Rambler's Top100
Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Полтавченко Георгий Сергеевич

Интернет-конференция
полномочного представителя Президента Российской Федерации по Центральному федеральному округу
Полтавченко Георгия Сергеевича

29 апреля 2003 г. в 11:05 по московскому времени в Центре Информационных Технологий МГУ началась интернет-конференция с полномочным представителем Президента Российской Федерации по Центральному федеральному округу Полтавченко Георгием Сергеевичем.

Тема конференции: "Институт полпредства в Центральном федеральном округе. Итоги и перспективы".

Конференция проводится компанией "Гарант" совместно с аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации по Центральному федеральному округу при поддержке компании "Гарант-Интернет", Газеты.Ru и журнала "Законодательство".

Ведущий интернет-конференции - Шаманов Евгений Вячеславович (директор по внешним связям компании "Гарант").

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я с удовольствием представляю гостей и участников нашей конференции и тех, кто принял активное участие в ее организации: полномочный представитель Президента Российской Федерации по Центральному федеральному округу Георгий Сергеевич Полтавченко, директор компании "Гарант" Дмитрий Викторович Першеев, заместитель директора по внешним связям компании "Гарант" Татьяна Юрьевна Комарова, директор компании "Гарант-Интернет" Алексей Евгеньевич Солдаткин, главный редактор журнала "Законодательство" Наталья Викторовна Ткаченко.

Разрешите выразить благодарность аппарату полномочного представителя Президента в Центральном федеральном округе за помощь в организации данной конференции.

Тема сегодняшней конференции "Институт полпредства в Центральном федеральном округе. Итоги и перспективы". Конференция собрала от граждан более 130 вопросов, посвященных данной проблематике.

Сегодня у нас присутствует ректор МГУ им. М.В. Ломоносова Виктор Антонович Садовничий, который обратится с приветственным словом к нашей аудитории.

Садовничий В.А.:
Ректор МГУ Садовничий:Спасибо. Уважаемые коллеги, уважаемый Георгий Сергеевич! Мы рады Вашему приходу в Московский Государственный Университет. Это Ваш не первый визит. Некоторое время назад Вы выступили с блестящей лекцией перед студентами Московского университета. Многие вопросы, которые там обсуждались и были заданы студентами Вам, и Ваши ответы, до сих пор обсуждаются в студенческой среде и это действительно была очень содержательная встреча.

Я хотел привести еще один факт: еще до решения о создании округов, на которые Россия была разбита, мы встречались группой ректоров с В.В.Путиным. Это были все представители Совета ректоров России. Мы говорили о том, что было бы неплохо систему образования России разбить на университетские округа, как это было когда-то, и это бы повышало управляемость образованием. Я говорю только об образовании. Надо сказать, что Владимир Владимирович, видимо, продумал этот вопрос и стал подробно нас расспрашивать, каковы же функции университетских округов, чем это будет лучше для образования. Это был содержательный разговор. Я очень рад, что потом эти университетские округа в образовании были созданы, и сейчас они полностью совпадают с административным делением по федеральным округам. Я думаю, что это был очень сильный ход нашего Президента. Создание административных округов, безусловно, способствует более эффективному использованию потенциала России.

Поэтому, мы очень рады, что Георгий Сергеевич руководит нашим Центральным округом. Мы чувствуем его управленческие мотивы, и я рад, что Московский Университет, в силу своих возможностей, помогает Центральному федеральному округу в области образования и науки. Я еще раз приветствую Вас, Георгий Сергеевич, на территории Московского университета.

Ведущий: Первый вопрос задает Сергей из Москвы: “Уважаемый Георгий Сергеевич! Как решаются вопросы приведения законодательства субъектов ЦФО в соответствие с федеральным законодательством?

Полтавченко Г.С.Полтавченко Г.С.:
Добрый день всем участникам интернет-конференции. Сложно общаться не глядя в глаза, но, тем не менее, попробуем.

Спасибо за вопрос. И я хочу сразу оговориться, что не получится ответить на все вопросы во время интернет-конференции, но ответы на ваши вопросы обязательно будут даны, и мы разместим их на сайте аппарата полномочного представителя в Центральном федеральном округе.

Ну а сейчас отвечаю на первый вопрос. Я хочу напомнить, что эта работа проводится в соответствии с поручением Президента – Владимира Владимировича Путина, в рамках мероприятия по восстановлению единого правового пространства страны. В результате тех мер, которые мы в последние три года принимали в Центральном федеральном округе, сложилась определенная, постоянно действующая система по унификации регионального законодательства и, соответственно, нормотворчества. Главное, нам удалось изменить отношение руководителей регионального уровня, органов государственной власти субъектов федерации, органов местного самоуправления к качеству законопроектной работы. Я могу сказать, что сегодня большинство правовых актов, как органов власти субъектов федерации, так и органов местного самоуправления, проходят предварительную экспертную проверку, что снижает риск их несоответствия федеральному законодательству.

Если говорить о конкретных цифрах, то по состоянию на 1 апреля этого года приведены в соответствие с федеральным законодательством почти 1100 нормативных правовых актов органов исполнительной, законодательной власти субъектов федерации; почти 20 000 нормативных правовых актов органов местного самоуправления, что составляет 93% от того количества актов, которые были выявлены как несоответствующие федеральному законодательству. Но эта работа продолжается, она не может, наверное, закончится сразу, потому что бывают различного рода ошибки. Есть еще, к сожалению, нормативные акты, которые были приняты (например, нормативные акты органов местного самоуправления) на основе нормативных актов органов государственной власти субъектов федерации и соответствуют федеральному законодательству. Поэтому мы постоянно работаем в этом направлении и с Министерством юстиции, и с подразделениями прокуратуры, выявляем нарушения, и, согласно действующему законодательству, принимаем меры по приведению данных актов в соответствие с федеральным законодательством.

Ведущий: Следующий вопрос задает Дмитрий из Москвы. Уважаемый Георгий Сергеевич! Сейчас активно разрабатывается новое законодательство о местном самоуправлении. Принимаете ли Вы участие в этой законопроектной работе? Что нового нас ожидает в правовом регулировании в этой области?

Полтавченко Г.С.:
Мы принимали и принимаем активное участие в законопроектной работе. Я хочу напомнить, что пакет законопроектов о разграничении предметов ведения, полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации, органами местного самоуправления, составной частью которого является новая редакция закона “О местном самоуправлении”, был внесен в Госдуму Президентом Российской Федерации. Этому предшествовала большая подготовительная работа в течение полутора лет. Над этим пакетом законопроектов работала группа, возглавляемая заместителем руководителя Администрации Президента РФ Дмитрием Николаевичем Козаком. Я могу сказать, что и полномочные представители Президента РФ в округах, и сотрудники их аппаратов принимали самое деятельное активное участие в работе группы Д.Н. Козака. Параллельно с этим мы проводили большую работу на уровне округа. В частности, была создана весьма представительная комиссия, в которую вошли, в первую очередь, представители всех органов власти субъектов федерации, входящих в состав округа, представители органов местного самоуправления, профессиональные юристы, как практики, так и научные деятели, представляющие юридическую науку. Было наработано большое количество предложений, которые направлялись в комиссию Д.Н. Козака. После того как комиссия выработала свои окончательные предложения, эти документы вновь были рассмотрены у нас в округе с привлечением глав субъектов федерации, глав органов местного самоуправления. Было большое количество новых дополнений, замечаний. Все это было обобщено и направлено в комиссию Д.Н. Козака. Я могу говорить об этом абсолютно уверенно, многое было учтено комиссией при выработке окончательного документа, направленного Президенту РФ.

Как всем известно, в настоящее время предложенный законопроект вызывает в обществе много споров, но, в первую очередь, связанных не с его концепцией, т.к. концепцию одобряют практически все, а в основном с будущим правоприменением. Мне кажется, что эта работа ведется достаточно эффективно и уверен, что будет найдено и принято консенсусное решение, и будут максимально согласованы все точки зрения на организацию местного самоуправления.

Я хотел бы еще остановиться на проекте новой редакции федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”. Он базируется на Положениях Европейской Хартии “О местном самоуправлении” от 10 октября 1985 года и, естественно, Конституции РФ. Учитывая современные условия реформирования государственной власти и местного самоуправления в России, за местным самоуправлением признается основополагающее значение в развитии Российской государственности. На мой взгляд, очень много демократических основ заключено в этом законопроекте, и в тоже время в этом законопроекте учтены реалии сегодняшнего дня, когда всем ясно, что в обозримом будущем институты прямой, непосредственной демократии будут не в силах, наверное, работать в качестве фактических реализаторов в каждодневных проблемах граждан. Таким образом, на мой взгляд, оправдана предлагаемая система контроля со стороны населения и органов государственной власти за местным самоуправлением.

Ведущий: Следующий вопрос задает Виталий Николаевич из Смоленска: В январе Президент РФ подписал указ, который усиливает влияние полномочных представителей в федеральных округах. За исполнение президентских указов отвечают главные федеральные инспекторы. Каковы их функции и полномочия?

Полтавченко Г.С.:
Спасибо Виталию Николаевичу за вопрос. Я хочу отметить, что в январе Президент не подписывал какой-либо указ, усиливающий наши полномочия. Нам достаточно того, что изложено в Указе от 13 мая 2000 года № 849 “О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе”. Этот указ четко поставил перед нами и задачи и функции, которые должны исполнять полномочные представители. Я хочу сказать, что основными задачами полномочных представителей являются: организация в соответствующем федеральном округе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики руководства страны, определяемых Президентом РФ; контроль за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти; обеспечение реализации в округе кадровой политики Президента РФ, а также предоставление Президенту РФ регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в округе и о состоянии политической, социальной, экономической обстановки в округе. Главный федеральный инспектор является представителем аппарата полномочного представителя в конкретном субъекте РФ. Его действия четко ограничены задачами и функциями, которые поставлены Президентом РФ перед полномочным представителем.

Ведущий: Следующий вопрос от Дмитрия из Москвы: Уважаемый Георгий Сергеевич! Как Вы относитесь к мнению о том, что массовые и повсеместные выборы, начиная с глав местного самоуправления и заканчивая депутатами Государственной Думы, не только совсем не помогают, но и мешают нормальному жизнеустройству?

Полтавченко Г.С.:
Мне кажется, Дмитрий, несколько не корректно поставлен вопрос. Во всяком случае, я считаю, что основным признаком демократического общества, а мы с вами уже, наверное, более 15 лет строим такое общество, является свободное волеизъявление граждан, которое осуществляется, в первую очередь, через выборность представительных органов государственной власти субъектов федерации, органов местного самоуправления.

По Конституции РФ органы местного самоуправления не являются органами государственного власти и, соответственно, не могут назначаться сверху. Поэтому отказ от принципа выборности ставит под сомнение возможность существования демократии как таковой и в конечном итоге ведет к регрессу политических отношений и реставрации тоталитарного государства. С принятием Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" сегодня создана законодательная система, которая регламентирует проведение выборов, разработан механизм ее реализации. На мой взгляд, было бы правильным решение о совмещении различных выборов. Это позволило бы, во-первых, сэкономить определенные средства и, во-вторых, не раздражать ту часть населения, которая не очень любит ходить на выборы. Но выборы – это дело серьезное. От нашего выбора зависит, как мы будем жить в определенный период времени. Я думаю, что выборы имеют право на жизнь и ни в коем случае не надо скатываться на то, что мы уже когда-то проходили.

Ведущий: Следующий блок вопросов связан с регистрацией или с пропиской в г.Москве. Таких вопросов пришло несколько десятков, а проблема, безусловно, волнует миллионы граждан. Я зачитаю сразу несколько вопросов.

Вопрос от Андрея из Москвы: "Уважаемый Георгий Сергеевич! Скажите, почему в Нью-Йорке, Лондоне, Токио и других мегаполисах, ни кто не ограничивает право граждан этих стран на проживание. А в столице России по-прежнему исходят из принципа "Москва не резиновая". Например, в столичном регионе действуют свои правила регистрации, которые, не позволяют регистрироваться по месту жительства в арендованной квартире лицам ранее, не "прописанным" в г. Москве. (абз. 3, пт.3 Приложения 2 к постановлению Правительства Москвы и Правительства Московской области от 30 марта 1999 г.)." Другой вопрос, его задает Илья из Москвы: "Некогда Вы говорили, что такой рудимент как прописка и ее клон - регистрация будут в Москве отменены. На протяжении всего срока Вашей службы Вы ни разу не коснулись вопроса прав россиян в городе Москве и пресловутой регистрации. Отчего? Вам кажется, что такой проблемы не существует?"

Полтавченко Г.С.:
Вопрос, действительно, волнует многих, и я постараюсь ответить и высказать свою точку зрения. Надеюсь, многим после этого станет понятна моя позиция. Сравнение Москвы с теми мегаполисами, которые назвал в своем вопросе Андрей, мне кажется, несколько неправильным, потому что когда говорят о регистрации, при том, как правило, в такой достаточно категоричной форме, почему-то всегда обращаются к положению исключительно в столице нашей Родины – Москве. Действительно, в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека, каждый человек в нашей стране имеет право на свободу передвижения, выбор места жительства и пребывания. Ограничение этих прав допускается только законом. Так вот, я могу сказать, что в отличие, например, от США, Великобритании и других стран, у нас есть свое законодательство, которое эти вопросы регламентирует. У нас существует подобный закон, он называется "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации". Хотя этот закон был принят уже почти 10 лет тому назад, но, тем не менее, он имеет силу, потому что он не отменен. Его должны беспрекословно исполнять все должностные лица, а также граждане Российской Федерации. Так вот, в статье 3 содержится такая норма: «В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.». Так что у нас четко в законе прописана необходимость подобной регистрации. К тому же, если говорить о Нью-Йорке или Лондоне, не надо забывать, что уклад жизни в этих городах не сильно разнится с уровнем и достатком жизни в других городах этих стран, так как сглаживание этой разницы там происходило в течение нескольких сотен лет.

Сегодня, к сожалению, Москва имеет гораздо более высокий уровень жизни, чем любой город нашего государства, да и не только нашего государства, наверное, всех близлежащих сопредельных государств, в том числе и государств, которые ранее входили в состав Советского Союза. Я думаю, что если отменить регистрацию, вот так вот – взять и отменить, то в Москву хлынет такой поток людей, что она просто не будет справляться с таким количеством населения. И без этого сегодня в городе большие проблемы - с тем же транспортом. Сюда же можно добавить проблемы, связанные с обучением детей в школах, содержанием в дошкольных учреждениях, с медицинским обслуживанием. Отсюда и вытекают, на мой взгляд, определенные нестыковки московского законодательства с федеральным, в том числе и отказ в регистрации по месту жительства в арендованной квартире немосквичей. На вопрос Андрея трудно ответить, потому что требуется изучение остальных факторов той проблемы, о которой он сказал. Нужна конкретная информация. Но регистрация в арендованной квартире допускается и возможна как регистрация не по месту жительства, а по месту пребывания. Если жилое помещение не является местом жительства гражданина, это вполне реально сделать.

Отвечая на следующий вопрос, я хочу отметить, что придерживаюсь мнения о том, что когда-нибудь мы все-таки придем к отмене регистрации, но когда это произойдет сказать трудно, потому что ситуация весьма непростая. Если говорить о Москве, там же процесс не стоит на месте, вводится более цивилизованный порядок, так называемая уведомительная регистрация. Можно сказать, она является промежуточной между обязательной и уведомительной. Если говорить о моих обещаниях, то, наверное, меня не совсем правильно поняли, я не обещал упразднить или ликвидировать регистрацию, потому что я просто не имею на это права. Во всяком случае, полномочный представитель Президента РФ не наделен правом отменять федеральные законы. А я обещал разобраться в этой проблемой, и обещал сделать все, чтобы действующие в Москве подзаконные акты соответствовали федеральному законодательству. Эта работа проводится достаточно эффективно, во всяком случае, понимание и мэром Москвы – Юрий Михайловичем Лужковым, и Московской городской Думой о необходимости решения этой проблемы есть, именно с учетом соблюдения прав и свобод тех граждан Российской Федерации, в первую очередь, которые желают приезжать в Москву, в том числе и на постоянное жительство.

Ведущий: Сама проблема регистрации связана с массой других проблем, и одна из них поднимается Дмитрием из Москвы: Моей жене отказывают в медицинской помощи на основании того, то у нее отсутствует московская прописка. Объясните, почему это так?

Полтавченко Г.С.:
Мне кажется, этот вопрос не совсем ко мне. Он должен относиться к компетентным лицам, которые осуществляют контрольную и надзорную функцию над деятельностью медицинских учреждений. Я хочу напомнить, что законом установлен порядок прикрепления граждан для медицинского обслуживания в муниципальных поликлиниках и в больницах на безвозмездной основе, применительно к месту жительства. Это, наверно, и правильно, т.к. никакой местный бюджет, даже московский, не сможет выдержать желания всех граждан из других регионов: приехать в Москву и получить здесь бесплатную квалифицированную, причем высококвалифицированную медицинскую помощь на дорогостоящем медицинском оборудовании.

Что касается экстренной медицинской помощи, как ее называют в быту - "скорой", то по закону она обязательна для всех, независимо от места жительства и регистрации, поэтому если вопрос стоит об отказе в экстренной помощи, то это считается нарушением, которое должно пресекаться в соответствии с действующим законодательством.

Ведущий: По вопросу регистрации Вы, наверное, прояснили ситуацию для многих граждан. Может быть кому-то вселили надежду, кто-то еще раз убедился в своем мнении. Следующие вопросы связаны с деятельностью полпредов.

Вопрос задает Агван из г.Тольятти: "Как Вы думаете могут ли федеральные округа стать прообразами будущих субъектов федерации? Правилен ли переход от национально-территориального к территориальному делению федерации? Спасибо."

Полтавченко Г.С.:
Спасибо, вопрос, действительно, интересный. Я полагаю, здесь, в первую очередь, речь идет о возможном укрупнении субъектов РФ. Насколько мне известно, у этой идеи много сторонников и примерно такое же количество противников. Мое личное мнение, что укрупнение сегодня преждевременно. Почему? Мы не так давно добились определенной стабильности, как политической, так и экономической. И состояние еще достаточно зыбкое для того, чтобы начинать что-то вот так кардинально ломать, перестраивать или объединять, как предлагает кто-то. Я думаю, что тут много факторов. Во-первых, если будет создаваться какой-то новый субъект федерации, то, естественно, кто-то должен будет его возглавить. Значит, появится большое количество претендентов на то, чтобы возглавить этот субъект. В первую очередь, из числа тех, наверное, руководителей субъектов федерации, которые там будут объединяться. Ничего, кроме расшатывания ситуации, такое положение дел не принесет. Второе, и может быть даже более важное, и более существенное. Да, у нас существует сегодня в стране, к сожалению, не так много богатых регионов, но они не настолько еще богаты, чтобы потянуть за собой большое количество регионов, не обладающих соответствующим экономическим потенциалом. И мне кажется, что наша задача заключается не в том, чтобы всех опустить до какого-то среднего уровня, а в том, чтобы постепенно, с учетом реалий современной экономической жизни, подтягивать отстающие регионы до уровня ведущих. Вот это, наверное, как раз задача, которую необходимо перед собой ставить. Поэтому, я считаю, что с точки зрения чисто экономической пока не созрела ситуация для укрупнения регионов и создания каких-то новых крупных субъектов РФ.

И последний момент. Сторонники укрупнения регионов обсуждают тему - назначать ли руководителей, либо избирать их. Я считаю, что если мы пошли по пути чисто демократическому, то, наверное, возвращаться к старому не стоит. Нужно обеспечить выборность таких руководителей, таких новых структур. Но я еще раз повторюсь, хочу на этом особо заострить внимание, что сегодня будет слишком много претендентов и не всегда, борьба между ними за вот такие возможные крупные административно-территориальные объединения может способствовать стабилизации обстановки. Скорей, это будет наоборот. Так, что я думаю, в ближайшее время вопрос этот ставить на повестку дня не стоит, а дальше время покажет.

Ведущий: Вопросы нам поступили самые разные - и серьезные, и несерьезные. Они характеризуют, собственно, интернет-аудиторию. И один из них задает Василий из США: Расскажите, пожалуйста, чем вы занимаетесь на работе? Каков круг ваших служебных обязанностей? Подчинены ли вы Лужкову? И когда последний раз передвигались по Москве пешком и в метро?

Полтавченко Г.С.:
Спасибо, Василий. Я думаю, что вопрос, действительно, интересный. Я иной раз сам не могу понять, чем я занимаюсь на работе. Так много проблем и задач, которые возникают буквально каждый час, каждый день. Естественно, в рамках тех задач и функций, которые прописаны в Указе Президента от 13 мая 2000 года. Задач огромное количество. Есть и очень мелкие задачи: к нам в аппарат обращается большое количество граждан по самым различным проблемам, например, у кого-то прохудилась крыша. Для человека это огромная проблема. Казалось бы, для нас, я имею в виду для чиновника такого уровня, это мелочь, но за этой мелочью стоит конкретный человек и, самое главное, конкретная проблема, связанная с элементарным невыполнением соответствующими структурами своих прямых обязанностей. Приходится заниматься этим вопросом. Человек в течение 3-х месяцев, полугода не может решить проблему, потому что какой-то бюрократ в местной жилконторе просто не желает решать эту проблему. Приходится вмешиваться и вопрос решается в течение двух-трех часов. И этим приходится заниматься.

В первую очередь, я занимаюсь более серьезными вопросами. Вопросами, связанными с экономическим развитием как округа в целом, так и отдельных регионов; вопросами оказания конкретной помощи в решении тех или иных проблем. Приходится заниматься вопросами организации взаимодействия и повышения эффективности работы федеральных структур исполнительной власти, действующих на территории округа и субъектов федерации, т.е. круг вопросов очень широк, но, тем не менее, он прописан, и решение этих вопросов осуществляется в рамках тех задач и функций, которые прописаны в Указе Президента. Если говорить о подчиненности, то у меня один начальник - это Президент РФ - Владимир Владимирович Путин. Других начальников у меня нет. Но и я не начальник Юрию Михайловичу Лужкову. Мы с ним, как я считаю, партнеры. Так же, как и с другими руководителями субъектов федерации, входящих в состав Центрального федерального округа, потому что мы призваны делать одно дело – повышать благосостояние граждан, живущих на территории Центрального федерального округа.

У нас, кстати, с Юрием Михайловичем весьма неплохие, деловые, да и, можно сказать, устанавливающиеся личные отношения. Я, во всяком случае, отношусь к нему с большим уважением, как к человеку, который умеет руководить, причем руководить очень серьезно, самым важным и самым главным в стране субъектом РФ. По Москве я, к сожалению, гуляю мало, но не потому, что не хочу, а потому, что у меня достаточно мало свободного времени. Могу сказать, примерно раз в неделю по выходным, по воскресеньям (единственное время, которое у меня бывает свободным) я именно пешком гуляю по Москве. В московском метро не катался давно. Врать не буду. В последний раз это было, наверное, года три тому назад.

Ведущий: Следующий вопрос задает Константин из г.Москвы: "Георгий Сергеевич! Вы являетесь полномочным представителем Президента РФ по ЦФО. Кому, по Вашему мнению, Вы представляете Президента? Законодательной власти округа? Исполнительной власти? Главам исполнительной власти субъектов, входящих в состав округа? Российским гражданам, интересы которых затрагиваются в округе? Или всем вышеперечисленным?"

Полтавченко Г.С.:
Как Представитель Президента РФ я являюсь связующим звеном между Главой государства, всеми ветвями власти на местах, различными слоями населения, проживающими в Центральном федеральном округе, естественно, различными общественными организациями, политическими партиями и так далее. И в повседневной жизни круг моего общения может быть гораздо шире и практически включать любой орган, любого человека, любое предприятие, учреждение, как и в стране, так и, возможно, за рубежом, если интересы их в той или иной мере затронуты в нашем округе. Поэтому я являюсь Представителем Президента РФ в Центральном Федеральном округе самом широком смысле.

Ведущий: Многих из интернет-аудитории интересует,чем занимаются полпреды, каковы их функции. Таких вопросов много, один из них это вопрос от Анатолия Иващенко из Калуги: «Уважаемый Георгий Сергеевич! Не могли бы прояснить статус и задачи полномочного представителя. Мне, как простому человеку, не совсем понятно, чем вы и другие полпреды занимаетесь. Ведь в каждой области есть своей глава, согласно ст.11 Конституции Российской Федерации государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Вы, вроде бы, не орган власти, так кто же вы – полпреды?»

Полтавченко Г.С.:
Как я уже говорил, статус полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах определен Положением о полномочном представителе, утвержденным Указом Президента № 849 от 2000 года. Полномочия полпредов имеют специфику и отличаются, например, от полномочий руководителей органов исполнительной власти или местного самоуправления. Прежде всего, полномочный представитель является федеральным государственным служащим. Он назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации. В обязанности полномочного представителя входит обеспечение реализации конституционных полномочий и представление законных интересов главы государства в пределах соответствующего федерального округа. В своей деятельности он, так же как и Президент, руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами и Указами, а также распоряжениями Президента Российской Федерации.

Основными задачами полномочного представителя являются: организация контроля за исполнением решений центральных органов государственной власти, я, кстати, об этом уже говорил, но еще раз напомню, обеспечение реализации в федеральном округе кадровой политики Президента, информирование Президента о политическом, экономическом, социальном положении округа, о состоянии обеспечения национальной безопасности в округе, а также внесение соответствующих предложений Президенту по решению тех или иных проблем, которые возникают в округе.

Я хочу сказать, что полномочный представитель не является начальником над губернаторами, либо над руководителями структур федеральной исполнительной власти на территории округа. Главной его задачей, помимо тех, о которых я говорил, является координация деятельности органов власти субъектов федерации и местного самоуправления и федеральных органов исполнительной власти на территориях. Основная цель, кроме обеспечения действующего законодательства, - это и решение вопросов повышения благосостояния населения.

Ведущий: Следующий вопрос от Григория из г.Москвы. "Уважаемый Георгий Сергеевич! Вас реже, чем других полпредов Президента, можно увидеть по телевидению: Казанцев запомнился прошлогодним наводнением на юге страны, Пуликовский сопровождением Ким Чен Ира. Что Вы считаете своими наиболее значимыми делами за последние 3 года?"

Полтавченко Г.С.:
Я небольшой любитель часто показываться в средствах массовой информации, хотя наш аппарат не закрыт, естественно, от средств массовой информации, и мы постоянно даем информацию о том, что мы делаем, как мы работаем. Может быть, не всегда это интересно, в первую очередь, наверное, центральным СМИ.

Меня часто спрашивают: «Вот конкретно, что Вы сделали? Вот понятно, там обстановка изменилась, и так далее, а что Вы конкретно сделали? А что Вы конкретно сделали для меня, для моего соседа и так далее?» Есть люди, которые могут сами об этом сказать- я уже немного об этом говорил - мы помогаем, в том числе и конкретным людям с их проблемами и бедами. Совсем недавно, не готовясь к нашей встрече, а просто для себя, я решил посмотреть - в денежном плане - что мы сделали? На мой взгляд, интересно получилось. Во всяком случае с участием аппарата Полномочного Представителя Президента РФ по разным направлениям и каналам в экономику Центрального Федерального округа - я не беру город Москву, а только остальные 17 субъектов федерации - привлечено по нашим оценкам порядка 1 миллиарда 300 миллионов $ США. Я думаю, что это, в принципе, неплохой результат в одном из направлений нашей деятельности. Мы работаем во многих направлениях.

Я могу сказать еще об одном. Считаю, что неплохо у нас получилось с развитием программы жилищного и гражданского строительства в Центральном федеральном округе. Уже сдано несколько домов, мы только начали эту программу в прошлом году, а сегодня уже можно говорить о том, что наверное по итогам нынешнего 2003 года, мы дадим не одну сотню тысяч квадратных метров по округу. Причем нормального хорошего дешевого жилья. Главное, чего удалось достичь, не мне лично, и не нашему аппарату, а всем нам вместе - недаром я перед этим говорил, я являюсь все-таки и рассматриваю себя как партнера и координатора - нам вместе с руководителями субъектов федерации, входящих в округ, удалось не только восстановить те интеграционные экономические связи, которые были в свое время прерваны в силу ряда причин, но и завязать новые связи, которые действуют обоюдовыгодно. Сегодня, по большому счету, нет ни одного региона в нашем округе, который бы не выигрывал от того, что мы вместе. Вот это мне, кажется, тоже результат.

Ведущий: Вопросы поступали, естественно, не только из Центрального федерального округа, но и со всей страны. Один из них от Артема из Нижнего Новгорода: "У нас в Нижнем Новгороде полпред – Кириенко. Скажите, а между полпредами есть конкуренция?"

Полтавченко Г.С.:
Я могу сказать, что между полпредами есть если не тесная дружба, то хорошие товарищеские отношения. Я ни в ком из своих коллег-полпредов не вижу конкурентов, а тем более соперников. Мы делаем одно дело, мы достаточно часто общаемся. Предваряя ряд вопросов, скажу, что мы весьма часто встречаемся, в основном, правда, это происходит в Москве, в силу известных причин. Мои коллегии сюда приезжают для решения многих вопросов, в том числе и на встречи с Президентом. Естественно, когда мы встречаемся, мы обсуждаем и задачи, которые перед нами ставятся Президентом, и пути их решения, - как решаются в том или ином округе эти задачи. Обсуждаем, что нового придумали. Самое главное, мы сегодня вплотную подошли к тому, чтобы продолжить ту работу, которая начиналась по округам, я имею ввиду восстановление нарушенных интеграционных связей. Теперь эту работу можно уже вести между федеральными округами. Тем самым, мы еще больше сможем сделать. Больше будем «сшивать», если можно так выразиться, экономическое пространство нашего государства. Только таким образом, только вместе, мне кажется, мы сможем способствовать развитию экономики страны. Поэтому ни конкуренции, ни какого-то нездорового соперничества нет. Общение со всеми весьма конструктивное. Очень сетуем на то, что редко удается выехать куда-то к коллегам в их регионы. Когда это удается - используем это, во-первых, для изучения на месте того, что делают наши коллеги, а во-вторых, для нормального человеческого общения.

Ведущий: Следующий вопрос из г.Москвы. "В средствах массовой информации прошла информация, что Президент В.В.Путин поручил полпредам в округах контролировать подготовку к Парламентским выборам, чтобы в ГД РФ прошли достойные уважаемые люди. Как именно планируется контролировать и есть ли какие-то конституционные методы для такого контроля?"

Полтавченко Г.С.:
Задача поставлена Президентом РФ абсолютно корректная, она не должна вызывать какого-то недоумения. Владимир Владимирович при этом имел в виду две вещи.

Во-первых, контролировать соблюдение выборного российского законодательства, контролировать обеспечение гражданам возможность свободно изъявить свою волю, а во-вторых, сделать выбор на основании объективной информации. Что имеется ввиду?

Я думаю, ни для кого не секрет, что каждый человек, который претендует на какую-то выборную должность, естественно, старается представить себя в самом лучшем виде. Но, к сожалению, и практика является тому хорошим примером, некоторые граждане при этом забывают или умышленно не указывают вообще данные, которые не совсем хорошо и позитивно их характеризуют. В том числе, например, о том, что у них есть определенные проблемы во взаимоотношениях с правоохранительными структурами.

Я считаю, что избиратель, в первую очередь, избиратель имеет полное право знать о кандидатах все, в том числе и какие-то негативные стороны их жизни, связанные с нарушением действующего российского законодательства, не личные какие-то проблемы, а именно то, что связано с нарушением закона. И вот здесь, конечно, нужно контролировать, чтобы соответствующие структуры, в первую очередь, правоохранительные, органы внутренних дел, налоговые органы, прокуратуры, давали объективную информацию о гражданах, которые будут выдвигать свои кандидатуры на те или иные выборные посты.

Что касается обеспечения законодательства о выборах, то это задача стоит достаточно четко. И естественно, я как полномочный Представитель Президента РФ и как лицо, которое в своих функциях имеет четко прописанную задачу координацию деятельности всех правоохранительных органов, буду эту деятельность вести именно в направлении обеспечения свободных, безопасных, спокойных выборов. Вот в этом как раз и состояла суть задачи, которую поставил перед нами Президент.

Ведущий: Вы затронули тему деятельности правоохранительных органов и об этом вопрос от Евгения из Москвы: "Добрый день, Георгий Сергеевич! Скажите, пожалуйста, какова на Ваш взгляд, эффективность деятельности правоохранительных органов в подведомственном Вам Центральном округе?"

Полтавченко Г.С.:
Спасибо. Вопрос, действительно, сложный, интересный. И отвечать на него, к сожалению, достаточно сложно, потому что трудно оценить эффективность работы и деятельности правоохранительных органов. Слишком много критериев. Главный критерий – это наличие у граждан, проживающих на той или иной территории, возможности беспрепятственно ходить по улицам, жить спокойно и при этом быть уверенным, что тебя охраняют достаточно надежно, и что у тебя не возникнет проблем при перемещении по улице, на работе, дома и т.д. К сожалению, здесь есть большие проблемы, в том числе и в нашем Центральном федеральном округе.

Я могу сказать, что в целом по итогам прошлого года наблюдается тенденция снижения общего количества преступлений. Но опять же статистика при всем при том достаточно неприятная штука, она показывает, что на фоне общего снижения преступлений увеличилось количество тяжких и особо тяжких преступлений, связанных, в том числе, с причинением вреда жизни и здоровью граждан. Поэтому я не могу сказать, что сегодня можно ставить какую-то очень положительную оценку деятельности правоохранительных органов. Но я хочу сказать о другом. Сегодня, на мой взгляд, выстроена достаточно неплохая система координации деятельности всех правоохранительных структур, находящихся на территории округа, в этом заслуга аппарата полномочного представителя Президента. И у нас сегодня есть не просто уверенность, а есть конкретные примеры, когда совместными усилиями нескольких правоохранительных структур раскрывались и раскрываются изощренные, сложные преступления различного плана. И что немаловажно, сегодня проводится работа и по профилактике преступлений, потому что я считаю, и думаю, вы со мной согласитесь, что во многом, наверное, население будет более защищено, если мы не научимся хорошо бороться и хорошо раскрывать преступления уже совершенные, а создадим условия по предотвращению этих преступлений и по их профилактике. Такая работа проводится на уровне округа, у нас есть коллегия правоохранительных органов. У нас есть Координационное совещание, которое возглавляет зам. Генерального прокурора и могу вам сказать, что на этих заседаниях этих органов вырабатывается соответствующая конкретная рекомендация, предложения и планы их работы. К тому же, достаточно жестко и строго спрашивается с исполнителей, в том числе и с тех, кто по тем или иным причинам не справляется с работой.

В функции полномочного представителя Президента РФ входят, в том числе, и анализ деятельности правоохранительных структур, и в случае необходимости выработка предложений по их кадровому укреплению. Я могу сказать, что этой функцией я вынужден был несколько раз по ряду областей пользоваться и выходить с инициативой о замене руководителей, в частности, органов управления внутренних дел.

Ведущий: Еще несколько вопросов. Один из них задает Семен Дергунов из Москвы, "О чем шла речь на встрече с Президентом 24 апреля? Видимо имеется в виду встреча, когда он собирал полномочных представителей всех округов."

Полтавченко Г.С.:
В средствах массовой информации уже много писали и говорили на эту тему. Я хочу сказать, что были подведены итоги нашей деятельности за 2002 год и поставлены задачи на 2003. Одна из задач - это наше участие в подготовке и проведении выборного цикла. Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания России, в первую очередь. Также Владимир Владимирович в числе приоритетных задач этого года отметил задачу усиления контрольных функций аппарата полномочных представителей Президента за соблюдением решений высших органов государственной власти и действующего законодательства, более активную работу по проведению кадровой политики Президента на территориях и, в частности, по формированию кадрового резерва, по замещению руководящих должностей в федеральных органах исполнительной власти, действующих на территории округа. Также шла речь о нашем возможном участии, я имею в виду полномочных представителей президента и их аппарата, в решении вопросов межбюджетных отношений. Что имелось ввиду?

Я хочу четко пояснить эту позицию. Ни в коем случае не планируется наше участие в лоббировании интересов территорий, либо в принятии окончательных решений о выделении соответствующих субвенций. Речь шла о выражении нами своего мнения или заключения после соответствующего изучения ситуации на запросы регионов о предоставлении им дополнительных средств из федерального бюджета на региональные программы, либо на решение еще каких-либо проблем регионального уровня. Я думаю, что это абсолютно корректная постановка вопроса, потому что практика показывает, что некоторые регионы, уже становясь самодостаточными, с большим удовольствием пытаются получать деньги из федерального бюджета, хотя эти деньги было бы более важным и эффективным направить в менее развитые регионы.

Ведущий: Следующий вопрос, который хотелось бы задать, от Светланы Максимовны из г.Москвы. "В последнее время обострились отношения по поводу разграничения федеральной собственности и собственности субъектов федерации, в частности в Москве по поводу земельных участков. Чью сторону в этом вопросе Вы занимаете - Правительства Москвы или Министерства имущества? Вообще, сфера ли это Вашей деятельности? Спасибо."

Полтавченко Г.С.:
В соответствии с Указом Президента РФ среди функций полномочного представителя названа в частности, работа по организации взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти, в том числе, по проблемам разграничения полномочий, функций и так далее, а также функция контроля за соблюдением соответствия региональной законодательной базы федеральным законам. При этом полпред не должен занимать чью-то сторону и не должен этого делать, потому что полпред представляет Президента РФ, а не федеральную исполнительную власть, в лице Правительства, например, и не, тем более, исполнительную власть субъектов федерации. Он представляет Президента РФ. В законе урегулирован порядок разграничения федеральной собственности и собственности субъектов федерации, в том числе, и отдельно муниципальной собственности.

Поэтому есть вполне цивилизованные и предусмотренные, в том числе, законом положения, которые говорят о том, что в спорных случаях необходимо либо проводить согласительные процедуры, либо в конечном итоге принимать по наиболее острым спорным вопросам судебное решение. Я не могу утверждать, что проблема разграничения собственности на земельные участки в г.Москве легко решаема, но есть цивилизованный путь, и я думаю, что его надо пройти нормально. А поднимать, раздувать нездоровый ажиотаж в отношении этих споров, мне кажется, абсолютно бесперспективным, да и ни к чему. Все рано все будет решено в соответствии с действующим законодательством. Если необходимо, это будет решено и закреплено соответствующим решением суда.

Ведущий: Тема нашей конференции звучала как «Итоги и перспективы», и если можно, один вопрос о перспективах. Его задает Екатерина из Москвы: "Уважаемый Георгий Сергеевич! Расскажите, пожалуйста, о своих ближайших планах на будущее как полпреда Президента РФ в Центральном округе?"

Полтавченко Г.С.:
Спасибо большое за вопрос, Екатерина. Планов, если честно говорить, много. Они обусловлены установками и задачами, которые поставил Президент. Я только что об этом говорил, поэтому повторяться не буду. Но есть еще целый ряд очень, на мой взгляд, важных и интересных мероприятий, которые планируются в ближайшем будущем. Во-первых, я хочу всем напомнить о том, что в этом году, в августе месяце мы будем отмечать 60-летие со дня Курской битвы. Я считаю, что это одно из самых выдающихся сражений времен Великой Отечественной войны. И с учетом того, что это юбилей, мы планируем на соответствующем, достаточно высоком уровне провести празднование этого события в трех городах, которые непосредственно затронула эта битва. Это Курск, Орел и Белгород. Заключительное торжественное праздничное мероприятие будет проведено на Прохоровом поле под Белгородом,- там, где состоялось знаменитое мощное танковое сражение. Почему я об этом так долго, подробно говорю? Потому что подготовка этого мероприятия займет много сил и времени и потребует усилия, в том числе, и аппарата полномочного представителя Президента РФ, для того, чтобы это, действительно, был праздник. Праздник и для тех людей, которые, слава Богу, еще живы, которые принимали участие в этой битве , и для тех людей, которые знают об этом из книг, из кинофильмов, по рассказам своих отцов, дедов. Мы хотим, чтобы именно на Прохоровом поле в День победы в данной битве люди разных поколений могли отдать дань уважения тем, кто не вернулся с войны, и дань уважения тем, кто сегодня еще с нами. Мне кажется, что это очень важное и очень нужное событие не только в рамках округа, но и в рамках всей нашей страны, Российской Федерации. И если говорить об этом, то надо вспомнить, что в этих боях погибли многие и многие тысячи тогда граждан Советского Союза, которые проживают ныне в суверенных государствах, бывших советских республиках.

К планам относится организация большого количества различных спортивных мероприятий, в первую очередь, среди детей и юношей. Ближайшее мероприятие состоится в Туле. Это так называемый турнир «Победа». Турнир, который мы будем проводить уже в третий раз. Суть его заключается в том, что в турнире по самбо принимают участие сборные команды 13-ти городов-героев, а также сборная команда федеральных округов. Я считаю, что это мероприятие важно с точки зрения патриотического воспитания молодежи, ну и не менее важно тем, что оно способствует популяризации здорового образа жизни среди молодежи. Во всяком случае, мы его проводим третий год. Я могу сказать по предыдущим годам: положительный отклик и очень большой интерес он вызывает среди молодежи, ребят, которые стремятся и тянутся к спорту.

Ряд других мероприятий: я уже говорил сегодня об экономических программах. Это постоянно действующие программы, которые осуществляются по соответствующим планам, поэтому в данном случае мне сложно сказать о том, что мы будем делать еще. Есть программы, они планомерно претворяются в жизнь, во всяком случае, дают конкретный результат.

Наверное, будет много вопросов связанных, с работой по введению смешанной формы формирования законодательных собраний субъектов федерации с 14 июля в соответствии с законом. Все законодательные собрания РФ должны перейти на эту форму. Я могу сказать, что каких-либо опасений или сомнений в том, что кто-то попытается это не сделать, у нас нет. Но тем не менее, мы активно занимаемся этой работой. Необходимо помочь нашим коллегам из регионов в принятии взвешенных, и самое главное, соответствующих федеральному законодательству законодательных актов субъектов федерации. Не менее важная работа (мы ее тоже продолжаем и ведем планомерно) - это работа с общественными организациями, с политическими партиями, в том числе опять же, в контексте перехода на смешанную систему формирования законодательных органов субъектов федерации. Так что работаем по самому широкому спектру и, в принципе, планов больше, чем времени, которое, к сожалению, сжимается прямо на глазах.

Ведущий: Мне кажется, мы удовлетворили интерес интернет – аудитории в полной мере. И удалось осветить практически все затронутые темы. У нас в зале присутствуют представители средств массовой информации. Если не возражаете, мы готовы предоставить им слово. Пожалуйста.

«Газета номер 1»: Уважаемый Георгий Сергеевич, в последнее время регулярно проводится Совет ЦФО в различных субъектах федерации. Вот каково значение этих Советов и каковы практические результаты регулярных заседаний советов?

Полтавченко Г.С.:
Немного я этой темы уже касался в своих ответах. Что такое Совет? Это коллегиальный орган, Совет руководителей округа, так точнее будет назвать его. Для чего мы их собираем и вообще что там обсуждаем? Наиболее важные, серьезные вопросы, которые касаются деятельности всех субъектов федерации. Это вопросы и экономики, и культуры, и здравоохранения и т.д. Что это дает? Мы не просто их собираем, каждый Совет тщательно готовится. Мы заранее обозначаем тему, собираем мнения, информацию, делаем аналитическую информацию о состоянии дел по той или иной проблеме, собираем мнения и предложения субъектов федерации, формируем на основе этого соответствующие предложения. Потом на заседании самого Совета мы эту тему еще раз обсуждаем, принимаем окончательное решение. При этом мы исходим из того, что так как Совет - это коллегиальный, совещательный орган - то его решения обязательными не являются ни для одного субъекта РФ, но являются обязательными для аппарата полномочных представителей Президента. Это первое. Второе. Я могу сказать, что на очень многих наших советах принимались, на мой взгляд, весьма интересные и серьезные решения и вырабатывались конкретные предложения по решению тех или иных проблем и не только в рамках округа, но и в целом в рамках России, и все эти предложения мною докладывались и Президенту РФ, и в Правительство РФ.

Но в качестве последнего примера я могу вам привести интервенцию на зерновом рынке. Именно после обсуждения на нашем Совете и выработке соответствующих предложений после нашего обращения к Президенту и в Правительство это решение было принято.

Владимир Булыгиров, газета «Россия»: Вот Вы сказали по поводу положительной тенденции в округе – это строительство муниципального жилья. А вот как обстоит дело с ипотекой в округе, в Москве это дело развивается, а на сколько хорошо развивается в округе?

Полтавченко Г.С.:
Спасибо за вопрос. Я, возможно, немного неверно выразился. Не муниципального жилья, а вообще строительства жилья. Схема там несколько иная: за счет строительства коммерческого жилья идет обеспечение жильем людей, стоящих в муниципальных очередях. Кстати, в основном, инвестиции мы именно из Москвы и привлекли. Я могу сказать – порядка 300 млн. долларов. Москва при этом только выигрывает, т.е. там никакой благотворительности нет, все поставлено на нормальную рыночную основу.

Что касается ипотеки, то тема действительно важная и она важная не только для нашего округа, но и для всей страны. Сегодня прорабатывается вопрос ипотечного кредитования по линии Госстроя РФ, это раз. Во-вторых, мы у себя в округе разрабатываем такую программу с привлечением ведущих банков, находящихся на территории округа. Я думаю, что мы эту тему сдвинем, может быть, даже в ближайшее время.

Журнал «Управа», Олег Михальчук: Георгий Сергеевич, скажите, пожалуйста, если я правильно понял, обсуждение закона о местном самоуправлении перенесено на следующий год. Значит ли это, что работа над бюджетным и налоговым кодексами тоже будет перенесена на следующий год? И значит ли это, что закон, в законопроекте было сказано, о том, что он вступает в силу с 1 января 2005 года, тоже будет отнесено?

Полтавченко Г.С.:
Вопрос, наверное, не совсем ко мне, а к законодателю. Госдумой принято решение о переносе 2-го чтения на июнь 2003г. Это во-первых.

А во-вторых, я хочу сказать, что перенесение и рассмотрение во втором и третьем чтении не означает прекращения работы. То есть работа велась, ведется и будет вестись, и в том числе, над внесением соответствующих поправок в те законодательные акты, о которых говорим. Главная задача, как мы уже говорили, заключается в том, чтобы не просто издать хороший красивый закон, который бы соответствовал всем, в том числе международным нормам, а задача в том, чтобы этот закон был, во-первых, внятным, во-вторых, эффективным. Для этого нужно одно, чтобы каждое положение, каждая норма этого закона, особенно касающаяся соответствующих функций органов местного самоуправления, связанных с каким-то финансированием, была обеспечена соответствующими деньгами. Когда мы этого сможем достичь, внеся необходимые изменения в Бюджетный и Налоговый кодекс, тогда только и нужно принимать этот закон. У нас, к сожалению, за последние 10-15 лет напринимали законов, просто «мертворожденных», которые не работают именно только по одной, простой причине: они никак не обеспечены финансами. Я думаю, что повторять эти ошибки уже достаточно. Надо работать цивилизованно.

«Независимая газета»: Георгий Сергеевич! Сейчас в регионах идет процесс формирования региональных избирательных комиссий. Какую роль играет в данном случае полпредство Президента, именно в кадровом подборе претендентов на роль, поскольку Центральная избирательная комиссия предлагает кандидатуру, а в регионах уже за нее голосуют. Какая работа ведется сейчас в округе?

Полтавченко Г.С.:
Откровенно Вам сказать, практически никакой, в плане подбора кандидатур. Мы, естественно, контролируем соблюдение законодательства, Вы знаете кто по законодательству имеет право представлять кандидатуры. Нарушение законодательства в процессе этой работы нами не выявлено, а кто конкретно будет возглавлять те или иные избирательные комиссии, нас, по большому счету, не очень интересует. Самое главное, чтобы это были люди, которые бы устраивали все те уровни власти, которые участвуют в формировании этих законодательных собраний. И в том числе общественные организации, политические партии, с одной стороны, с другой стороны, люди, которые бы сумели обеспечить качественное проведение выборов. Могу сказать, что только по одной области была проблема, но она возникла между губернатором и Центральной избирательной комиссией, и там мы не вмешивались, я только попросил губернатора найти общий язык и прийти к какому-то единому решению. Решение было принято, т.е. они договорились без скандала, без каких-либо проблем.

Журнал «Столичный стиль», Павел Давыдов: Насколько я знаю, центральный регион единственный, у которого есть программа жилищного строительства и московский строительный комплекс активнее и активнее сейчас строит в регионе, и в центральном регионе в том числе. С другой стороны, мелкие деревни исчезают одна за одной, и жизнедеятельность концентрируется вокруг районных областных центров. Означает ли это, что де факто у нас уже принята западная модель жизнедеятельности в плане жилья, когда у нас будут города, городки, фермы, а деревень больше не будет?

Полтавченко Г.С.:
Спасибо за вопрос. Вопрос очень важный, я думаю, в контексте той проблемы, которой

мы здесь сегодня не касались - проблемы демографической. Нам эту проблему просто не решить. Вы знаете, я с вами не соглашусь, что у нас деревни исчезают. Да, в некоторых регионах это происходит, а в некоторых наоборот.

Я могу вам назвать такие, например, области, как Белгородская, Орловская, Липецкая, та же самая Калужская область, соседняя с Москвой Рязанская область, где ведется работа, причем планомерная, по воссозданию именно сельских поселений, сел, но уже с уровнем жилья, соответствующим требованиям. Там такие программы, как «Свой дом», «Славянские корни» и т.д. В рамках этих программ я побоюсь, как говорится, ошибиться и точную цифру не назову, но, думаю, что за последние где-то 5-6 лет выстроено 120 тыс. индивидуальных домов, не ферм, а именно небольших поселков, деревень, причем вдали от столичных, областных городов. Поэтому нельзя говорить о том, что деревней мы не занимаемся и она умирает. На сегодня есть проблема жилья, жилья в столичных городах субъектов федерации, причем жилья не для вновь приезжающих туда граждан, а для тех, кто там живет уже десятилетиями. Вот мы ее сегодня и решаем. Спасибо московским строителям, они оживили строительную индустрию. Например, в Тамбове сегодня самая дефицитная профессия – это строительство. В некоторых регионах строители уже начинают говорить так: вот они поднялись сами при помощи московских инвестиций, теперь давайте в столицу возвращайтесь, а мы тут сами поработаем. Я думаю, что это неправильная постановка. Мы договорились так, что москвичи как бы спланировали, что они должны доделать, все остальное можно и нужно делать. Рынок абсолютно не перенасыщен, поэтому там место всем хватает и хватит еще на долгие годы. Но, тем не менее, оживление очень большое в строительной индустрии. Но я вот еще с вами не соглашусь по поводу того, что только в нашем округе есть такая программа. Насколько мне известно, в других округах тоже она прорабатывается в соответствующих документах.

Ведущий: Еще если есть вопросы? Это последний вопрос.

Газета «Газета» Надежда Кеворкова: Георгий Сергеевич! Скажите, пожалуйста, как Вы относитесь к миграционным потокам внутри страны? Как Вы оцениваете изменения этнического состава в традиционных русских районах? И как, Вы считаете, должны решаться вопросы этих новых этнических групп? Скажем, позволительно ли запрещать строительство мечетей, как это было сделано в Сергиевом Посаде, в Вологде, в Туле? Вот это, по крайней мере, то, что мне известно. И как, Вы считаете, нужно вообще разрешать эти конфликтные ситуации?

Полтавченко Г.С.:
Я могу сказать, что в принципе, ничего страшного в том, что люди мигрируют по стране, нет, если это не вынужденная миграция, связанная с какими-то событиями, обусловленными нарушениями прав и свобод граждан. Что мы сегодня с вами имеем, в определенной степени, на Северном Кавказе. Люди имеют право выбирать себе место жительства там, где они хотят. Другое дело, что мне кажется абсолютно правильным, например, требовать с людей того, чтобы они соблюдали те нормы поведения, которые приняты в той или иной местности, там, куда они приехали. В этом я тоже не вижу ничего предосудительного. Я в этом вижу только требование культуры и этики. «Со своим уставом в чужой монастырь не ездят», как говорится.

Что касается запрещения. Его, насколько мне известно, нигде не было. Не было разрешения - разрешения строительства культовых учреждений. Во-первых, если мне память не изменяет, город Сергиев Посад не является регионом, в котором проживает большое количество людей, исповедующих неправославную религию, во-вторых, мне кажется, что наверно, есть большое количество территорий и мест, где можно было бы поставить то или иное культовое здание, при этом не вызывая определенного негативного отношения и реакции у граждан, чьи культовые здания и учреждения стоят в данном месте уже не один век, а около тысячи лет. Я думаю, что в каждом конкретном случае надо смотреть объективно и исходить все-таки из тех исторических событий, которые сложились в том или ином месте, в том или ином поселке. А попытки требовать равноправие там, где в принципе его не нужно требовать, кроме разжигания неприязни и вражды ни к чему не приведут. Мне кажется, надо исходить из здравого смысла, из соответствующей этики, из того, что мы живем в многонациональной, многоконфессиональной стране, в которой и конфессии, и национальности веками уживались мирно при одном условии, вернее при соблюдении двух условий: народы и конфессии уважали друг друга, а власти делали все для того, чтобы все народы и все конфессии имели возможность максимально, если можно так сказать, идентифицироваться. Вот и все.

Ведущий: Уважаемый Георгий Сергеевич! Спасибо, что нашли время в своем плотном графике ответить на наши вопросы. Спасибо Вашему аппарату за большую проделанную работу! Спасибо Вам, Виктор Антонович! Спасибо всем присутствующим!

Полтавченко Г.С.:
Спасибо большое и Вам! Я хочу еще раз напомнить, что все вопросы, на которые мне не удалось ответить, мы обязательно возьмем с собой и ответы на них разместим на сайте нашего аппарата. Спасибо!

 


См. также:


Материалы:
Конференция
Список вопросов
Полтавченко Г.С.
Полпред ЦФО РФ
Обзор СМИ
Отчет о конференции:
Фоторепортаж
СМИ о конференции
Конференции:
Лукин В.П. Уполномоченного по правам человека в РФ
Лукина В.П.
28.05.2004
Полтавченко Г.С. Полномочного представителя Президента РФ в ЦФО
Полтавченко Г.С.
28.05.2004
Майкова Л.Н. Председателя ФАС МО
Майковой Л.Н.
03.03.2004
Яковлев В.Ф. Председателя ВАС РФ
Яковлева В.Ф.
19.02.2004
Морозов В.Н. Министра путей сообщения РФ
Морозова В.Н.
27.01.2004
Жуков А.Д. Председателя Комитета по бюджету и налогам ГД РФ
Жукова А.Д.
04.12.2003
Зорькин В.Д. Председателя Конституционного Суда РФ
Зорькина В.Д.
26.11.2003
Букаев Г.И. Министра РФ по налогам и сборам
Букаева Г.И.
11.11.2003
Памфилова Э.А. Председателя Комиссии по правам человека при
Президенте РФ
Памфиловой Э.А.
04.11.2003
Азаров Ю. Ф. Статс-секретаря - заместителя председателя ГТК
Азарова Ю.Ф.
30.09.2003
Костиков И. В. Председателя ФКЦБ
Костикова И.В.
26.08.2003
Садовничий В.А. Ректора МГУ
Садовничего В.А.
29.05.2003
Сай С. И. Руководителя Росземкадастра
Сая С.И.
28.05.2003
Трефилова Т.И. Руководителя ФСФО России
Трефиловой Т.И.
20.05.2003
Соколин  В.Л. Председателя Госкомстата России
Соколина В.Л.
14.05.2003
Лебедев  В.М. Председателя Верховного суда РФ
Лебедева В.М.
13.05.2003

  Все конференции »
Аппарат полпреда ЦФО  РФ
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rambler's Top100 ???????@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации