Rambler's Top100
Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Ю.Я.Чайка

Интернет-конференция
Министра юстиции Российской Федерации
Ю.Я.Чайки
"Министерство юстиции Российской Федерации: задачи и проблемы"

22 января 2003 10:00 мск

22 января 2003 года в 10:00 по московскому времени началась интернет-конференция Министра юстиции Российской Федерации Юрия Яковлевича Чайки.

Каковы функции Министерства юстиции? Как идет судебно-правовая реформа? Какова роль органов юстиции в правовом государстве? На эти и другие вопросы интернет-аудитории сегодня ответит Ю.Я.Чайка.

Интернет-конференция Министра юстиции Российской Федерации Юрия Яковлевича ЧайкиИнтернет-конференция проводится компанией "Гарант" при поддержке компании "Гарант-Интернет", интернет-холдинга "Rambler" и журнала "Законодательство".

Ведущий интернет-конференции — Шаманов Евгений Вячеславович (директор по внешним связям компании "Гарант").

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Я с удовольствием представляю гостей и участников нашей конференции. В интернет-конференции принимают участие: Министр юстиции Российской Федерации Юрий Яковлевич Чайка, Руководитель Департамента управления Министерства юстиции Российской Федерации Юрий Михайлович Синдеев, директор компании "Гарант-Интернет" Солдаткин Алексей Евгеньевич, главный редактор журнала "Законодательство" Наталья Викторовна Ткаченко, заместитель директора по внешним связям компании "Гарант" Татьяна Юрьевна Комарова.

К началу конференции было получено свыше 200 вопросов.

Юрий Яковлевич первый вопрос задает Мария из Ульяновска. Как Вы оцениваете деятельность Минюста в 2002 году?

Юрий Яковлевич ЧайкаЧайка Ю.Я.:
Спасибо за вопрос. Я должен сказать, что в настоящее время информация о деятельности Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальных органов в истекшем году обобщается, анализируется, и 18 февраля текущего года результаты работы Министерства юстиции в 2002 году будут рассмотрены на расширенной Коллегии Министерства юстиции Российской Федерации.

Если говорить о наиболее значимых делах, наиболее значимых направлениях нашей деятельности в истекшем году, то, бесспорно, это наша активная подготовка и празднование 200-летия со дня образования Министерства юстиции России.

В преддверии этого праздника было сделано очень много хороших, на мой взгляд, дел. Это, прежде всего, повышение качества нашей работы по юридической экспертизе нормативно-правовых актов субъектов Федерации. В истекшем году мы провели такую экспертизу 36 тысяч нормативно-правовых актов, из них 4 тысячи признали несоответствующими федеральному законодательству.

Я должен заметить, что в связи с повышением роли Министерства юстиции в обществе, с повышением авторитета Министерства и профессионального уровня наших работников, сегодня более 80% наших заключений принимается во внимание главами субъектов Федерации. И без постороннего вмешательства, то бишь, без вмешательства органов прокуратуры и судебных инстанций, приводят законодательство субъектов Федерации, не соответствующее федеральному в соответствие с законами. Буквально два года назад таких случаев было всего 23%.

Первый вопрос задает Мария из Ульяновска. Как Вы оцениваете деятельность Минюста в 2002 году?Второе направление – это, бесспорно, реализация усилий Российской Федерации по усилению борьбы с терроризмом. Министерство юстиции разработало, и уже, вы знаете, принят Государственной Думой, Закон о противодействии экстремистской деятельности. Буквально на днях мы провели мониторинг и направили свои предложения Президенту Российской Федерации, с точки зрения активизации этой работы, усиления наиболее слабых позиций, которые в той или иной степени не были охвачены принятым законом. Мы активно работаем над законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации в соответствии с Положением о Министерстве юстиции. Министерство юстиции является координатором этой работы в Правительстве. И совсем недавно был подготовлен и утвержден план законопроектной работы Правительства.

Я должен заметить, что в истекшем году сделан существенный шаг по демократизации и повышению эффективности работы пенитенциарной системы Российской Федерации. Было внесено, и в позапрошлом и в прошлом году, значительное количество поправок в действующие Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы и Уголовно-исполнительный кодекс. В соответствии с ними впервые в истории Российской Федерации по некоторым позициям нам удалось выйти на международный стандарт. И в общем-то наше продвижение было отмечено, и в Совете Европы. Заместитель Министра Юрий Иванович Калинин выступил перед руководителями пенитенциарных систем стран – членов Совета Европы, также было выступление в Палате Лордов в Великобритании. Более того, по инициативе и просьбе Совета Европы была проведена пресс-конференция Министра юстиции в Страсбурге, где был продемонстрирован фильм о наших позитивных подвижках в этом направлении и мы ответили на все вопросы.

Мировое сообщество признает, что в Российской Федерации сделаны очень серьезные шаги по демократизации пенитенциарной системы. Это, бесспорно, вступление в силу нового Уголовно-процессуального кодекса и Кодекса об административных правонарушениях. В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом, впервые в истории служба судебных приставов была наделена функциями дознания, административной практики, что даст нам возможность в перспективе значительно улучшить работу службы судебных приставов, прежде всего, по пополнению федерального бюджета, по исполнению судебных решений и решений органов исполнительной власти. И ряд других направлений, которые дали возможность Министерству юстиции выйти на качественно новый уровень, на качественно новые рубежи в своей работе.

Ведущий: Вопрос задает Петр Юрьевич из Саратова. Какие основные задачи определены Вами как Министром юстиции для решения в 2003 году?

Чайка Ю.Я.:"за последнее время в значительной степени повысился авторитет Министерства юстиции"Чайка Ю.Я.:
Я уже говорил, что за последнее время в значительной степени повысился авторитет Министерства юстиции, расширились его функции, вырос объем поставленных задач. Мы ожидаем, что дальше наши полномочия будут расти и в ближайшее время мы ожидаем Указа Президента, который даст нам возможность вести единый банк нормативных правовых актов Российской Федерации. В перспективе мы будем вести банк данных всего российского законодательства. Основная задача, конечно, это продолжение реформирования уголовно-исполнительной системы. Я уже говорил о тех продвижениях, которые мы здесь достигли, но работы предстоит еще очень много, потому что мы только по некоторым незначительным позициям выходим на международные стандарты, поэтому будем и дальше работать.

В этом году значительно должна быть расширена служба судебных приставов, прежде всего в количественном составе. В бюджете заложено увеличение штатной численности службы судебных приставов на 12 тысяч человек, что даст нам возможность в значительной степени еще более активизировать работу службы судебных приставов, повысить ее эффективность, это возможность пополнить российский бюджет, исполнить судебные решения в отношении граждан, соблюдение прав и интересов граждан.

Правозащитная функция для Министерства юстиции одна из приоритетных. Наконец, мы связываем большие надежды с улучшением работы центрального аппарата. Впервые в истории российской юстиции мы получили, нам помогло Минимущество, большое красивое здание. Сейчас идет его реконструкция, и 18 февраля текущего года коллегия по итогам работы за год будет проходить в новом здании. Для нас это очень приятное и значимое событие.

Должен сказать, что в 2003 годы мы должны обеспечить реализацию Указа Президента о комиссии по вопросам помилования на территориях субъектов Федерации. Будем продолжать укреплять международное сотрудничество. Например, в ближайшее время будет подписан ряд международных договоров, в частности, планируется подписание международного договора между Российской Федерацией и Францией о передаче осужденных для дальнейшего отбытия наказания. Это первый межгосударственный нормативно-правовой акт между новой Россией и Францией. В ближайшее время будет подписано соглашение с Вьетнамом о правовой помощи по уголовным и гражданским делам и ряд других соглашений.

Бесспорно, мы будем продолжать совершенствовать работу по профессиональному росту наших работников. В соответствии с моим поручением на базе Российской правовой академии Министерства юстиции создан факультет по подготовке службы судебных приставов. Для нас это чрезвычайно актуальная проблема, и я думаю, что мы будем продолжать работать в этом направлении.

Естественно, мы должны усилить работу Министерства по формированию единого правового пространства. Как я уже говорил, в прошлом году выявлено 4000 несоответствующего федеральному законодательству нормативно-правовых актов субъектов Федерации, и я думаю, что у нас здесь есть еще колоссальный резерв для улучшения работы в этом направлении и прежде всего, во взаимодействии с главами субъектов Российской Федерации. Недавно я с обширной информацией выступил на заседании Совета Федерации, посвященном этой проблеме.

Мы приняли участие в работе совещания законодателей субъектов Федерации, где мы тоже выступили со своими предложениями по совершенствованию этой работы. Я думаю, это тот перечень основных направлений, который мы будем продолжать совершенствовать наряду со всеми другими в Министерстве юстиции.

Ведущий: Юрий Яковлевич! Традиционно на наших конференциях граждане просят сравнить работу российских органов государственной власти и западных коллег и об этом вопрос, который задает Алексей из Москвы. Уважаемый Юрий Яковлевич! В чем, на Ваш взгляд, принципиальное отличие деятельности российских и западных органов юстиции, если, конечно, таковые имеются? И в связи с этим, как Вам видится совершенствование работы органов юстиции России в рамках становления правового государства?

Чайка Ю.Я.:"Задачей Министерства юстиции, определенной Президентом, является обеспечение единого правового пространства"Чайка Ю.Я.:
Спасибо за вопрос. Вопрос хороший. Разумеется, отличия имеются, что проистекает прежде всего из различий в правовых системах наших государств, задачах и функциях, традициях и многом другом.

Однако при всем разнообразии зарубежного опыта в сфере юстиции можно констатировать, что министерства юстиции в западных демократических государствах являются одними из ключевых ведомств.

В правовом государстве роль органов юстиции заключаются прежде всего в обеспечении защиты прав и законов, интересов граждан и государства. В ведении министерств юстиции большинства западных стран находится не только законотворчество и система исполнения наказаний, но и органы прокуратуры, организационно-методическое обеспечение судов, защита интересов государства в судах. Министерство юстиции представляет интересы государства в соответствующих судах общей юрисдикции и в административных судах. В некоторых странах в министерства юстиции входят также полиция и контрразведка. Например, в Швейцарии. Надо сказать, что в условиях построения правового государства в нашей стране роль и значения Министерства юстиции России неуклонно возрастает. Это прежде всего целенаправленная политика государства и руководства страны. При этом используется опыт как зарубежных государств, так и царской России.

Классический пример. Пенитенциарная система вернулась в лоно Министерства юстиции в царской России в 1864 году. Во всех цивилизованных странах пенитенциарная система, как правило, входит в структуру министерства юстиции соответствующей страны. Когда Россия вступала в Совет Европы, то одним из основных обязательств была реформа пенитенциарной системы и ее передача из Министерства внутренних дел в систему Министерства юстиции, что и произошло в 1998 году.

Мы использовали опыт царской России, международного сообщества, и сегодня видим конкретный результат, который высоко оценивает все мировое сообщество, и прежде всего Совет Европы. Задачей Министерства юстиции, определенной Президентом, является обеспечение единого правового пространства.

С этой целью Министерство и его территориальные органы проводят юридическую экспертизу нормативных правовых актов субъектов Федерации на предмет их соответствия федеральному законодательству. При этом было бы логично предоставить Министерству юстиции право обжаловать незаконные акты в суд. К сожалению, у нас такого права нет, и мы вынуждены обращаться в органы прокуратуры, когда тот или иной акт, то или иное наше заключение не принимается во внимание руководством соответствующего субъекта Федерации.

В этом вопросе мы твердо стоим на своих позициях, и если тот или иной правовой акт не соответствует федеральному законодательству, мы вынуждены обращаться в органы прокуратуры, которые в соответствии с законом о прокуратуре обращаются в суды общей юрисдикции на предмет отмены этого нормативного акта. Я считаю, что в данном случае посредники не нужны.

Ведущий: Следующий вопрос довольно общий, тем не менее он важен, поскольку позволяет нашим гражданам понять, в чем состоит компетенция Министерства юстиции, по каким вопросам можно обращаться в это ведомство. Вопрос задает Игорь из Новосибирска. Каковы на сегодняшний день функции Министерства юстиции?

Чайка Ю.Я.:
Я должен сказать, что функции Министерства юстиции впервые были изложены в Положении о Министерстве юстиции, утвержденном Указом Президента Российской Федерации 2 августа 1999 года. Функций очень много - 68 направлений деятельности. Вот наиболее важные.

Первое - это координация нормотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти и участие в подготовке свода законов Российской Федерации.

Второе – это проведение юридической экспертизы проектов законодательных, нормативных актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента и Правительства Российской Федерации.

Третье – это обеспечение деятельности полномочных представителей Правительства Российской Федерации в Государственной Думе и Совете Федерации, Конституционном Суде Российской Федерации. Осуществление государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, проверка их деятельности. Государственная регистрация российских, международных общественных и религиозных объединений. Представление правовой информации Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации, осуществление обмена правовой информацией с иностранными государствами. Эта функция у нас появилась буквально недавно.

Мы обязаны информировать Президента по трем основным направлениям нашей деятельности – реформирование пенитенциарной системы, исполнение уголовных наказаний, положение дел в следственных изоляторах, исполнение судебных решений по гражданским и арбитражным делам.

Главный редактор журнала "Законодательство" Наталья Викторовна ТкаченкоВажное направление – это осуществление организационно-методического руководства деятельностью службы судебных приставов и судебно-экспертных учреждений. Обеспечение исполнения уголовных наказаний, содержание подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, осужденных, находящихся под стражей, их охрану, этапирование и конвоирование. Обеспечение уголовно-исполнительной системы вооружением и боеприпасами, специальными средствами и военной техникой. Организация выдачи лицензии на право осуществления нотариальной деятельности, наделение нотариусов полномочиями по совершению нотариальных действий от имени Российской Федерации. Регистрация прав на недвижимость и сделок с ней. Подтверждение согласия на образование коллегий адвокатов, сейчас уже адвокатских палат. Ведение их реестра, осуществление контроля за соблюдением адвокатскими палатами законодательства Российской Федерации.

Вы знаете, что буквально недавно принят закон об адвокатской деятельности. Уже сформированы адвокатские палаты во всех субъектах Российской Федерации, и 31 января будет первый Всероссийский съезд адвокатов. Будет сформировано высшее руководство – Российская адвокатская палата и высшее руководство адвокатского сообщества.

Осуществление деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния. Методическое руководство ЗАГСами, принятие мер по исполнению в органах и учреждениях юстиции законодательства Российской Федерации о труде и государственной службе.

Вот основные направления и полномочия Министерства юстиции, утвержденные Положением о нашем Министерстве.

Ведущий: Глазов Эдуард из Ульяновска задает вопрос, который является представителем целой группы вопросов из различных регионов и касается приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным. Министерство Юстиции проводит экспертизу нормативно-правовых актов субъектов Федерации. Каким образом обеспечивается выполнение решения о приведении этих актов в соответствие с федеральным законодательством, если такое решение принимается?

Чайка Ю.Я.:
Я в какой-то степени уже ответил на этот вопрос. По результатам юридической экспертизы нормативно-правового акта составляется экспертное заключение о соответствии либо несоответствии этого нормативно-правового акта действующему законодательству. Наше заключение не имеет обязательного характера для органов государственной власти субъектов Федерации, и Минюст, к сожалению, не обладает правом обращения в суд с иском о признании незаконным того или иного акта субъекта Федерации.

Для нас принципиально важно повышение профессионального уровня органов юстиции субъектов федерации, повышение их авторитета, координация деятельности органов юстиции того или иного субъекта Федерации с представителями законодательных органов субъектов Федерации. Я уже приводил цифры, что в результате наших экспертиз было выявлено более 80%, а по некоторым регионам более 90% несоответствий нормативно-правовых актов действующему законодательству. На основании этих экспертиз были составлены экспертные заключения органов юстиции. Большинство выявленных незаконных правовых актов приводятся в соответствие с федеральным законодательством без судебных процедур и принятия мер прокурорского реагирования. Вот такой механизм проведения экспертизы нормативно-правовых актов.

Ведущий: Вопрос от Широкова Олега из г. Самары. Юрий Яковлевич, какова, по Вашему мнению, должна быть роль Министерства юстиции в законопроектной деятельности государства?

Чайка Ю.Я.:
Я уже в какой-то степени говорил об этом, что законопроектная деятельность является одним из приоритетных направлений Министерства юстиции Российской Федерации. В частности, в настоящее время именно Министерство юстиции готовит проекты планов законопроектных работ Правительства Российской Федерации, осуществляет разработку проектов федеральных законов, с которыми Правительство Российской Федерации выходит с законодательной инициативой, проводит юридическую экспертизу законопроектов, подготавливаемых тем или иным министерством или ведомством.

В последнее время все большее значение приобретает работа Министерства юстиции по отстаиванию законодательных инициатив Правительства Российской Федерации при их рассмотрении Палатами Федерального Собрания РФ. И в соответствии с нашими полномочиями мы часто выступаем представителями Правительства Российской Федерации при рассмотрении того или иного законопроекта. Ведется работа также по созданию эффективных механизмов реализации принимаемых федеральных законов.Буквально недавно мы вышли с такой инициативой в Правительство. Нас поддержали.

Мы разработали механизм реализации законов Российской Федерации и этим опытом мы сейчас делимся с субъектами Российской Федерации. Все сказанное говорит о том, что роль Министерства юстиции в законопроектной деятельности повышается.

Ведущий: Есть масса совершенно конкретных вопросов от граждан и один из них касается вопросов адвокатуры. Следующий вопрос задает Молоканов Андрей Георгиевич из Владимирской области. Скажите пожалуйста, когда во Владимирской области адвокатам выдадут удостоверения адвокатов? Денежные средства в размере 280 рублей были перечислены еще в августе 2002 года, в других близлежащих областях уже давно выдали.

Чайка Ю.Я.:
Здесь бесспорно, нераспорядительность Управления юстиции Владимирской области. Я думаю, что на этой неделе бланки удостоверения адвокатов будут получены и вы сможете получить удостоверение адвоката. Возможно, даже, что удостоверения вы уже получили, потому что накануне нами были даны соответствующие поручения.

Ведущий: Следующий блок вопросов касается уже затронутой Вами темы работы службы судебных приставов.

Леонова Дарья из г. Мытищи задает вопрос. Какие меры предпринимаются Министерством юстиции для дальнейшего усовершенствования работы службы судебных приставов?

Чайка Ю.Я.:
Очень хороший вопрос. Несмотря на то, что служба судебных приставов очень молодая (в прошлом году мы отметили 5 лет со дня создания этой службы) можно с уверенностью говорить, что служба судебных приставов состоялась. Значит, растет авторитет службы судебных приставов, растут полномочия этой службы, расширяются задачи, которые стоят перед ней.

Я должен сказать, что только за 5 лет со дня образования службы поступило более 86 миллионов исполнительных листов. По ним в пользу граждан, юридических лиц и государства взыскано около 450 миллиардов рублей. Сегодня судебные приставы вносят существенный вклад и в пополнение доходной части бюджета. За два года, с того момента как эту функцию стала выполнять служба судебных приставов, возвращено в бюджеты всех уровней почти 65 миллиардов рублей. Цифры очень значительные, и это притом, что служба судебных приставов на сегодня составляет всего 33 тысячи человек.

В соответствии с поручением Правительства Научно-исследовательский институт Министерства труда провел хронометраж работы судебного пристава, и в соответствии с этими нормами мы должны иметь службу 110 тысяч человек. Так вот представьте, что мы имеем 33, а должны 110 иметь. Это значит, что практически каждый судебный пристав перегружен в четыре раза. Но тем не менее мы не стоим на месте, мы предъявляем жесткие требования к повышению эффективности работы судебных приставов. И, на наш взгляд, дальнейшее развитие этой службы должно осуществляться на базе научно обоснованных программ. В этом контексте является актуальной выработка ведомственной концепции развития службы судебных приставов, а также разработка Министерством юстиции совместно с Министерством экономического развития и торговли подпрограммы развития службы судебных приставов на 2003-2006 год в составе Федеральной целевой программы развития судебной системы России.

Я должен заметить здесь, что, когда формировалась программа развития судебной системы России, мы делали попытки, чтобы была там и подпрограмма по службе судебных приставов. К сожалению, мы не нашли поддержки прежде всего у наших коллег судей. Хотя в принципе, без исполнения судебного решения, чем занимается пристав, получается профанация правосудия. Ну, представьте, вынесено судебное решение какое-то. Оно не исполняется в силу того, что перегрузка и так далее, и тому подобное, не подготовлены приставы. Поэтому для нас это было очевидно, что уже на том этапе, когда формировалась эта программа развития судебной системы, должна быть в этой программе подпрограмма по развитию службы судебных приставов. К сожалению, этого не произошло. Но мы сейчас находим поддержку и понимание и у Президента Российской Федерации, и в Правительстве, и, прежде всего, в Министерстве экономического развития. Мы думаем, что в этом году нам удастся такую подпрограмму принять.

Кроме того, в 1997 году вступили в действие два закона: закон об исполнительном производстве и закон о службе судебных приставов. И уже в 1998 году были внесены поправки в этот закон Президентом Российской Федерации и приняты в первом чтении, после чего все остановилось. С 1998 года прошло уже четыре года. Те поправки, которые вносили, сегодня не выдерживают критики с точки зрения повышения эффективности работы службы судебных приставов.

Директор компании "Гарант-Интернет" Солдаткин Алексей ЕвгеньевичВ целом нужно совершенствовать законодательство, потому что многие поправки уже настолько отстали и устарели, что уже в действующее законодательство они просто не вписываются. Поэтому я вышел с инициативой к Президенту Российской Федерации, чтобы те поправки были отозваны Президентом. Нами уже подготовлены под эгидой Администрации Президента совместно с депутатами новые варианты законов об исполнительном производстве судебных приставов с тем, чтобы Президент вышел с законодательной инициативой в Государственную Думу. Мы такую поддержку получили.

Есть поручение Президента Российской Федерации, и я думаю, что в этом году будут приняты новые законы об исполнительном производстве и о службе судебных приставов, которые дадут нам возможность в значительной степени повысить эффективность работы службы судебных приставов. Прежде всего это касается вопросов социальной защищенности работников этой службы, потому что очень низкий уровень заработной платы, и мы возлагаем большие надежды на эти законопроекты.

Ведущий: Иван Станиславович из Кемеровской области спрашивает. Будет ли служба судебных приставов приравнена к службам силовых структур?

Чайка Ю.Я.:
Что касается вопроса о том, будет ли служба судебных приставов приравнена к силовым структурам, я должен сказать, что в конце прошлого года Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным внесен в Государственную Думу проект Федерального закона о системе государственной службы в Российской Федерации, в подготовке которого мы принимали самое активное участие. В соответствии с этим законопроектом вся система российской государственной службы должна быть унифицирована и разделена на 3 вида службы: это гражданская, военная и правоохранительная. Министерство юстиции в соответствии с данным законопроектом должно относиться к правоохранительным органам также, как и службы так называемых силовых структур. Но сегодня, де-факто — мы правоохранительным органом остались, потому что мы орган дознания. Мы исполняем уголовное наказание - это основная функция, согласно которой Министерство юстиции относят к правоохранительным органам. Де-юро – это нигде не оформлено. Думаю, что с принятием закона о системе государственной службы все станет на свои места.

Ведущий: Следующий вопрос касается применения в России смертной казни. Андреев Андрей из Кургана спрашивает: Почему с 1996 года (до известного постановления Конституционного Суда РФ от 2.02.1999 года, которым было предписано не назначать наказание в виде смертной казни до введения суда присяжных на всей территории Российской Федерации) в Российской Федерации не исполнялись приговоры о назначении смертной казни в качестве наказания? Ведь никакого моратория введено не было (в Указе Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 г. N 724 "О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы", на который ссылаются как на правовое основание его введения, о моратории нет ни слова). Какова сейчас ситуация в России с применением смертной казни, какая позиция Министерства юстиции и нашего Государства?

Чайка Ю.Я.:
Я должен сказать, что неисполнение наказания в виде смертной казни с 1996 года обусловлено тем, что позиция России относительно судьбы данного наказания была четко заявлена при вступлении нашей страны в Совет Европы.

Как известно, при вступлении в эту международную организацию Российская Федерация обязалась ратифицировать протокол № 6 Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека относительно отмены смертной казни. Исходя из международных обязательств, и опираясь на общественное мнение, которое сегодня, на мой взгляд, несколько другое, Президент Российской Федерации Борис Николаевич Ельцин в своем Указе от 16 мая 1996 года поставил вопрос о поэтапном сокращении применения смертной казни. И поэтому, начиная со второй половины 1996 года, исполнение этого наказания было приостановлено в Российской Федерации.

Вы правы, что в феврале 1999 года Конституционный суд Российской Федерации признал несоответствующим Конституции страны назначение судами смертной казни до тех пор, пока каждый осужденный не сможет воспользоваться правом на рассмотрение своего дела судом присяжных. Неприменение смертной казни, на мой взгляд, также соответствует положениям Уголовно-исполнительного кодекса. Согласно положениям Кодекса, даже при отсутствии ходатайства о помиловании со стороны лица, приговоренного к смертной казни, приговор не может быть приведен в исполнение до тех пор, пока Президент Российской Федерации не рассмотрит вопрос о возможности его помилования. Как известно все лица, приговоренные к смертной казни, до издания Указа Президента были помилованы. Смертная казнь заменена пожизненным лишением свободы, либо лишением свободы на срок 25 лет.

Вы знаете, что сейчас депутатами Государственной Думы подготовлен законопроект о поэтапном введении суда присяжных на территории Российской Федерации. После принятия этого Закона применение смертной казни может быть лишь с того момента, когда на всей территории Российской Федерации будут действовать суды присяжных. Законопроект находится сейчас в Государственной Думе.

Ведущий: Огромное количество вопросов связано с вступлением в силу нового Уголовно-процессуального кодекса, вопрос от Ирины из Москвы. Юрий Яковлевич, с введением в действие с 01.07.2002 г. УПК РФ установлен предельный срок содержания обвиняемых под стражей в ходе предварительного следствия. Однако, в ходе судебной стадии производства данный срок по тяжким и особо тяжким преступлениям не ограничен, что, на мой взгляд, приводит к волоките, обвинительному уклону при вынесении судебных решений в целях избежания последующего возмещения ущерба государством. Поставлен ли вопрос об устранении данного пробела на законодательном уровне, если нет, то будет ли он поставлен?

Чайка Ю.Я.:"В России сегодня повысилось качество правосудия"Чайка Ю.Я.:
Я бы не был так категоричен, что отсутствие предельного срока содержания подсудимого под стражей по тяжким и особо тяжким делам может рассматриваться, как пробел в действующем законодательстве, приводящий к волоките, обвинительному уклону при вынесении судебных решений. Буквально вчера было подведение итогов в Верховном Суде Российской Федерации, в работе которого приняли участие председатели судов всех субъектов федерации. Там как раз говорилось о том, что наделение судебной системы рядом функций, прежде всего, дача санкций на арест и т.д., в значительной степени способствовало тому, что теперь мера пресечения в виде ареста стала действительно соответствовать своему предназначению.

В места предварительного заключения стало значительно меньше отправляться лиц совершивших преступления, не представляющие большой общественной опасности, не относящиеся к категории тяжких и особо тяжких. Это дает нам возможность разгрузить следственные изоляторы. Значительно повысилось количество оправдательных приговоров. Я думаю, что Уголовно-процессуальный кодекс в виде исключений из общего правила не предусматривает предельного срока содержания подсудимых под стражей только по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях в связи с особой сложностью данной категории дел. Действительно, данные дела представляют особую значимость и с точки зрения расследования, и с точки зрения общественного резонанса. Поэтому в целях защиты подсудимого от судебного произвола, в том числе от волокиты, обвинительного уклона и т.д. срок содержания под стражей может быть продлен судом каждый раз на ограниченный срок. Но не более чем на три месяца, и только при наличии обоснованного, мотивированного основания, в силу которого у суда возникла необходимость в продлении срока содержания под стражей. Вы знаете, что сегодня в соответствии с новым процессуальным законодательством все действия могут быть обжалованы либо в вышестоящий суд, либо прокурору. Кроме того, с целью обеспечения защиты прав и законных интересов гражданина, как я уже сказал, Уголовно-процессуальный кодекс предусматривает возможность обжалования решения суда о каждом продлении срока содержания под стражей.

Я должен сказать, что в России сегодня повысилось качество правосудия. Новый Уголовно-процессуальный кодекс заставляет следственных работников, судей творчески работать, прежде всего, над совершенствованием своих профессиональных качеств.

Ведущий: Трагические события последних лет, естественно вызывают большую тревогу в связи с вопросом терроризма, как в мире, так и в нашей стране. Вопрос задает Елизарова Ирина из Смоленска она спрашивает: Сотрудничает ли Министерство юстиции с Международными организациями или Министерствами юстиции других стран в области борьбы с терроризмом?

Чайка Ю.Я.: "Идет подготовка дополнительного протокола к Европейской конвенции о пресечении терроризма."Чайка Ю.Я.:
Спасибо, за хороший вопрос. Министерство юстиции Российской Федерации сотрудничает и даже очень активно. Точкой отсчета нашего сотрудничества по этому направлению была 24 Конференция европейских министров юстиции, которая впервые в истории Российской Федерации была проведена в Москве. И первый основной вопрос был – это наше взаимодействие по активизации борьбы с терроризмом. Что касается Министерства юстиции Российской Федерации, то основной задачей в этом направлении является правовое обеспечение борьбы с терроризмом.

Это, прежде всего, совершенствование законодательной базы, второе – развитие международно-правовых основ участия России в международном антитеррористическом сообществе. Международные соглашения, в значительной степени готовятся непосредственно Министерством юстиции, либо мы являемся активными помощниками, если готовит какое-либо другое министерство или ведомство.

В первую очередь, решению подлежат проблемы блокирования каналов финансирования террористических организаций, защиты свидетелей, потерпевших и иных участников процесса по делам о терроризме. Более эффективны процедуры выдачи террористов и оказание правовой помощи по таким уголовным делам. В стадии согласования находится второе межгосударственное соглашение между Российской Федерацией и Францией – это договор о выдаче преступников, который находится в стадии разработки. Министерство юстиции осуществляло сопровождение в Федеральном Собрании Российской Федерации законопроекта о ратификации, заключенного в рамках Организации Объединенный наций и международной конвенцией о борьбе с финансированием терроризма. Идет подготовка дополнительного протокола к Европейской конвенции о пресечении терроризма.

Я уже говорил, что мы отвечаем за заключение международных договоров, и оказание правовой помощи. За последние годы, число государств с которыми Россия имеет специальные договоры по тем или иным аспектам правовой помощи увеличилось более чем в два раза, и составляет на сегодня чуть более 100 государств. Минюст России осуществляет и непосредственную борьбу с террористическими актами. Это борьба с захватом заложников в исправительных учреждениях.

Я должен вам сказать, что, когда был трагический случай - Норд-Ост, то, в это же время была попытка захвата заложников в одном из следственных изоляторов г.Москвы. И только благодаря действиям работников уголовно-исполнительной системы это попытка была предотвращена. Бандиты попали в следственный изолятор из зала суда с пистолетом Макарова, с боеприпасами к нему. В следственном изоляторе в результате проведения оперативных мероприятий, слаженных действий наших оперативных работников и работников следственного изолятора попытка захвата заложников была прекращена на корню. Представьте какой был бы резонанс: захват заложников в Театральном центре на мюзикле Норд-Ост, и одновременно попытка захвата заложников в следственном изоляторе, но мы ее предупредили, как раз благодаря нашим службам.

Ведущий: Есть еще блок вопросов, которые касаются взаимодействия нашего государства с другими, в том числе Европейскими странами, в частности, правового обмена вопросы вхождения России в единое правовое пространство. Вопрос задает Атошко Геннадий Петрович из Тулы. Он спрашивает: Какие реальные действия предпринимаются Правительством России по формированию единого Европейского правового пространства?

Чайка Ю.Я.:
Очень хороший вопрос. Формирование Единого Европейского правового пространства было поддержано Президентом Российской Федерации. Владимиром Владимировичем Путиным была поддержана инициатива нашего Министерства о формировании единого Нормативного правового банка данных стран Совета Европы. Эта позиция была изучена в декабре текущего года при встречах с руководством Европы и, нашло полное понимание.

Сейчас по поручению Президента Российской Федерации мы готовим концепцию, механизм, и реализацию этой инициативы. Я думаю, что в ближайшее время Российская Федерация как государство выйдет с этой инициативой к Международному сообществу. В Российской Федерации в соответствии с поручением Президента, с Указом Президента ведется единый банк нормативно-правовых актов субъектов Федерации.

В ближайшее время по поручению Президента будет создан банк данных всего Российского законодательства. Примеряя наши возможности, и нашу инициативу, и наши механизмы на Европейский вариант, что мы видим? Европейская Конвенция, по терроризму в банке данных по этому направлению содержится всё законодательство и вся нормативно-правовая база по этому направлению всех стран членов Советов Европы.

Мы говорим сегодня, что необходимо гармонизировать наше законодательство, я имею в виду страны члены Совета Европы. Мы сегодня работаем над совершенствованием нашего Федерального закона в борьбе с терроризмом. Мы входим в банк данных Совета Европы, и там мы имеем возможность получить все любое законодательств, взять все лучшее оттуда, тем самым мы гармонизируем свое Законодательство, и сближаем Законодательство Стран Советов Европы.

Ведущий: Королева Вера Ивановна задает следующий вопрос: Каким образом происходит обмен правовой информацией с иностранными государствами?

Чайка Ю.Я.:
В рамках реализации многосторонних и двухсторонних соглашений с Российской Федерацией нами осуществляется обмен правовой информацией на основе сложившихся уже связей с Министерствами юстиции Государств-участников СНГ, Исполнительным комитетом СНГ, а также по отдельным запросам.

Кроме того, мы осуществляем обмен правовой информацией в рамках двадцати семи межведомственных соглашений сотрудничества с Министерствами юстиции иностранных государств. Информационные ресурсы в виде баз данных, формируемых Минюстом, являются также объектом информационного правового обмена Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями Совета Европы. Сейчас с библиотекой Конгресса Соединенных Штатов. Вот так мы осуществляем международное сотрудничество.

Спасибо.

Ведущий: Вопросы, которые касаются реформирования уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции. Вопрос от Маседкиной Екатерины из Нижнего Новгорода: Сейчас идет реализация федеральной целевой программы реформирования уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции на 2002 – 2006 годы. Можно ли говорить уже о каких-либо результатах? Что ждет уголовно-исполнительную систему в ближайшем будущем?

Чайка Ю.Я.: "Наш опыт уже изучается другими странами – членами Совета Европы"Чайка Ю.Я.:
Можно говорить, что наш опыт уже изучается другими странами – членами Совета Европы. Сегодня мы выступаем в Палате Лордов по этой тематике, мы проводим пресс-конференцию и делимся опытом уже не только со странами - членами Совета Европы, но и другими государствами. Действительно принята программа. Я должен заметить, что впервые эта программа обеспечена финансовым ресурсом, эта программа состоит из двух подпрограмм: первое – строительство и реконструкция следственных изоляторов и тюрем Министерства юстиции, и вторая – реформирование промышленного сектора уголовно-исполнительной системы и содействие трудовой занятости осужденных на 2002 – 2006 годы.

В истекшем году на реализацию подпрограммы строительства и реконструкции следственных изоляторов и тюрем из федерального бюджета выделены инвестиции в объеме 310 млн. рублей, за счет этих средств, которые освоены в полном объеме введено в эксплуатацию 1200 мест в следственных изоляторах, 78 мест для осужденных к пожизненному лишению свободы, всего 14,5 тысяч кв.м. общей жилой площади, а также другие объекты. В частности, введены в эксплуатацию такие крупные объекты как режимный корпус на 400 мест в следственном изоляторе в Республике Коми, режимный корпус на 216 мест в следственном изоляторе в Тверской области и другие. На реализацию мероприятий подпрограммы "Реформирование промышленного сектора уголовно-исполнительной системы" было привлечено в истекшем году 412 млн. рублей. В том числе из средств федерального бюджета 36 млн., и где-то 380 из собственных средств. В основном, выделенные по этой подпрограмме денежные средства направлялись на решение проблемы самообеспечения потребностей подразделений в продуктах питания, вещевом имуществе, продукции коммунально-бытового назначения, строительных материалов и т.д. За счет средств федерального бюджета в истекшем году приобретено 240 единиц технологического оборудования, создано почти 3 тысячи дополнительных рабочих мест, в общем объеме производства доля продукции, выпускаемой для внутрисистемных нужд, различных силовых возросла с 29% до 35% и составляет около 4 млрд. рублей. Экономия бюджетных средств составила 10 миллионов, прибыль получена не менее 15 млн. рублей. Поэтому, я уже говорил, что мы возлагаем большие надежды на эту программу, я уже сказал, что она впервые жестко финансируется и мы получаем все, до копейки.

Вы знаете, что до этой программы принималась уже программа реконструкции тюрем и следственных изоляторов на 1996 – 2001 годы, которая была профинансирована за 5 лет на целых 3%. Поэтому вот до такого плачевного состояния, по сути, и была доведена пенитенциарная система. Сегодня отношение к этой проблеме кардинальным образом изменилось и, прежде всего, наверное, потому что руководство страны, и Владимир Владимирович Путин и председатель Правительства Михаил Михайлович Касьянов держат руку на пульсе. Практически при всех моих встречах с Президентом Российской Федерации в той или иной степени этот вопрос затрагивается, и Президент информирован обо всех процессах, которые происходят там.

Ведущий: Вопрос: Все органы юстиции отмечают свой профессиональный праздник , а юристы, работающие на предприятиях, организациях не имеют такого профессионального праздника. Как Вы думаете, уважаемый Юрий Яковлевич, будем ли мы, юристы, отмечать когда-нибудь свой праздник? Вопрос поступил из Татарстана.

Чайка Ю.Я.:
Вы абсолютно правы, мы тоже за то, чтобы такой праздник был, тем более, что в системе министерств юстиции в той или иной степени работает более 500 тысяч человек. Мы считаем, что и юристы, работающие в различных, скажем так, структурах, это тоже наши люди, соответственно в значительной степени количество работников юстиции повышается и мы подготовили и представили Президенту РФ на рассмотрение проект Указа об учреждении ежегодного профессионального праздника работников юстиции.

Этот праздник должен, на наш взгляд, отмечаться 20 сентября в день, когда было образовано Министерство юстиции, но я должен Вам заметить этот вопрос решить не просто, так как в России, на самом деле, в году сплошные праздники, и мы это понимаем. Значение юристов в построении правового государства велико, а именно такое государство мы строим, и думаем, что рано или поздно Владимир Владимирович Путин поддержит нас и Указом будет введен наш праздник.

Спасибо.

Ведущий: Сегодня у нас в конференц-зале присутствуют представители средств массовой информации, если Вы не возражаете, несколько вопросов от присутствующих журналистов.

Журнал «Мир ПК» Рузайкин: Скажите, пожалуйста, Вы практически очень мало говорили о том как работниками Министерства юстиции используются информационные технологии. Это довольно серьезный рычаг для того, чтобы повышать эффективность, по крайней мере, организационной деятельности.

Журнал «Мир ПК» РузайкинЧайка Ю.Я.:
Вы знаете, что у нас в Интернете есть свой сайт сейчас, это первая позиция, куда может любой гражданин войти со своим предложением, просьбой и так далее. Причем он регулярно обновляется, мы сейчас будем его и дальше совершенствовать. Это первое.

Я уже говорил, что мы сегодня ведем федеральный регистр нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации. Я должен заметить, что мы ведем его бесплатно. За рубежом эта информация, которая там имеется, стоила бы больших денег. У нас любой гражданин входит в нашу базу данных и может затребовать тот или иной нормативно-правовой акт любого субъекта Российской Федерации. Как я уже сказал, в ближайшее время функции в этом направлении будут значительно расширены и мы будем вести единый банк нормативно-правовых актов Российской Федерации.

Второе, мы сегодня выступили с инициативой по формированию единого Европейского пространства, то есть мы тоже будем использовать информационные технологии, информационный ресурс с точки зрения повышения эффективности работы нашего Министерства и прежде всего по совершенствованию нашего законодательства.

Агентство «РИА-Новости»: Скажите, пожалуйста, сколько политических партий зарегистрировано на сегодняшний день Минюстом и скольким отказано в регистрации и по каким причинам? Спасибо.

Чайка Ю.Я.:
Сегодня зарегистрировано уже много, на мой взгляд, партий, хотя закон действует всего ничего. На 20 января 2003 года зарегистрировано 50 политических партий. Территориальными органами юстиции зарегистрировано более 1250 региональных отделений политических партий. Отказано в государственной регистрации 20 партиям.

Например: Российская кретьянско-демократическая партия - отказали по названию; Святая Русь – отказали в регистрации - название и устав не соответствовали законодательству; Русской либеральной партии - по уставу; Трудовой России - по уставу, и так далее и тому подобное. После отказа в государственной регистрации повторно были представлены документы 8 политическими партиями, которые устранили, повлекшие отказ недостатки. Все 8 политических партий были зарегистрированы при повторном представлении документов. 5 политических партий обжаловали отказы в регистрации в судебные органы.

На сегодняшний день ни один отказ в государственной регистрации политической партии не отменен в судебном порядке, это как раз говорит о том, что мы подходим объективно с точки зрения законодательства. Замечания которые мы делаем носят только профессиональный характер.

Телекомпания «Эхо»: Юрий Яковлевич! Вы сказали о предотвращенном терракте в следственном изоляторе. Хотелось бы поподробнее узнать, когда это конкретно было?

Чайка Ю.Я.:
Это было в день, когда произошел терракт в театральном центре Норд-Ост.

Телекомпания «Эхо»: Как развивалась ситуация, действительно ли важно достижение ваших сотрудников?

Чайка Ю.Я.:
При этапировании в суд преступникам передали пистолет с полным боекомплектом. Применить оружие в зале судебного заседания преступники не решились, а решили, что сделают все в следственном изоляторе. Но в следственном изоляторе мы владели полностью оперативной информацией, были готовы к развитию событий и, когда прибыл этап, сразу предпринятыми мерами все это было локализовано.

Агентство «Интерфакс»: Юрий Яковлевич, я хотел бы затронуть тему Чечни с точки зрения правового поля. Как известно на 23 марта назначен референдум по принятию Конституции Чеченской Республики. Как Вы считаете, готова ли республика в сложных условиях, о которых мы все знаем, к проведению столь важного мероприятия. И вообще, какова ситуация с правовым полем в Чечне?

Чайка Ю.Я.:
Хороший вопрос, спасибо. В Чеченской Республике функционирует полноценная система органов юстиции. При чем она функционирует по всем направлениям нашей деятельности: это и экспертиза нормативно-правовых актов, это и адвокаты, нотариусы, это и регистрация актов гражданского состояния, и исполнение уголовных наказаний, то есть полноценная система. Более того, построены и начали работу пять домов юстиции в районных центрах. В Грозном - Дом юстиции, к сожалению, пострадал в результате террористического акта. Мы проводим, как я уже говорил, экспертизу нормативно-правовых актов.

На сегодняшний день нами проведена экспертиза 144 нормативно-правовых актов Чеченской Республики. И примерно треть, по нашим заключениям, не соответствует федеральному законодательству, а если быть точным, 47 актов не соответствует федеральному законодательству. Согласно нашим заключениям сейчас все это приводится в соответствие. Я должен сказать, что поскольку там трудно работать нашим людям, то я дал поручение, и им помогает в проведении экспертизы Федеральное Управление юстиции по Южному Федеральному округу.

Что касается проведения референдума по Конституции, то нами еще в прошлом году были подготовлены два проекта Указа по этому направлению. Мы считаем, что это необходимо делать.

Сегодня в Чеченской республике есть все условия для проведения референдума и принятия Конституции, которая тоже проходила экспертизу в Министерстве юстиции. Принятие Конституции способствует, на наш взгляд, стабилизации, прежде всего, в правовом плане в обществе и дает возможность сформировать органы исполнительной, законодательной и судебной властей на основе принятой Конституции. Если это произойдет, а я думаю, что произойдет, это будет серьезный шаг в стабилизации ситуации в Чеченской Республике.

Ведущий: Спасибо большое. К сожалению, время нашей интернет-конференции подошло к концу. Я хотел бы поблагодарить Юрия Яковлевича от лица всех присутствующих, от лица компании «Гарант» и от лица всей российской интернет-аудитории за то, что он согласился дать ответы на вопросы. Хотел поблагодарить всех присутствующих. Надеемся, что благодаря нашей конференции деятельность органов юстиции в стране стала ближе и понятней для российских граждан. Спасибо большое.

Материалы конференции на мини-CDЧайка Ю.Я.:
Я тоже хочу поблагодарить Вас за работу, которая проведена. Для нас это уже вторая интернет-конференция. На мой взгляд, это эффективный механизм общения Министерства юстиции с гражданами России. И, поверьте, мы все вопросы анализируем и учитываем на практике. Спасибо большое за вопросы.

Ведущий: Если можно традиционно в конце конференции мы хотели бы подарить самое дорогое, что есть у компании "Гарант" – систему «ГАРАНТ» и попросить у Вас автограф на память. Спасибо.

Солдаткин А.Е.(директор компании "Гарант-Интернет"): Уважаемый Юрий Яковлевич! Позвольте Вас поблагодарить за подробные ответы на вопросы интернет-аудитории и вручить традиционный электронный отчет о конференции на мини-CD.

Чайка Ю.Я.:
Спасибо.


См. также:


 

Материалы:
Конференция
Список вопросов
Биография Чайки Ю.Я.
Минюст РФ
Обзор СМИ
Отчет о конференции:
Фоторепортаж
СМИ о конференции
Конференции:
Лукин В.П. Уполномоченного по правам человека в РФ
Лукина В.П.
28.05.2004
Полтавченко Г.С. Полномочного представителя Президента РФ в ЦФО
Полтавченко Г.С.
28.05.2004
Майкова Л.Н. Председателя ФАС МО
Майковой Л.Н.
03.03.2004
Яковлев В.Ф. Председателя ВАС РФ
Яковлева В.Ф.
19.02.2004
Морозов В.Н. Министра путей сообщения РФ
Морозова В.Н.
27.01.2004
Жуков А.Д. Председателя Комитета по бюджету и налогам ГД РФ
Жукова А.Д.
04.12.2003
Зорькин В.Д. Председателя Конституционного Суда РФ
Зорькина В.Д.
26.11.2003
Букаев Г.И. Министра РФ по налогам и сборам
Букаева Г.И.
11.11.2003
Памфилова Э.А. Председателя Комиссии по правам человека при
Президенте РФ
Памфиловой Э.А.
04.11.2003
Азаров Ю. Ф. Статс-секретаря - заместителя председателя ГТК
Азарова Ю.Ф.
30.09.2003
Костиков И. В. Председателя ФКЦБ
Костикова И.В.
26.08.2003
Садовничий В.А. Ректора МГУ
Садовничего В.А.
29.05.2003
Сай С. И. Руководителя Росземкадастра
Сая С.И.
28.05.2003
Трефилова Т.И. Руководителя ФСФО России
Трефиловой Т.И.
20.05.2003
Соколин  В.Л. Председателя Госкомстата России
Соколина В.Л.
14.05.2003
Лебедев  В.М. Председателя Верховного суда РФ
Лебедева В.М.
13.05.2003

  Все конференции »
Минюст России
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Рамблер
Журнал Законодательство

Rambler's Top100 ???????@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации