Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта

«Электронная Россия: проблемы и перспективы»
Интернет-конференция

Обзор публикаций СМИ о ФЦП «Электронная Россия»


РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ГОСКОМСТАТА РОССИИ НА 2002-2004 ГОДЫ.

Происшедшие за последние годы изменения в информационных технологиях, как в производительности отдельных вычислительных комплексов, так и в телекоммуникациях, позволяют проводить дальнейшее развитие существующих процессов сбора, обработки и распространения статистической информации.

В частности, существенное снижение показателя цена/производительность для серверов баз данных, аппаратных вычислительных платформ и устройств хранения данных позволяет осуществить повсеместный переход к банковской технологии хранения и обработки информации, внедрению двух- и трехзвенных архитектур "клиент-сервер".

Продолжающееся развитие Интернета и его доступность в большинстве регионов России делают возможным позиционирование Интернета в качестве одного из основных средств взаимодействия информационно-вычислительной системы (ИВС) с внешними поставщиками и потребителями статистической информации.

При условии правильной технической и юридической организации дела прогнозируется быстрый рост объемов передачи информации в электронном виде.

Новые технологии позволяют шире использовать административные источники информации, снизить благодаря этому нагрузку на респондентов и усилить роль Госкомстата России в регионах страны. Распространение информации должно упроститься благодаря новым технологиям.

Таким образом, предоставляется прекрасная возможность для внедрения современных технологических достижений: сетей, хранилищ данных. систем взаимодействия, Интернета.

Одновременно информационные технологии открывают возможности для очень гибкого решения задач, которые раньше либо не имели решения из-за слишком жесткого строения статистической системы, либо могли решаться только путем реорганизации структуры управления.

Деятельность Госкомстата России осуществляется в экономической, социальной и технологической среде, которая постепенно принимает все более открытый характер. Требования общества к статистической информации все время растут. Для обеспечения дальнейшего эффективного выполнения Госкомстатом России возложенной на него важной общественной миссии определены стратегические направления совершенствования работы, которым должна соответствовать информационно-вычислительная система.

Конечная цель развития информационно-вычислительной системы заключается в том, чтобы способствовать решению стратегических задач Госкомстата России с учетом всего лучшего, что существует на сегодняшний день.

Предыдущие планы определили основные направления развития ИВС Госкомстата России, так как обеспечили переход на современные принципы организации и подготовили условия для внедрения новых информационных технологий.

Как показал опыт, основные направления были выбраны правильно и позволили создать предпосылки для перехода к новому этапу развития информационно-вычислительной системы Госкомстата России. Вот эти основные направления:

1. Полный переход в 1998 г. на региональном уровне от затратной и трудоемкой технологии обработки данных на морально и физически устаревших ЕС ЭВМ к современным технологиям работы в среде локально-вычислительных сетей;

2. Целенаправленное оснащение рабочего места, и в первую очередь рабочего места экономиста, персональным компьютером. Применение компьютерной техники привело к кардинальному изменению условий труда работников статистики. Особенно заметно это стало с появлением удобных периферийных систем типа Windows;

3. Оснащение рабочих мест доступом к услугам коллективного характера (электронная почта, серверы баз данных и т.д.);

4. Начало массового перевода задач ЭОД под Windows;

5. Передача по каналам связи практически всего объема статистической информации с регионального на федеральный уровень. Во многих территориальных органах государственной статистики сбор данных от районного звена осуществляется в электронном виде.

Вместе с тем из-за ограниченного финансирования сдерживается внедрение современных информационных технологий, развитие телекоммуникационной сети, которая в настоящее время с трудом справляется с возрастающими потоками информации. Не все рабочие места работников территориальных органов оснащены современными компьютерами, переход на новые технологии осложнен из-за медленного обновления морально и физически устаревшей вычислительной техники.

Для дальнейшего развития информационно-вычислительной системы Госкомстата России и недопущения технологического отставания требуются значительные финансовые средства.

Существенная модернизация технической и технологической базы предусмотрена в проекте "Развитие системы государственной статистики" (STASYS), финансируемом за счет кредита Международного банка реконструкции и развития.

Стратегия развития ИВС Госкомстата России на среднесрочную перспективу

В рамках проекта развития государственной статистики (STASYS) было решено провести ряд стратегических и технических исследований глобального характера с привлечением сторонних экспертов.

Сторонней специализированной организацией, выбранной на конкурсной основе, проведено обследование и анализ существующей информационно-вычислительной системы Госкомстата России, разработана Концепция развития ИВС Госкомстата России, которая в декабре 2000 г. была одобрена на Совете руководителей территориальных органов Госкомстата России. На основе данной Концепции было разработано Техническое задание на Проект развития ИВС Госкомстата России.

Проект Технического задания был направлен в 27 территориальных органов государственной статистики, а также в структурные подразделения и организации Госкомстата России. В целом Техническое задание с учетом замечаний получило одобрение специалистов Госкомстата России.

Материалы Концепции и Технического задания были рассмотрены Минсвязи России и ФАПСИ.

В заключении Минсвязи России на Концепцию и Техническое задание отмечено, что предлагаемые направления развития ИВС Госкомстата России находятся в русле осуществления единой научно-технической политики в сфере информатизации и ориентированы на использование современных средств создания и развития информационных систем и сетей. Техническое задание является достаточно исчерпывающим по номенклатуре требований к современной сложной информационной системе и удовлетворяет требованиям к техническому заданию при организации тендера на разработку системы.

В заключении ФАПСИ отмечается, что основные направления и подходы в развитии ИВС государственной статистики и системы информационного обеспечения органов государственной власти ФАПСИ совпадают.

В июне 2001 г. Техническое задание было одобрено коллегией Госкомстата России и утверждено руководством Госкомстата России.

16 октября 2001 г. Техническое задание на разработку проекта развития ИВС Госкомстата России было согласовано межведомственным координационным советом по реализации проекта РСГС.

Разработанное Техническое задание направлено на построение открытой и высокопроизводительной информационной системы в целях интеграции статистических информационных ресурсов, повышения качества и эффективного обслуживания потребителей на основе типовых технологий и стандартов сбора, обработки, хранения и представления данных.

Техническое задание учитывает широкое распространение информационных технологий. С одной стороны, эти технологии позволяют добиться решающего прогресса в обеспечении единства информационной системы. С другой стороны, с их помощью можно решить новые стратегические задачи: внедрить новые способы сбора и распространения информации, сократить сроки проведения работ, повысить гибкость структуры управления и уменьшить ее зависимость от географического расположения мест работы сотрудников, повысить производительность и эффективность труда, сделать его более коллективным.

При подготовке Технического задания учитывались основные направления развития информационных технологий, изложенные в рекомендациях Европейской статистической комиссии при ООН, в руководстве для национальных статистических служб по информационным технологиям, в рекомендациях специалистов ИНСЕЕ Франции, ФСУ Германии, ЦСБ Швеции, в обзорах развития информационных технологий в национальных статистических организациях.

Техническим заданием на развитие ИВС Госкомстата России предусмотрено выполнение следующих работ:

- динамическое моделирование с целью определения оптимальной структуры ИВС Госкомстата России;

- разработка технорабочего проекта с проведением пилотных проектов;

- реализация проекта в системе Госкомстата России.

Проведение моделирования ИВС Госкомстата России с целью определения ее оптимальной структуры

Моделирование ИВС Госкомстата России будет проводиться с учетом Концепции ее развития на основе построения системы имитационных моделей процессов сбора и обработки статистической отчетности Госкомстата России. Кроме выполнения основной задачи моделирования - выбора оптимальной архитектуры ИВС - впоследствии предполагается выполнение моделирования для других значений входных параметров, например, при формировании Производственного плана работ Госкомстата России.

В ходе выполнения моделирования необходимо построить систему взаимосвязанных динамических моделей, отражающих полный цикл производственного процесса Госкомстата России.

Динамическая модель должна обеспечить уточнение требований к ИВС, проверку, метрическую оценку и динамическую обкатку предлагаемых организационных, системотехнических, коммуникационных, технологических и функциональных программных решений.

В ходе моделирования ИВС Госкомстата России будут рассматриваться процессы сбора и обработки статистических данных, сгруппированные по трудоемкости, периодичности и временным интервалам обработки. Оценки штатного и критического интервала решения каждой такой обобщенной задачи должны определяться на основании Производственного плана работ Госкомстата России с учетом их перекрытия во времени.

В ходе моделирования должны быть рассмотрены несколько конфигураций ИВС. "Нулевая конфигурация" должна соответствовать существующей организации процесса, с наличием 88 ТОГС. непосредственно передающих информацию в ГМЦ Госкомстата России, и существующих каналов связи, наличием районного звена.

Другие конфигурации будут отличаться количеством, местонахождением межтерриториальных центров обработки данных, распределением ТОГС по этим центрам обработки, перечнем основных функций центров обработки, ТОГС, РОС.

При описании конфигураций ИВС должно быть учтено перспективное переоснащение межтерриториальных центров обработки, ТОГС, внедрение современных программных средств сбора, обработки, автокорректировки статистических данных, наличие каналов связи в соответствии с требованиями, определенными в техническом задании на развитие ИВС.

Модельный эксперимент должен быть проведен по различным вариантам архитектуры вычислительных комплексов, телекоммуникаций и взаимосвязей вычислительных комплексов различных ТОГС для нескольких вариантов размещения центров обработки данных и направлений потоков информации, наличия различного количества уровней сбора и обработки.

В результате проведения модельных экспериментов для каждого из вариантов построения ИВС должны быть получены значения следующих целевых метрик:

- время выполнения технологических процессов сбора и обработки информации для типовых задач, включая работу по обеспечению информацией полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах и органов государственной власти различных уровней;

- надежность работы системы в целом и оценки задержек при возникновении и ликвидации нештатных ситуаций;

- стоимостные оценки разовых инвестиций и эксплуатационных расходов в год;

- трудоемкость обработки информации и численность работников (включая численность экономистов и специалистов функциональных подразделений) по уровням системы;

- требующиеся дополнительные производственные затраты межтерриториальных центров обработки.

На основе анализа результатов модельных экспериментов будет осуществлен выбор оптимальной архитектуры ИВС Госкомстата России.

Основные направления развития ИВС Госкомстата России

После определения оптимальной структуры ИВС Госкомстата России и в соответствии с утвержденным Техническим заданием планируется разработать технический проект на развитие ИВС Госкомстата России, в котором предусмотрены следующие основные направления:

- развитие информационных ресурсов Госкомстата России;

- реорганизация и модернизация работы по распространению статистических данных;

- развитие системы сбора данных;

- развитие телекоммуникационной сети;

- развитие программно-технологических средств;

- развитие технических средств;

- обеспечение информационной безопасности;

- организация процессов развития ИВС;

- повышение уровня профессиональных знаний и др.

Определенные основные направления развития ИВС Госкомстата России играют организующую роль и не являются чем-то застывшим. Они призваны помочь строить и развивать информационно-вычислительную систему с учетом накопленного опыта и стоящих перед Госкомстатом России задач, внедрять в нее технологические новшества.

Развитие информационных ресурсов. Реорганизация и модернизация работы по распространению статистических данных

Политика Госкомстата России в области развития информационных ресурсов должна строиться с учетом новых возможностей, которые открывает технологический прогресс. Госкомстат России должен укреплять свое место в информационном обществе, соблюдая при этом требования по безопасности.

Перед Госкомстатом России ставится задача интеграции статистических информационных ресурсов в масштабах страны для эффективного использования при решении задач управления и прогнозирования во всех сферах и на всех уровнях. Создание интегрированных информационных ресурсов позволит не только повысить качество информации, предоставляемой органам власти различных уровней, но и проводить единую политику в области информационного обеспечения потребителей, в первую очередь органов власти. Важнейшее значение на предстоящий период приобретает интеграция информационных ресурсов Госкомстата России с ресурсами других министерств и ведомств, обеспечивающих сбор и накопление ведомственной статистики, а также осуществляющих регистрационные и лицензионные функции.

Совершенствование информационных ресурсов ИВС Госкомстата России предполагается проводить в трех основных направлениях: в части формирования и развития единого фонда нормативно-справочной информации, модернизации системы сбора, хранения и обработки данных статистических наблюдений, а также в части формирования взаимоувязанных статистических баз данных для анализа и представления результатов обработки.

Развитие информационных ресурсов в части формирования и использования единого фонда нормативно-справочной информации будет проводиться в рамках работ по созданию "Объединенной системы регистров" (ОСР), по совершенствованию Каталога статистических показателей (КСП), классификаторов ЕСКК и их интеграции вместе с локальными классификаторами в единую систему.

Проект ОСР на предстоящий период должен обеспечить разработку и внедрение новой версии основных регистров, основными задачами которой являются:

- полнота охвата статистическим учетом объектов хозяйственной деятельности на базе общероссийских классификаторов в целях создания основы организации статистических наблюдений и разработок на всех уровнях государственной статистики с применением современных методов наблюдений, включая несплошные наблюдения;

- повышение качества статистических информационных ресурсов, взаимодействие с административными источниками информации;

- рациональная организация ресурсов с целью минимизации дублирования информации в различных БД, обеспечение согласованного ведения и информационного взаимодействия всех компонент: ЕГРПО, БД БОО, ГС, АБК, КСП и др., включая согласованность всех данных, хранящихся в базах;

- обеспечение хранения "истории" объекта, развитие системы демографии предприятий.

Развитие информационных ресурсов ИВС в части анализа, представления и распространения информации включает три основных направления - развитие отраслевых баз данных и ЦБСД, использование технологий хранилищ данных и развитие БГД.

Развитие ЦБСД и отраслевых баз данных планируется за счет совершенствования системы показателей.

Отраслевые базы данных будут строиться на единых методологических и технологических принципах с использованием единого фонда НСИ. Реализация отраслевых баз данных предполагает минимизацию одинаковой информации, хранящейся в различных базах данных.

Эффективное хранение и использование интегрированных данных для решения аналитических задач в ИВС организуется на основе создания хранилищ данных. Типология хранилищ данных позволит объединять информацию различных баз данных, в том числе баз данных длительного хранения, ЦБСД, региональных и отраслевых баз данных, и эффективно использовать ее для анализа.

Необходимо провести оценку возможностей использования хранилищ данных в целях достижения еще большей унификации способов доступа к данным и повышения удельного веса доступных данных, что имеет для Госкомстата России жизненно важное значение.

В качестве инструментальных средств конечного пользователя, предназначенных для формирования нерегламентированных запросов, выполняемых в оперативном режиме, предполагается широкое использование промышленных ОLАР-пакетов.

Предусматривается дальнейшее развитие средств автоматизированной подготовки оперативных публикаций на основе специализированного приложения с возможным использованием ХМL-технологии.

При рассмотрении задач по развитию различных направлений и способов представления и распространения статистических данных необходимо акцентировать внимание на электронных способах распространения, включая Интернет, электронные сборники и книги, организацию электронного доступа в библиотеку Госкомстата России.

Развитие Банка готовых документов (БГД) базируется на внедрении эффективных средств поиска и выборки документов, основанных на Интернет-технологиях. Предполагается построение распределенной базы данных готовых документов, включающей федеральный и региональный уровни, а также уровни федеральных округов с обеспечением возможности "прозрачного" доступа. Инструментарий работы с БГД позволит включать в документы результаты аналитической обработки информации из баз данных, а также расширит использование графического представления данных, включающего иллюстрированную деловую графику и картографические объекты.

Для повышения информативности и наглядности представления статистической информации, создания новых видов информационных продуктов и услуг на базе ГИС-технологий и статистических данных предусматривается разработка унифицированной геоинформационной системы статистики.

Развитие системы сбора данных

Основные направления развития системы сбора данных по обеспечению первичного ввода информации будут связаны с:

- внедрением методов и средств сбора данных в электронной форме непосредственно с предприятий;

- модернизацией существующего программного обеспечения для ввода данных с бумажных форм;

- внедрением средств автоматизированного ввода данных с использованием сканирования;

- использованием специализированных средств ввода, таких, как носимые (карманные) ПК при проведении работ по статистическому мониторингу цен, обследованию домашних хозяйств.

Стратегическим направлением является существенное увеличение относительной составляющей входного потока данных, вводимых в автоматическом режиме. Вместе с тем неготовность определенной части предприятий к переходу на альтернативные формы представления информации, в том числе из-за недостаточной технической базы, уровня подготовки персонала, отсутствия соответствующей законодательной базы, не позволяет целиком отказаться от традиционных способов. Поэтому в качестве среднесрочной цели планируется продолжить разработку и внедрение новых версий программного обеспечения для ручного ввода первичных данных.

Принципиальным элементом новой реализации программного обеспечения сбора станет создание унифицированного единого для всех форм отчетности программного средства.

Развитие средств первичного ввода информации в электронной форме включает следующие этапы и работы:

- разработку новых версий программного обеспечения для ввода и заполнения форм отчетности непосредственно на предприятиях с последующей их пересылкой по электронной почте или с использованием стандартных браузеров для заполнения форм непосредственно на Wеb-сайте территориального органа государственной статистики.

- размещение всех необходимых форм (электронных бланков) и комментариев/инструкций по их заполнению на общедоступных Интернет-серверах (как на центральном Wеb-сервере Госкомстата России, так и на серверах региональных органов), что позволит предприятию независимо получить доступ к актуальным формам и дополнительной информации (вопросы и ответы);

- использование электронной почты Интернет для пересылки информации в органы статистики с организацией защиты информации от несанкционированного доступа, при этом система должна обеспечить автоматическую подготовку и отправку подтверждений о доставке/приеме заполненной формы, подтверждение правильности заполнения или сообщение о наличии ошибок.

Для многих предприятий, особенно крупных и средних, актуальной является задача автоматизированного формирования статистической отчетности на основе импорта из уже используемых или планируемых к внедрению систем управления финансово-хозяйственной деятельностью. Поддержка такой функциональности, с одной стороны, будет способствовать повышению качества данных, с другой - позволит снизить трудозатраты на подготовку, ввод и проверку заполнения форм как со стороны предприятий, так и со стороны Госкомстата России. Реализация принципа открытости будет обеспечена путем опубликования требований к заполнению форм статистической отчетности и определения стандартного интерфейса для взаимодействия с ИВС, что позволит независимым разработчикам создавать специализированные расширения для различных систем учета, эксплуатируемых в настоящее время.

Ключевым моментом для обеспечения качества данных является осуществление входного контроля и проведение корректировок (восстановления) данных в случае их отсутствия или заведомой ошибочности.

При проведении указанных работ следует предусмотреть:

- унификацию алгоритмов и процедур контроля на всех уровнях системы, что позволит сократить сроки сбора данных, уменьшить объем передаваемых по сети данных за счет исключения передачи данных с ошибками;

- переход на пообъектовую схему учета, которая позволит повысить производительность и увеличить степень автоматизации процесса корректировки по сравнению с данными учета прошлых периодов;

- внедрение специализированных программных средств для осуществления редактирования и автокорректировки данных при обработке "неответов".

В перспективном плане стратегическими направлениями развития системы обмена информацией будут являться:

- осуществление перехода от существующей технологии использования обменных массивов с использованием электронной почты статистики (ЭПС), дистанционного сбора данных в формате телеграмм по телефонным каналам связи (СДС/ЭПС) и дистанционного сбора файлов (СДСФ) к использованию промышленных технологий обмена сообщениями и электронной почты, поддерживающей стандартные Интернет-протоколы;

- переход от технологии использования обменных массивов к репликации фрагментов баз данных путем обмена сообщениями;

- использование стандартов XML, прежде всего для обмена слабоструктурированными данными и межведомственного обмена;

- внедрение сертифицированных модулей электронной цифровой подписи для аутентификации источника и обеспечения контроля неизменяемости переданных данных;

- внедрение сертифицированных модулей шифрования для передачи информации ограниченного распространения по открытым каналам связи.

При этом в качестве единого основного протокола взаимодействия между узлами будет использоваться TCP/IP.

Развитие программно - технологических и технических средств

Приступая к разработке программно-технологических средств, мы не должны забывать, что в Госкомстате России создано большое количество прикладных программных средств. которые в течение ближайших нескольких лет будут одновременно эксплуатироваться.

В перспективе политика в области развития средств информатики будет строиться на основе принципа преемственности технических решений.

Выбор архитектуры прикладного программного обеспечения является более деликатной проблемой, чем выбор программного обеспечения для персональных компьютеров, так как продолжительность жизни некоторых прикладных программных средств составляет более 10 лет. Поэтому на этапе создания проекта необходимо сделать выбор, соблюдая максимальные меры предосторожности (консультации с внешними экспертами, проведение тестов и т.д.) и отдавая предпочтение продуктам тех компаний, в долгом существовании которых мы уверены.

Разработка новых прикладных программных средств будет основана на сетевой архитектуре средств информатики и на си-временных системах управления базами данных.

В области программного обеспечения для персональных компьютеров и связи между ними мы ориентируемся на продукцию Microsoft. Останется только определить, какой из пакетов программ для управления базами данных следует использовать.

В течение ближайших лет придется учитывать появление новых версий программного обеспечения, которое обновляется не только под влиянием технического развития, но и по чисто маркетинговым соображениям. Поставщики выпускают новые версии на рынок так часто, что никакое планирование в этой области невозможно. Мы видим нашу задачу в том, чтобы быстрее переходить к использованию новых версий Office 2000 и Windows 2000, но не принимать скоропалительных решений. В перспективе представляется целесообразным изучить возможности выработки замедленного графика смены версий, который не находился бы в полной зависимости от графика смены версий на рынке.

Рабочее место является точкой пересечения основных тенденций в области технического оснащения труда работников Госкомстата России. Каждому сотруднику необходимо выделить рабочее место, оснащенное так, чтобы соответствовать его служебным функциям. В качестве основной будет использоваться схема удобного стандартизированного рабочего места. Программное обеспечение для персональных компьютеров и коллективной работы должно создать благоприятные условия для электронного обмена данными, облегчить раскрытие прикладных программных продуктов и упростить техническое обслуживание.

В области операционных систем для рабочих станций в рассматриваемый период предстоит осуществить переход от используемых, прежде всего на устаревших моделях ПЭВМ, MS DOS и ранних моделей Windows к Windows NT Workstation или Windows 2000. Такой переход должен быть также синхронизирован с осуществлением модернизации технического обеспечения. Использование же версий Windows, построенных на основе NТ-технологии, к которым относится и Windows 2000, позволит повысить как надежность работы ПЭВМ из-за уменьшения количества сбоев ПО, так и значительно улучшить уровень защиты информации в ИВС.

В предстоящий период развитие архитектуры технических средств будет проводиться в следующих направлениях:

- формирование типовых конфигураций оборудования;

- развитие структурированных кабельных систем;

- развитие каналов связи на всех уровнях;

- внедрение средств управления сетями;

- переход на современные промышленные СУБД.

Типовые конфигурации будут строиться на основе стандартизованных элементов, включающих: универсальный сервер рабочей группы пользователей; сервер баз данных; сервер прикладной обработки (сервер приложений); скверы специальных технологий (Wеb-сервер, централизованное страховочное копирование данных и т. п.); сервер телекоммуникаций/почтовый сервер; внешний дисковый массив, обслуживающий группу серверов различных платформ; роботизированные архивы, обслуживающие все имеющиеся ресурсы; телекоммуникационное оборудование; серверы печати и средства электронно-издательской деятельности; рабочие места пользователей.

ИВС Госкомстата России базируется на локальных сетях подразделений, основанных на структурированных кабельных системах (СКС), отвечающих международному стандарту ISO/IEC 11801. Для достижения этой цели планируется произвести модернизацию имеющихся кабельных систем подразделений Госкомстата России и возведение новых.

Наиболее перспективным решением по организации связи между центром и территориями будет использование сети связи с ограниченным доступом, которая способна предоставить весь комплекс сетевых услуг (TCP/IP, HTTP, Mail, организацию виртуальных защищенных сетей VPN) для построения Интранет-сетей при обеспечении в то же время требований по защите информации от НСД. На районном уровне наиболее рациональным является переход на каналы связи, предоставляемые провайдерами Интернет, или региональные сети. При этом использование ресурсов сети Интернет возможно только после решения технических и организационных вопросов, гарантирующих надежность защиты ИВС и средств вычислительной техники от НСД.

Дальнейшее развитие технических средств позволило бы выдержать возрастающие нагрузки, а также появление нового профессионального и персонального программного обеспечения, поддерживать связь Госкомстата России с внешним миром, соблюдая при этом одновременно и правила по безопасности доступа, и правила по организации удобного доступа. Следует добиться, чтобы технические средства информатики не находились в зависимости от новых средств программного обеспечения, чтобы их развитие, напротив, "опережало" потребности. В особенности это касается электронных сетей.

Современные технические средства позволяют развивать любые формы "децентрализованной деятельности" и должны в значительной степени помочь расшить узкие места.

Развитие телекоммуникационной сети

Обмен информация постоянно увеличивается, что вызывает резкий рост объема информационных потоков, проходящих по каналам связи. Пропускная способность сетей имеет капитальное значение. Поэтому необходимо внедрить такие технологии и ввести такой порядок контроля, которые позволили бы все время поддерживать соответствие между пропускной способностью сетей и реальными потребностями. При этом нельзя забывать и об оптимизации сетей с экономической точки зрения.

Следует развивать архитектуру этих средств с учетом новых технологий и потребностей Госкомстата России в области телекоммуникационных средств информатики. Так. в настоящее время необходимо отказаться от лучевой архитектуры, при которой территориальные органы связаны друг с другом через центральный узел, и перейти к сетевой архитектуре, позволяющей создать взаимосвязанные системы.

Техническое задание предусматривает использование государственных защищенных сетей передачи данных, развитие которых определено в федеральных целевых программах.

Так, развитие телекоммуникационных средств подсистемы государственной статистики, а также развитие средств автоматизированного взаимодействия информационно-телекоммуникационных систем федеральных органов власти предусмотрено в Федеральной целевой программе "Создание и развитие ИТКС специального назначения в интересах органов власти на 2001 -2007 гг.", утвержденной постановлением правительства Российской Федерации 30 октября 2000 г. N853-63, а также в проекте программы "Электронная Россия".

В соответствии с концепцией развития ИВС Госкомстата России телекоммуникационная система государственной статистики развивается на базе сети передачи данных "Атлас".

Сеть передачи данных (СПД) "Атлас" создана Федеральным агентством правительственной связи и информации в соответствии с Указами Президента и Постановлениями Правительства Российской Федерации в рамках создания общероссийской телекоммуникационной системы для передачи конфиденциальной информации. Сеть "Атлас" обеспечивает обслуживание федеральных органов государственной власти и управления, органов государственной власти и управления субъектов Российской Федерации, силовых министерств и ведомств, в процессе выполнения ими своих функциональных обязанностей.

Сеть передачи данных "Атлас" в рамках единого информационного пространства Российской Федерации предоставляет набор телекоммуникационных и информационных услуг, широко используемых в международных сетях передачи данных. Возможность обмена данными, доступа к информационно-справочным системам, автоматизированный банкам данных и другим вычислительным ресурсам, подключенным к сети, реализует услуги по организации замкнутых групп пользователей. В сети действует распределенная система электронной почты "Атлас" на базе стандарта X. 400.

При развертывании СПД "Атлас" решаются следующие задачи:

- организация обмена данными различной степени конфиденциальности ИС органов государственной власти с обеспечением гарантированной безопасности переносимых по сети данных и реально достижимым уровнем защиты от воздействия "информационного оружия";

- обеспечение доступа информационных систем органов государственной власти к сети передачи данных по различным телекоммуникационным протоколам (Х.25, TCP/IP, FR и др.);

- обеспечение льготного предоставления телекоммуникационных услуг органам государственной власти.

Основу СПД "Атлас" составляет ее магистральная часть, развертываемая на базе связанных цифровыми каналами центрального узла (г. Москва) и девяти межрегиональных узлов (города Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Ставрополь, Саратов, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Хабаровск). Межрегиональные узлы предназначены для обслуживания пользователей в соответствующих субъектах Федерации и передачи трафика региональных узлов, создаваемых в остальных субъектах Российской Федерации.

Топология СПД "Атлас" радиально-узловая и охватывает все административные регионы Российской Федерации. Узлы сети расположены в 76 городах России. Все узлы сети взаимодействуют между собой по протоколу Х.25 или IP.

Сеть передачи данных "Атлас" в рамках единого информационного пространства Российской Федерации предоставляет возможность обмена цифровой информацией в формате электронной почты в соответствии с международным стандартом Х.400. Обмен сообщениями может осуществляться как в открытом режиме (открытые абонентские средства электронной почты), так и с использованием шифрования сообщений (закрытые абонентские средства электронной почты для обеспечения передачи информации, составляющей гостайну). В сети размещены 13 современных почтамтов распределенной системы электронной почты. Один из них установлен на ГМЦ Госкомстата России (внедрен в 2001 г.). В настоящее время идет подключение к электронной почте Х.400 сети "Атлас" территориальных комитетов государственной статистики.

Абонентами распределенной системы электронной почты (РСЭП) "Атлас" являются 29 министерств и ведомств Российской Федерации, органы управления администрации Президента, главы администраций субъектов Российской Федерации, центры правительственной связи, различные государственные учреждения, находящиеся на территории России.

В ближайшие годы большое влияние на информационную систему окажет широкое распространение Интернет-технологий.

Все чаще мы работаем в рамках единой сети, которая связывает нас с нашими партнерами в других министерствах и других странах. Интранет и Интернет являются техническими средствами, которые способствуют распространению методов коллективной работы, так как обеспечивают управляемый доступ к информации в едином формате.

Организация методов коллективной работы является важной перспективной темой. Она охватывает вопросы организации рабочих групп - этот вопрос приходится сейчас решать при внедрении непрерывного процесса производства статистической информации, а также вопросы организации проектных работ.

К этой же теме относится проблема электронного управления документооборотом. Эта проблема подсказана самой жизнью, и ее решение позволит наладить учет докладных записок, спецификаций к прикладным программным средствам (система документирования написания прикладных программных продуктов, кодирование источников, метаданные), а также создать архив профессиональных знаний Госкомстата России.

Программное обеспечение для коллективной работы явилось предметом пилотных проектов. Они подсказали следующие технические решения:

- в качестве средств поддержки программного обеспечения коллективной работы избрать стандарт "интранет";

- для электронного управления документооборотом отобрать такой пакет прикладных программ, который позволил бы оснастить каждое рабочее место удобным инструментом для размещения документов на Wеb-странице;

- при развитии системы "интранет" и дальше следовать принципу, согласно которому рабочее место каждого сотрудника, отвечающего за публикацию информации, должно быть оснащено простыми инструментами для создания и редактирования публикаций.

Обеспечение информационной безопасности

Развитие ИВС Госкомстата России, затрагивающее все области информационных технологий - от топологий локальных вычислительных сетей до специализированных статистических прикладных систем, требует повышенного внимания к обеспечению информационной безопасности конфиденциальных данных.

Для обозначения приоритетов развития системы информационной безопасности предусматривается:

- определение потоков информации ограниченного распространения (с разделением по классам информации).

- создание модели вероятного нарушителя и модель угроз информационной безопасности Госкомстата России (на основе анализа потоков информации);

- определение политики безопасности Госкомстата России и стратегии ее реализации, которая будет содержать технические описания применяемых технологий обеспечения информационной безопасности.

Обеспечение защиты информации с ограниченным доступом должно быть реализовано путем создания системы комплексной защиты информации, реализующей различные уровни криптографической защиты. При этом должна быть предусмотрена возможность поэтапного наращивания возможностей по защите информации на всех уровнях объектов ИВС. Требования обеспечения конфиденциальности и защиты от НСД будут реализованы, в частности, путем использования сертифицированных средств шифрования и электронно-цифровой подписи (ЭЦП) для обеспечения подтверждения авторства и неизменяемости предоставленных данных.

Организация процессов развития ИВС

Проектом предусматривается интенсификация работ в области статистической методологии с целью "создания унифицированного блока методов и инструментов сбора и обработки информации". Постановка данной задачи подразумевает применение в работе принципов промышленного производства, которые основывались бы на использовании набора стандартных инструментов и соответствовали унифицированной статистической методологии. Это подразумевает также снижение удельного веса специфических разработок и перенесение центра тяжести на разработку сквозных технических решений как в сфере статистики. так и в сфере информатики.

Развитие программных средств для федерального и регионального уровней будет происходить в среднесрочной перспективе на основе внедрения средств анализа и моделирования компонент ИВС, средств управления требованиями, средств конфигурационного управления и управления изменениями, средств оценки трудоемкости и планирования разработки, средств документирования, а также средств тестирования. Стратегическим направлением будет переход на единую методологию и современные инструментальные САSЕ-средства разработки приложений, которые обеспечат повышение качества процесса разработки при снижении трудозатрат проектировщиков и программистов.

Наряду с обеспечением процессов проектирования компонент ИВС, предполагается проведение организационных и технических мероприятий для решения задач поддержки ее функционирования, в том числе:

- реорганизация структур подразделений, осуществляющих сопровождение и поддержку программно-технических комплексов;

- внедрение специализированных программных средств для поддержки ИВС, управления ее материальными и интеллектуальными ресурсами;

- проведение широкомасштабного обучения новым информационным технологиям для всех администраторов, разработчиков и пользователей ИВС всех категорий;

- внедрение современных средств управления проектами.

Разработка и внедрение ИВС должны проводиться с использованием следующих вариантов:

1. Использование "мастерских программиста". Это позволит придать индустриальный характер разработке крупных прикладных программных продуктов и гарантировать надежность их функционирования.

2. Разработка нового специализированного прикладного программного обеспечения для реализации уникальных технологических схем. Эти схемы предназначены, как правило, для решения задач государственной статистики.

3. Внедрение, возможно с необходимой доработкой, промышленного программного обеспечения, реализующего типовые технологические схемы. Этот класс программного обеспечения реализует такие функции, как документооборот, управление сетями и пользователями, Интранет-служба и т. п.

4. Интеграция существующих уникальных компонент путем создания специализированных шлюзов в необходимых случаях, в частности, в течение периода внедрения новой версии системы.

Практическая реализация рассмотренных решений предполагается в рамках проекта "РСГС", что позволит создать базовое ядро ИВС. Это ядро будет обеспечивать функции доступа к общим информационным ресурсам и общесистемные сервисы. Специализированные задачи должны будут решаться отдельными компонентами, такими, как программные средства формирования выборок, проведения статистического анализа, импутации, редактирования данных и т. п., а также шлюзы к внешним информационным системам. Такой подход позволит обеспечить возможность постоянного совершенствования функциональности системы.

Появление новых технологических решений, равно как и появление у Госкомстата России новых потребностей, заставляют вносить в информационную систему частичные модификации. Решения о сути и масштабах этих модификаций должны приниматься таким образом, чтобы достичь целей без чрезмерных инвестиций.

Планомерное развитие информационной системы в выбранном направлении является общим делом заказчиков и разработчиков. Одна из целей заключается в том, чтобы еще больше укрепить сотрудничество между ними, вывести его на более высокий качественный уровень. Успешная модернизация информационно-вычислительной системы будет зависеть от совместной работы всех работников Госкомстата России независимо от их профессионального профиля.

Кадровые ресурсы и повышение уровня профессиональных знаний

Развитие технологий в области информационных систем требует постоянного повышения уровня профессиональных знаний. Важно добиться, чтобы все сотрудники имели профессиональные знания и навыки, необходимые для воплощения в жизнь новых технологий. Работники Госкомстата России должны владеть всеми современными информационными технологиями, в том числе Интранет, Интернет-технологиями, геоинформационными технологиями, технологиями обеспечения безопасности, а также овладеть методами управления, которые позволяют обеспечить скоординированную работу всей совокупности инфраструктурных элементов.

Положение с кадровыми ресурсами в сфере информатики является очень деликатной проблемой.

Если провести анализ состояния кадровых ресурсов и сопоставить его результаты с поставленными задачами, то выявляется несоответствие. Штат сотрудников службы информатики практически не увеличивается. Служба информатики испытывает недобор молодых сотрудников и руководителей, а в краткосрочной перспективе также и нехватку высококлассных специалистов для решения задач в области создания сетевой архитектуры средств информатики.

Для решения проблемы необходимо разработать мероприятия, в которых предусмотреть повышение профессиональной компетенции работников службы информатики, в том числе с использованием средств дистанционного обучения, более активное использование услуг субподрядчиков, а также рассмотреть вопросы интеграции решения проблем в области информатики в профессиональную деятельность работников статистики.

Разработка и реализация проектных решений

В рамках разработки технического проекта развития ИВС Госкомстата России планируется разработка эскизного и технорабочего проектов, разработка специализированного программного обеспечения, проведение пилотных проектов и приемо-сдаточных испытаний.

Разработка эскизного проекта должна проводиться на основе результатов моделирования. Предусмотрена разработка эскизного проекта, включающего схемы организационной и функциональной структуры ИВС Госкомстата России, структурные схемы комплексов технических средств.

В ходе технического проектирования разрабатываются детальные спецификации закупаемого системного программного обеспечения и оборудования для пилотных проектов и типовые спецификации для закупок по системе в целом. Необходимо предусмотреть возможность модификации спецификации в течение срока закупок.

Технический проект должен быть разработан для всех компонент в соответствии с Техническим заданием. Состав разрабатываемых документов определяется в соответствии с ГОСТом. Продолжительность разработки технического проекта определена заданием и составляет три месяца.

Разработка специализированного программного обеспечения осуществляется для всех подсистем ИВС Госкомстата России с необходимой рабочей документацией, включая технологические инструкции, руководства пользователя, инструкции по формированию и ведению баз данных, по эксплуатации комплекса технических средств, программы и методики испытаний компонент ИВС в соответствии международными и российскими стандартами. На этом этапе должны быть подготовлены рекомендации по совершенствованию структуры информационно-технологических служб, а также разработаны проекты организационных нормативно-методических материалов по эффективной эксплуатации ИВС. Продолжительность разработки - пять месяцев.

После разработки технического проекта и специализированных программных средств будут выполнены пилотные проекты по апробации разработанных решений и проведены приемо-сдаточные испытания. Срок проведения пилотных проектов и приемо-сдаточных испытаний установлен четыре месяца.

К началу апробации и приемо-сдаточных испытаний следует осуществить поставку и монтаж необходимого оборудования в соответствии с технорабочим проектом, а также организовать каналы связи необходимой пропускной способности.

Комплексный пилотный проект должен охватывать полную технологическую цепочку выполнения статистического обследования, включая все этапы от формирования экономического описания до представления статистических данных внешним пользователям.

В ходе пилотных проектов должна быть проведена практическая проверка функционирования средств защиты информации ИВС.

После приемо-сдаточных испытаний планируется разработать мероприятия по техническому оснащению системы Госкомстата России, переводу всех задач статистического наблюдения на новую технологию.

В настоящее время заложенные в основных направлениях развития ИВС Госкомстата России решения находят практическое применение.

Утвержденный председателем Госкомстата России план развития информационных ресурсов и информационных технологий, мероприятия программы ТАСИС на 2001 г. также нацелены на реализацию основных направлений развития ИВС Госкомстата России. Так, предусмотрен перевод в среду Windows действующего и разрабатываемого прикладного программного обеспечения, отработка телекоммуникационного взаимодействия федерального и регионального уровней на базе быстродействующих цифровых каналов связи.

Кроме того, в рамках плана закупок по кредиту МБРР предусматривается с начала 2002 г. создание автоматизированной системы управления кадровыми ресурсами и кадровыми процессами системы государственной статистики, требования к которой формировались исходя из основных направлений развития ИВС Госкомстата России. На базе ГИС-технологий и статистических данных начата разработка унифицированной геоинформационной системы статистики. Для проведения рада пилотных проектов и обучения специалистов современным информационным технологиям в 1 -м полугодии 2002 г. планируется поставка 1500 рабочих станций и 240 миникомпьютеров.

Находящаяся в стадии разработки Программа развития информационно-вычислительной системы Госкомстата России на 2002-2004 гг. позволит уточнить наши цели и последовательность действий. Предусматривается подготовка ежегодного отчета о ходе выполнения работ, включающего предложения о внесении поправок и дополнений в Программу развития ИВС Госкомстата России.


1, стр. 34-42, Вопросы статистики
10.01.2002
Материалы по теме:
Конференция
Минсвязи России
ФЦП «Электронная Россия»
Текст ФЦП
Биография Короткова А.В.
СМИ о ФЦП «Электронная Россия»
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Минсвязи России
Рамблер
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2002 Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов сайта www.garweb.ru
допускается только со ссылкой на источник информации