Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта

«Электронная Россия: проблемы и перспективы»
Интернет-конференция

Обзор публикаций СМИ о ФЦП «Электронная Россия»


ПУТЬ К "ЭЛЕКТРОННОЙ РОССИИ" ЛЕЖИТ ЧЕРЕЗ VSAT

В первые дни кинематографа одна предприимчивая американская компания создала серию документальных фильмов под названием "Движение времени". Каждый из этих кратких информационных роликов завершался утверждением: "Время идет вперед". Бесспорно, идет. И человечество тоже.

В 1981 г. Генеральная Ассамблея ООН указала на "основополагающее значение инфраструктуры электросвязи, как главного элемента социального и экономического развития всех стран". Это побудило МСЭ на Полномочной конференции в Найроби в 1982 г. принять решение о создании Независимой комиссии, задачей которой стало определить пути стимулирования развития электросвязи во всем мире. В результате работы этой комиссии появился опубликованный 16 лет назад (а именно - в 1986 г.) отчет под названием "Недостающая линия", обозначивший цель мирового телекоммуникационного сообщества того времени - сделать телефонную связь доступной каждому жителю.

А теперь вспомним декларацию, прозвучавшую на заседании ГКЭС в сентябре 2001 г. (15 лет спустя!), "необходимо обеспечить телефонной связью население тех 54 тыс. населенных пунктов России, которые на сегодняшний день не имеют телефонной связи". Справка: большая часть из этих 54 тыс. располагается в районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Безусловно, благодаря новым технологиям, разрывы в уровне развития электросвязи разных стран сегодня сокращаются. Все меньше остается таких мест на планете, откуда нельзя дойти пешком до ближайшего телефона. Но "нет в мире совершенства": когда одна пропасть сокращается, другие расширяются. Сейчас социологи и философы все активнее говорят о проблеме информационного неравенства. Суть ее в том, что в обществе появляется "пропасть" (она уже получила название "цифрового разрыва") между людьми, которые соединены с глобальной информационной сетью, и теми, кто такого доступа не имеет. Одобренная летом прошлого года правительством России федеральная целевая программа "Электронная Россия 2002-2010" - своеобразная попытка преодолеть этот разрыв и оказаться в "цифровом будущем", уже ставшим для развитых стран настоящим.

По мнению министра Российской Федерации по связи и информатизации Леонида Реймана, высказанному на брифинге, посвященном этой программе, одной их главных проблем для нашей страны сегодня является доступность информационных услуг для широких слоев общества. А реализация программы "Электронная Россия" сможет предоставить всему населению страны возможность доступа к огромным богатствам современных информационных ресурсов, без которых невозможны дальнейшая жизнь и развитие.

Как же решить столь масштабную задачу? Хотя сегодня российские телекоммуникационные компании, занимающиеся наземной связью, владеют технологиями и сетями мирового уровня, для столь масштабной задачи требуется нечто большее. Необходимо создать единое информационное пространство на всей территории нашей огромной страны, обеспечив при этом равные возможности доступа всем, независимо от места проживания, причем не только к широкому кругу источников разнообразной информации внутри России, но и ко всему богатству мировых информационных ресурсов.

Заметим, что за последние годы в структуре рынка электросвязи произошли кардинальные изменения. Традиционный рынок услуг - магистральная радиотелефония по радиорелейным линиям постепенно утрачивает свои приоритетные позиции, так как в промышленно развитых регионах дешевле строить магистральные волоконно-оптические сети, обладающие более высокими пропускной способностью и экономической эффективностью. Однако в труднодоступных и малонаселенных районах прокладка волоконно-оптического кабеля экономически нецелесообразна или просто невозможна, как, впрочем, и строительство радиорелейных линий.

Очевидно, что осуществить программу "Электронная Россия" без спутников не получится. Каково же сегодня состояние рынка услуг спутниковой связи в родном отечестве?

В стране и мире

Услуги спутниковой связи, по мнению аналитиков рынка, имеют заметную тенденцию роста. Действительно, если в 1997 г. рынок этих услуг оценивался в 18 млрд. долларов, то к началу нового столетия на их долю уже приходилось около 2, 7% (24 млрд. долларов) объема мирового телекоммуникационного рынка всех услуг связи (800 млрд. долларов). По их прогнозам, к 2005 г. удельный вес спутниковой связи на глобальном рынке услуг возрастет до 5, 5% от общего объема (1 200 млрд. долларов) и составит 75 млрд. долларов, а уже в 2007 г. достигнет отметки 150 млрд. долларов. Такая скорость прироста мирового рынка этих услуг объясняется, прежде всего, высокими темпами развития технологий VSAT и мультимедиа, а также цифрового телевещания. Сейчас мировой рынок спутниковой связи предлагает потребителю пропускную способность 6000 транспондеров на действующих космических аппаратах. Из них на Азиатско-Тихоокеанский регион приходится почти 27%, Северную Америку - 26%, Центральную и Восточную Европу - 6%.

В области спутниковых технологий наиболее динамично развивается рынок земных станций спутниковой связи с антеннами малого диаметра, на базе которых и реализуется технология VSAT - автоматизированные сети спутниковой связи, обеспечивающие передачу цифровых информационных потоков с различными скоростями. Если в конце 1999 г. в мире было установлено около 300 тыс. приемо-передающих VSАТ-терминалов, то сегодня объем рынка VSAT уже превысил 600 тыс. Ежегодная прибыль от их продаж составляет около 250 млн. долларов. При этом следует подчеркнуть, что в мире происходит быстрое снижение тарифов на предоставляемые VSАТ-услуги; сегодня, по данным "VSAT Форума", они составляют 0, 03-0, 17 долл./мин (в зависимости от региона). Ожидается, что указанная тенденция сохранится и в дальнейшем и основные объемы спутникового трафика будут путешествовать по выделенным и корпоративным сетям на базе VSАТ-технологий.

Доля России (фактически, владельца отечественной спутниковой группировки, государственного унитарного предприятия "Космическая связь" - ГП КС) в 2000 г. составила около 25% от общего объема рынка спутниковой связи Центральной и Восточной Европы, и всего лишь 1, 6% от общего объема мирового рынка.

Существующая федеральная система спутниковой связи гражданского назначения состоит из 9 спутников серии "Экспресс", "Горизонт", (ГП КС) и одного спутника "Ямал-100" (ОАО "Газком"), расположенных на геостационарной орбите. Десять спутников в сумме имеют 75 работоспособных транспондеров (58 в С-диапазоне, 13 в Кu-диапазоне и 3 в L-диапазоне).

Как известно, мировой рынок связи, в том числе и спутниковой, относится к областям бизнеса с высокой нормой прибыли, поэтому предложений воспользоваться ресурсами зарубежных КА российским потенциальным пользователям поступает немало. Однако именно по причине острейшей конкуренции на европейском и мировом рынках в России Была разработана система приоритетов, касающаяся применения спутниковых систем, которая одобрена ГКРЧ и закреплена Постановлением Правительства РФ N1016 от 2 сентября 1998 г. Согласно этому постановлению, российские операторы должны преимущественно использовать ресурсы российских спутников или спутниковые сети международных организаций, членом которых является Россия ("Интерспутник" и др.). Исходя из этого космический сегмент, используемый для российских сетей VSAT, создается но основе ретрансляторов, арендуемых, как правило, на отечественных и реже на зарубежных геостационарных КА.

Однако реальное состояние орбитальной группировки системы спутниковой связи и вещания не позволяет полностью удовлетворить существующие и тем более перспективные потребности российских государственных и коммерческих пользователей в услугах спутниковой связи и вещания. Так, по данным специалистов "Росавиакосмоса", потребности России до 2005 г., могут быть удовлетворены при наличии не менее 244 транспондеров, из них 45 - для цифрового вещания. Общий же ресурс всех космических аппаратов (КА), предполагаемых к запуску в России до 2005 г., по самым оптимистическим прогнозам, должен составить 212 транспондеров. Система фиксированной спутниковой связи с учетом планов обновления орбитальной группировки на ближайшие годы будет базироваться на действующих спутниках "Горизонт", новых спутниках "Экспресс-А", "Ямал-100", а также спутнике организации "Интерспутник" - LMI-1.

Россия имеет огромную территорию, простирающуюся с Запада на Восток от 25ш в.д. до 170ш в.д. Одновременно "увидеть" всю территорию с одного геостационарного КА невозможно. Наиболее оптимальным с точки зрения ее полного охвата считается расположение одного спутника на дуге геостационарной орбиты от 80ш до 90ш в.д. При таком размещении геостационарного спутника он практически виден с большей части России под углом более 10ш . Исключение составляют территории Калининградской области, Чукотки и Камчатки, а также территории, расположенные севернее 75" с.ш. Если стоит задача охвата территории Европы, России и стран СНГ с помощью двух или трех спутников, их следует расположить на дуге геостационарной орбиты от 11ш з.д. до 145ш в.д.

Все спутники, перечисленные в табл. 1, имеют "традиционную" конфигурацию С (6/4 ГГц) и Кu (14/12 гТц) диапазонов без коммутационного оборудования и обработки сигналов на борту. Поэтому в течение ближайших лет вряд ли стоит ожидать появления на российском рынке VSАТ-сетей, работающих через космический сегмент на основе транспондеров иной конфигурации, например, с коммутаторами.

Российское государственное унитарное предприятие "Космическая связь" занимает 15-е место в мире среди 47 крупнейших операторов спутниковых сетей связи. На внутреннем, российском, рынке доля ГП КС составляет 64%. Когда проект "Обновление российской спутниковой группировки" будет реализован полностью (т.е. к 2005 г.), ГП КС сможет войти в десятку крупнейших операторов мира с долей около 4%. При этом доля предприятия на внутреннем рынке вырастет до 83%.

Существующие планы развития отечественной орбитальной группировки, получившие в прошлом году реальную государственную поддержку в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N656, предусматривают пока производство спутников только с упомянутой выше "традиционной" конфигурацией транспондеров. Что касается вариантов задействования для сетей VSAT в России других диапазонов, кроме С и Кu, то в настоящее время, хотя и существует потенциальная возможность использования частотного ресурса вещательной спутниковой службы космического аппарата "Бонум-1" в диапазоне 18/12 ГГц, но из-за нерешенности проблемы координации земных станций VSAT на территории России в диапазоне 18 ГГц трудно рассчитывать на ее практическую реализацию без соответствующей поддержки Администрации связи Российской Федерации.

Анализ потребностей в спутниковых каналах показывает, что перспективная спутниковая система связи должна по-прежнему включать три подсистемы. Это, во-первых, фиксированная спутниковая связь для обслуживания Взаимоувязанной сети связи России, а также наложенных и корпоративных сетей; во-вторых, сеть спутникового телевизионного звукового радиовещания, в том числе непосредственного вещания; не следует забывать и о бурно развивающейся подвижной персональной спутниковой связи.

К сожалению, нельзя не отметить, что более половины КА, эксплуатируемых в составе российской орбитальной группировки, - это устаревшие модели отечественных спутников связи "Горизонт" и "Экспресс". Существенным недостатком этих спутников является недостаточно высокая точность удержания КА в заданной точке геостационарной орбиты, что обусловлено, прежде всего, несовершенством ("Горизонт") или неисправностью ("Экспресс") бортовой системы коррекции орбиты.

Потенциальные пользователи

В настоящее время российский рынок VSAT составляет 3, 2% от мирового. Число установленных терминалов типа VSAT к концу 2001 г. достигло 1900. Из них 1200 терминалов работают в корпоративных сетях, о 350 функционируют в составе коммерческих сетей. Остальные же VSАТ-терминалы используются в качестве выделенных земных станций. Достоверных сведений о числе планируемых и строящихся в настоящее время пользовательских земных станций (ПЗС) нет. Ожидается, что в России прирост числа терминалов VSAT сохранится на уровне 100-150 станций в год, по крайней мере, до 2003 г.

Сегодня в нашей стране спутниковые сети, в основном, принадлежат крупным ресурсосберегающим и финансовым компаниям с разветвленной структурой, включающей множество территориально удаленных филиалов. Однако зачастую в районах, где расположены филиалы крупных компаний, отсутствуют не только высокоскоростные спутниковые магистрали, но и вообще какая-либо телекоммуникационная инфраструктура. Корпоративные сети проектируются и реализуются как выделенные, предназначенные для обеспечения внутрипроизводственной и/или технологической связи. Однако потенциальный ресурс таких сетей по разным причинам (часто не зависящим от владельца) существенно превышает реальные потребности корпоративного пользователя.

В целом потенциал рынка средств спутниковой связи в нашей стране (особенно терминалов типа VSAT) достаточно высок. В первую очередь в силу действия таких объективных факторов, как наличие обширных территорий, отсутствие в большинстве регионов современной наземной инфраструктуры и необходимость быстрого развертывания сетей связи. В последнее время большой интерес вызывает возможность использовать сегментов крупных VSАТ-сетей или их ресурсов для предоставления коммерческих услуг связи.

Российской "особенностью" проектирования спутниковых корпоративных сетей является создание специализированных компаний, на которые возлагаются функции сетевых операторов. Однако их коммерческая самостоятельность весьма относительна, и без соответствующей финансовой поддержки владельца и основного пользователя корпоративной сети, деятельность таких операторов, как правило, прекращается, о чем свидетельствует, например, "печальный" опыт компаний "Собтел" и "Северсталь Коммуникации".

В число абонентов корпоративных спутниковых сетей VSAT обычно входят только производственные или административные структуры, близкие к основному пользователю сети. Поэтому бессмысленно говорить об открытой конкуренции между операторами корпоративных и коммерческих сетей VSAT.

Одной из наиболее крупных является сеть ЦБ РФ. К концу 2002 г. число терминалов VSAT в ней достигнет 250, а ее полный проект предусматривает установку до 400 терминалов VSAT в 26 регионах России. Для реализации этого проекта привлекаются специализированные поставщики, проектные и строительно-монтажные организации.

Предпочтительный диапазон для VSAT

В настоящее время фиксированная спутниковая связь (ФСС) организуется, как правило, в трех диапазонах частот: С (6/4 ГГц), Кu (14/1 1 ГГц) и Ко (20/30 ГГц). Как показывает прогноз, в мире в период до 2006 г. предполагается изготовить и запустить на орбиту свыше 270 коммерческих КА общей стоимостью более 24 млрд. долларов, в том числе около 100 из них - нового поколения, использующих Ка-диапазон - 20/30 ГГц. К 2015 г. прогнозируется увеличение общего числа спутниковых транспондеров до 11 тыс., причем в основном на спутниках, работающих в Кu- и Ка-диапазонах частот.

В России же в основном эксплуатируются VSАТ-сети, работающие в С-диапазоне. Корпоративные сети Кu-диапазона, работающие через зарубежные спутники, скорее исключение, чем правило. Анализ распределения емкости спутников космической группировки показывает, что хотя Россия и движется в русле общемировых тенденций, но темпы развития ее спутниковой отрасли существенно отличаются от общемировых (см. табл. 2). Однако в течение ближайших 5 лет планируется кардинально обновить российскую космическую группировку. Новые КА будут иметь, наряду с традиционным оборудованием С-диапазона, ретрансляторы Кu-диапазона, при этом размещение на российских спутниках ретрансляторов Ка-диапозона пока не планируется.

Попробуем проанализировать, учитывая существующие реалии, какой же диапазон частот наиболее предпочтителен для России.

Один из важных факторов, который следует учитывать при выборе диапазонов частот для российских сетей VSAT, состоит в учете ее территориального расположения. Россия является северной страной, так как 95% ее территории расположено выше 55 с.ш., а основные промышленные предприятия и население сконцентрированы в пределах от 50 до 60ш с.ш.

Это обстоятельство ограничивает рабочие углы место антенн земных станций - они обычно не превышают 30ш. Что же касается малонаселенных регионов, расположенных севернее 70ш с.ш., то в них рабочий угол места антенн земных станций должен быть даже ниже 15ш - и это при работе со спутниками, расположенными оптимально относительно земной станции. Ранее уже говорилось, что для охвата большей части территории России с помощью одного спутника оптимальным считается его размещение но дуге геостационарной орбиты в пределах от 80ш до 90ш в.д.

Очевидно, чем ниже угол место и выше рабочий диапазон частот, тем больше потери на пути распространения сигнала. Особенно заметно этот эффект проявляется при работе земных станций в Ки- и Ка-диапазонах с низкими углами места их антенн, при которых характерно резкое возрастание потерь из-за удлинения пути, проходимого сигналом в атмосфере, и, кок следствие, - увеличения затухания сигналов в атмосфере.

Величина ослабления сигнала в атмосфере определяется многими факторами. При распространении радиоволн в свободном пространстве разница в затухании волн разных диапазонов почти незаметна, так кок для всех (С, Кu и Ка) его значение (по крайней мере, для углов места более 10ш) не превышает 1 дБ. Однако ситуация существенным образом меняется, если учесть потери сигнала в атмосферных осадках.

При этом разница между потерями, вносимыми осадками в сигналы С-, Кu- и Ка-диапазонов, резко возрастает особенно при углах места 15ш и менее. Очевидно, что чем "гуще" осадки, тем больший энергетический запас необходим как в линии "Земля-космос", так и в линии "космос-Земля".

Не вдаваясь в расчетные подробности, скажу, что разница в затухании сигналов С- и Кu-диапазонов при дожде составит в зависимости от климатической зоны от 0, 6 до 2 дБ, это означает, что для снижения потерь распространения предпочтительнее использовать VSАТ-оборудование, работающее в С-диапазоне.

Однако решать вопрос об оптимальности использования того или иного диапазона частот только на основании географического расположения России и энергетических потерь было бы слишком упрощенно. Не менее важны такие технико-экономические показатели, как затраты на аренду частотного ресурса, расходы, связанные с эксплуатацией VSАТ-станций, стоимость антенн и приемо-передающего оборудования и др.

Анализ типичных соотношений параметров земных станций показывает, что при прочих равных условиях переход из С- в Кu-диапазон позволяет уменьшить размеры антенн и требуемую мощность передатчика ориентировочно в 1, 5 раза. Это приводит к удешевлению антенн на 30-40%, а высокочастотного внешнего блока примерно на 5-15%. Аналогичные оценки для станций Ка-диапазона выполнить невозможно (их практически нет на рынке), однако ясно, что указанная выше тенденция будет сохраняться.

Текущие эксплуатационные затраты на содержание VSАТ-сети зависят не только от диапазона частот, но и от стоимости аренды частотного ресурса спутника. Абсолютные значения арендной платы варьируются в довольно широких пределах, в том числе для разных регионов. Однако, если ориентироваться на данные, опубликованные для спутников Intelsat, то годовые затраты на аренду одного транспондера спутникового ретранслятора С-диапазона с полосой 36 МГц составляют примерно 1, 2 млн. долларов, а Кu-диапазона с той же полосой - 1, 6 млн. долларов в год. Такая разница в арендной стоимости объясняется, прежде всего, более сложным в исполнении спутниковым ретранслятором.

Таким образом, анализ перспективы использования в качестве рабочих С-, Ки- и Ка-диапазонов частот при построении VSАТ-сетей в России показывает: (Станции VSAT, работающие в С-диапазоне, лучше всего использовать в высокоширотных регионах (выше 65-70ш с.ш.), а также на той территории России, где рабочие углы места антенн земных станций не превышают 10-15ш. Вероятно, С-диапазон будет использоваться чаще всего для создания спутниковых линий магистральной связи, в которых требуется обеспечить высокую вероятность безотказной работы.) Станции VSAT, работающие в Кu-диапазоне, более предпочтительны практически на всей территории РФ, кроме северных районов. При прочих равных условиях размеры их антенн и излучаемая мощность передатчика примерно в 1, 5 раза меньше, чем для станции С-диапазона. Соответственно меньше и стоимость VSАТ-станции в целом. Что же касается затрат, связанных с арендой более дорогого частотного Кu-ресурса, то, учитывая общемировую тенденцию снижения стоимости частотного ресурса, можно прогнозировать, что в ближайшие годы эта разница не будет столь ощутимой.

Трудности внедрения

В настоящее время на территории РФ в составе сетей VSAT работает относительно небольшое количество земных станций спутниковой связи. Это объясняется не только очевидной проблемой ограниченной платежеспособности пользователей услуг VSАТ-сетей, но и недостаточным уровнем правового и организационно-методического обеспечения таких сетей.

В России процедура развертывания VSАТ-сети регламентируется Федеральным законом "О связи". Постановлением Правительства РФ "О порядке изготовления, приобретения, ввоза в Российскую Федерацию и использования на ее территории РЭС", решением ГКРЧ "О применении на территории Российской Федерации малых станций с диаметром антенн до 3, 8 м и более" и инструкцией ГКРЧ от 01.1 2.99 "О порядке оформления и выдачи разрешений на ввоз и эксплуатацию малых земных станций спутниковой связи". Сроки получения разрешительных документов определяются Приказом Госкомсвязи России от 12.05.99 и не должны превышать 90 дней. Отметим, что в Европе аналогичная процедура занимает 1-2 месяца.

Для сдачи станций в эксплуатацию требуется масса документов: решение ГКРЧ, сертификат соответствия, проектная документация, разрешение на использование частот для каждой земной станции (ЗС), санитарные паспорта и др. Ориентировочные расходы на оформление разрешительных документов составляют 4, 5-6 тыс. долларов (для сравнения скажу, что в США эта цифра несколько ниже - 2-4 тыс. долларов). В эту стоимость, естественно, не входят оплата аренды ресурса транспондера ретранслятора КА и затраты на пуско-наладочные работы наземного сегмента.

Действующая процедура назначения радиочастот состоит из документальной и технической экспертизы. В процессе документальной экспертизы представленные материалы проверяются на их полноту и правильность заполнения, а также определяется необходимость проведения работ по международно-правовой защите заявленных ЗС. Техническая экспертиза связана с определением конкретных номиналов частот, характеристик и конкретных мест установки заявляемых для эксплуатации VSАТ-станций. Кроме того, частотные присвоения действуют строго на определенное место установки станций и конкретный транспондер КА. Любые изменения требуют подачи новой заявки, даже в ситуациях, произошедших не по вине пользователя. Так, выход из строя или ухудшение пропускной способности ретранслятора, в частности, отказ одного его транспондера, автоматически приводит к необходимости переоформления разрешений, а это, как известно, - время и деньги (и хорошо еще, если компания-оператор возьмет часть затрат на себя).

Решить если не все, -то хотя бы часть этих проблем, КОК Предполагается, должна недавно созданная межведомственная рабочая группа по V5AT, в состав которой входят представители Минсвязи России, НИИР, ОАО "Газком", "Интерспутник", Государственного таможенного комитета и др. Ожидается, что эта группа сформулирует предложения по корректировке порядка регулирования использования спутниковых сетей с терминалами VSAT, совершенствованию таможенных правил ввоза на территорию России земных станций спутниковой связи, предназначенных для организации спутниковых VSАТ-сетей, а также по упрощению разрешительных процедур выделения полос радиочастот и сокращению сроков оформления разрешительных документов на эксплуатацию малых земных станций (включая VSAT), предназначенных для организации спутниковой связи через российские спутники. Кроме того, группа предполагает проанализировать возможность выделения отдельных участков радиочастот в диапазонах фиксированной спутниковой службы для преимущественного использования в сетях VSAT.

Тернистый путь к информатизации

Осознание всех проблем спутниковой связи в России заставляет обращаться к извечному вопросу русской интеллигенции: "Что делать?" Дать разумный и однозначный ответ, не сбиваясь при этом на общие рассуждения о месте России в мире, сегодня довольно затруднительно. Ясно одно - мы не решим проблем вхождения России в мировую экономику без внедрения новых информационных технологий. Только так можно обеспечить свободу выбора информации для тысяч жителей сел и малых городов, сейчас такового не имеющих. Развитие информационно-телекоммуникационных технологий позволит всем соотечественникам дистанционно получать качественные медицинские, юридические и иные виды консультационных услуг, почти безгранично расширит возможности дистанционного образования, зоны охвата электронной торговли и рекламное пространство.

В последние годы ситуация на телекоммуникационном рынке России меняется в лучшую сторону. Наша страна постепенно выходит из кризиса, и уже наметилась устойчивая тенденция к возрождению российской промышленности, а это в свою очередь стимулирует спрос на спутниковые технологии. Ситуация во многом будет зависеть от успешной реализации федеральных или региональных программ в области телекоммуникаций.

Сервисы доставки информации развиваются весьма успешно. Так, услуги беспроводного радиодоступа к информационным сетям различного уровня сегодня переживают фазу подъема: качество стало лучше, появляются новые службы и приложения. Устойчивый рост наблюдается и в области фиксированного широкополосного доступа на базе самых разнообразных технологий. Сети такого рода построены или строятся в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и многих других городах. Все это в самое ближайшее время должно привести к серьезным изменениям на российском рынке информационных услуг. Тем более что правительство через программу "Электронная Россия" намерено способствовать развитию глобальной информационной сети.

Географические особенности нашей страны, структура размещения производства, неоднородность регионов по плотности населения, а также отставание развития транспортной инфраструктуры придают особую роль "в деле информатизации" системам удаленного доступа. Поскольку во многих районах спутниковые системы являются единственным средством связи и вещания, то для телефонизации, а в дальнейшем для подключения к информационному сообществу этих населенных пунктов, наиболее привлекательны выделенные сети на базе спутниковых технологий.

Однако, выбирая телекоммуникационное решение, необходимо учитывать особенности спутниковых систем. И особенности эти зачастую противоречивы. Действительно, с одной стороны - чрезвычайно высокая стоимость проектов и длительные сроки их окупаемости, но с другой - довольно высокая рентабельность, в пересчете на срок активного существования спутника на орбите. Однако, согласитесь, вряд ли разумно занимать ресурс спутникового транспондера для передачи телефонных сигналов между двумя соседними деревнями - пусть даже и на Крайнем севере. Гораздо выгоднее может оказаться комбинированное решение, когда в составе инфраструктуры регионального оператора электросвязи строятся базовые станции беспроводного доступа к ТфОП, которые связываются между собой радиорелейными линиями или спутниковыми каналами с использованием, например, технологии VSAT.

Все "плюсы" и "минусы" применения спутников связи коммерческими операторами определяются технико-экономическими характеристиками этих спутников и не зависят от их национальной принадлежности. Оговоримся, однако, что государственным и ведомственным пользователям необходимо учитывать вопросы информационной безопасности. Если же характеристики зарубежного спутника для развертываемой сети VSAT лучше, чем российских спутников, то ничто не может помешать коммерческому оператору использовать ресурсы зарубежного спутника.

В заключение хочется вспомнить, что информационные потоки путешествуют по планете, не осознавая, что они пересекают государственные границы. Информационное сообщество - это глобальная деревня. "Деревня" в хорошем смысле - когда каждый может зайти поболтать о погоде, не обращаясь для этого в посольство за визой. Проекты и идеи в области высоких технологий интернациональны. Ценность и прогрессивность стандартов и технологий не зависит от страны, в которой они придуманы. Время идет вперед. Появляются и будут продолжать появляться новые технологии, и они определяют политику в мире телекоммуникаций, они диктуют условия их собственной реализации, а не наоборот.

Как известно, в ряде европейских стран и США принят особый правовой режим для реализации проектов по внедрению новейших цифровых и информационных технологий связи и вещания. И хотя конкретные тексты соответствующих подзаконных актов, конечно же, различны, их объединяет стремление ни в коей мере не чинить препятствий операторам, а создавать условия для их гармоничного развития и наиболее эффективного применения этих технологий на благо общества.

В настоящее время в нашей стране существует целый комплекс федеральных программ, направленных на интенсивное развитие инфокоммуникаций. Если они будут реализованы не на бумаге, то, безусловно, станут "питательной средой", так необходимой новым технологиям, ростки которых - то тут, то там - пробиваются на российских просторах.

Таблица 1: Спутники, которые "видны" с территории России и стран СНГ

Материалы доступны в бумажной версии издания

Таблица 2: Распределение емкости космической группировки спутников связи и вещания (в процентах)

Материалы доступны в бумажной версии издания


Ю. Волкова, канд. техн. наук, главный специалист УЧР Минсвязи России, 3, стр. 38-42, Теле - спутник
19.03.2002
Материалы по теме:
Конференция
Минсвязи России
ФЦП «Электронная Россия»
Текст ФЦП
Биография Короткова А.В.
СМИ о ФЦП «Электронная Россия»
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Минсвязи России
Рамблер
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2002 Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов сайта www.garweb.ru
допускается только со ссылкой на источник информации