в самых мелких регионах вход "простым смертным" был крайне затруднен в силу высокого подписного барьера. Но... общие выборы, пусть и в привилегированных условиях хороши, а индивидуальные, когда можно подобрать оптимальное время и условия поудобнее, лучше, и с 1993 г. ни один глава региона ни в каких общих выборах не участвовал. Во второй, реформированный Совет Федерации региональные лидеры вошли ex officio, а в третий, путинский, наиболее номенклатурный из всех стали и вовсе направлять своих представителей

Российские выборы в полной мере номенклатурную эволюцию прошли. 26 марта 2000 г. символически завершило одиннадцатилетний цикл с возвратом на новом витке спирали к квази-советской модели управляемых выборов с предопределенным результатом.

Номенклатура при Путине

Н система, как любая другая кадровая система работает в условиях стабильности, поэтому она была с одной стороны нарушена, а с другой, не так заметна в первые "революционные" годы новой России. К середине 90-х она в основном восстановилась, а с политической стабилизацией после прихода к власти В. Путина еще более окрепла и проявилась.

Причиной усиления номенклатуры при Путине стала не только общая стабилизация, но и восстановление/достраивание поврежденных элементов конструкции. Скажем, полпреды в федеральных округах частично компенсируют ущерб, нанесенный Н системе введением прямой выборности губернаторов. Избранные губернаторы, выломавшись из системы сами, стали стараться подмять под себя и другие элементы Н системы. С восстановлением властных вертикалей политическая система прошла точку бифуркации, и развитие пошло по номенклатурному сценарию.

Ничего принципиально нового для Н системы, а не для отдельных ее представителей, не происходит и с массовыми заменами старых кадров людьми "из органов". Такое бывало уже не раз. Например, в связи с приходом в 1969 г. председателя КГБ Азербайджана Г. Алиева на пост первого секретаря, за три года на руководящие номенклатурные должности в республике были назначены две тысячи (!) сотрудников КГБ. От изменения имен отдельных элементов системы сама она нисколько не изменилась и даже коррупция, с которой таким образом пытались бороться, очень скоро превысила прежний уровень (И. Земцов, 1976).

Н - это своего рода армия, где каждый отдельный человек - не личность, а функция, где важнее всего четкость и послушность, где живут не по конституции, а по уставу внутренней службы. В системе кадровых назначений последних двух лет эта составляющая более, чем очевидна. В полной мере просматривается она и в комплектации проправительственной части Думы, и еще более, в формировании руководящего звена новой партии власти - "Единой России".

Н система не боится влиятельных институтов, но не терпит независимости этих институтов. В этом смысле ослабление при Путине всех относительно независимых политических игроков кроме самого президента, будь то Госдума, Совет Федерации, олигархи, губернаторы, равно как и появление/усиление игроков, чья роль определяется не конституцией, а гарантом конституции: Совета безопасности на начальных порах, полномочных представителей президента в федеральных округах, Госсовета, Счетной палаты - все это свидетельствует об усилении позиций номенклатурной системы.

Н система не боится и собственников, она боится независимых от властей собственников, таких, которые не назначаются и не переназначаются ею. В новых условиях суд становится все более важным инструментом Н системы. Именно посредством суда осуществляется перераспределение собственности и власти (взять те же губернаторские выборы). Поэтому никакая судебная реформа, осуществляемая режимом, не может привести к усилению независимости суда по определению. А 1993 г. - это ликвидация "номенклатурной шизофрении", раздвоения личности. Горбачев чуть было не разрушил Н систему, Ельцин восстановил ее на верхних этажах, частично утратив контроль над нижними (в результате верхняя пирамида стояла на многочисленных нижних), а Путин успешно восстанавливает пирамиду в целом.

Н система - это, прежде всего, контроль за всеми властными позициями. Вынесение серьезных кадровых решений вовне, за пределы аппарата, будь то реальное конкурсное замещение должностей или, скажем, формирование правительства парламентским большинством, полная, от всех уровней номенклатуры независимость суда - все это ее ослабляет и, в конечном счете, разрушает. Номенклатуре противопоказана демократия, но реальная, а не декоративная.

Н как сложная многоуровневая система функционирования и воспроизводства кадров организована весьма эффективно. Свидетельством тому ее жизнеспособность. Это довольно закрытая система, предполагающая тщательный отбор, воспитание, множественные проверки с отбраковкой не справившихся. Система построена так, что она дает мало сбоев. Исключения - "революционная" ситуация конца 80-х - начала 90-х гг., когда в силу резко изменившихся условий ворота Н-системы оказались на некоторое время открыты и на вход, и на выход. Скоро, однако, перед проникшими в номенклатуру чужаками встал вопрос: либо принимать правила игры, становясь полноправным элементом системы, либо быть выбракованным. Многие т. н. демократы первой волны ушли - кто по своему желанию, кто, будучи отторгнутым системой.

Главная проблема, однако, в том, что Н система как капризное плодовое дерево не в состоянии воспроизводить себя без потери эффективности, а то и полного вырождения. Она нуждается в садовнике извне, который бы удалял плохие побеги, подстригал бы и формировал крону, стимулируя, тем самым, рост. Можно и от случая к случаю, как после Сталина, но лучше регулярно.

Николай Петров - Руководитель центра политико-географических исследований


Николай Петров, Политком.ru
18/09/2002
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Реформа госслужбы
Медведев Д.А.
Администрация Президента РФ
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Администрация Президента РФ
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации