Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Первый заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев

Интернет-конференция
Первого заместителя Руководителя Администрации Президента Российской Федерации
Дмитрия Анатольевича Медведева
"Реформирование государственной службы в Российской Федерации"

Обзор публикаций СМИ


ВЛАСТЬ СТАНЕТ ПОНЯТНОЙ В 2005 ГОДУ

В прошедшую пятницу Госдума приняла в первом чтении проект закона "О системе государственной службы Российской Федерации". На 11 февраля в Комитете по делам Федерации и региональной политике планируется рассмотрение законопроектов, подготовленных "комиссией Козака". О существе и целях этой законодательной активности рассказывает председатель Комитета Виктор ГРИШИН.

Q: Виктор Иванович, какую цель ставит закон, принятый в первом чтении - что-то дополнить, немножко улучшить или радикально изменить ситуацию с госслужбой?

- Я-то на самом деле опасаюсь кардинальных реформ. Может быть, я уже человек в возрасте, но все мы, пережившие реформы начала 90-х годов, с опасением воспринимаем такие эксперименты. Лучше, чтобы эксперименты были продуманы, что бы они были не быстрыми, а понятными и целенаправленными. Вот этим требованиям принятый сегодня закон отвечает. Его авторы смотрят на реформу госслужбы в перспективе, а потому те формулировки, которые в нем есть - предельно широки. Это, конечно, связано с некоторой расплывчатостью нынешнего законодательства, поскольку предметы регулирования каждого закона разные. Одно дело - госслужба как управление, другое дело - воинская служба, прокуратура и т.д. Вообще говоря, существует определенное противоречие этих законов. И этот закон, с одной стороны, описывает перспективу, отвечая на вопрос, как должны формироваться конкретные законы по направлениям - воинская, правоохранительная, гражданская служба. А с другой стороны, он сводит к минимуму противоречивость законодательной базы, имеющейся по госслужбе на сегодняшний день. Этот рамочный закон не должен связывать руки разработчикам законов по конкретным видам государственной службы. Этот закон - как фундамент, он и называется - "О системе государственной службы". Хотя я не исключаю того, что и в этот закон будут вноситься какие-то поправки. Жизнь меняется быстро, и что-то придется расширять или, наоборот, сужать.

Q: Вот сегодня звучали вопросы, а почему в разряд госслужащих не включены учителя и врачи? Действительно - почему?

- Во-первых, сейчас пойдет распределение полномочий между уровнями власти, и часть из них уйдет на муниципальный уровень. Во-вторых, все определяется нашими финансовыми возможностями. Мы и так напринимали большое количество законов, которые должны предоставлять людям льготы, а на самом деле этого нет. Поэтому, когда говорят, что не принимаются законы или принимаются законы антинародные, то это чистой воды политические игры. Да, все мы недовольны существующим, и я тоже недоволен нынешними темпами развития. И нужно работать над усовершенствованием законодательной базы с тем, чтобы повысить эти темпы, определиться, где и как собирать налоги. Все взаимосвязано, и увеличение доходов позволит перевести в категорию госслужащих учителей и врачей, существенно повысив их зарплату.

Q: 11 февраля на заседании Вашего комитета будет рассматриваться пакет законов по разграничению полномочий между уровнями власти, подготовленный "комиссией Козака". Как Вы оцениваете эту законодательную инициативу президентской администрации - не идет ли речь о своеобразной "административной революции"?

- На самом деле сегодняшний закон и этот пакет - вещи взаимосвязанные. Если мы хотим, чтобы государственная служба работала эффективно, мы должны каждому уровню и виду власти отдать те полномочия, за которые они должны отвечать. 72-я статья Конституции РФ, которая описывает полномочия Федерации и субъектов Федерации.Есть соответствующий закон по разграничению предметов совместного ведения. Но все это прописано в очень общих терминах, и поэтому ответственности понятной нет. Каждый раз нужно разбираться конкретно, кто и за что отвечает. В этом русле принимаются законы, которые никого ни к чему не обязывают. И законопроект "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" должен это положение исправить. Он должен быть более четким, перечень полномочий должен быть более понятным, более ориентированным на определенные уровни власти. Под эти полномочия должна быть обеспечена соответствующая финансовая база. Должны быть прописаны соответствующие контрольные функции и соответствующие меры наказания. И многое из того, что я перечислил, в законопроекте есть.

Q: Положения и статьи закона достаточно конкретны?

- Да, уточняется отношение органов власти субъектов Федерации к Конституции РФ, признается приоритет федерального законодательства по отношению к региональному. Уточнены полномочия законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, и сами эти полномочия прописаны более четко. В законопроекте таких полномочий прописано сорок одно, и они переданы на финансирование в субъекты Федерации. Предусмотрели процедуры передачи от центра регионам тех полномочий, которые в этом перечне не учтены. В частности, предусмотрено, что в таких случаях могут заключаться договоры, но они должны быть утверждены законом РФ и сами будут иметь силу закона. Такие договоры заключаются в исключительных случаях, когда другими способами разграничить полномочия не удается. Вводится также процедура заключения соглашений между центром и субъектом Федерации о передаче полномочий от одного уровня власти к другому. В этот закон введен экономический блок, в котором прописываются вопросы собственности, вопросы формирования бюджетов различных уровней власти. Прописаны и меры наказания - отстранение от должности высшего должностного лица субъекта Федерации и назначение временной финансовой администрации.

Q: Но это довольно радикальные предложения?!

- С одной стороны, они радикальные и, я бы сказал, небесспорные. В случаях, когда предусмотрены меры наказания, вину будет непросто доказать. Например, неясно, какой орган должен давать данные по бюджетной задолженности или по неправильному использованию финансовых средств. В законопроекте такие вопросы передаются в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, а в положении об арбитражном суде таких функций нет. Арбитражный суд - это орган, который рассматривает споры хозяйствующих субъектов, а государство - это не субъект. Отстранение от должности губернатора и назначение временной финансовой администрации - тоже вопрос тяжелый. Ведь бюджет утверждается не только высшим должностным лицом. Прежде всего, он утверждается законодательным органом субъекта Федерации... В общем, в этих радикальных предложениях не все бесспорно, и надо будет их очень внимательно просматривать.

С другой стороны, есть вещи, которые можно было бы решать порадикальнее. Сегодня в зале звучали предложения об однотипных наименованиях высшего должностного лица и законодательного органа субъектов Федерации. Вопрос обсуждается давно, и в этом законе соответствующие позиции можно было бы прописать. Мы вписали раздел полномочий, которые передаются на финансирование субъекта Федерации. Но, на наш взгляд, недостает еще одного раздела - о совместных полномочиях. Надо было бы взять 72-ю статью Конституции и начать делить полномочия на федеральный и региональный уровни.

В законопроекте должен быть раздел о полномочиях Российской Федерации в рамках совместного ведения. А мы взяли и расписали только полномочия субъектов Федерации, и создалось впечатление, что мы просто спихнули на субъекты те функции, которые не хотим сами финансировать.То есть закон нужен, важен и необходим, но он должен быть более точен и четок.

Q: Закон планируется к принятию в эту сессию, а когда он реально заработает?

- Закон должен заработать в 2005 году. Ведь если мы его принимаем в текущей сессии, дальше должны быть приняты поправки в Налоговый и Бюджетный кодексы. Это может произойти осенью. А у нас бюджет принимается только на основе тех налогов, которые прописаны в первой половине предыдущего года. Поэтому закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и измененный и дополненный закон ""Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" должны заработать с 1 января 2005 года. Я думаю, что все мы заинтересованы в одном - чтобы порядок в стране был! А он действительно начинается с людей. И, прежде всего, - облаченных высшей властью. Поэтому так важно ввести их деятельность в строгие рамки закона. На мой взгляд, альтернативы этому нет.

В прошедшую пятницу Госдума приняла в первом чтении проект закона "О системе государственной службы Российской Федерации". На 11 февраля в Комитете по делам Федерации и региональной политике планируется рассмотрение законопроектов, подготовленных "комиссией Козака". О существе и целях этой законодательной активности рассказывает председатель Комитета Виктор ГРИШИН.

Q: Виктор Иванович, какую цель ставит закон, принятый в первом чтении - что-то дополнить, немножко улучшить или радикально изменить ситуацию с госслужбой?

- Я-то на самом деле опасаюсь кардинальных реформ. Может быть, я уже человек в возрасте, но все мы, пережившие реформы начала 90-х годов, с опасением воспринимаем такие эксперименты. Лучше, чтобы эксперименты были продуманы, что бы они были не быстрыми, а понятными и целенаправленными. Вот этим требованиям принятый сегодня закон отвечает. Его авторы смотрят на реформу госслужбы в перспективе, а потому те формулировки, которые в нем есть - предельно широки. Это, конечно, связано с некоторой расплывчатостью нынешнего законодательства, поскольку предметы регулирования каждого закона разные. Одно дело - госслужба как управление, другое дело - воинская служба, прокуратура и т.д. Вообще говоря, существует определенное противоречие этих законов. И этот закон, с одной стороны, описывает перспективу, отвечая на вопрос, как должны формироваться конкретные законы по направлениям - воинская, правоохранительная, гражданская служба. А с другой стороны, он сводит к минимуму противоречивость законодательной базы, имеющейся по госслужбе на сегодняшний день. Этот рамочный закон не должен связывать руки разработчикам законов по конкретным видам государственной службы. Этот закон - как фундамент, он и называется - "О системе государственной службы". Хотя я не исключаю того, что и в этот закон будут вноситься какие-то поправки. Жизнь меняется быстро, и что-то придется расширять или, наоборот, сужать.

Q: Вот сегодня звучали вопросы, а почему в разряд госслужащих не включены учителя и врачи? Действительно - почему?

- Во-первых, сейчас пойдет распределение полномочий между уровнями власти, и часть из них уйдет на муниципальный уровень. Во-вторых, все определяется нашими финансовыми возможностями. Мы и так напринимали большое количество законов, которые должны предоставлять людям льготы, а на самом деле этого нет. Поэтому, когда говорят, что не принимаются законы или принимаются законы антинародные, то это чистой воды политические игры. Да, все мы недовольны существующим, и я тоже недоволен нынешними темпами развития. И нужно работать над усовершенствованием законодательной базы с тем, чтобы повысить эти темпы, определиться, где и как собирать налоги. Все взаимосвязано, и увеличение доходов позволит перевести в категорию госслужащих учителей и врачей, существенно повысив их зарплату.

Q: 11 февраля на заседании Вашего комитета будет рассматриваться пакет законов по разграничению полномочий между уровнями власти, подготовленный "комиссией Козака". Как Вы оцениваете эту законодательную инициативу президентской администрации - не идет ли речь о своеобразной "административной революции"?

- На самом деле сегодняшний закон и этот пакет - вещи взаимосвязанные. Если мы хотим, чтобы государственная служба работала эффективно, мы должны каждому уровню и виду власти отдать те полномочия, за которые они должны отвечать. 72-я статья Конституции РФ, которая описывает полномочия Федерации и субъектов Федерации.Есть соответствующий закон по разграничению предметов совместного ведения. Но все это прописано в очень общих терминах, и поэтому ответственности понятной нет. Каждый раз нужно разбираться конкретно, кто и за что отвечает. В этом русле принимаются законы, которые никого ни к чему не обязывают. И законопроект "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" должен это положение исправить. Он должен быть более четким, перечень полномочий должен быть более понятным, более ориентированным на определенные уровни власти. Под эти полномочия должна быть обеспечена соответствующая финансовая база. Должны быть прописаны соответствующие контрольные функции и соответствующие меры наказания. И многое из того, что я перечислил, в законопроекте есть.

Q: Положения и статьи закона достаточно конкретны?

- Да, уточняется отношение органов власти субъектов Федерации к Конституции РФ, признается приоритет федерального законодательства по отношению к региональному. Уточнены полномочия законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, и сами эти полномочия прописаны более четко. В законопроекте таких полномочий прописано сорок одно, и они переданы на финансирование в субъекты Федерации. Предусмотрели процедуры передачи от центра регионам тех полномочий, которые в этом перечне не учтены. В частности, предусмотрено, что в таких случаях могут заключаться договоры, но они должны быть утверждены законом РФ и сами будут иметь силу закона. Такие договоры заключаются в исключительных случаях, когда другими способами разграничить полномочия не удается. Вводится также процедура заключения соглашений между центром и субъектом Федерации о передаче полномочий от одного уровня власти к другому. В этот закон введен экономический блок, в котором прописываются вопросы собственности, вопросы формирования бюджетов различных уровней власти. Прописаны и меры наказания - отстранение от должности высшего должностного лица субъекта Федерации и назначение временной финансовой администрации.

Q: Но это довольно радикальные предложения?!

- С одной стороны, они радикальные и, я бы сказал, небесспорные. В случаях, когда предусмотрены меры наказания, вину будет непросто доказать. Например, неясно, какой орган должен давать данные по бюджетной задолженности или по неправильному использованию финансовых средств. В законопроекте такие вопросы передаются в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, а в положении об арбитражном суде таких функций нет. Арбитражный суд - это орган, который рассматривает споры хозяйствующих субъектов, а государство - это не субъект. Отстранение от должности губернатора и назначение временной финансовой администрации - тоже вопрос тяжелый. Ведь бюджет утверждается не только высшим должностным лицом. Прежде всего, он утверждается законодательным органом субъекта Федерации... В общем, в этих радикальных предложениях не все бесспорно, и надо будет их очень внимательно просматривать.

С другой стороны, есть вещи, которые можно было бы решать порадикальнее. Сегодня в зале звучали предложения об однотипных наименованиях высшего должностного лица и законодательного органа субъектов Федерации. Вопрос обсуждается давно, и в этом законе соответствующие позиции можно было бы прописать. Мы вписали раздел полномочий, которые передаются на финансирование субъекта Федерации. Но, на наш взгляд, недостает еще одного раздела - о совместных полномочиях. Надо было бы взять 72-ю статью Конституции и начать делить полномочия на федеральный и региональный уровни.

В законопроекте должен быть раздел о полномочиях Российской Федерации в рамках совместного ведения. А мы взяли и расписали только полномочия субъектов Федерации, и создалось впечатление, что мы просто спихнули на субъекты те функции, которые не хотим сами финансировать.То есть закон нужен, важен и необходим, но он должен быть более точен и четок.

Q: Закон планируется к принятию в эту сессию, а когда он реально заработает?

- Закон должен заработать в 2005 году. Ведь если мы его принимаем в текущей сессии, дальше должны быть приняты поправки в Налоговый и Бюджетный кодексы. Это может произойти осенью. А у нас бюджет принимается только на основе тех налогов, которые прописаны в первой половине предыдущего года. Поэтому закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и измененный и дополненный закон ""Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" должны заработать с 1 января 2005 года. Я думаю, что все мы заинтересованы в одном - чтобы порядок в стране был! А он действительно начинается с людей. И, прежде всего, - облаченных высшей властью. Поэтому так важно ввести их деятельность в строгие рамки закона. На мой взгляд, альтернативы этому нет.

В прошедшую пятницу Госдума приняла в первом чтении проект закона "О системе государственной службы Российской Федерации". На 11 февраля в Комитете по делам Федерации и региональной политике планируется рассмотрение законопроектов, подготовленных "комиссией Козака". О существе и целях этой законодательной активности рассказывает председатель Комитета Виктор ГРИШИН.

Q: Виктор Иванович, какую цель ставит закон, принятый в первом чтении - что-то дополнить, немножко улучшить или радикально изменить ситуацию с госслужбой?

- Я-то на самом деле опасаюсь кардинальных реформ. Может быть, я уже человек в возрасте, но все мы, пережившие реформы начала 90-х годов, с опасением воспринимаем такие эксперименты. Лучше, чтобы эксперименты были продуманы, что бы они были не быстрыми, а понятными и целенаправленными. Вот этим требованиям принятый сегодня закон отвечает. Его авторы смотрят на реформу госслужбы в перспективе, а потому те формулировки, которые в нем есть - предельно широки. Это, конечно, связано с некоторой расплывчатостью нынешнего законодательства, поскольку предметы регулирования каждого закона разные. Одно дело - госслужба как управление, другое дело - воинская служба, прокуратура и т.д. Вообще говоря, существует определенное противоречие этих законов. И этот закон, с одной стороны, описывает перспективу, отвечая на вопрос, как должны формироваться конкретные законы по направлениям - воинская, правоохранительная, гражданская служба. А с другой стороны, он сводит к минимуму противоречивость законодательной базы, имеющейся по госслужбе на сегодняшний день. Этот рамочный закон не должен связывать руки разработчикам законов по конкретным видам государственной службы. Этот закон - как фундамент, он и называется - "О системе государственной службы". Хотя я не исключаю того, что и в этот закон будут вноситься какие-то поправки. Жизнь меняется быстро, и что-то придется расширять или, наоборот, сужать.

Q: Вот сегодня звучали вопросы, а почему в разряд госслужащих не включены учителя и врачи? Действительно - почему?

- Во-первых, сейчас пойдет распределение полномочий между уровнями власти, и часть из них уйдет на муниципальный уровень. Во-вторых, все определяется нашими финансовыми возможностями. Мы и так напринимали большое количество законов, которые должны предоставлять людям льготы, а на самом деле этого нет. Поэтому, когда говорят, что не принимаются законы или принимаются законы антинародные, то это чистой воды политические игры. Да, все мы недовольны существующим, и я тоже недоволен нынешними темпами развития. И нужно работать над усовершенствованием законодательной базы с тем, чтобы повысить эти темпы, определиться, где и как собирать налоги. Все взаимосвязано, и увеличение доходов позволит перевести в категорию госслужащих учителей и врачей, существенно повысив их зарплату.

Q: 11 февраля на заседании Вашего комитета будет рассматриваться пакет законов по разграничению полномочий между уровнями власти, подготовленный "комиссией Козака". Как Вы оцениваете эту законодательную инициативу президентской администрации - не идет ли речь о своеобразной "административной революции"?

- На самом деле сегодняшний закон и этот пакет - вещи взаимосвязанные. Если мы хотим, чтобы государственная служба работала эффективно, мы должны каждому уровню и виду власти отдать те полномочия, за которые они должны отвечать. 72-я статья Конституции РФ, которая описывает полномочия Федерации и субъектов Федерации.Есть соответствующий закон по разграничению предметов совместного ведения. Но все это прописано в очень общих терминах, и поэтому ответственности понятной нет. Каждый раз нужно разбираться конкретно, кто и за что отвечает. В этом русле принимаются законы, которые никого ни к чему не обязывают. И законопроект "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" должен это положение исправить. Он должен быть более четким, перечень полномочий должен быть более понятным, более ориентированным на определенные уровни власти. Под эти полномочия должна быть обеспечена соответствующая финансовая база. Должны быть прописаны соответствующие контрольные функции и соответствующие меры наказания. И многое из того, что я перечислил, в законопроекте есть.

Q: Положения и статьи закона достаточно конкретны?

- Да, уточняется отношение органов власти субъектов Федерации к Конституции РФ, признается приоритет федерального законодательства по отношению к региональному. Уточнены полномочия законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, и сами эти полномочия прописаны более четко. В законопроекте таких полномочий прописано сорок одно, и они переданы на финансирование в субъекты Федерации. Предусмотрели процедуры передачи от центра регионам тех полномочий, которые в этом перечне не учтены. В частности, предусмотрено, что в таких случаях могут заключаться договоры, но они должны быть утверждены законом РФ и сами будут иметь силу закона. Такие договоры заключаются в исключительных случаях, когда другими способами разграничить полномочия не удается. Вводится также процедура заключения соглашений между центром и субъектом Федерации о передаче полномочий от одного уровня власти к другому. В этот закон введен экономический блок, в котором прописываются вопросы собственности, вопросы формирования бюджетов различных уровней власти. Прописаны и меры наказания - отстранение от должности высшего должностного лица субъекта Федерации и назначение временной финансовой администрации.

Q: Но это довольно радикальные предложения?!

- С одной стороны, они радикальные и, я бы сказал, небесспорные. В случаях, когда предусмотрены меры наказания, вину будет непросто доказать. Например, неясно, какой орган должен давать данные по бюджетной задолженности или по неправильному использованию финансовых средств. В законопроекте такие вопросы передаются в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, а в положении об арбитражном суде таких функций нет. Арбитражный суд - это орган, который рассматривает споры хозяйствующих субъектов, а государство - это не субъект. Отстранение от должности губернатора и назначение временной финансовой администрации - тоже вопрос тяжелый. Ведь бюджет утверждается не только высшим должностным лицом. Прежде всего, он утверждается законодательным органом субъекта Федерации... В общем, в этих радикальных предложениях не все бесспорно, и надо будет их очень внимательно просматривать.

С другой стороны, есть вещи, которые можно было бы решать порадикальнее. Сегодня в зале звучали предложения об однотипных наименованиях высшего должностного лица и законодательного органа субъектов Федерации. Вопрос обсуждается давно, и в этом законе соответствующие позиции можно было бы прописать. Мы вписали раздел полномочий, которые передаются на финансирование субъекта Федерации. Но, на наш взгляд, недостает еще одного раздела - о совместных полномочиях. Надо было бы взять 72-ю статью Конституции и начать делить полномочия на федеральный и региональный уровни.

В законопроекте должен быть раздел о полномочиях Российской Федерации в рамках совместного ведения. А мы взяли и расписали только полномочия субъектов Федерации, и создалось впечатление, что мы просто спихнули на субъекты те функции, которые не хотим сами финансировать.То есть закон нужен, важен и необходим, но он должен быть более точен и четок.

Q: Закон планируется к принятию в эту сессию, а когда он реально заработает?

- Закон должен заработать в 2005 году. Ведь если мы его принимаем в текущей сессии, дальше должны быть приняты поправки в Налоговый и Бюджетный кодексы. Это может произойти осенью. А у нас бюджет принимается только на основе тех налогов, которые прописаны в первой половине предыдущего года. Поэтому закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и измененный и дополненный закон ""Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" должны заработать с 1 января 2005 года. Я думаю, что все мы заинтересованы в одном - чтобы порядок в стране был! А он действительно начинается с людей. И, прежде всего, - облаченных высшей властью. Поэтому так важно ввести их деятельность в строгие рамки закона. На мой взгляд, альтернативы этому нет.

В прошедшую пятницу Госдума приняла в первом чтении проект закона "О системе государственной службы Российской Федерации". На 11 февраля в Комитете по делам Федерации и региональной политике планируется рассмотрение законопроектов, подготовленных "комиссией Козака". О существе и целях этой законодательной активности рассказывает председатель Комитета Виктор ГРИШИН.

Q: Виктор Иванович, какую цель ставит закон, принятый в первом чтении - что-то дополнить, немножко улучшить или радикально изменить ситуацию с госслужбой?

- Я-то на самом деле опасаюсь кардинальных реформ. Может быть, я уже человек в возрасте, но все мы, пережившие реформы начала 90-х годов, с опасением воспринимаем такие эксперименты. Лучше, чтобы эксперименты были продуманы, что бы они были не быстрыми, а понятными и целенаправленными. Вот этим требованиям принятый сегодня закон отвечает. Его авторы смотрят на реформу госслужбы в перспективе, а потому те формулировки, которые в нем есть - предельно широки. Это, конечно, связано с некоторой расплывчатостью нынешнего законодательства, поскольку предметы регулирования каждого закона разные. Одно дело - госслужба как управление, другое дело - воинская служба, прокуратура и т.д. Вообще говоря, существует определенное противоречие этих законов. И этот закон, с одной стороны, описывает перспективу, отвечая на вопрос, как должны формироваться конкретные законы по направлениям - воинская, правоохранительная, гражданская служба. А с другой стороны, он сводит к минимуму противоречивость законодательной базы, имеющейся по госслужбе на сегодняшний день. Этот рамочный закон не должен связывать руки разработчикам законов по конкретным видам государственной службы. Этот закон - как фундамент, он и называется - "О системе государственной службы". Хотя я не исключаю того, что и в этот закон будут вноситься какие-то поправки. Жизнь меняется быстро, и что-то придется расширять или, наоборот, сужать.

Q: Вот сегодня звучали вопросы, а почему в разряд госслужащих не включены учителя и врачи? Действительно - почему?

- Во-первых, сейчас пойдет распределение полномочий между уровнями власти, и часть из них уйдет на муниципальный уровень. Во-вторых, все определяется нашими финансовыми возможностями. Мы и так напринимали большое количество законов, которые должны предоставлять людям льготы, а на самом деле этого нет. Поэтому, когда говорят, что не принимаются законы или принимаются законы антинародные, то это чистой воды политические игры. Да, все мы недовольны существующим, и я тоже недоволен нынешними темпами развития. И нужно работать над усовершенствованием законодательной базы с тем, чтобы повысить эти темпы, определиться, где и как собирать налоги. Все взаимосвязано, и увеличение доходов позволит перевести в категорию госслужащих учителей и врачей, существенно повысив их зарплату.

Q: 11 февраля на заседании Вашего комитета будет рассматриваться пакет законов по разграничению полномочий между уровнями власти, подготовленный "комиссией Козака". Как Вы оцениваете эту законодательную инициативу президентской администрации - не идет ли речь о своеобразной "административной революции"?

- На самом деле сегодняшний закон и этот пакет - вещи взаимосвязанные. Если мы хотим, чтобы государственная служба работала эффективно, мы должны каждому уровню и виду власти отдать те полномочия, за которые они должны отвечать. 72-я статья Конституции РФ, которая описывает полномочия Федерации и субъектов Федерации.Есть соответствующий закон по разграничению предметов совместного ведения. Но все это прописано в очень общих терминах, и поэтому ответственности понятной нет. Каждый раз нужно разбираться конкретно, кто и за что отвечает. В этом русле принимаются законы, которые никого ни к чему не обязывают. И законопроект "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" должен это положение исправить. Он должен быть более четким, перечень полномочий должен быть более понятным, более ориентированным на определенные уровни власти. Под эти полномочия должна быть обеспечена соответствующая финансовая база. Должны быть прописаны соответствующие контрольные функции и соответствующие меры наказания. И многое из того, что я перечислил, в законопроекте есть.

Q: Положения и статьи закона достаточно конкретны?

- Да, уточняется отношение органов власти субъектов Федерации к Конституции РФ, признается приоритет федерального законодательства по отношению к региональному. Уточнены полномочия законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, и сами эти полномочия прописаны более четко. В законопроекте таких полномочий прописано сорок одно, и они переданы на финансирование в субъекты Федерации. Предусмотрели процедуры передачи от центра регионам тех полномочий, которые в этом перечне не учтены. В частности, предусмотрено, что в таких случаях могут заключаться договоры, но они должны быть утверждены законом РФ и сами будут иметь силу закона. Такие договоры заключаются в исключительных случаях, когда другими способами разграничить полномочия не удается. Вводится также процедура заключения соглашений между центром и субъектом Федерации о передаче полномочий от одного уровня власти к другому. В этот закон введен экономический блок, в котором прописываются вопросы собственности, вопросы формирования бюджетов различных уровней власти. Прописаны и меры наказания - отстранение от должности высшего должностного лица субъекта Федерации и назначение временной финансовой администрации.

Q: Но это довольно радикальные предложения?!

- С одной стороны, они радикальные и, я бы сказал, небесспорные. В случаях, когда предусмотрены меры наказания, вину будет непросто доказать. Например, неясно, какой орган должен давать данные по бюджетной задолженности или по неправильному использованию финансовых средств. В законопроекте такие вопросы передаются в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, а в положении об арбитражном суде таких функций нет. Арбитражный суд - это орган, который рассматривает споры хозяйствующих субъектов, а государство - это не субъект. Отстранение от должности губернатора и назначение временной финансовой администрации - тоже вопрос тяжелый. Ведь бюджет утверждается не только высшим должностным лицом. Прежде всего, он утверждается законодательным органом субъекта Федерации... В общем, в этих радикальных предложениях не все бесспорно, и надо будет их очень внимательно просматривать.

С другой стороны, есть вещи, которые можно было бы решать порадикальнее. Сегодня в зале звучали предложения об однотипных наименованиях высшего должностного лица и законодательного органа субъектов Федерации. Вопрос обсуждается давно, и в этом законе соответствующие позиции можно было бы прописать. Мы вписали раздел полномочий, которые передаются на финансирование субъекта Федерации. Но, на наш взгляд, недостает еще одного раздела - о совместных полномочиях. Надо было бы взять 72-ю статью Конституции и начать делить полномочия на федеральный и региональный уровни.

В законопроекте должен быть раздел о полномочиях Российской Федерации в рамках совместного ведения. А мы взяли и расписали только полномочия субъектов Федерации, и создалось впечатление, что мы просто спихнули на субъекты те функции, которые не хотим сами финансировать.То есть закон нужен, важен и необходим, но он должен быть более точен и четок.

Q: Закон планируется к принятию в эту сессию, а когда он реально заработает?

- Закон должен заработать в 2005 году. Ведь если мы его принимаем в текущей сессии, дальше должны быть приняты поправки в Налоговый и Бюджетный кодексы. Это может произойти осенью. А у нас бюджет принимается только на основе тех налогов, которые прописаны в первой половине предыдущего года. Поэтому закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и измененный и дополненный закон ""Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" должны заработать с 1 января 2005 года. Я думаю, что все мы заинтересованы в одном - чтобы порядок в стране был! А он действительно начинается с людей. И, прежде всего, - облаченных высшей властью. Поэтому так важно ввести их деятельность в строгие рамки закона. На мой взгляд, альтернативы этому нет.


16, Кворум
29/01/2003
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Реформа госслужбы
Медведев Д.А.
Администрация Президента РФ
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Администрация Президента РФ
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации