Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта

«Электронная Россия: проблемы и перспективы»
Интернет-конференция

Обзор публикаций СМИ о ФЦП «Электронная Россия»


ПОЧЕМУ ТАТАРСТАН ПОЗАДИ ПЛАНЕТЫ ВСЕЙ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В последнее время в нашей газете активно обсуждается проблема развития информационных технологий в Татарстане. Тема вызывает большой интерес и горячие споры в различных общественных кругах. Ясно, что за компьютерными системами будущее, и если сегодня не занять свое место в "интернет - вагоне", то завтра ушедший поезд уже будет не догнать.

В минувшую среду прошло заседание Комиссии Государственного Совета РТ по вопросам экономического развития и реформ, на котором народным депутатом Юсупом Якубовым был сделан критический анализ состояния информатизации в Татарстане.

Предлагаем вниманию читателей его статью.

Пока татарстанский вектор развития информационных технологий, на наш взгляд, не адекватен вызовам времени. Мы заметно отстаем не только от Москвы, Санкт-Петербурга, Нижегородской, Самарской, Новосибирской, Иркутской областей, Красноярского края, но и от наших ближайших соседей. Так, Чувашия успешно реализует пилотный проект "Электронное Правительство" и создает современную электронно-цифровую инфраструктуру государственного управления республикой. Наши соседи получили грант на $2, 5 миллиона, из которых в настоящее время $600 тысяч уже освоено. Такие примеры можно привести и по другим республикам, нам же пока хвастаться особо нечем.

Изначально, к моменту подписания известной Окинавской Хартии Татарстан существенно отставал от передовых регионов России, не говоря уже о национальном сегменте информатизации, где наблюдается полная стагнация. Концепция, разработанная Министерством экономики РТ в конце 90-х, до сих пор существует только как проект. В последнее время она переработана, но и в таком виде ее утверждать нельзя, поскольку документ не носит комплексного характера и не учитывает национальной специфики РТ. В нашей республике утверждены два государственных языка, поэтому процессы информатизации имеют два параллельных направления развития, и "электронно-цифровой разрыв" нарастает еще и здесь.

Особенно мы отстаем в социально ориентированных информационных технологиях. Нам представляется, что наша республика могла бы иметь более совершенные и социально направленные информационные системы в правовом обеспечении, социальной защите населения, учете объектов собственности и земельных ресурсов, коммунальной сферы.

Большая проблема - доступность информационно-коммуникационных услуг (особенно финансовая) в сетях передачи данных, прежде всего в Интернет. Здесь уместно привести пример Эстонии. Жителям этой небольшой республики комиссионные за один коммунальный платеж через банк обходятся в 12 крон, тот же самый платеж через Интернет стоит всего 3 кроны. И если платежей набирается 5-6, то социальную ориентированность эстонской информатизации человек сразу чувствует.

Что касается услуг провайдеров Интернет, то и здесь государство проводит социально ориентированную тарифную политику. По сравнению с российскими аналогичные эстонские тарифы на услуги Интернет значительно ниже. Вот почему только сетевых клиентов банков там насчитывается более 400 тысяч (напомним, что в Эстонии проживает 1, 5 миллиона граждан). А в целом Интернет здесь используют 40 процентов населения.

Татарстан проигрывает не только в сравнении с Эстонией, но и со многими российскими регионами. Чтобы убедиться в этом, достаточно заглянуть в Интернете на сайт российских провайдеров - http://www.dir.ru/internet/providers/russian.

Выясняется, что в Тольятти, например, есть ночной тариф (с 2.00 до 8.00) за 0, 5 рубля в час. Это на порядок ниже, чем у нас!

Любопытные сведения можно почерпнуть и на сайте: http://www.attack.ru/internet/price/Price_DialUp.html

Не буду утруждать читателей утомительными таблицами, приведу лишь некоторые расценки за интернет-услуги.

В Томске - 3 рубля за час (обычный тариф), в Волгограде - 6 рублей, в Башкирии - около 11 рублей, в Казани - 14, 42 рубля (провайдер КомТат), для Набережных Челнов - 16, 96 рубля (провайдер КомТат). Комментарии, как говорится, излишни.

(Любопытствующим советую зайти на сайт провайдера КомТат: http://www.comtat.ru/new2/index.php3?page=price&file=price1).

Теперь сравним количество пользователей Интернет. По данным Минсвязи РТ, у нас их 17 тысяч 175 человек, или 0, 46% населения республики. Данные по другим регионам говорят опять не в нашу пользу. Скажем, в той же Томской области насчитывается до 100 тысяч пользователей Интернет (9, 31%), в Алтайском крае - до 50 тысяч (1, 85%). В целом по России - около 4 миллионов 300 тысяч (3%).

Закономерность очевидна: чем доступней цены провайдеров, тем больше пользователей в сети. Там, где поставщики услуг не могут обуздать свои аппетиты, мы наблюдаем плачевную картину. О какой доступности Интернета или рентабельности информационно-коммуникационных технологий при такой ценовой политике можно говорить? А о возможности развития национальных информационных систем, когда ко всем этим проблемам добавляется еще отсутствие полноценной поддержки татарского языка в компьютерных и телекоммуникационных системах, можно вообще забыть.

Еще один пример. Московской городской думой совместно с правительством Москвы разработан и принят Закон об информации и информационных ресурсах, который регламентирует правоотношения в этой сфере. Согласно закону, программные продукты, созданные на бюджетные средства, являются собственностью города. Имеется "Концепция движения Москвы в информационное общество", отлажена система ежегодного комплексного планирования процессов информатизации города.

Перед нами тоже стоит задача нормативно-правового регулирования процессов информатизации в республике. Но почему наши законодатели не занимаются законотворчеством в этой сфере? Да потому, что нет современной концептуально-программной базы, на которую можно было бы опереться. Как говорится, нет программы - нет и проблем, требующих нормативно-правового регулирования. Прискорбно, но факт: процессы в сфере информатизации у нас пока регулируются не правовыми документами, а узким кругом лиц по собственному усмотрению.

Вот почему важно иметь республиканскую целевую программу "Электронный Татарстан" и соответствующие программы по направлениям. Программы должны обозначить четкие ориентиры движения на среднесрочную перспективу, в том числе и в национальном сегменте.

Предварительный анализ состояния информатизации в Татарстане, который был начат нами еще в прошлом году, выявил ряд моментов, требующих прояснения. Поэтому было принято решение о подготовке заседания комиссии Госсовета РТ и направлены запросы в ключевые министерства и ведомства РТ. Получив ответы, мы сделали три важных вывода:

1. В Кабмине РТ не существует системы оценки процессов информатизации министерств и ведомств.

2. Работы по выявлению качественного состояния процессов информатизации в республике не проводятся, поскольку нет соответствующей методики. Процессы на уровне органов государственной власти и управления РТ системно не отслеживаются.

3. Нет общей идеологии и регламентирующих документов в сфере информатизации, позволяющих определить и сбалансировать интересы и, главное, видеть перспективы развития ведомств. Кроме того, министерства не уделяют внимания проблемам национальной информатизации.

Без единого подхода и без четких системных ориентиров (ни у кого нет программ, не все имеют концепции развития) ведомствам сложно выстраивать соответствующую политику, отвечающую интересам РТ и самих субъектов информатизации.

К примеру, в системе Министерства образования школы оснащены компьютерами, введено обучение информатике. Но, на наш взгляд, мероприятия по эффективному использованию этой материальной базы сегодня уже недостаточны. Так, в Набережных Челнах из 86 школ города только 5 имеют модемы. Аналогичная ситуация и по другим городам, а в районах дело обстоит еще хуже. В министерстве нет продуманной системы составления учебников и всего комплекса образовательных программ на электронных носителях. Особенно это актуально для татарской национальной школы, поскольку необходимые для них программы нигде за пределами Татарстана не создадут.

Исходя из важности решения проблем информатизации, мы полагаем продолжить это направление в работе Госсовета Республики Татарстан, и хотелось бы, чтобы Академия наук РТ поддержала нас в научно-методическом плане и проработала ключевые проблемы информатизации РТ, включая идеологию национальной информатизации.

***

Сегодня в сфере информатизации республики сложилась ситуация, которая не отвечает объективным потребностям нашего развития. У исполнительной ветви власти нет предложений, соответствующих ориентирам Окинавской Хартии и ФЦП "Электронная Россия". Правда, в последние полтора месяца в ходе подготовки данного вопроса на рассмотрение нашей комиссией Кабинетом Министров предприняты определенные шаги: для межведомственной координации созданы научно-технический совет по информатизации и центр информатизации РТ при Кабмине.

Мы надеемся, что за этими организационными нововведениями последуют позитивные изменения и, главное, понятные всем социально ориентированные действия в сфере информатизации РТ.

P.S. Полностью со статьей народного депутата Юсупа Якубова можно ознакомиться на сайте http://yus-yakubov.narod.ru/


118-119, Республика Татарстан
14.06.2002
Материалы по теме:
Конференция
Минсвязи России
ФЦП «Электронная Россия»
Текст ФЦП
Биография Короткова А.В.
СМИ о ФЦП «Электронная Россия»
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Минсвязи России
Рамблер
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2002 Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов сайта www.garweb.ru
допускается только со ссылкой на источник информации