Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Зорькин Валерий Дмитриевич

Интернет-конференция
Председателя Конституционного Суда Российской Федерации
Зорькина Валерия Дмитриевича
"К 10-летию Конституции Российской Федерации"

Обзор публикаций СМИ


"В Москве - дурдом"

В распоряжении "МН" оказалась до сих пор не опубликованная стенограмма совещания судей Конституционного суда от 21 сентября 1993 года, на котором обсуждался Указ N 1400 о роспуске Верховного Совета РФ
Зорькин В.Д. : Уважаемые коллеги, вы прочитали текст, я прошу высказаться.

Гаджиев Г.А. : Я думаю, что здесь все очень прозрачно. Это тот случай, когда не надо напрягать свои острые усилия... Это неконституционный Указ, который надо признавать неконституционным полностью, от пункта до пункта.

Кононов А.Л. : Конечно, если подходить с точки зрения действующей Конституции, то здесь все ясно и прозрачно. Но президент и в своем обращении, и в преамбуле тоже ясно указал те мотивы и те основания, по которым он это делает. Я не готов сейчас выразить всю мотивацию, я больше основываюсь на своем внутреннем чувстве. Поэтому я скажу, что это чувство мне подсказывает, что он прав, что у него не было другого выхода, действительно мы оказались в полном тупике, в ловушке. Я имею в виду всю политическую ситуацию, все это противоборство ветвей власти, из которого не было никакого выхода.

Олейник В.И. : Я согласен с оценкой, что Указ не соответствует ныне действующей Конституции, ни одному из положений, ни Закону о президенте, ни разделу соответствующему Конституции о президенте...

Морщакова Т.Г. : Если мы станем оценивать этот Указ с чисто юридической точки зрения, то мы, безусловно, найдем массу оснований для того, чтобы можно было признать его тотально неконституционным. Но речь сейчас идет совершенно о другом. Я не призываю вас оценивать подобные действия с точки зрения целесообразности, это не наша с вами задача, и я никогда, например, на себя такую задачу не возьму. Но я призываю оценить нынешнюю ситуацию, в том числе и выразившуюся в издании этого Указа, с другой позиции, с позиции нашей собственной ответственности. Настаивать сейчас на конституционных шагах, чьих, простите, - президента, Верховного Совета, когда давным-давно никакие законодательные власти, никакие конституции не соблюдаются... Это было бы, с моей точки зрения, если хотите, аморальным, это означало бы, что мы закрываем глаза на то, что реально происходит, и от кого-то, только от одной власти, требуем того, что можно было бы соизмерять с Основным Законом государства. Нет у нас сейчас в государстве таких властей, де йствия которых можно было бы соизмерять с каким-то законом. Лично я считаю, что в такой ситуации Конституционному суду, может быть, нужно было бы вообще совершить определенную акцию какую-то мужественного поведения и уйти в отставку...

Зорькин В.Д. : Тамара Георгиевна, у меня к вам вопрос: как совместить эту позицию с присягой судьи Конституционного суда и с предписаниями Закона о Конституционном суде?

Морщакова Т.Г. : Конституционный суд должен руководствоваться Конституцией, и я присягала этой Конституции и готова ее соблюдать. Но мы не можем обеспечить ее соблюдение, действуя как коллегиальный орган. И я считаю, что мы сами ее постоянно нарушаем... Моя личная позиция очень мало может повлиять на результаты. Мне очень жаль, что я не могу, что мне не хватает сил для того, чтобы исполнить то, в чем я поклялась на этой Конституции. Но я должна откровенно признать, что у меня этих сил нет и мой, простите, бедный, несчастный голос не может изменить никаких решений.

Рудкин Ю.Д. : Я тоже несу ответственность перед страной... Я считаю, что Указ целиком неконституционен.

Эбзеев Б.С. : Я целиком и полностью разделяю тревогу президента касательно вопроса о безопасности государства, включая и внутреннюю, и внешнюю безопасность. Но вместе с тем я исхожу из того, что президент сыграл ничуть не меньшую, а может быть, и большую роль в формировании подобной ситуации. И полагаю, что этим Указом течение нашей политической жизни прервано.

Тиунов О.И. : Если подходить к Указу как к документу, то я считаю, что он неконституционен. Мы должны оценить сам Указ, не закрывать возможности оценить действия того, кто этот Указ принял.

Ведерников Н.Т. : Я пришел тоже к печальному выводу о том, что все-таки ...этот Указ не соответствует Конституции.

Селезнев Н.В. : Я насколько понял, сегодня не заседание, а совещание, потому, исходя из этого, я бы воздержался от оценок конституционности или неконституционности Указа.

Лучин В.О. : Особого предмета для серьезного правового научного разговора нет. Это не просто нигилизм какой-то конституционный, самый настоящий цинизм. Меня поражают даже не сами эти нарушения как таковые с точки зрения их юридических каких-то параметров, характеристик, меня поражает чудовищное лицемерие должностного лица, издавшего этот Указ. Я не знаю, как можно здесь что-то обсуждать и оправдывать и изыскивать какие-то возможности для того, чтобы признать конституционным.

Аметистов Э.М. : Я, к сожалению, только что слышал по радио и по телевидению выступление. Указ только что прочитал. Поэтому пока никакого вывода я сделать не могу. Но с учетом создавшейся ситуации, а главное, последствий, которые в этой ситуации могут быть, я прошу вас на этот раз не спешить, дать время подумать, дать время вчитаться, ознакомиться с документами. Может быть, завтра можно было бы организовать встречу с президентом. Как вы на это смотрите?

Зорькин В.Д. : Эрнест Михайлович, вы по Указу будете высказываться?

Аметистов Э.М. : Вот я вам говорю, что я просил бы сейчас, я не могу сейчас вам сказать, я предлагаю все-таки встретиться с президентом завтра утром по этому вопросу. Между прочим, не только с президентом, но и с Хасбулатовым, наверное. Мы же это собирались сделать, кстати говоря.

Зорькин В.Д. : Эрнест Михайлович, я просил в свое время несколько раз, но мне даже не ответили. Я просил, может быть, в составе Суда.

Аметистов Э.М. : Но, может быть, теперь дошло?

Зорькин В.Д. : ...Я не могу не вспомнить события 20 марта. Там, как вы помните, президент не пожелал встретиться. Был урок, когда, по-моему, Конституционный суд подтвердил, что нельзя нарушать Конституцию, совершать действия, являющиеся неконституционными и фактически подводящими под отрешение от должности. Прошло немного времени, и теперь мы имеем перед собой вот это решение президента. И что в решении мы читаем? В решении изменен конституционный строй, введено фактически, как вы ни говорите, пусть это временно, но введено прямое президентское правление, если говорить конституционным языком, а попросту совершен государственный переворот: ликвидированы высшие органы представительной власти, пусть они плохие. Я в последнее время высказывался на эту тему резко. Я говорил, что нужны всеобщие перевыборы. Мы практически пошли навстречу президенту в марте. Мы предупредили, но в то же время выступили против импичмента. Урок не пошел впрок. Я считаю, что кощунственно рассуждать, вот такая противоречивая Конституция, н е могу ее выполнить. Надо было взвешивать, когда давали присягу.

Я полагаю, что принято решение и совершено фактически деяние, заключающееся в том, что путем заговора узурпирована вся власть в государстве. Президентом присвоена не только законодательная власть, но и власть всей системы прокуратуры, полностью под контроль взята система банка, которая по Конституции не подчиняется президенту. Фактически блокирована деятельность Конституционного суда и тем самым, на мой взгляд, совершен государственный переворот.

Морщакова Т.Г. : Валерий Дмитриевич, позвольте мне одну реплику. Реплика моя заключается в следующем, она совершенно простая. Меня не нужно воспитывать к уважению Конституции. Зорькин В.Д.: Тамара Георгиевна, я вас умоляю.

Морщакова Т.Г. : Я совершенно спокойно говорю. Я хочу вам сказать, что я не отвергаю Конституцию и вовсе не пеняю ею в ее противоречивости. Я сказала, что я считаю ее единственным масштабом для нашей деятельности. Только так я прошу меня понимать.

Зорькин В.Д. : Тамара Георгиевна, только что вы сделали нам выволочку...

Витрук Н.В. : Я не знаю, как тут разворачивалось обсуждение, позвольте мне хотя бы прочитать Указ президента. То, что я слышал по телевидению, что было сказано президентом, я полностью с ним согласен, с обрисовкой той политической ситуации, конституционной и прочее. Я должен еще подумать, прежде чем сейчас высказываться за какую-то процедуру. Я должен потом побеседовать с моими коллегами, хотя бы обменяться какими-то мнениями. Что это, я только приехал - и сразу голосуй. А я не буду голосовать, потому что я не готов. Мы обожглись уже какого-то числа, когда ночью заседали.

Зорькин В.Д.: Николай Васильевич, вы действуете так же, как в ту ночь. Вас оповестили в семь часов, а вы приехали через четыре часа.

Витрук Н.В. : Вы извините. Когда я уехал, это можно все по часам установить. Я на даче находился. Это ваш аппарат так работает. И прежде чем высказывать сейчас свое мнение, я бы еще поставил вопрос о безопасности нашей, потому что я не могу высказывать свое мнение свободно. Вы оградили себя охраной, у вас 20 человек охраны.

Зорькин В.Д. : У меня нет охраны. Не надо передергивать.

Витрук Н.В. : Почему нет? А что за люди толпятся у двери по два человека?

Зорькин В.Д. : Это люди, которые пришли охранять Конституционный суд, между прочим, это и бывшие ваши охранники.

Витрук Н.В. : Ну так вот, вы как председатель должны прежде всего сейчас обеспечить нашу безопасность, а тогда я буду высказывать свободно свое мнение.

Зорькин В.Д. : Я сначала выскажу свое мнение о безопасности государства, а моя безопасность сейчас меня не интересует.

Витрук Н.В. : А я должен подумать, хотя бы Указ прочитать.

Гаджиев Г.А. : Чтобы прочитать Указ, сколько времени надо?

Витрук Н.В. : Я не знаю. Я нахожусь просто в такой степени состояния, как, видимо, и все, в психологической и все, но надо все-таки в себя прийти, что же это такое?

Гаджиев Г.А. : Дурдом только в Москве происходит.

Витрук Н.В. : Совершенно верно.

Аметистов Э.М. : Я предлагаю все-таки встретиться с президентом и прошу проголосовать...

* * *

Зорькин В.Д. : На основе высказанных мнений есть две позиции - есть основания для отрешения и нет оснований. И с этой точки зрения я сформулирую по порядку поступления. Формула такая: "Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 года N 1400, его обращение к гражданам Российской Федерации 21 сентября 1993 года, в которых он обнародовал свои действия и решения по введению в стране... служат основанием для его отрешения от должности или приведения в действие иного специального механизма его ответственности в порядке статей 12110 или 1216 Конституции Российской Федерации" (ст.121-10 об основаниях отрешения Президента РФ от должности, ст. 121-6 - "полномочия президента не могут быть использованы для изменения конституционно-государственного устройства РФ, роспуска либо приостановления деятельности любых законно избранных органов власти, в противном случае они прекращаются немедленно". - "МН").

Морщакова Т.Г. : Валерий Дмитриевич, Конституционный суд не решает вопрос о наличии оснований для отрешения от должности, он проверяет Указ на соответствие Конституции и все.

Лучин В.О. : Мы ведь не отрешаем, мы говорим только о том, что есть основания.

Морщакова Т.Г. : Это утверждение - не наша компетенция.

Зорькин В.Д. : Указ не соответствует Конституции, поэтому я и говорю - и служит основанием.

Коллеги, я предлагаю заключительную формулу: Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 года N 1400 и его Обращение к гражданам России 21 сентября 1993 года не соответствуют Конституции Российской Федерации, статьям таким-то и служат основанием для его отрешения от должности или приведения в действие иных специальных механизмов его ответственности в порядке статьи 12110 или статьи 1216 Конституции Российской Федерации. Прошу голосовать.

Лучин В.О. : Да.

Селезнев Н.В. : Да.

Ведерников Н.Т. : Да.

Тиунов О.И. : Да

Эбзеев Б.С. : Еще раз ставлю вопрос о статье 1216. Я убежден в том, что мы не имеем основания данную статью здесь упомянуть.

Рудкин Ю.Д. : Я как Борис Сафарович (Эбзеев. - "МН").

Витрук Н.В. : Я против.

Морщакова Т.Г. : Я не могу голосовать за это решение, я против.

Аметистов Э.М. : Против.

Гаджиев Г.А. : Кроме 1216.

Олейник В.И. : И 1216, и 12110.

Кононов А.Л. : Против.

Селезнев Н.В. : Я тоже против 1216.

Зорькин В.Д. : Таким образом, проходит по большинству общая формула, но она не набрала большинства от присутствующих. Поэтому я прошу еще раз проголосовать...

* * *

В итоге "за" проголосовали Виктор Лучин, Николай Селезнев, Николай Ведерников, Олег Тиунов, Борис Эбзеев, Юрий Рудкин, Владимир Олейник, Гадис Гаджиев и Валерий Зорькин; "против": Анатолий Кононов, Эрнест Аметистов, Тамара Морщакова, Николай Витрук.

Публикуется с сокращениями.

"Объективных данных о фальсификации итогов голосования и протокола заседания Конституционного суда РФ от 21 сентября 1993 года нет. Тем не менее... были допущены нарушения... что во многом вызвано чрезвычайностью сложившейся в стране обстановки". (Из письма Генерального прокурора Алексея Казанника руководителю Администрации президента Сергею Филатову. 12 января 1994 года.)

"Допущенные в ходе заседания многочисленные нарушения... с правовой точки зрения не могут быть оправданны ни сложившимся к тому времени положением в стране, ни экстренностью самого заседания. При таких обстоятельствах... заключение Конституционного суда подлежит пересмотру по инициативе самого Конституционного суда". ( Из письма и.о. Генерального прокурора Алексея Ильюшенко Сергею Филатову. 3 марта 1994 года.)



38, Номер 38, МН (online)
30/09/2003

Оригинал материала
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Биография Зорькина В.Д.
Конституция РФ
Конституционный суд РФ
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Конституционный суд РФ
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации