Rambler's Top100
Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта

Платонов В.М.«Роль московского законодательства в правовом поле государства и перспективы развития»
Интернет-конференция
Председателя Московской городской Думы
Владимира Михайловича Платонова

29 октября 2002 14-02 мск

29 октября 2002 в 14-02 по московскому времени началась Интернет-конференция Председателя Московской городской Думы Владимира Михайловича Платонова.

Какие законы принимает Московская городская Дума? Что несут принимаемые законы москвичам и всем россиянам? На эти и другие вопросы ответит Владимир Михайлович Платонов.

Платонов В.М.Интернет-конференция организована компанией "Гарант". В организации конференции приняли участие компании "Гарант-Интернет", "Рамблер-Интернет-Холдинг", журнал"Законодательство".

На нашем интернет-сайте, как вы могли уже видеть, осуществлялся сбор вопросов и к моменту начала интернет-конференции было около 100 вопросов.

29 октября 2002 в 14-02 по московскому времени началась Интернет-конференция Председателя Московской городской Думы Владимира Михайловича Платонова. В работе конференции принимают участие: директор компании “Гарант” Дмитрий Викторович Першеев, директор компании “Гарант-Интернет” Алексей Евгеньевич Солдаткин.

Ведущая интернет-конференции – заместитель директора по внешним связям компании “Гарант” – Татьяна Юрьевна Комарова.

Уважаемые дамы и господа!

Компания “Гарант” начинает Интернет-конференцию с Председателем Московской городской Думы Владимиром Михайловичем Платоновым на тему: “Роль московского законодательства в правовом поле государства и перспективы развития”.

На нашем сайте было задано большое количество вопросов Председателю Московской городской Думы Владимиру Михайловичу Платонову.

Последний вопрос нашей Интернет-аудитории, поступивший буквально только что. Позвольте я с него начну. Вопрос касается реформирования законодательства Москвы о выборах в Московскую городскую Думу:

Сейчас правительство Москвы рассматривает проект закона, который предусматривает выборы в Московскую городскую Думу половины депутатов по партийным спискам, и увеличение количества самих депутатов. Почему Вы сейчас не там?

Платонов В.М.В.М. Платонов:
Спасибо за данный вопрос. Много причин - почему я нахожусь здесь.

Ну, во-первых, потому что пригласили.

Во-вторых, потому что я с 1992 года являюсь пользователем системы ГАРАНТ, и сейчас более тесное сотрудничество. Вы помогаете пропагандировать законотворческую деятельность не только Москвы, но и на федеральном уровне, и помогаете строить правовое государство. Это действительно очень важно.

А третье – на заседании Правительства Москвы сейчас проходит обсуждение, а принятие данного закона будет происходить только там, где оно может происходить – это в Парламенте, т.е. в Московской городской Думе.

Одним из субъектов законодательной инициативы кроме депутатов, прокурора, судей арбитражного, городского суда, также субъектом законодательной инициативы является мэр города. И он, прежде чем внести законопроект в Московскую городскую Думу, проводит такое коллегиальное обсуждение на заседании Правительства.

Сегодня обсуждается важнейший закон, регулирующий выборы в Москве: мэра, вице-мэра, депутатов городской Думы, районных советников. Не исключено, что там будут вопросы, касающиеся деятельности Избиркома, это в связи с довольно частыми изменениями основ законодательства, касающегося выборов и других Федеральных законов. Дело в том, что на основании Федерального закона в 2005 году выборы депутатов городской Думы будут не только по мажоритарной системе, но и по партийным спискам. Не менее половины по партийным спискам и вторая половина по мажоритарной системе.

Сейчас идет спор, если оставить действующих 35 депутатов, то тогда нагрузка на каждого депутата, сейчас у нас где-то около 200 с лишним тысяч избирателей, будет около полумиллиона, конечно, нагрузка возрастает. И появляется половина депутатов, которые не имеют своих избирателей, а имеют своих партийных шефов, которые будут давать поручения - как нужно голосовать. И не всегда такие поручения вызваны интересами субъектов федерации. Я, например, являюсь противником системы проведения выборов по партийным спискам в субъектах федерации. Потому что у нас меньше политики, больше конкретных дел. И был пример Моссовета, когда люди, не читая документа, просто спрашивали: “Чей вопрос?”, и потом шли за него голосовать.

Я считаю, что мы не имеем права так работать, мы избраны москвичами и обязаны работать, в первую очередь, для москвичей. Это, коротко, о том важнейшем вопросе, который рассматривался сегодня на Правительстве Москвы, с которого я был вынужден уйти. Я являюсь противников автоматического увеличения состава Московской городской Думы в два раза.

Аргументы звучали следующие. Первое - нагрузка, которая возрастет. Второе - если будет больше депутатов, то больше депутатов будет на заседаниях комиссий, в зале заседания.

Я считаю, что это не аргументы. Люди избраны для работы и они должны работать. Я думаю, что проект закона, который я готовил, об отзыве депутатов, будет принят, и это будет существенным образом дисциплинировать депутатов, в том числе и городской Думы.

Я надеюсь, что этот опыт будет поддержан и в Государственной Думе. Мне не очень приятно, как парламентарию, видеть, когда в Государственной Думе в зале 30 человек, но спортсмены. Потому что обежать два ряда или четыре ряда, и нажать на все кнопки - это же надо мастерство иметь. И на табло появляется 300 с лишним голосов, а избранно россиянами и содержится россиянами 450 депутатов.

Ведущая: Спасибо за столь обстоятельный ответ и за теплые слова в адрес компании “Гарант”.

Первый блок содержит ряд вопросов, касающихся законодательного поля Москвы, взаимодействия центра и регионов, государственного устройства.

Уважаемый Владимир Михайлович! Как вы оцениваете качество законотворческой работы Московской городской Думы?

Платонов В.М.В.М. Платонов:
Это значит надо о себе любимых говорить. Вообще качество работы депутата оценивают избиратели раз в 4 года, когда они приходят к избирательным урнам. И в первом созыве 1/3 депутатов Мосгордумы были переизбраны, а после второго созыва в действующую 3 Думу была избранна половина депутатов. Мне кажется, что это говорит о том, что москвичи знают своих депутатов, доверяют им и доверяют их работе. Я уверен, что не все москвичи читают законы г. Москвы, прежде чем проголосовать за своего депутата.

Более понятна роль и работа исполнительной власти. Все благодарят Правительство и мэра за прекрасную жизнь в городе. Но дело в том, что в городе одна власть существует – городская. Она состоит из власти исполнительной и законодательной. И все наши успехи и порой какие-то недостатки вызваны только совместной деятельностью.

Мне не стыдно работать в Мосгордуме, я горжусь деятельностью этого органа власти и не только из-за того, сколько законов и какого качества мы принимаем. Я считаю, мы сделали немало. Мы создали в Москве систему сдержек и противовесов властей. Особенно перед выборами о Думе говорят все, раздаются голоса о карманности Думы, о ее зависимости.

Я привожу такой классический пример: можно ли назвать две половинки мозга независимыми друг от друга? Только если в воображении, если только глубоко умалчиваешь то, что спасет. Точно также две ветви власти: исполнительная и законодательная – мы зависимы друг от друга, потому что мы работаем вместе. Но в Москве соблюдается самый главный принцип для властей, который заложен в ст. 10 Конституции, который говорит о самостоятельности ветвей власти. Мы действительно самостоятельны. Мы не можем принимать решение вместо мэра. Мэр не может единолично принимать законы и другие решения, а это огромнейший список.

Я думаю, кто услышит эту конференцию, они выйдут в интернет, найдут наш сайт и посмотрят устав г. Москвы, где изложены полномочия Мосгордумы. Они огромны. Мы полностью сами финансируем себя, мы утверждаем смету расходов. Скромно, конечно, но утверждаем. Тем самым мы самостоятельны. Это по независимости двух систем властей. За восемь с половиной лет мы приняли 387 законов и 1204 постановления Московской Городской Думы. Но законов действует меньше, потому что из этих 387 законов около ста законов вносят изменения в ранее действующие законы. В этом есть необходимость, потому что меняется не только жизнь, но очень часто меняется Федеральное законодательство. И мы должны на это живо реагировать.

Ведущая: Владимир Михайлович! На днях проект столичного бюджета был передан в Мосгордуму. Что ожидает москвичей в будущем году?

В.М. Платонов:
В действительности проект бюджета Москвы был передан на рассмотрение в Думу еще в июне этого года. К настоящему времени было рассмотрено около 20 тысяч поправок к нему. Могу сказать, что по финансам хуже не будет. Много дополнительных денег мы выделяем на социальную сферу жизнедеятельности города. Я не могу сейчас назвать окончательную цифру, но примерно от 40 до 50% бюджета Москвы имеют социальную направленность. Это в первую очередь пособия и пенсии.

Мы сейчас выделяем денежные средства с тем, чтобы на следующий год в полном объеме появились мировые судьи. Это очень важно. Судьи нужны грамотные и квалифицированные. К федеральным судьям, которые уже есть в Москве, мы добавляем около 300 мировых судей, которые возьмут на себя дела, менее тяжкие, но там все равно вопросы будут решать люди, имеющие высокую юридическую квалификацию.

Просят дополнительные деньги на содержание подразделений органов внутренних дел. Мы и так очень много выделяем средств, хотя это полностью структура федеральной власти. И теперь даже с представителями местной власти при назначении, не согласовывается кандидатура руководства ГУВД. Он назначается непосредственно Президентом.

Мы прекрасно понимаем, как важно помогать правоохранительным органам, потому что в Конституции вопросы охраны общественного порядка вообще отнесены до уровня компетенции органов местного самоуправления.

Кроме того, в следующем году дополнительно мы планируем выделить деньги на безвозмездные субсидии на строительство и приобретение жилья. Благодаря этому квартиры могут получить 1640 семей.

Ведущая: Владимир Михайлович, как происходит учет норм федерального законодательства при разработке и изменении московского законодательства? Происходит ли регулярное отслеживание и анализ федерального законодательства? Известно, что региональное законодательство приводится в соответствие с федеральным, но ведь оно не может изменяться после смены каждого слова федерального закона, ведь есть вопросы, где региональное законодательство имеет приоритет? Устав г.Москвы ведь не должен постоянно изменяться, так как это основной документ города?

В.М. Платонов:
Если появляются федеральные нормы, которым противоречит Устав, он должен изменяться каждый раз, что у нас и происходит.

Давайте проведем небольшой экскурс в наше законодательство, в нашу Конституцию.

В Москве, в Московской городской Думе при работе над законопроектом, и вообще это должно делаться в любом подразделении исполнительной власти, где издается какой-то нормативный документ, не может появляться ни один закон, ни одно постановление, ни одно решение, противоречащее Конституции и федеральному законодательству. В Конституции есть 3 статьи, которые это регламентируют.

Платонов В.М.Что касается вопросов совместного ведения, то некоторые московские законы появились раньше, чем федеральные законы и до появления федерального закона действовали законы Москвы. Как только изменялось федеральное законодательство, мы обязаны были вносить изменения в городское законодательство. Существовало очень много мифов и легенд о том, что в Москве действуют законы, противоречащие Конституции и федеральным законам. Это не соответствует действительности.

Как только появлялась федеральная норма, которой противоречила норма московского закона, наш закон переставал действовать в этой части. Например, мы приняли первый закон о выборах мэра, вице-мэра, депутатов. Мы посчитали, что человек, который претендует на это высокое звание, должен хотя бы год пожить в Москве. А федеральное законодательство решило, что можно избираться любому человеку, в любом регионе. И у нас эта норма перестала действовать. Точно также по всем другим законам без исключения.

Очень быстро меняется федеральное законодательство, и мы приводим в соответствие с ним московское. Вот вкратце о том, что происходит на законодательном поле Москвы.

Совершенно недавно, после введения в действие с 1 июля 2002 года Кодекса об административных правонарушениях наш закон об административной ответственности за распространение, пропаганду и изготовление нацистской символики, отменен нормой административного кодекса о запрете пропаганды фашистской символики. И получается, что у людей, которые занимаются пропагандой фашизма, во многом развязаны руки. Но мы как законопослушные отменяем наш закон, и остается действовать несовершенный федеральный. Вступил в силу Земельный кодекс, и мы приводим в соответствие наши нормы об основах платного землепользования в Москве. Поэтому обвинять Москву в нарушении федерального законодательства нельзя. Можно обвинять конкретных лиц, но это уже к моим бывшим коллегам из прокуратуры.

И теперь то, что интересует многих автолюбителей. Когда появился налог с продаж, в Москве не перестал действовать закон о плате за парковки автотранспорта. Исполнительная власть нашла другую норму: эта земля сдается гражданину, который оставил свой автомобиль, за деньги на некоторое время, пока там стоит его машина. Были попытки отменить эту норму через суд. Но пока не отменили, и поэтому такая норма действует.

Ведущая: Я хотела бы обратить внимание всех присутствующих, что в Интернете на нашем сайте начинает размещаться информация о нашей конференции. Позвольте задать Вам следующий вопрос из этого же блока.

Владимир Михайлович, согласно пункту 2 статьи 43 Устава г.Москвы вице-мэром может быть избран гражданин РФ не моложе 30 лет и обладающий избирательным правом. Как Вы прокомментируете противоречие данного пункта московского устава Закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме РФ", данный закон выборы вице-мэра просто не предусматривает? А Закон "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" предписывает, что должность вице-мэра должна быть назначаемой, а не выборной.

директор компании “Гарант” Дмитрий Викторович ПершеевВ.М. Платонов:
Это яркий пример того – сколько юристов, столько мнений.

Когда мы год назад рассматривали этот закон, то было очень много дискуссий, но большинством голосов было принято решение, что вице-мэр выбирается. Мэр не наложил вето на эту норму, и поэтому этот закон был принят и вступил в силу. Но выборы пока по этому закону не проводились. Сейчас мы будем рассматривать целый блок законов, регламентирующих выборы.

Прокуратура может вносить свои замечания, высказывать свои мнения, потом писать протест. Вообще я считаю, что прокурору города можно воспользоваться своим правом законодательной инициативы, вносить свои поправки, и мы внимательно будем их рассматривать. Только один раз прокурор города воспользовался этим правом. Генеральная прокуратура России обратилась в суд с требованием признать незаконной норму о выборах мэра и вице-мэра. Если такое решение состоится, и оно вступит в законную силу, то мы непременно внесём все необходимые изменения.

Ведущая: Следующий вопрос:
Владимир Михайлович, добрый день. Мировая (в том числе и российская) практика показывает весьма позитивную роль, которую играет конституционная юстиция при нормоконтроле законов на предмет их соответствия актам большей юридической силы (Конституции РФ, конституциям и уставам субъектов РФ). В результате обеспечиваются: - единство правового регулирования, как в федеральной сфере, так и сфере конкретного субъекта РФ; - соблюдение прав человека и гражданина выходит на качественно новый уровень; - повышение качества работы законодателя в результате появления конституционного (уставного) нормоконтроля. Москва по праву занимает место одного из регионов - движущих рычагов развития, как всего Российского государства, так и его правового поля. Вместе с тем, у Москвы до сих пор нет своего Уставного cуда. Как Вы объясните этот парадокс?

И еще один вопрос с просьбой прокомментировать принятие закона об Уставном cуде города Москвы. Когда он будет сформирован и приступит к работе.

В.М. Платонов:
Платонов В.М. отвечает на вопросы.Во-первых, я хочу напомнить, что такое работа Конституционного и Уставного суда. Конституционный Суд так называются суды в республиках, а в Москве это Уставный cуд, это не обязанность субъекта федерации, а его право. Мы не можем жить без федеральных судей. Без судей уставного суда мы, как видите, живем. Пока работу Уставного cуда выполняет Конституционный Суд.

У нас было три обжалования. Так что надзор, высший надзор за деятельностью законодательной и вообще власти города Москвы есть. Закон об Уставном суде принят (Закон г. Москвы от 13 февраля 2002 г. N 10 "Об Уставном суде города Москвы". -смотри в справочной системе ГАРАНТ - ред.). Он вступил в силу 30.03.2002 года. Но для того, чтобы он заработал в полном объеме, необходимо принять еще ряд нормативных актов. Мы сейчас над ними работаем.

И только Уставный cуд будет иметь право толкования устава. В Уставный cуд избирается пять судей на четыре года. Я думаю, что когда у нас будет подготовлена необходимая база, и когда мы подготовим материальную сторону, тогда Уставный cуд заработает. Ведь некоторые органы власти могут себе позволить создать орган власти и потом долго искать для него помещение, деньги и сотрудников.

В Москве это не принято, и мы сначала все готовим, а потом уже создаем соответствующий орган власти.

Вопрос:
Уважаемый, Владимир Михайлович, насколько эффективно происходит координация законопроектной деятельности Московской городской Думы и Государственной Думы, в плане разработки и принятия законов от имени Мосгордумы? Можете ли вы назвать число, конкретный процент Федеральных законов, проекты которых были внесены Мосгордумой?

В.М. Платонов:
Непростые отношения с Государственной Думой.

Директор компании Гарант-Интернет А.Солдаткин и ведущая конференции – Т.Ю. КомароваМы прекрасно понимаем, что это партнеры, это не старшие братья. И Московская городская Дума является одним из субъектов законодательной инициативы от имени Москвы. Ими могут быть Московская городская Дума, а также наши представители от исполнительной и законодательной власти в Совете Федерации. С первых же месяцев, в первый год своей работы, мы подготовили законодательную инициативу, потом, через несколько месяцев, мы узнали, что ее там потеряли. И мы жестче стали контролировать прохождение наших законопроектов, но они сами решают, как они работают, что они рассматривают. Поэтому из 71 постановления, было принято 71 постановление, и только 3 законодательные инициативы были отозваны нами же. Остальные до сих пор не рассмотрены.

Сейчас у них скопилось около 600 или 700 законодательных инициатив. Недавно я состоял в переписке с руководством Государственной Думы относительно того, что совершенно незаконно наша инициатива не была включена в план, не была разослана в субъекты федерации, хотя по Конституции и по федеральному законодательству, данная законодательная инициатива перед обсуждением обязательно должна была быть разослана всем субъектам законодательной инициативы. Так что эта работа ведется.

Но я не осуждаю моих коллег из Государственной Думы. Я готов отнестись к ним с пониманием, к их большой нагрузке. И вот с целью облегчить их работу, я считаю целесообразным создать такой консультационный орган, который был создан при Председателе Совета Федерации Миронове с представителями законодательных органов субъектов федерации.

Да, действительно возникают моменты, когда разные субъекты федерации на одну и ту же тему могут внести 3, 4 и больше инициатив. Я думаю, что работа, которую мы начали в Совете Федерации, призвана существенно сократить количество нерассмотренных документов в Государственной Думе и помочь нашим коллегам.

Вопрос:
Существует ли закон, защищающий жителей Москвы от захвата олигархами таких жизненно важных объектов, как НПК – нефтеперерабатывающий комплекс, и почему постановление Правительства Москвы №582-ПП от 23 июля 2002 года в приложении 2 сначала попадают в ДЕЗы, а потом на согласование в Мосгордуму? Разве Правительство Москвы и Мосгордума – не одна команда?

В.М. Платонов:
Да, я объясню, что это не разные команды, и вы знаете, я уверен, что мой ответ не всех удивит. Все Московские законы защищают москвичей, в том числе и от олигархов. Дело в том, что это касается документа, который был создан Правительством – о ставках оплаты жилищно-комунальных услуг, нормативы потребления жилищно-комунальных услуг.

У нас есть закон об основах жилищной политики в городе Москве, и на основании этого закона, предоставляемые предприятиям, находящимся в собственности города, а также размер оплаты за социальный наём помещений в жилищном фонде города Москвы, утверждается Правительством Москвы по согласованию с Московской городской Думой. И, наверное, совершенно случайно, когда мы ушли на каникулы, мы получили этот документ для согласования, а он вступал в силу с первого сентября.

Естественно к середине сентября мы внимательнейшем образом изучили все документы, которые поступили, и наше решение было – рекомендовать правительству внести изменения в Постановление, и эти нормативы стали действовать с первого октября 2002 года.

Мне кажется, что это наглядный пример защиты со стороны Московской городской Думы интересов москвичей, в том числе и от олигархов. А то, что документ оказался раньше в ДЕЗе – это рассылка так работает. Мы всё равно добились того, чтобы он не вступал всилу задним числом, потому что это противоречило бы законодательству.

Я думаю, что таких совпадений, я имею в виду поступление во время каникул Мосгордумы документов, не повториться в жизни Москвы.

Вопрос:
Владимир Михайлович, как вы считаете, нужно ли сейчас вновь возвращаться к делению России на уезды и волости. Насколько сегодня необходима стране очередная игра по смене табличек?

В.М. Платонов:
Ход интернет-конференцииЯ направил запрос в своё время, когда ещё был членом Совета Федерации, сколько обошлось нам замена ГАИ на ГИБДД? Наверное, в связи с тем, что я сложил полномочия, ответ так и не прислали. Но мне кажется, что это довольно-таки дорого.

Сейчас проходит реформа местного самоуправления, в связи с этим я хочу процитировать глубоко уважаемого мною коллегу Козака. Он тоже юрист. Мы знакомы еще со времен работы его в законодательном собрании Санкт-Петербурга. Когда депутаты Государственной Думы приехали их поздравлять с первыми выборами, он честно сказал, что органы власти Санкт-Петербурга и Москвы стоят перед выбором местного самоуправления между плохим вариантом, очень плохим, и совсем плохим. И на вопрос: «Есть ли местное самоуправление в Москве?» Он сказал, что есть на уровне Московской городской Думы и Правительства. Это противоречит законодательству, однако, это единственная форма существования местного самоуправления в городе. Мы будем добиваться того, чтобы противоречий законодательству не было.

Вот мы сейчас выбираем между плохим вариантом, очень плохим, и совсем плохим, и, самое грустное, что в таком же положении находятся и другие регионы. Проблема местного самоуправления одна – просто кто-то прочитал в Конституции Российской Федерации, что оно должно быть. Это не совсем так, оно может быть, если этого пожелают граждане, а вот власти обязаны создать условия, для того, чтобы оно по желанию граждан появилось, и ничего иного. А насаждение местного самоуправления сверху за счёт кармана налогоплательщика, я считаю, что это не совсем правильно. Поэтому сейчас много проектов по смене названий и т.д. Но, мне кажется, что пока для этого у нас денег нет, и можно от этой процедуры воздержаться. Но продолжать работу по созданию стройной системы, чтобы потом не ошибаться как с ГИБДД – название поменяли, ничего не произошло, а деньги потратили.

Страницы: | 1 | 2 |

Полный список заданных вопросов

Материалы:
Конференция
Мосгордума
Законотворчество
Биография Платонова В.М.
Персональный сайт Платонова В.М.
СМИ о Платонове В.М.
Конференции:
Лукин В.П. Уполномоченного по правам человека в РФ
Лукина В.П.
28.05.2004
Полтавченко Г.С. Полномочного представителя Президента РФ в ЦФО
Полтавченко Г.С.
28.05.2004
Майкова Л.Н. Председателя ФАС МО
Майковой Л.Н.
03.03.2004
Яковлев В.Ф. Председателя ВАС РФ
Яковлева В.Ф.
19.02.2004
Морозов В.Н. Министра путей сообщения РФ
Морозова В.Н.
27.01.2004
Жуков А.Д. Председателя Комитета по бюджету и налогам ГД РФ
Жукова А.Д.
04.12.2003
Зорькин В.Д. Председателя Конституционного Суда РФ
Зорькина В.Д.
26.11.2003
Букаев Г.И. Министра РФ по налогам и сборам
Букаева Г.И.
11.11.2003
Памфилова Э.А. Председателя Комиссии по правам человека при
Президенте РФ
Памфиловой Э.А.
04.11.2003
Азаров Ю. Ф. Статс-секретаря - заместителя председателя ГТК
Азарова Ю.Ф.
30.09.2003
Костиков И. В. Председателя ФКЦБ
Костикова И.В.
26.08.2003
Садовничий В.А. Ректора МГУ
Садовничего В.А.
29.05.2003
Сай С. И. Руководителя Росземкадастра
Сая С.И.
28.05.2003
Трефилова Т.И. Руководителя ФСФО России
Трефиловой Т.И.
20.05.2003
Соколин  В.Л. Председателя Госкомстата России
Соколина В.Л.
14.05.2003
Лебедев  В.М. Председателя Верховного суда РФ
Лебедева В.М.
13.05.2003

  Все конференции »
Мосгордума
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Рамблер
Журнал Законодательство

Rambler's Top100 ???????@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации