Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Г.И.Букаев

Интернет-конференция
Министра Российской Федерации по налогам и сборам Г.И.Букаева
"Реформа налоговой системы продолжается"

 

Страницы: | 1 | 2 |

Ведущий: Иностранная организация, состоящая на учете в налоговом органе, открыла в сентябре 2003 года координационный офис (обособленное подразделение) на территории, подведомственной другому налоговому органу. При постановке на учет координационному офису был присвоен ИНН, отличный от ИНН самой организации. Правомерно ли был присвоен новый ИНН?

Букаев Г.И.:
В соответствии с Положением об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций (утверждено Приказом МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124) в случае осуществления иностранной организацией деятельности в нескольких местах на территориях подконтрольных различным налоговым органам, она обязана встать на учет в каждом таком налоговом органе.

При постановке на учет налоговый орган выдает иностранной организации Свидетельство по форме 2401ИМД с указанием ИНН и КПП.

Таким образом, ИНН присваивался иностранной организации во всех территориальных налоговых органах, осуществляющих налоговый контроль по месту осуществления деятельности иностранной организации.

Следовательно, ИНН координационному центру присвоен налоговым органом правомерно.

Вместе с тем следует иметь ввиду, что в соответствии с Приказом МНС России от 28.07.2003 № БГ-3-09/426 «Об учете иностранных организаций в налоговых органах» (зарегистрирован в Минюсте России 14.08.2003 № 4975) (далее – Приказ 426) налоговые органы с 1 октября 2003 года осуществляют постановку на учет/учет иностранных организаций с применением справочника «Коды иностранных организаций» (далее – Справочник КИО).

Кроме того, Приказом 426 с 1 октября 2003 года введен в действие Порядок замены иностранным организациям ранее выданных документов, подтверждающих постановку на учет/учет в налоговых органах.

В соответствии с Приказом 426 идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) присваивается с применением Справочника КИО.

Код иностранной организации (КИО) предназначен для идентификации иностранной организации и имеет единое значение для всех случаев ее постановки на учет/учета в налоговых органах Российской Федерации.

Таким образом, после замены иностранным организациям ранее выданных документов, подтверждающих постановку на учет/учет в налоговых органах, для каждой иностранной организации будет применяться только один идентификационный номер налогоплательщика.

Ведущий: Предприниматель из Москвы задает Вам вопрос. Вправе ли налоговые органы требовать от налогоплательщика при постановке на учет копии паспортов руководителя и главного бухгалтера, а также копии договоров аренды в случае использования арендованного помещения?

Букаев Г.И.:
Постановка на учет организаций в налоговых органах осуществляется на основании документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации (статья 84), Приказом Госналогслужбы России от 27.11.1998 № ГБ-3-12/309 «Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц», зарегистрирован Минюстом России 22.12.1998 № 1664, Приказом МНС России от 09.08.2002 № БГ-3-09/426 «О порядке постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения юридического лица, зарегистрированного после 1 июля 2002 года», зарегистрирован Минюстом России 03.10.2002 № 3830, а также методическими указаниями МНС России.

Установленный законодательством перечень документов является исчерпывающим, и требование иных документов, в том числе приказов о назначении руководителя и главного бухгалтера организации, паспортных данных (ксерокопии паспорта) руководителя и главного бухгалтера организации (обособленного подразделения), договора аренды помещений, информационного письма, выданного органами государственной статистики, недопустимо.

Ведущий: Вправе ли организация рассчитывать на получение Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения в день государственной регистрации организации? (Ругачев Сергей Олегович, Москва)

Букаев Г.И.:
Порядок государственной регистрации юридического лица определен Федеральным законом Российской Федерации от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц».

Регистрирующими органами являются территориальные органы МНС России.

Вместе с тем, в настоящее время предусмотрен специальный порядок государственной регистрации отдельных видов юридических лиц в отношении кредитных организаций и общественных объединений, в том числе политических партий и религиозных организаций. Функции контроля и надзора за порядком создания и деятельности указанных видов юридических лиц осуществляют Центральный банк Российской Федерации и Министерство юстиции Российской Федерации.

Регистрирующими органами для указанных юридических лиц являются Управления МНС России по субъектам Российской Федерации, в связи с чем место государственной регистрации и место постановки на учет не совпадают.

Министерством Российской Федерации по налогам и сборам во исполнение положений Приказа МНС России от 09.08.2002 № БГ-3-09/426 «О порядке постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения юридического лица, зарегистрированного после 1 июля 2002 года» (зарегистрирован Минюстом России 03.10.2002 № 3830) дано указание налоговым органам, в случае совпадения места государственной регистрации и места постановки на учет юридического лица, обеспечить одновременную выдачу Свидетельства о государственной регистрации юридического лица и Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, а в ином случае – выдачу юридическим лицам Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе не позднее пяти дней со дня государственной регистрации юридического лица, при условии одновременной подачи Заявления о постановке на учет с пакетом документов для государственной регистрации.

Учитывая изложенное выше, организация вправе получить Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения в день государственной регистрации, если в отношении этой организации не предусмотрен специальный порядок государственной регистрации.

Ведущий: Интерсный вопрос задает пенсионер из Санкт-Петербурга Носков Лев Николаевич. Сколько налогов и сборов поступило в бюджетную систему Российской Федерации за 9 месяцев 2003 года? Сколько налогов и сборов обеспечит Министерство за 2003 год?

Букаев Г.И.:
Достаточно благоприятные условия, сложившиеся в российской экономике в 2003 году, в значительной степени способствуют росту не только ряда основных макроэкономических показателей, но и увеличению налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, что, в свою очередь, положительно отражается на исполнении консолидированного и федерального бюджетов Российской Федерации. Росту налоговых поступлений способствовала и большая работа, проводимая Министерством и его территориальными органами, по налоговому администрированию.

В консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-сентябре т.г. поступило налогов и сборов в сумме 1 943,1 млрд. рублей, что на 16,6% больше, чем в соответствующем периоде прошлого года.

В федеральный бюджет мобилизовано за 9 месяцев т.г. 971,0 млрд. рублей, что почти на 144 млрд. рублей, или на 17,3% больше, чем за соответствующий период 2002 года.

Темпы роста поступлений налогов и сборов как в консолидированный, так и в федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации превышают рост инфляции, что позволяет говорить о росте поступлений в реальном выражении.

Отношение поступлений налогов и сборов в федеральный бюджет к ВВП в январе-сентябре текущего года составило 10,0% против 10,5% в соответствующем периоде 2002 года, что свидетельствует о конкретной реализации налоговой реформы в части снижения налоговой нагрузки на налогоплательщиков.

Почти половина всех поступлений в консолидированный бюджет обеспечена платежами по налогу на прибыль и НДС, а в федеральный бюджет – на шесть десятых.

Налога на прибыль организаций поступило в консолидированный бюджет Российской Федерации за 9 месяцев почти 379 млрд. рублей, в том числе в федеральный – свыше 123 млрд. рублей.

Темп роста поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации относительно поступлений 9 месяцев 2002 года составил 112%, в федеральный бюджет – около 99%, в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации – 120%.

По оценке Министерства, ожидаемые поступления за год составят 162 млрд. рублей.

Поступления НДС за январь-сентябрь т.г. увеличились на 19% (относительно аналогичного периода 2002 года) и достигли 463 млрд. рублей.

До конца года в бюджет должно поступить налога на добавленную стоимость на сумму 160 млрд. рублей. Таким образом, за год поступит 623 млрд. рублей.

Налога на добычу полезных ископаемых в январе-сентябре т.г. поступило в консолидированный бюджет Российской Федерации свыше 240 млрд. рублей, в том числе, в федеральный бюджет – 179 млрд. рублей и превысило поступления прошлого года почти на треть. Главными причинами увеличения поступлений налога являются рост в текущем году объемов добычи основных видов полезных ископаемых по сравнению с 2002 годом (нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений – на 11,1%, природного газа – на 2,8%) и улучшение реальной конъюнктуры мирового рынка нефтяного сырья в июне - июле текущего года.

При сохранении до конца года указанных выше тенденций ожидаемые поступления по НДПИ в федеральный бюджет могут составить в 2003 году 241 млрд. рублей.

В настоящее время в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации находится на рассмотрении проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2003 год», уточняющий объемы доходов федерального бюджета по отдельным налогам и сборам (в частности, налога на прибыль, НДС и НДПИ).

Всего за 2003 год ожидается поступление налогов и сборов в консолидированный бюджет Российской Федерации в размере 2,66 триллиона рублей. Ожидаемые поступления налогов и сборов в федеральный бюджет составят 1,3 триллиона рублей, то есть будут адекватны заданию, установленному Министерству в соответствии с Законом о федеральном бюджете на 2003 год.

Ведущий: Геннадий Иванович, являются ли объектом налогообложения транспортным налогом автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л.с., приобретенные инвалидами за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации?

Букаев Г.И.:
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса не признаются объектами налогообложения автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л.с., полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке.

По разъяснениям Министерства труда и социального развития Российской Федерации (письмо от 14.07.03 № 5474-ГП) органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения) в соответствии со статьями 11, 77 Конституции Российской Федерации относятся к системе органов государственной власти, формируемых и контролируемых субъектами Российской Федерации самостоятельно. Порядок образования органа социальной защиты населения, структура, штаты, а также статус и название определяются субъектами Российской Федерации самостоятельно.

Органы социальной защиты населения муниципальных образований относятся к органам местного самоуправления, формирование и структура которых определяются в соответствии со статьей 131 Конституции Российской Федерации, а также законодательством о местном самоуправлении.

В соответствии с Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.94 № 101, Фонд социального страхования Российской Федерации является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации.

Таким образом, автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л.с., приобретенные инвалидами за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, подлежат налогообложению транспортным налогом в общеустановленном порядке.

Ведущий: Фермер из Торжка спрашивает. Распространяется ли на сельскохозяйственные производственные кооперативы льгота по земельному налогу, установленная для крестьянских (фермерских) хозяйств статьей 12 Закона Российской Федерации «О плате за землю»?

Букаев Г.И.:
В соответствии со статьей 1 Закона РСФСР от 22.11.90 №348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (с изменениями и дополнениями) крестьянское (фермерское) хозяйство является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, представленным отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющим производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков. Пунктом 1 статьи 9 указанного Закона установлено, что крестьянское хозяйство регистрируется районным (городским) Советом народных депутатов после выдачи государственного акта на право пожизненного наследуемого владения, собственности на земельный участок или подписания договора на аренду земельного участка.

Согласно статьи 12 Закона Российской Федерации от 11.10.91 №1738-1 "О плате за землю" (с изменениями и дополнениями) граждане, впервые организующие крестьянские (фермерские) хозяйства, освобождаются от уплаты земельного налога в течение пяти лет с момента предоставления им земельных участков.

Что касается сельскохозяйственных производственных кооперативов, то следует иметь в виду следующее.

Статьей 259 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что членами крестьянского (фермерского) хозяйства на базе имущества хозяйства может быть создано хозяйственное товарищество или производственный кооператив. Такое хозяйственное товарищество или кооператив как юридическое лицо обладает правом собственности на имущество, переданное ему в форме вкладов и других взносов членами фермерского хозяйства, а также на имущество, полученное в результате его деятельности и приобретенное по иным основаниям, допускаемым законом.

Таким образом, сельскохозяйственные производственные кооперативы не являются крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, созданными на основании пункта 1 статьи 9 Закона Российской Федерации "О крестьянском (фермерском хозяйстве)" и, следовательно, не имеют правовых оснований для пользования льготой по земельному налогу, установленной для крестьянских (фермерских) хозяйств статьей 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю".

Ведущий: Организация осуществляет добычу подземных пресных вод. Какой налог следует уплачивать в отношении данной воды: налог на добычу полезных ископаемых или платежи за пользование водными объектами?

Букаев Г.И.:
В соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 337 Налогового кодекса к объекту налогообложения по налогу на добычу полезных ископаемых отнесены подземные воды, содержащие полезные ископаемые (промышленные воды) и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды), а также термальные воды.

Иные подземные воды не подлежат налогообложению налогом на добычу полезных ископаемых в соответствии с главой 26 Налогового кодекса. С 1 января 2002 года пользование этими подземными водными объектами в целях забора воды подлежит налогообложению в соответствии с Федеральным законом от 06.05.1998 № 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами» (с изменениями и дополнениями).

Ведущий: По какой ставке облагается добыча газового конденсата из газоконденсатных пластов нефтегазоконденсатного месторождения, через газоконденсатные скважины? (Юлаев Василий, Нефтегорск)

Букаев Г.И.:
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 126-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 07.07.2003 № 117-ФЗ) при добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений в период с 01.01.2002 по 31.12.2003 налоговая база по налогу на добычу полезных ископаемых определяется как количество добытого полезного ископаемого (в натуральном выражении), а налоговая ставка в отношении данных полезных ископаемых составляет 340 рублей за тонну полезного ископаемого и корректируется с помощью коэффициента динамики мировых цен на нефть.

В то же время, в случае добычи газового конденсата из газоконденсатных месторождений налоговая база и налоговая ставка определяются на основании соответственно статей 338 и 342 Налогового кодекса, и налоговая ставка в данном случае составляет 16,5 процента.

Таким образом, применение налоговой ставки по налогу на добычу полезных ископаемых и порядок определения налоговой базы законодательством о налогах и сборах поставлены в зависимость от типа месторождения углеводородного сырья.

Учитывая, что совокупность залежей образует месторождение, то тип залежи или тип пробуренной скважины не могут быть приняты во внимание при определении особенностей исчисления налога на добычу полезных ископаемых.

Ведущий: Распространяется ли действие упрощенной системы налогообложения на адвокатов, осуществляющих адвокатскую деятельность в индивидуальном порядке? (Рогозина Елена Викторовна, Пушкино, Московская область).

Букаев Г.И.:
В соответствии со статьей 346.12 Налогового кодекса налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном Налоговым кодексом, за исключением налогоплательщиков, перечисленных в пункте 3 данной статьи Налогового кодекса, которым право на применение упрощенной системы налогообложения не предоставлено.

Согласно пункту 2 статьи 11 Налогового кодекса организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.

Индивидуальными предпринимателями признаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы.

Таким образом, действие упрощенной системы налогообложения распространяется только на тех налогоплательщиков, которые в соответствии с Налоговым кодексом признаются организациями или индивидуальными предпринимателями и не перечислены в пункте 3 статьи 346.12 Налогового кодекса.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 31.05.2002 № 63 – ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном данным Федеральным законом, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

Адвокатская деятельность не является предпринимательской.

Согласно статье 15 Федерального закона выданное претенденту квалификационной комиссией удостоверение является единственным документом, подтверждающим статус адвоката.

В соответствии со статьей 21 Федерального закона адвокат, принявший решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально, учреждает адвокатский кабинет, который не является юридическим лицом.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание то обстоятельство, что в соответствии с Федеральным законом деятельность адвокатов, учредивших в установленном порядке адвокатские кабинеты не признается предпринимательской деятельностью, а сами адвокаты для целей налогообложения не отнесены Налоговым кодексом к индивидуальным предпринимателям, действие упрощенной системы налогообложения, предусмотренной главой 26.2 Налогового кодекса на них не распространяется.

Ведущий: Два вопроса из Нижнего Новгорода от Еременко Максима. Подлежат ли включению в физический показатель базовой доходности «площадь торгового зала в квадратных метрах», для целей исчисления единого налога на вмененный доход, площади складских, офисных и подсобных помещений магазина, а также площади, занятые стеллажами, витринами, прилавками и холодильным оборудованием?

Относятся ли к площади торгового зала магазина площади рабочих мест кассиров – операционистов, а также площади проходов для покупателей между прилавками и витринами?

Букаев Г.И.:
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности вводится в действие на территории субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и распространяется на налогоплательщиков, осуществляющих виды предпринимательской деятельности, предусмотренные пунктом 2 статьи 346.26 Налогового кодекса, в том числе и розничную торговлю, осуществляемую через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 квадратных метров, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, как имеющие, так и не имеющие стационарной торговой площади.

При исчислении суммы единого налога на вмененный доход по указанному виду предпринимательской деятельности в отношении объектов стационарной торговой сети, имеющих торговый зал в качестве физического показателя базовой доходности используется площадь торгового зала в квадратных метрах (статья 346.29 Налогового кодекса).

В соответствии со статьей 346.27 Налогового кодекса под площадью торгового зала магазина или павильона понимается площадь всех помещений и открытых площадок, используемых налогоплательщиком для торговли, определяемая на основе инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

Согласно Государственному стандарту Российской Федерации Р51303-99 «Торговля. Термины и определения» (далее – ГОСТ) под площадью торгового зала магазина понимается часть торговой площади магазина, включающая установочную площадь магазина (часть площади торгового зала, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей), площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей.

Таким образом, при исчислении суммы единого налога на вмененный доход налогоплательщиками, осуществляющими розничную торговлю через объект стационарной торговой сети, имеющий торговый зал (магазин, павильон), учитывается площадь всех помещений такого объекта (включая и площади объекта организации торговли, отнесенные ГОСТом к площади торгового зала) и прилегающих к нему открытых площадок, фактически используемых ими для осуществления розничной торговли товарами (оказания услуг покупателям).

При этом следует иметь в виду, что площади складских, офисных, подсобных и иных помещений объекта организации торговли, не предназначенных для ведения розничной торговли, учитываются при исчислении единого налога на вмененный доход только в том случае, если такие помещения фактически используются налогоплательщиком для розничной торговли и оказания услуг покупателям.

Ведущий: Существует ли обязанность по представлению в налоговый орган по месту налогового учета бухгалтерской отчетности в соответствии с Федеральным законом от 21.11.96 № 129 - ФЗ «О бухгалтерском учете» у организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, предусмотренную главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации? (Николаев Егор Иванович).

Букаев Г.И.:
Налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете».

Согласно статье 2 Федерального закона от 21.11.96 № 129 - ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах её хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. При этом согласно статье 2 вышеуказанного Федерального закона бухгалтерский учет ведется на синтетических и аналитических счетах бухгалтерского учета.

В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 21.11.96 № 129 - ФЗ организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, за исключением ведения учета основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством Росийской Федерации о бухгалтерском учете.

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 Налогового кодекса.

Таким образом, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом освобождены от обязанности ведения бухгалтерского учета, на основании которого составляется бухгалтерская отчетность.

Исходя из этого, у организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, отсутствует обязанность по представлению в налоговый орган по месту налогового учета бухгалтерской отчетности в соответствии с Федеральным законом от 21.11.96 № 129 - ФЗ.

Ведущий: Что является объектом налогообложения по налогу на операции с ценными бумагами при выпуске акций акционерного общества, созданного путем преобразования государственного унитарного предприятия в АО? (Ситник Ольга, Курск).

Букаев Г.И.:
В соответствии с Законом Российской Федерации от 12.12.1991 № 2023-1 «О налоге на операции с ценными бумагами» (далее – Закон) объектом налогообложения является номинальная сумма выпуска ценных бумаг, заявленная эмитентом.

При этом в соответствии со статьей 2 Закона объектом обложения налогом на операции с ценными бумагами не является:

номинальная сумма выпуска акций акционерного общества, созданного путем преобразования юридического лица иной организационно-правовой формы, в части, не превышающей размера уставного капитала (складочного капитала, паевого фонда кооператива) преобразуемого юридического лица.

В Гражданском кодексе Российской Федерации (далее ГК РФ) и в Федеральном законе от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – ФЗ о ГУП) применительно к государственным унитарным предприятиям не употребляется понятие «уставный капитал». Данное понятие в ГК РФ используется только в отношении хозяйственных обществ и товариществ.

В этой связи, при преобразовании государственного унитарного предприятия в акционерное общество объектом налогообложения в соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 12.12.1991 № 2023-1 «О налоге на операции с ценными бумагами» будет являться вся номинальная сумма выпуска ценных бумаг, заявленная эмитентом – создаваемым акционерным обществом.

Ведущий: Требуется ли получение разрешения в случае совершения резидентом бартерной сделки, предусматривающей экспорт работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности в обмен на ввоз нерезидентом товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, превышающий 90 дней от даты экспорта? Вопрос задал предприниматель из Томска.

Букаев Г.И.:
18 августа 1996 года Президент Российской Федерации подписал Указ № 1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок», в соответствии с которым российские лица, заключившие или от имени которых заключены бартерные сделки, обязаны в сроки, установленные законодательством Российской Федерации для исполнения текущих валютных операций, исчисляемые с даты выпуска экспортируемых товаров таможенными органами Российской Федерации либо с момента выполнения работ, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности, обеспечить ввоз на таможенную территорию Российской Федерации эквивалентных по стоимости товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности с подтверждением факта ввоза соответствующими документами. Превышение указанных сроков и выполнение иностранным лицом встречного обязательства способом, не предусматривающим ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, допускаются лишь при условии получения разрешения, выдаваемого Министерством внешних экономических связей Российской Федерации.

При этом, пунктом 5 Указа № 1209 установлено, что при совершении бартерных сделок экспорт товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности может быть осуществлен только после оформления паспорта бартерной сделки в соответствии с пунктом 8 Указа № 1209.

Следовательно, при совершении резидентами бартерных сделок, превышение срока в 90 дней, исчисляемого с даты выпуска экспортируемых товаров таможенными органами Российской Федерации либо с момента выполнения работ, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности, допускается только при наличии разрешения, выдаваемого Министерством внешних экономических связей Российской Федерации (Минэкономразвития России), в соответствии с Приказом от 17.04.1997 № 204 «О введении в действие инструкции по выдаче заключений об обстоятельствах, повлекших несоблюдение требований об обязательном ввозе товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, эквивалентных по стоимости экспортируемым товарам, работам, услугам, результатам интеллектуальной деятельности при совершении бартерных сделок».

Ведущий: Какая ответственность предусмотрена за нарушение срока уведомления физическим лицом налогового органа о состоявшемся переводе иностранной валюты для приобретения прав на ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, установленного п.2 ст.6 Закона Российской Федерации от 09.10.1992 № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле»?

Букаев Г.И.:
Валютные операции, связанные с переводами физическими лицами - резидентами иностранной валюты в Российскую Федерацию и из Российской Федерации на сумму, не превышающую 75 тысяч долларов США, осуществляемые в течение календарного года в целях приобретения физическим лицом - резидентом прав на ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, или в целях реализации физическим лицом - резидентом принадлежащих ему прав на указанные ценные бумаги, относятся к операциям, связанным с движением капитала. В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле», данные валютные операции, осуществляются резидентами без ограничений.

Однако данным пунктом Закона установлена обязанность для физических лиц – резидентов в течение 10 рабочих дней с даты осуществления такого перевода уведомить о состоявшемся переводе налоговый орган по месту учета осуществившего этот перевод физического лица - резидента, приложив банковские выписки по указанному счету.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона лица, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную, гражданско-правовую и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за несоблюдение установленного порядка ведения учета, составления и представления отчетности по валютным операциям.

Ведущий: Геннадий Иванович, сейчас все говорят о реформировании налоговой системы. Каковы основные направления структурной реорганизации налоговых органов? (Улитин Василий Анатольевич, Пенза).

Букаев Г.И.:
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2001 № 888 утверждена федеральная целевая программа «Развитие налоговых органов (2002-2004 годы)», одной из задач которой является внедрение прогрессивных форм организации и администрирования налоговых органов. В целях реализации указанной задачи в МНС России проводятся мероприятия по совершенствованию организационных структур налоговых органов России.

При этом предусматривается ликвидация малочисленных инспекций, создание межрайонных инспекций, переход на функциональный принцип построения организационных структур, внедрение типовых налоговых технологий и процедур, что способствует рациональному использованию трудовых и материальных ресурсов.

Первый шаг предусматривал реорганизацию районных инспекций МНС России с небольшим количеством сотрудников в межрайонные.

Необходимость реорганизации малочисленных налоговых инспекций вызвана тем, что, выполняя единые для налоговых органов функции, эти инспекции не могут полностью решать весь объем поставленных задач. Это было связано с тем, что значительная часть персонала выполняла функции, непосредственно не связанные с налоговым администрированием – финансовые, материально-технические, кадровые и другие.

В то же время количество сотрудников, проводящих налоговые проверки, было явно недостаточно для обеспечения надлежащего контроля за соблюдением налогового законодательства.

Содержание низкорентабельных инспекций является обременительным для государства, поэтому большинство небольших инспекций реорганизованы в межрайонные с перераспределением численности персонала и некоторых функций.

На базе реорганизованных инспекций создаются территориально обособленные рабочие места, осуществляющие сервисное обслуживание налогоплательщиков по следующим направлениям: прием документов налоговой отчетности, документов необходимых для постановки на налоговый учет и регистрации ККТ, других документов, поступающих от налогоплательщиков; информирование налогоплательщиков и некоторые другие.

Вторым направлением работы МНС России по повышению эффективности работы налоговых органов является оптимизация внутренней структуры инспекции и организация ее работы по функциональному принципу. На практике это означает такое распределение работы, при котором каждое подразделение инспекции профессионально и быстро выполняет свой объем работы, не отвлекаясь на другие направления и не дублируя работу другого подразделения.

В настоящее время в МНС России разработаны типовые, функциональные структуры, позволяющие оптимально организовать работу в ИМНС, ввести в работу принцип более четкой специализации, избежать дублирования функций разными структурными подразделениями, уйти от налогового администрирования по отдельным видам налогов. За счет этого и за счет передачи в межрайонные инспекции по централизованной обработке данных ресурсоёмких технологических операций выделяются ресурсы ИМНС для работы с налогоплательщиками. Сейчас мы производим поэтапный перевод всех территориальных инспекций на новую типовую структуру.

Для этого Министерством разработаны инструкции на каждое рабочее место инспектора. Каждый инспектор на своем рабочем месте знает свой отрезок производственного цикла, осуществляя пошаговый режим. Всё это четко прописано и подлежит обязательно и строгому исполнению.

Ведущий: Вопрос из Перми звучит так. Какие меры планирует предпринять МНС России для повышения эффективности работы налоговых инспекций в части улучшения обслуживания налогоплательщиков?

Букаев Г.И.:
Федеральная целевая программа поставила перед МНС России задачу улучшения обслуживания налогоплательщиков, создание для них благоприятных условий для исполнения ими налоговых обязательств.

МНС России осуществляет широкомасштабное внедрение в практику работы с налогоплательщиками прогрессивных форм и методов информационно-разъяснительной работы с использованием современных технических средств, в т.ч. организация порталов, интернет-сайтов.

До 2001 эта работа осуществлялась только как функционирование пресс-служб. Сейчас основной упор переносится на обслуживание налогоплательщиков.

В существовавшей прежде системе оказание налогоплательщикам информационных услуг осуществлялось по остаточному принципу, т.к. все отделы отвечали прежде всего за поступление налогов и сборов и контроль соблюдения налогового законодательства. Сегодня в ИМНС повсеместно реорганизованы отделы на обслуживание налогоплательщиков. Основное назначение данных структур оказать содействие налогоплательщику в выполнении его налоговых обязательств.

Создание такого подразделения продиктовано необходимостью улучшения обслуживания налогоплательщиков, выстраивания доброжелательных отношений между налогоплательщиками и налоговыми органами. Отдел работы с налогоплательщиками непосредственно общается с налогоплательщиками и выполняет такие функции, как прием документов налоговой отчетности, подготовка ответов на запросы, информирование налогоплательщиков, и некоторые другие.

МНС России осуществляет большой комплекс мероприятий, направленных на упрощение процедур представления в налоговые органы деклараций и другой налоговой отчетности, включающий в себя пересмотр форм налоговых деклараций с целью их упрощения, обеспечения единообразия, а также включения в них сведений, необходимых для аудиторской проверки и сверки деклараций по различным налогам; разработку для налогоплательщиков легко доступных для понимания инструкций по заполнению деклараций.

Внедрение принципа бесконтактного взаимодействия с налогоплательщиками, в том числе представления деклараций по почте или в электронном виде, позволит сделать систему более объективной, разорвать связь «налогоплательщик – инспектор», сократить, а затем и полностью ликвидировать очереди, и в конечном итоге способствовать обеспечению равных, предсказуемых и единых условий для всех налогоплательщиков.

С целью улучшения обслуживания налогоплательщиков МНС России в настоящее время создаются залы для работы с налогоплательщиками и организуется работа с налогоплательщиками по принципу одного окна. Организация таких залов позволяет налогоплательщикам зарегистрироваться, встать на налоговый учет, сдать налоговые декларации и другие документы, а также получить весь спектр информационных услуг в одном месте. Специально оборудованные залы позволили сделать контакты налогоплательщика и инспектора максимально прозрачными и удобными, обеспечили комфортные условия, как для налогоплательщика, так и для сотрудников налоговых органов.

МНС планирует разработку концепции оказания налогоплательщикам информационных и консультационных услуг, включая создание системы телефонного информирования (колл-центров). Предполагается в будущем ввести практику ознакомления налогоплательщиков с состоянием их лицевого счета по телефону и Интернету. Так как например это делает уже сегодня БИ-Лайн или МТС.

С целью сокращения числа обращений налогоплательщиков в судебные инстанции предусматривается комплекс мероприятий по развитию системы досудебного разбирательства.

Основой данных изменений является федеральная целевая программа развития налоговых органов на 2002-2004 годы, в которой в качестве одного из основных приоритетов развития налоговой системы страны обозначено создание и совершенствование комплекса мероприятий по предоставлению информационных и консультационных услуг налогоплательщикам, что в свою очередь должно стать важным фактором стабильного поступления налогов и сборов в бюджет на основе их добровольной уплаты.

Ведущий: Многих предпринимателей интесует вопрос о списании задолженности по пеням и штрафам при реорганизации юридического лица, а также о полномочном органе по списанию реструктурированной задолженности по пеням и штрафам реорганизованного юридического лица.

Букаев Г.И.:
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 № 818 «О внесении изменений и дополнений в некотороые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, а также задолженности по пеням и штрафам», право на реструктуризацию задолженности реорганизованной организации, предоставленное в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 № 1002, сохраняется за правопреемником (правопреемниками) организации.

При наличии в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации и представительных органов местного самоуправления нормы, предусматривающей, что право на реструктуризацию задолженности реорганизованной организации сохраняется за правопреемником (правопреемниками) организации, право на списание реструктурируемой задолженности по пеням и штрафам переходит к вновь созданному юридическому лицу и списание задолженности по пеням и штрафам производится налоговым органом по месту его нахождения.

Ведущий: Возможно ли списание задолженности по налоговым санкциям на основании приказа МНС России от 1 июня 2001 г. №ВГ-3-10/175 «О порядке принятия решения о признании безнадежной к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам»? (Буров Лев Анатольевич, юрист из Москвы).

Букаев Г.И.:
Лев Анатольевич, порядок списания безнадежной к взысканию задолженности по налогам и сборам по причинам юридического характера установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.2001 № 100 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам», принятым во исполнение статьи 59 Налогового кодекса. Списание безнадежных к взысканию сумм налоговых санкций Налоговым кодексом не предусмотрено.

Порядок принятия решения о признании безнадежной к взысканию и списании недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам был утвержден приказом МНС России от 01.06.2001 №ВГ-3-10/175 «О порядке принятия решения о признании безнадежной к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам».

В целях реализации статьи 32.2 Федерального закона от 05.08.2000 №118-ФЗ, которая гласит, что «в случае невозможности взыскания сумм налоговых санкций за нарушения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, которые до введения в действие Налогового кодекса Российской Федерации взимались в бесспорном порядке и по которым решение налогового органа было вынесено до 1 января 1999 года, в отношении указанных сумм применяются правила, предусмотренные в отношении недоимки пунктом 1 статьи 59 части первой Налогового кодекса Российской Федерации», были внесены изменения в приказ МНС от 01.06.2001 №ВГ-3-10/175 (ред. от 16.09.2002)

Что касается распространения порядка признания безнадежными к взысканию и списания задолженности на налоговые санкции, взыскиваемые с налогоплательщиков в судебном порядке после введения в действие части первой Налогового кодека, то есть после 1 января 1999 года, то необходимо отметить следующее.

Налоговые санкции являются мерой ответственности за совершение налогового правонарушения, они устанавливаются и применяются в виде денежных взыскания (штрафов), в размерах предусмотренных статьями главы 16 Налогового кодекса. Налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщика только в судебном порядке.

Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 №20-П штрафы не имеют налоговой природы и по своему существу выходят за рамки налогового обязательства, они носят не восстановительный, а карательный характер и являются наказанием за налоговое правонарушение, т.е. за предусмотренное законом противоправное деяние.

Следовательно, не представляется возможным внести дополнения в статью 59 Налогового кодекса, касающиеся распространения порядка признания безнадежной к взысканию задолженности на суммы штрафов.

Для решения указанной проблемы МНС России направило в Минфин России письмом от 26.09.2003 №29-4-02/2-АИ300 предложения по внесению дополнений в проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2004 год» при рассмотрении его в третьем чтении. МНС России предлагает предусмотреть статью следующего содержания:

- «Установить, что признается безнадежной к взысканию и списывается задолженность перед федеральным бюджетом по штрафам, присужденным за нарушение законодательства о налогах и сборах, в случае:

а) ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» - в части задолженности, не погашенной по причине недостаточности имущества должника;

в) смерти или объявления судом умершим физического лица.

Порядок списания указанной задолженности определяется Правительством Российской Федерации».

Ведущий: На эту же тему задает вопрос Ольга Львовна, Санкт-Петербург. Подлежит ли списанию в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.2001 № 100 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам» задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, образовавшейся по состоянию на 1 января 2001 года?

Букаев Г.И.:
Согласно статье 2 Федерального закона от 31.07.1998 №147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», статье 32.1 Федерального закона от 05.08.2000 №118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» статьи 13, 14 и 15 Налогового кодекса Российской Федерации, относящие налоги и сборы, соответственно, к федеральным, региональным и местным налогам и сборам, вводятся в действие со дня признания утратившим силу Закона Российской Федерации от 27.12.1994 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

Впредь до введения в действие статей 13, 14 и 15 части первой Налогового кодекса налоги, сборы, пошлины и другие платежи в бюджет или внебюджетный фонд, не установленные статьями 19, 20 и 21 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», не взимаются.

Таким образом, установленный статьей 59 Налогового кодекса порядок признания недоимки, числящейся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, безнадежной и ее списания распространяется на недоимку лишь по тем налогам и сборам, которые установлены статьями 19, 20 и 21 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Данные статьи не предусматривают в перечне налогов и сборов страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды.

Порядок списания безнадежной к взысканию недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.2001 № 100 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам».

Списание безнадежной к взысканию задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, образовавшейся по состоянию на 1 января 2001 года, законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

Вместе с тем, МНС России подготовлен проект федерального закона «О внесении дополнения в статью 20 Федерального закона от 05.08.2000 №118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах», согласно которому «задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, имеющаяся по состоянию на 1 января 2001 года, начисленным пеням и штрафам, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном положениями статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации».

В настоящее время проект федерального закона распоряжением председателя Правительства Российской Федерации М.М. Касьянова от 31.07.2003 №1050-р внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Ведущий: К сожалению, время нашей конференции ограничено. От лица всей интернет-аудитории я хочу поблагодарить Геннадия Ивановича за то, что он нашел время принять участие в нашей коференции и ответить на вопросы.

Букаев Г.И.:
Спасибо организаторам этой конференции за ее проведение. Ответы на оставшиеся вопросы мы подготовим и передадим Вам для размещения.

Всего хорошего!


Страницы: | 1 | 2 |

Полный список вопросов

Материалы:
Конференция
Список вопросов
Биография Букаева Г.И.
Налоговый кодекс РФ
МНС России
Интернет-конференции МНС России
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Сайт МНС России
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации