Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта

«Электронная Россия: проблемы и перспективы»
Интернет-конференция

Обзор публикаций СМИ о ФЦП «Электронная Россия»


ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

(Теоретические аспекты)

Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы правового регулирования возникающих при этом общественных отношений.

Общепризнано, что информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации. Национальная безопасность Российской Федерации существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности.

В Концепции национальной безопасности РФ (в редакции, утвержденной Указом Президента РФ N 24 от 10 января 2000 г.) подчеркивается необходимость развития законодательства в области обеспечения информационной безопасности. Эти положения развиваются в Доктрине информационной безопасности РФ, одобренной Президентом РФ 9 сентября 2000 г., и в Основных направлениях нормативного правового обеспечения информационной безопасности, одобренных на заседании Межведомственной комиссии Совета Безопасности РФ по информационной безопасности 27 ноября 2001 г., где определяются не только угрозы информационной безопасности, но и отражены официальные взгляды на цели, задачи, принципы и основные направления развития законодательства в указанной области.

Для нормотворческой деятельности, связанной с реализацией задач по совершенствованию законодательства в данной области, необходимо исследование теоретических аспектов, касающихся определения предмета этой отрасли законодательства, роли и места в системе информационного законодательства, основных характеристик и особенностей метода правового регулирования, а также правовых институтов. Изучение указанной проблемы тесно связано и в значительной степени зависит от решения другой, на наш взгляд, важной теоретической проблемы, имеющей существенное практическое значение, - признания информационного права в качестве самостоятельной отрасли права и комплексного характера информационного законодательства.Данный вопрос в настоящее время является дискуссионным и требует дальнейшего обоснования и развития в общей теории права, поскольку с классической, традиционной позиции теории права этот вывод в настоящее время нельзя признать достаточно аргументированным, объективным и однозначным.

Рассматривая информационное законодательство в качестве отрасли российского законодательства, следует отметить, что его формирование является процессом сложным, трудным, рассчитанным на длительное время. На это указывает и то обстоятельство, что до сих пор отсутствует концепция развития информационного законодательства.

Специалисты в области права и информатизации сегодня определяют информационное законодательство как самостоятельную отрасль законодательства, представляющую собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по реализации права на информацию разных субъектов и государства, порядок защиты информации как объекта общественных отношений, прав граждан и юридических лиц на владение, использование и распоряжение информационным продуктом и услугами.

По мнению В.А. Копылова, которое во многом разделяют И.Л. Бачило, М.М. Рассолов и некоторые другие ученые, законодательство в информационной сфере включает: информационно-правовые нормы Конституции РФ; законодательство об интеллектуальной собственности; законодательство о средствах массовой информации; законодательство о связи и телекоммуникациях; законодательство о формировании информационных ресурсов, подготовке информационных продуктов, предоставлении информационных услуг; законодательство о реализации права на поиск, получение и передачу информации; законодательство о создании и применении информационных систем, их сетей, информационных технологий и средств их обеспечения; законодательство в сфере обеспечения информационной безопасности (1. Копылов В.А. О структуре и составе информационного законодательства / Государство и право. - 1996. - N 6; Копылов В.А. Информационное право. - М., 1997. - С. 58-135.). К информационному законодательству также относят отдельные информационно-правовые нормы в составе нормативных правовых актов различных отраслей российского законодательства, которые содержатся в Гражданском кодексе РФ, Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовном кодексе РФ, и "международное информационное право" (2. Рассолов М.М. Информационное право. - М., 1999. - С. 26-32.).

Вызывает острую полемику вопрос о временном характере нахождения ряда норм об ответственности в различных кодексах и высказываются предложения о подготовке Информационного кодекса. Достаточно часто в этой дискуссии можно слышать ссылки на печально известный опыт подготовки Хозяйственного кодекса. Вероятно, следует согласиться с тем, что подготовка Информационного кодекса в настоящее время преждевременна, хотя предложение И.Л. Бачило и В.А. Копылова о разработке его структуры на основе анализа действующего в этой области законодательства, несомненно, заслуживает внимания.

Законодательство в области обеспечения информационной безопасности, на наш взгляд, можно считать подотраслью информационного законодательства. При этом следует учитывать, что правовые нормы, регулирующие отношения в указанной области, касаются практически всей информационной сферы, и проблема обеспечения информационной безопасности носит также комплексный характер.

В связи с этим законодательство в области обеспечения информационной безопасности можно определить как совокупность нормативных правовых актов, регулирующих правовые отношения, направленные на обеспечение защищенности национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере, которые в свою очередь состоят из совокупности сбалансированных интересов личности, общества и государства, от внутренних и внешних угроз.

Методы правового регулирования также лежат в основе разграничения отраслей права и соответственно отраслей законодательства, поскольку являются способами воздействия норм права на общественные отношения, регулируемые в определенной сфере. Учитывая комплексный характер законодательства в рассматриваемой области, его связь и взаимодействие с другими отраслями законодательства, можно сделать вывод и о комплексности его методов. Сложность данного вопроса требует его дополнительного изучения и исследования с позиции теории права.

Соотношение отрасли права и отрасли законодательства, определение предметов и методов их правового регулирования позволяют сделать вывод, что в подотрасль законодательства в области обеспечения информационной безопасности входит ряд правовых институтов, для которых характерна обособленность правовых норм внутри одной отрасли права или нескольких отраслей (они регулируют относительно полно однородные общественные отношения) и автономность их функционирования, основанная на единстве правовых принципов. Специфическими правовыми институтами информационного права, относящимися к информационной безопасности, являются регулируемые законодательством в этой области такие наиболее развитые в теоретическом и нормативном отношении институты, как: "право на информацию", "правовой режим информационных ресурсов", "государственная тайна", "персональные данные" и т.д.

Следует отметить и такие характерные для законодательства в области обеспечения информационной безопасности правовые институты, как "доступ", "защита информации", "защита информационных систем", "электронная цифровая подпись", "информация ограниченного доступа" и другие виды информации. При этом с учетом комплексного характера многих институтов в законодательство в области обеспечения информационной безопасности входит лишь часть отдельных институтов, например, "массовой информации", "интеллектуальной собственности", которые наряду с нормами гражданского права регулируются и законодательством в области обеспечения информационной безопасности.

Рассматривая правовые институты, регулируемые законодательством в области обеспечения информационной безопасности, следует исходить из тех признаков (3. Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник. - М.: Юридический дом "Юстицинформ", 2001. - С.227.), которые в теории права принято считать юридическими критериями обособления той или иной совокупности норм в конкретный правовой институт и которые, на наш взгляд, характерны для указанной области законодательства, а именно:

1) юридического единства правовых норм. Как целостное образование юридический институт характеризуется единством содержания, которое выражается в общих положениях, правовых принципах или совокупности используемых правовых понятий, единстве правового режима регулируемых отношений либо иным способом;

2) полноты регулирования определенной совокупности общественных отношений. Правовой институт включает различные виды правовых норм. Это могут быть дефинитивные, управомочивающие, обязывающие, запрещающие и иные нормы права, которые в комплексе содержат все аспекты правового регулирования соответствующей группы общественных отношений, направленных на обеспечение информационной безопасности;

3) обособления норм, образующих правовой институт, в главах, разделах, частях и иных структурных единицах законов, других нормативных правовых актах.

В соответствии с принятой Доктриной информационной безопасности РФ в законодательстве в области обеспечения информационной безопасности, являющемся подотраслью информационного законодательства, по нашему мнению, можно выделить следующие сложные правовые институты, в состав которых входят другие институты, направленные на:

- защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина, реализуемых в информационной сфере (право на информацию, доступ к информации; право на объекты интеллектуальной собственности и др.);

- обеспечение информационной безопасности в области государственной политики Российской Федерации (средства массовой информации, трансграничное телевидение, информационное оружие, стандарты, государственная тайна и т.д.);

- защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа (информация персонального характера, служебная и коммерческая тайна и т.д.);

- защиту информационных и телекоммуникационных технологий, а также объектов информационной инфраструктуры (связь, электронная цифровая подпись, информационная безопасность Интернет-технологий и т.д.).

Как показывает анализ законодательства в этой области, указанные правовые институты выделяются на основе общности (единства) предмета правового регулирования. При этом следует иметь в виду, что внутреннее подразделение на институты в подотрасли законодательства весьма подвижно, изменчиво, так как обусловлено текущими практическими задачами, связанными с необходимостью совершенствования правовых механизмов регулирования общественных отношений, относящихся к информационной сфере.

Следует согласиться с точкой зрения М.М. Рассолова, что выделение отраслей законодательства осуществляется исключительно по воле законодателя (4. Теория государства и права: Учебник для вузов /Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. Закон и право, 2000. - С. 267.). Этот вывод можно сделать, исследуя такие основополагающие, реализующие политику государства в сфере информационной безопасности правовые акты, как Конституция РФ, Концепция национальной безопасности РФ, Доктрина информационной безопасности РФ и Основные направления нормативного правового обеспечения информационной безопасности.

Анализ законодательства в области обеспечения информационной безопасности показывает, что правовые нормы, касающиеся данной сферы, содержатся более чем в 100 законодательных актах. Прежде всего в основополагающих актах информационного законодательства: в законах Российской Федерации: "О средствах массовой информации", "Об авторском праве и смежных правах", "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных", "О правовой охране топологий интегральных микросхем", "О государственной тайне", "Патентном законе Российской Федерации"; в Основах законодательства об архивном фонде Российской Федерации и архивах; в федеральных законах: "О рекламе", "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации", "Об информации, информатизации и защите информации", "Об участии в международном информационном обмене", "Об обязательном экземпляре документов", "О библиотечном деле", "Об электронной цифровой подписи".

Есть такие нормы и в целом ряде федеральных конституционных законов, а также практически во всех-кодексах. Значительный круг вопросов в указанной области регулируется подзаконными актами. Эти нормы требуют упорядочения, согласования независимо от того, к каким отраслям права они относятся, устранения противоречий на основе тщательного анализа. Однако необходимо учитывать и уже сложившиеся юридические связи между правовыми нормами, поскольку от них зависит эффективность правового регулирования.

В настоящее время принятые законодательные акты не регулируют всего многообразия общественных отношений, связанных с развитием информатизации и обеспечением информационной безопасности, формированием и использованием информационных ресурсов страны, реализацией права всех субъектов на информацию, с защитой интересов пользователей и собственников информационных ресурсов.

Определенные сложности вызвала и разработка проекта федеральной программы по реализации первоочередных мероприятий, предусмотренная Доктриной информационной безопасности, и проведение в Минюсте России юридической экспертизы основных законопроектов в области правовой информатики, в том числе обеспечения информационной безопасности (федеральных законов "Об электронной цифровой подписи", "Об электронном документе", "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации", "Об информации персонального характера" и др.).

Представляется также важным изучение и необходимость дальнейшей разработки Классификатора правовых актов, утвержденного Указом Президента РФ N511 от 15 марта 2000 г. (далее Классификатор), где информационная безопасность выделена в отрасли информации и информатизации (120.070.000) и в отрасли безопасности и охраны правопорядка (160.040.030). На основании этого можно сделать вывод о том, что законодательство в области обеспечения информационной безопасности в силу своей специфики отнесено как к законодательству о безопасности, так и к законодательству об информации и информатизации и может объединять нормы, содержащиеся в нормативных актах других отраслей законодательства, в том числе относящиеся к конституционному строю - защита прав и свобод человека и гражданина (010.060.000), в гражданском праве - служебная и коммерческая тайна (030.130.160) и др.

В то же время в новом Классификаторе, на наш взгляд, сохранен ряд Ошибок прежнего общеправового Классификатора (1993 г.) и допущены новые серьезные неточности. Так, если в первом случае (120.070.000) информационная безопасность упоминается в одном ряду с персональными данными и информационными ресурсами по категории доступа, то во втором случае (160.040.030) она отнесена только к безопасности общества, тогда как к безопасности государства отнесена государственная: тайна, являющаяся объектом защиты в системе информационной безопасности, а безопасность личности по данному Классификатору вообще оказалась за рамками информационной безопасности, что не соответствует Концепции национальной безопасности и Доктрине информационной безопасности РФ.

Важным аспектом этой проблемы в области обеспечения информационной безопасности, который, несомненно, влияет на развитие законодательства, является выработка единой терминологии, свойственной данной сфере общественных отношений, и уточнение уже имеющихся дефинитивных норм, поскольку даже понятие информационной безопасности определяется в настоящее время по-разному. Следует отметить, что в Минюсте России разработан Глоссарий терминов по информационной безопасности, представляющий собой собрание глосс (непонятных слов и выражений). В Глоссарии представлены дефиниции терминов сферы информационной безопасности из законодательства. Необходимость изучения терминов объясняется комплексностью данной сферы, в связи с чем ее термины отражают сложные понятия из самых разных областей деятельности - юриспруденции, информатики, техники, современных технологий и т.п.

Цель создания Глоссария заключается в состыковке в одном месте одинаковых или схожих терминов из самых разных источников, чтобы можно было их проанализировать, выбрать или составить наилучший вариант и предложить его в качестве нормативного. В Глоссарий должны вноситься изменения по мере развития законодательства, и в настоящее время идет работа по его дальнейшему развитию.

Наличие значительного массива законодательства в области обеспечения информационной безопасности, а также активный нормотворческий процесс, подтверждают необходимость анализа законодательства в указанной сфере и разработки в соответствии с Федеральной целевой программой "Электронная Россия" концепции развития законодательства по применению информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ). На первое место поставлена задача формирования эффективной нормативной правовой базы в сфере информационных и коммуникационных технологий, регулирующей в том числе вопросы обеспечения информационной безопасности и реализации прав и свобод в информационной сфере, гарантированных Конституцией РФ. Создание концепции информационной безопасности образовательной среды предусмотрено и в Федеральной целевой программе "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 гг.)", утвержденной постановлением Правительства РФ N 630 от 28 августа 2001 г.

Важным фактором развития законодательства в области обеспечения информационной безопасности является и создание глобальных информационных систем типа Интернет, использование в них информационных ресурсов, требующих соответствующей защиты. Кроме того, развитие международной электронной коммерции невозможно урегулировать только в национальном законодательстве, для этого требуется объединение усилий всего Европейского сообщества.


Т.А. ПОЛЯКОВА, зам. руководителя Департамента правовой информатизации и научно-технического обеспече, 5, стр. 3-6, Закон и право
07.05.2002
Материалы по теме:
Конференция
Минсвязи России
ФЦП «Электронная Россия»
Текст ФЦП
Биография Короткова А.В.
СМИ о ФЦП «Электронная Россия»
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Минсвязи России
Рамблер
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2002 Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов сайта www.garweb.ru
допускается только со ссылкой на источник информации