Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта

«Электронная Россия: проблемы и перспективы»
Интернет-конференция

Обзор публикаций СМИ о ФЦП «Электронная Россия»


СОВМЕСТНЫЕ ВЫВОДЫ

Четвертый Круглый стол промышленников России и Европейского союза (Турин, 15-16 февраля 2002 г. )

Раздел 1. Введение

Четвертое заседание Круглого стола промышленников России и ЕС состоялось в Турине 15-16 февраля 2002 г. под совместным председательством г-на Паоло Кантареллы, председателя правления концерна ФИАТ и г-на Анатолия Чубайса, председателя правления РАО "ЕЭС России". Около трехсот участников, представляющих ведущие европейские и российские компании, обсудили широкий круг вопросов, включая политику и условия в области инвестиций, сотрудничество в энергетике, промышленное и техническое сотрудничество во многих других областях, таких, как транспорт, телекоммуникации, информационные технологии, энергетическое машиностроение, авиакосмическая, химическая, лесная, бумажная и полиграфическая промышленность.

Присутствие высокопоставленных представителей Европейского союза и Российской Федерации, а именно, г-на Эркки Лииканена, члена Европейской комиссии, г-на Виктора Христенко, заместителя Председателя Правительства РФ, г-на Антонио Марцано, министра промышленности Италии, г-на Кристиана Пьерре, министра промышленности Франции, а также широкое участие других официальных лиц и экспертов Европейской комиссии и российского Правительства показало растущий интерес официальных органов России и ЕС к деятельности Круглого стола и позволило прямо довести до сведения политических лидеров точку зрения делового сообщества. Четвертый Круглый стол также продемонстрировал растущий интерес к его деятельности со стороны деловых кругов России и ЕС и возросшую степень консенсуса между ними по основным вопросам.

Участники Круглого стола приветствуют ту поддержку их деятельности, которая была выражена на последней встрече в верхах между Россией и ЕС в октябре 2001 г., и предлагают направить "Совместные выводы" участникам предстоящей встречи в верхах, которая состоится в Москве в мае 2002 г.

Вместе с тем участники форума отмечают, что политический диалог между ЕС и Россией как по интенсивности, так и по своим результатам заметно опережает диалог между деловыми кругами. Необходима более тесная координация между деловыми кругами и органами власти с обеих сторон и желательно более тесное взаимодействие Круглого стола и официальных органов России и ЕС. Целесообразно сблизить тематику работы секций и рабочих групп Круглого стола с повесткой дня заседаний Комитета сотрудничества Россия-ЕС и его подкомитетов. Все это позволит Круглому столу более точно формулировать свои рекомендации и своевременно представлять их на рассмотрение саммитов Россия-ЕС. Вместе с тем при подготовке своих предложений деловые круги ЕС и России должны опираться на серьезную экспертизу и максимально четко формулировать свою общую позицию.

В этом контексте нужно заново определить роль и функции Круглого стола как форума деловых кругов. Он должен стать местом выявления, выражения и сопоставления реальных деловых интересов промышленников обеих сторон, открытого обсуждения имеющихся проблем и разногласий, выработки компромиссов и согласованных решений, которые затем предлагаются вниманию официальных органов. Только в этом случае Круглый стол сможет поддерживать, укреплять и расширять позитивные процессы в двухсторонних отношениях, содействовать устранению барьеров для взаимной торговли и инвестиций, наполнять конкретным экономическим содержанием политические договоренности на высшем уровне.

Раздел 2. Условия расширения сотрудничества между деловыми кругами ЕС и России

Деловые круги с обеих сторон понимают, что существуют серьезные основания и большой неиспользованный потенциал для расширения сотрудничества между ними. Прочная основа для этого закладывается следующими факторами:

- сближением фундаментальных интересов и политических позиций в сфере безопасности и стабильности как в Европе, так и в мире в целом;

- высокой степенью взаимодополняемости экономик Европейского союза и России;

- общей историей и культурной близостью, которая в настоящее время усиливается идентичностью базовых ценностей в области прав человека, экономических свобод, политической демократии.

Сегодня Россия и ЕС стоят на пороге очень важного и ответственного периода в их отношениях, который во многом сформирует картину их общего будущего в XXI веке. Этот период характеризуется насущной необходимостью перейти от общих политических деклараций к конкретным действиям, направленным на более тесное сотрудничество. Пришло время изменить саму модель экономических отношений между Россией и ЕС. Пора сделать решительные шаги по взаимной либерализации торговли, по устранению искусственных барьеров и ограничений для двухстороннего сотрудничества.

Новая модель отношений должна не только открыть российский рынок для европейского бизнеса, но и создать условия для модернизации российской промышленности и ее включения в международное разделение труда, а также для диверсификации российского экспорта и серьезных изменений в масштабах и структуре нашей взаимной торговли. Новая модель отношений должна также опираться на развитие производственной кооперации, создание совместных производств, интернационализацию промышленной деятельности, взаимопроникновение и переплетение российского и европейского акционерного капитала. На этой базе будет формироваться фундаментальная общность наших интересов, которая позволит разрешить многие торговые споры и другие проблемы, ослабляющие основы нашего сотрудничества.

Нам нужно учиться воспринимать друг друга как стратегических партнеров, которые совместно осваивают природные ресурсы, развивают производство, делают инвестиции, защищают окружающую среду, формируют рынок, расширяют сбыт и потребление и улучшают качество жизни на огромных пространствах от Атлантического до Тихого океана.

Основополагающие условия для существенного расширения экономического сотрудничества России и ЕС включают:

1. Последовательное осуществление необходимых правовых, институциональных и структурных реформ в России, призванных ослабить бюрократический контроль над экономикой и дать большую свободу предпринимательской деятельности, создать равные условия для конкуренции и реальные гарантии прав собственности, обеспечить большую "прозрачность" бизнеса и более эффективную административную, финансовую и налоговую системы.

2. Взаимное открытие рынков России и ЕС в контексте вступления России в ВТО и создание в будущем зоны свободной торговли России и ЕС. Это потребует существенных изменений в торговой политике как России, так и ЕС. Деловые круги обеих сторон, объединенные в рамках Круглого стола, принимают на себя обязательство начать серьезный и предметный диалог по этим вопросам. Мы предлагаем составить исчерпывающий перечень взаимных коммерческих претензий и рассмотреть возможность комплексного урегулирования застарелых торговых споров на базе консенсуса и взаимных уступок, имея в виду общие выгоды для наших экономик и более эффективное разделение труда.

3. Осуществление экономически состоятельных интеграционных проектов в области энергетики, транспорта, телекоммуникаций и других отраслей инфраструктуры с целью создания материально-технических условий для расширения торговли и формирования общего экономического пространства.

4. Целенаправленные совместные усилия по развитию промышленной и технической кооперации. С этой точки зрения важно приступить к осуществлению конкретных отраслевых программ технической помощи, направленных на гармонизацию технических стандартов и процедур сертификации, с целью обеспечения необходимых стартовых условий для развития промышленной кооперации между Россией и ЕС.

5. Создание современной инфраструктуры связи и информации для международной коммерческой деятельности. В развитии совместного бизнеса ключевую роль играют улучшение обмена информацией, ускоренное развитие коммуникаций и информационных услуг в России и формирование сопряженных трансграничных систем электронной торговли между Россией и ЕС.

С учетом стратегической перспективы создания новой модели двухсторонних отношений Круглый стол активно поддерживает решение об образовании совместной группы высокого уровня для разработки концепции общего европейского экономического пространства, принятое в ходе Брюссельской встречи ЕС и России на высшем уровне в октябре 2001 г. С точки зрения деловых кругов, исключительно важно придать этой работе практический характер, сконцентрировать ее на разработке конкретной и реалистичной программы интеграции России и ЕС на долгосрочную перспективу. С нашей стороны мы готовы оказать максимальное содействие группе высокого уровня в разработке такой программы.

Раздел 3. Выводы и рекомендации

Для осуществления серьезного прорыва в экономических отношениях России и ЕС участники Круглого стола предлагают сосредоточиться на следующих ключевых направлениях.

1. Последовательное исполнение и завершение принятой российским Правительством Программы реформ, жизненно необходимых для модернизации экономики России и ее интеграции в мировое хозяйство.

Приоритетом является совершенствование системы нормативно-правового регулирования в следующих областях:

- развитие национального законодательства в контексте международного права, его унификация и гармонизация с европейским законодательством, прежде всего в тех областях, которые имеют наибольшее практическое значение для бизнеса;

- дебюрократизация экономики и снятие избыточных ограничений на свободу хозяйственной деятельности, модернизация инструментария государственного регулирования и общее повышение эффективности деятельности государственных органов;

- проведение судебной и административной реформ и существенное улучшение исполнения законов, что позволит обеспечить реальные гарантии прав собственности, равные условия конкуренции и снижение коррупции;

- развитие финансовой системы в соответствии с потребностями российской экономики в сбережениях и инвестициях. Это потребует создания системы гарантирования частных вкладов, улучшения управления кредитными рисками, существенного повышения уровня капитализации коммерческих банков и укрепления системы банковского надзора;

- расширение кредитования внешней торговли и промышленного производства, создание равных условий для деятельности национальных и иностранных банков, страховых компаний и других финансовых институтов на основе взаимности;

- переход коммерческих банков и открытых акционерных обществ на международные стандарты финансовой отчетности для того, чтобы повысить "прозрачность" и достоверность финансовой информации, стимулировать инвестиции в реальный сектор и снизить их риски, увеличить эффективность управленческих решений и ускорить процессы развития банковского сектора и финансовых рынков;

- общее улучшение правил корпоративного управления, норм финансовой "прозрачности", деловой этики и эффективного менеджмента, а также повышение роли делового сообщества в принятии экономических решений. Кодекс корпоративного поведения, принятый Федеральной комиссией РФ по ценным бумагам, а также аналогичные кодексы, добровольно принятые некоторыми крупными российскими компаниями, являются хорошими шагами в правильном направлении.

2. Вступление России в ВТО и признание рыночного статуса российской экономики.

Участники Круглого стола полагают, что вступление России в ВТО в ближайшем будущем и на основе стандартных условий и процедур, с предоставлением разумного переходного периода для адаптации отдельных секторов экономики к требованиям ВТО соответствует интересам обеих сторон. Это не только обеспечит либерализацию взаимной торговли и инвестиций, но и будет способствовать модернизации всей системы регулирования в стране и расширению доступа российских компаний к европейским рынкам капитала. Оно также создаст условия для формирования более эффективного международного разделения труда, расширения взаимной торговли и инвестиций, устойчивого экономического роста.

Участники Круглого стола признают реальный прогресс России в области экономических реформ, макроэкономической стабилизации и создания базовых рыночных механизмов. Мы с удовлетворением отмечаем, что вопрос о предоставлении России статуса страны с рыночной экономикой в настоящее время рассматривается и ожидаем быстрого решения о предоставлении такого статуса.

3. Расширение доступа российских компаний к европейским рынкам капитала и кредитным ресурсам.

Участники Круглого стола считают необходимым предоставить для российских предприятий и банков равноправные условия доступа к финансовым рынкам и кредитным ресурсам ЕС с тем, чтобы обеспечить более динамичное развитие российской экономики и расширение двухсторонней торговли и инвестиций. В этих целях следует более активно использовать схемы совместного финансирования инвестиционных проектов, специальные программы по снижению некоммерческих рисков (с участием российского Правительства и ЕБРР), а также национальные инструменты гарантирования инвестиций, которые имеются в настоящее время в распоряжении государств-членов ЕС.

В то же время участники Круглого стола отмечают, что после кризиса 1998 г. в финансовом и реальном секторах экономики России произошли позитивные изменения, которые серьезно снизили кредитные риски. В связи с этим представляется целесообразным, чтобы банки ЕС заняли более активную позицию в отношении финансирования внешнеторговых контрактов и инвестиционных проектов в России.

4. Усиление позитивного влияния расширения ЕС на взаимоотношения России и Европейского союза.

Для сохранения позитивных тенденций в отношениях России и ЕС следует уделить особое внимание последствиям данного процесса для России.

В первую очередь это означает, что необходимо найти конструктивное решение проблем Калининградской области, которая в условиях расширения Евросоюза становится российским анклавом на его территории. Учитывая, что страны-кандидаты на вступление в ЕС вводят новые правила доступа задолго до их фактического вступления в ЕС, возникающие в результате этого проблемы со свободой передвижения людей и товаров приобретают неотложный характер.Мы призываем к немедленному началу практических переговоров между Россией и ЕС по этим вопросам в духе Соглашения о партнерстве и сотрудничестве. Основное внимание при этом необходимо уделить условиям транзита грузов, визовым требованиям и процедурам, энергоснабжению и интеграции транспортных систем.

Участники Круглого стола ожидают, что в долгосрочном плане российский бизнес в целом получит серьезные выгоды от расширения ЕС и особенно от снижения тарифных барьеров в странах Центральной и Восточной Европы после их вступления в ЕС. Тем не менее конкретные отрицательные последствия для торговли в отдельных секторах, которые могут быть обусловлены введением правил ЕС в странах - традиционных партнерах России, должны стать предметом переговоров между Россией и ЕС.

Один из способов нейтрализации этих негативных последствий -компенсация потерь, вызванных введением торгового режима ЕС в странах - традиционных партнерах России, за счет дополнительной либерализации условий доступа российских товаров на рынок ЕС, включая снижение нетарифных барьеров для промышленных товаров.

Участники Круглого стола призывают все заинтересованные стороны предпринять необходимые меры, чтобы полностью реализовать заключенные в расширении ЕС возможности для увеличения объемов взаимной торговли и инвестиций, предоставляемые снижением тарифных барьеров, унификацией правил и норм, увеличением масштабов рынка и сокращением трансакционных издержек. Одновременно процесс расширения ЕС должен способствовать созданию надежных систем доставки и распределения энергоносителей, развитию современной инфраструктуры в транспортных коридорах Восток-Запад, формированию системы параллельной работы энергосистем России и Европейского союза.

5. Расширение сотрудничества в энергетическом секторе.

Идущий между Россией и ЕС диалог по вопросам долгосрочного энергетического сотрудничества отражает глубокий взаимный интерес обеих сторон к стратегическому партнерству в этой области, способному обеспечить безопасность энергоснабжения европейского континента в XXI в. Участники Круглого стола промышленников России и ЕС решительно поддерживают этот диалог.

Однако на данный момент существует целый ряд препятствий и нерешенных проблем, которые затрудняют ощутимый прогресс в этом направлении. Согласованные решения должны быть найдены для таких конкретных проблем, как различия в законодательстве и деловой практике, выбор наилучших механизмов развития энергетического рынка и обеспечения энергетической безопасности, расхождения в оценке долгосрочных рисков крупных энергетических проектов и наиболее подходящих методов их финансирования.

Участники Круглого стола полагают, что в рамках идущего энергодиалога особое внимание следует уделить пяти основным темам:

- объективная оценка возможностей сбалансированного увеличения поставок всех видов энергоресурсов из России в страны ЕС с учетом необходимости найти конкретные решения проблем обеспечения надежного транзита, равного доступа к транспортным системам и рынкам и сохранения системы долгосрочных контрактов как основы финансирования энергетических проектов;

- комплексный анализ существующих торговых, административных и инвестиционных барьеров в данной области и практических способов их сокращения, а также возможностей согласования процессов либерализации энергетических рынков в России и ЕС;

- формирование совместного портфеля конкретных межрегиональных проектов в области производства, распределения и транспортировки нефти, газа и электроэнергии, которые могли бы стимулировать европейские инвестиции в России и российские в ЕС; конкретные проблемы организации параллельной работы энергосистем ЕС и России должны быть в первую очередь приняты во внимание ввиду предстоящего расширения ЕС;

- расширение сотрудничества в области энергетического машиностроения, а также при модернизации и строительстве электростанций, в том числе в странах Центральной и Восточной Европы, создание совместного Центра энергетических технологий с целью внедрения современных энергетических технологий в России, гармонизации технических стандартов и процедур, планирования совместных инвестиций в электроэнергетике;

- сотрудничество в области повышения энергоэффективности и предотвращения изменений мирового климата на основе Киотского протокола, определение оптимальных механизмов регулирования этих процессов и финансирования соответствующих программ, разработка каталога совместных проектов в России, финансируемых через механизм совместной реализации Киотского протокола.

По мнению участников Круглого стола, развитие полномасштабного энергетического сотрудничества между Россией и ЕС могло бы оказать глубокое позитивное воздействие на все аспекты двухсторонних экономических отношений и способствовало бы их выводу на качественно новый уровень.

6. Развитие промышленного и научно-технического сотрудничества.

Интенсивное обсуждение в отраслевых секциях и контактных группах Круглого стола выявило следующие возможности расширения сотрудничества России и ЕС:

- анализ форм и способов участия России в реализации глобальных космических проектов ЕС и прежде всего программы "Галилей";

- совместная разработка новых технологий цифрового телевидения, мобильной связи, телемедицины, обработки и компрессии сигналов;

- расширение сотрудничества и участия промышленности в работе по сближению правил регулирования в сфере телекоммуникаций, включая универсальные системы мобильных телекоммуникаций (УСМТ) и информационные технологии;

- создание трансконтинентальных линий международного информационного трафика между Европой и Азией по территории России, в том числе на базе инфраструктуры оптоволоконных сетей МПС;

- развитие совместной деятельности в сфере услуг современного информационного общества и в контексте программ "Электронная Европа", "Электронная Россия" и "План действий в области электроники в рамках Северного измерения", а также совместное развитие законодательства в области цифровой подписи и электронной коммерции;

- устранение препятствий на пути создания современных мультимодальных систем транспорта на территории России по евроазиатским маршрутам, позволяющее резко сократить сроки и стоимость транспортировки грузов из Европы в Азию и на Дальний Восток;

- развитие сотрудничества в области авиакосмической промышленности, включая военный сектор, разработка совместных программ образования и подготовки кадров для авиакосмической промышленности;

- сотрудничество в области создания современного программного обеспечения, электронных платежных систем, интернет-технологий для бизнеса, трансграничных систем электронной торговли между Россией и ЕС;

- содействие в совместной разработке рамочных условий для торговли и инвестиций в лесной, бумажной и полиграфической промышленности, в создании современной системы сертификации лесов России и улучшении взаимодействия с финансовыми институтами ЕС в этой области (ТАСИС, ЕБРР);

- создание совместных производств в химической промышленности, ориентированных на европейский рынок, расширение технологического обмена и инвестиционного сотрудничества в данной отрасли;

- расширение кооперации в тех отраслях легкой промышленности, в которых Россия располагает значительной сырьевой базой, квалифицированными кадрами и промышленными традициями, в первую очередь в кожевенной и текстильной.

Практическое осуществление конкретных проектов и программ сотрудничества в указанных выше областях требует серьезных усилий по гармонизации технических стандартов, систем регулирования бизнеса, контрактного права, систем финансовой отчетности, корпоративного управления и подготовки управленческих кадров.

Деловые круги рассчитывают на поддержку российского Правительства и Европейской комиссии в плане создания необходимых рамочных условий для развития промышленной кооперации и поддержки практического осуществления указанных выше проектов в рамках программ технической помощи. Они также отмечают потребность в улучшении взаимодействия Круглого стола и администрации программ технической помощи ЕС.

Участники форума обращают внимание вновь созданных групп и секций на необходимость поддерживать постоянные прямые контакты и сотрудничество в промежутках между общими собраниями Круглого стола. Деловые круги выразили твердое намерение организовать отраслевые секции, имеющие такие же функции и обязательства, как и ныне существующие Рабочие группы Круглого стола.Равноправные и самоуправляемые секции или группы, в которых с обеих сторон представлены активные интересы в сфере сотрудничества, могут стать подходящей базой для организации деятельности Круглого стола на постоянной основе между его ежегодными заседаниями.

Раздел 4. Последующие действия

Сопредседатели Круглого стола безотлагательно предпримут необходимые шаги, чтобы довести до сведения правительственных органов России и Европейского союза выводы и рекомендации четвертого Круглого стола и выяснить официальные позиции относительно возможностей их реализации.

Сопредседатели подготовят совместное обращение от имени Круглого стола к участникам предстоящей в мае 2002 г. в Москве встречи в верхах Россия-ЕС, а также направят участникам встречи "Совместные выводы" форума деловых кругов в Турине.

Следующее общее собрание Круглого стола будет проведено в Москве в апреле 2003 г.

Европейский сопредседатель Председатель Правления ГРУППЫ ФИАТ П. КАНТАРЕЛЛА

Российский сопредседатель Председатель Правления РАО "ЕЭС России" А. ЧУБАЙС


6, стр. 147-156, Вопросы экономики
17.06.2002
Материалы по теме:
Конференция
Минсвязи России
ФЦП «Электронная Россия»
Текст ФЦП
Биография Короткова А.В.
СМИ о ФЦП «Электронная Россия»
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Минсвязи России
Рамблер
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2002 Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов сайта www.garweb.ru
допускается только со ссылкой на источник информации