Rambler's Top100
Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Азаров Юрий Федорович

Интернет-конференция
статс-секретаря – заместителя председателя Государственного таможенного комитета Российской Федерации
Азарова Юрия Федоровича

Обзор публикаций СМИ


НОВЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Таможенный кодекс Российской Федерации - один из важнейших документов, регламентирующих внешнеторговую деятельность. В апреле-мае 2003 г. Государственная Дума приняла, а Совет Федерации одобрил новую редакцию Таможенного кодекса.

Подписание и опубликование нового Таможенного кодекса ожидается в первом полугодии 2003 г., поэтому уже сегодня необходимо начать изучение будущего Кодекса, чтобы быть во всеоружии готовыми к его применению с 1 января 2004 г.

Ранее действовавший Таможенный кодекс РФ был принят 18 июня 1993 г., т.е. до принятия Конституции РФ, Гражданского и Налогового кодексов, Кодекса РФ об административных правонарушениях. Это один из самых "старых" кодексов, принятых в Российской Федерации. Таможенное право - относительно новое правовое образование (самостоятельная отрасль права или подотрасль), объединяющее специфические нормы. Поэтому необходимость пересмотра основ таможенного законодательства обусловлена не только противоречиями с этими и другими законодательными актами, но и вызвана самой жизнью, практикой применения действующих норм.

Таможенный кодекс России 1993 г. (далее - ТК РФ 1993 г.) разрабатывался в условиях либерализации внешней торговли, когда внешний рынок открылся для десятков тысяч предприятий и организаций, в период распада Союза ССР. Его принятие не было легким. Так, в мае 1993 г. Президент России Б.Н. Ельцин не подписал законопроект и вернул его в Верховный Совет РФ на повторное рассмотрение. Однако остались прежними приоритеты законопроектной работы: в 1991- 1992 гг. ставилась задача подготовки кодекса, отвечающего требованиям международных соглашений по таможенным вопросам. Однако таможенные процедуры, предусмотренные ТК РФ 1993 г., не были обкатаны до принятия на практике и существенно отличались от ранее действовавшего советского таможенного законодательства. Так, например, в Таможенном кодексе СССР 1991 г., действовавшем только два года, отсутствовало понятие "таможенные режимы", фактически в гл. Ill "Пропуск через таможенную границу СССР" имелись ст. 23-26, касавшиеся пропуска товаров для свободного обращения на таможенной территории СССР или за пределами этой территории, в целях временного ввоза на таможенную территорию СССР и временного вывоза за пределы этой территории, для транзита через территорию СССР. В ТК РФ 1993 г. было закреплено 15 таможенных режимов, а еще три специальных режима установлены постановлениями Правительства РФ. Для сравнения: в ст. 155,268 Таможенного кодекса, принятого и одобренного Федеральным Собранием в 2003 г. (далее-Т.К РФ 2003 г.), перечислены 16 общих и 5 специальных таможенных режимов.

Десятилетнее применение ТК РФ 1993 г. выявило ряд проблем, касающихся взаимоотношений участников внешнеэкономической деятельности и таможенных органов и связанных с неопределенностью таможенно-правового регулирования. ТК РФ 1993 г. нельзя назвать актом исключительно прямого действия, в нем более 80 отсылочных норм, делегирующих полномочия, прежде всего нормотворческие, Правительству РФ и Государственному таможенному комитету РФ. Кроме того, на нормах ТК РФ 1993 г. основаны широкие полномочия таможенных органов и не всегда необходимая свобода их усмотрения. Напомним, что ТК РФ 1993 г. не устанавливает, на какой срок таможенный орган может задерживать транспортное средство на таможне или на трассе для проверки документов, требовать у водителя нотариально заверенную копию транспортной лицензии, задерживать товар, требуя от экспортера или импортера документы, подтверждающие его происхождение или стоимость. Перечень документов, обязательных для предъявления на таможне, в законе не прописан. Таможня может запросить все, начиная от устава компании - участника ВЭД и заканчивая справкой о действующих торговых соглашениях между Бразилией и Литвой (1) (1 См.: Таможенный комитет России тоже отличается непредсказуемостью; АСМАП и таможенное законодательство // Автомобильный транспорт. - 2001 . - N9,10; Новый Таможенный кодекс урежет полномочия ГТК России // финансовые известия. - 9 апреля 2003 г.)

В соответствии с ТК РФ 1993 г. была создана особая сфера посреднических услуг, так называемая "околотаможенная" деятельность (деятельность складов временного хранения, таможенных брокеров, таможенных перевозчиков). Вместе с тем существующая практика деятельности таможенных брокеров и складов временного хранения вызывает острую дискуссию. ГТК России был вправе определять, на каких таможенных постах и складах временного хранения должны проходить очистку конкретные группы товаров. Например, в Московской западной таможне всего три склада, куда можно завозить электронику, хотя объемы ввоза этой категории товара огромные. Склады временного хранения, лицензии которым выдают таможенные органы, фактически монополизируют этот бизнес, могут устанавливать запредельные ставки сборов за хранение продукции или вовсе не принимать на хранение товар от отдельных импортеров. Устанавливалась обязанность обязательного хранения на складах временного хранения товаров до представления всех необходимых документов (лицензий, сертификатов, разрешений) и завершения таможенного оформления, вне зависимости от того, имеются или нет у декларанта собственные складские площади. От принятой таможенными органами в первые годы практики выдачи товаров на так называемое "ответственное хранение" пришлось отказаться, т.к. эта процедура не соответствовала нормам Таможенного кодекса.

Все это приводило к серьезным злоупотреблениям со стороны отдельных недобросовестных таможенников и финансовым потерям для предпринимателей.

Порядок перемещения товаров и транспортных средств, закрепленный в ТК РФ 1993 г., являлся в большей степени разрешительным, чем уведомительным. Несмотря на это, обязанности и права лиц, перемещающих товары через таможенную границу не были четко прописаны, а сама эта обязанность также четко не закреплена. ТК РФ 1993 г. устанавливалась обязанность уплаты таможенных платежей только до или одновременно с декларированием. Неподтверждение факта поступления таможенных платежей на счета таможенного органа хотя и не свидетельствовало об их неуплате, поскольку это противоречило бы нормам Налогового кодекса РФ и решениям Конституционного Суда РФ, но препятствовало пропуску товаров. Указанные правила затрудняли внешнеторговые операции и свободное перемещение товаров через границу.

Проект новой редакции Таможенного кодекса был первоначально внесен группой депутатов Государственной Думы РФ в 1999 г. 23 ноября 1999 г. законопроект был принят Думой в первом чтении. 20 ноября 2001 г. Правительство России внесло альтернативный проект в виде поправок к законопроекту, принятому в первом чтении. Примечательно, что оба проекта были подготовлены ГТК России, но разными группами разработчиков.

В течение последующих лет продолжалась работа над законопроектом, вносились новые предложения, изменялись положения, которые уже были предметом рассмотрения Государственной Думы, было внесено более 2 тыс. поправок, подготовленных депутатами, федеральными органами исполнительной власти, представителями предпринимательских кругов. 13 мая 2002 г. председатель подкомитета по таможенно-тарифному регулированию и внешнеэкономической деятельности Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы, депутат В.Г. Драганов, в прошлом один из руководителей Центрального таможенного ведомства СССР и Российской Федерации, внес свои поправки к законопроекту, оформленные в виде третьего варианта проекта кодекса (2) (2 Официальную хронику работы над проектом Таможенного кодекса см.: Таможенный кодекс в датах // Коммерсантъ. - 2003. -N 68.- С. 20.).

За прошедший период активизировалась подготовка по вступлению Российской Федерации во Всемирную торговую организацию, для которой либеральные таможенные процедуры являются одним из условий присоединения. Кроме того, в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киото, 1973 г.), являющуюся эталоном таможенного регулирования международной торговли, внесен целый ряд новых положений.

Все указанные обстоятельства во многом обусловили сложность процесса подготовки проекта ТК РФ 2003 г. Важнейший для экономики документ был предметом широкого публичного обсуждения представителей деловых кругов, экспертов, научной общественности, всех заинтересованных общественных организаций и лиц.

Следует отметить роль таких общественных организаций, как Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата, Ассоциация международных автомобильных перевозчиков. Таким образом, проект является не плодом кулуарного ведомственного нормотворчества или оформленными идеями группы экспертов, а результатом компромисса многих политических и экономических сил.

Что же нового следует ожидать от Таможенного кодекса? Принятый Государственной Думой РФ проект Таможенного кодекса состоит из 6 разделов, 42 глав и 439 статей, т.е. статистически по объему он несколько меньше ныне действующего Таможенного кодекса, в котором 15 разделов, 64 главы и 456 статей. Вместе с тем по содержанию это совершенно другой документ, гораздо большего объема.

На мой взгляд, содержание нового Таможенного кодекса можно анализировать с тех же позиций, как и сходство и различие в объеме законопроекта и действующего Кодекса: при внешней схожести это все-таки разные документы.

Обращает на себя внимание основная регулятивная направленность этой новой своеобразной конституции таможенного дела. При первом прочтении создается впечатление, что разработчики попытались включить в проект не только все возможные таможенно-правовые нормы, содержащиеся в постановлениях Правительства Российской Федерации и зарегистрированных в Минюсте России ведомственных актах ГТК России, но и те инструктивные положения, которые ранее никто не подумал бы относить к нормативным правовым. Вместе с тем произошла коренная переработка таможенных правовых норм.

Большинство ранее существовавших норм, будь то общие положения, касающиеся деятельности таможенных органов, понятия и термины, используемые в таможенном деле (ст. 11 проекта ТК РФ), положения, относящиеся к регламентации таможенных режимов, или процедура обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц и многие другие, претерпели серьезные изменения при внешнем сходстве некоторых формулировок. Указанные статьи и нормы по-иному распределены в структуре ТК РФ 2003 г. Если в ТК РФ 1993 г. была гл. 2 "Организация таможенного дела", то в ТК РФ 2003 г. имеется раздел V "Таможенные органы" (ст. 401-422). Зато раздел XIII ТК РФ 1993 г. "Обжалование и рассмотрение решений, действия или бездействия таможенных органов Российской Федерации и их должностных лиц" (ст. 404-419) в новом кодексе передвинут в начало (гл. 7, ст. 45 - 57). В ТК РФ 2003 г. "Информирование и консультирование" будет помещено в гл. 4, а ранее это был один из последних - XI раздел. Все это говорит о смене приоритетов законодательного регулирования.

Думается, отказ от стереотипов в понимании законодательства будет одним из трудностей применения указанных норм, поскольку таможенники и участники внешнеэкономической деятельности уже привыкли к определенной практике. На это обращали внимание и руководители ГТК России (3) (3 Ванин М.В. Кодекс в руках Думы // Информационно-аналитическое обозрение "Таможня". - 2003. -N8 (81).-С. 7; Интервью Азарова Ю.Ф., статс-секретаря - заместителя председателя ГТК России // Коммерсантъ. - 2003. -N68.-С. 20.).

К числу новшеств следует отнести применение несколько иных приемов юридической техники: сократилось количество разделов, появились подразделы, главы стали делиться на параграфы, значительно укрупнились статьи. Примечательно, что после принятия ТК РФ 2003 г. отпадает необходимость принятия специального федерального закона о введении Кодекса в действие, который предусматривал бы, какие акты будут подлежать отмене или какие изменения будут в них внесены, а также содержал бы переходные положения. Указанные нормы уже содержатся в разделе VI "Заключительные положения" ТК РФ 2003 г.

ТК РФ 2003 г. пополнится новыми разделами и главами: "Таможенные процедуры" (раздел II), "Деятельность в области таможенного дела" (гл. 3), "Страна происхождения товаров. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности" (гл. 6), "Специальные таможенные процедуры" (подразд. 3 разд. П), "Экспертиза и исследование товаров при осуществлении таможенного контроля" (гл. 36), "Меры, применяемые таможенными органами в отношении отдельных товаров" (гл. 38, предусматривающая меры, предпринимаемые таможенными органами по защите прав интеллектуальной собственности"), "Информационные системы и информационные технологии" (гл. 40). Особый интерес вызывают новые главы "Прибытие товаров на таможенную территорию" (гл. 9), "Убытие транспортных средств" (гл. 13), "Выпуск товаров" (гл. 16).

Все изменения должны привести к тому, что усовершенствуются методы работы таможенных органов, улучшатся их взаимоотношения с участниками внешнеэкономической деятельности. Новые нормы оцениваются экспертами и заинтересованными лицами как более либеральные и антибюрократичные.

Выступая по случаю принятия законопроекта Государственной Думой, председатель ГТК России М.В. Ванин отмечал, что "найден разумный компромисс, отвечающий интересам и бизнеса, и государства". В новый Кодекс заложена принципиально новая идеология содействия внешней торговле и предоставлению услуг участникам внешнеэкономической деятельности: "три дня - это максимум, который отводится на таможенные формальности; основная масса товаров должна оформляться день в день" (4) (4 См. "Дума обсуждает Кодекс. Главный таможенный закон во втором чтении"//Информационно-аналитическое обозрение "Таможня". - 2003. - N8 (81).-С. 3.).

Председатель Комитета по бюджету Государственной Думы А. Жуков выделил три основных задачи, стоявших перед разработчиками кодекса: четко прописать права и обязанности участников внешнеэкономической деятельности и таможенников, сократить сроки прохождения товаром границы, привести нормы российского таможенного законодательства в соответствие с общепринятыми в мире (5) (5 Ванин М.В. Указ. соч. - С. 7.).

ТК РФ 200 3г. направлен на создание комплексной правовой основы регулирования деятельности государственных и негосударственных, индивидуальных и коллективных субъектов, участвующих в общественных отношениях по перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу.

В нем учтена десятилетняя практика применения действующих норм. Следует предполагать, что Таможенный кодекс 2003 г. будет являться источником не только таможенного права, но и других отраслей права, прежде всего административного, а также налогового, трудового и даже гражданского права, поскольку им предусматриваются процедуры распоряжения товарами, обращенными в федеральную собственность.

Правовые нормы, определяющие организацию таможенного дела, приведены в соответствие со сложившейся после принятия Конституции РФ системой государственной власти, более четко закреплено место таможенных органов в системе исполнительной власти. Теперь из числа высших органов власти, осуществляющих общее руководство таможенным делом, исключен Президент РФ, поскольку это - не свойственная ему функция. Вместе с тем за Президентом России оставлено право издания нормативных правовых актов по вопросам, регулируемым таможенным законодательством. Сделана попытка определить соотношение таможенного законодательства, законодательства о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и законодательства о налогах и сборах.

К. числу несомненных достоинств ТК РФ 2003 г. следует отнести четкую регламентацию перечней документов и введений, представляемых при международной перевозке различными видами транспорта: автомобильным, морским (речным), воздушным, железнодорожным (ст. 73- 76). Следует отметить, что перечисленные перечни являются закрытыми, т.е. таможенные органы впредь не смогут произвольно потребовать каких-либо иных документов, не упомянутых в указанных статьях.

Интересно, что эти правила, а также процедуры, связанные с таможенным контролем товаров, перемещаемых различными видами транспорта, прибытием и убытием товаров и транспортных средств, имеют определенную традицию. В Таможенном кодексе СССР 1964 г., действовавшем до 1 июля 1991 г., существовали сходные нормы, касающиеся таможенного оформления товаров, перемещаемых различными видами транспорта (таможенный контроль при водных, железнодорожных, автомобильных и воздушных перевозках (гл. 2-4). С несколько иных позиций рассматривались вопросы таможенного контроля за международными почтовыми отправлениями и вещами физических лиц, следующих через границу (гл. 5-6).

В новом Кодексе будут аналогичные положения (перемещение товаров физическими лицами (гл. 23), перемещение товаров в международных почтовых отправлениях (гл. 24). Конечно, в сравнении с Таможенным кодексом, принятие которого ожидается в 2003 г., Таможенный кодекс 1964 г. выглядит как краткий декларативный документ.

В соответствии с порядком проектом Таможенного кодекса 2003 г. значительно, с 10 до 3 дней, сократятся сроки таможенного оформления, что, несомненно, позволит ускорить товарообороту (ст. 152). Определяются конкретные перечни документов, которые необходимо предоставлять таможенному органу при декларировании товаров (ст. 131), появляется возможность изменения, дополнения сведений, заявленных в таможенной декларации (ст. 133), а также отзыва таможенной декларации. По ТКРФ2003г. таможенная декларация может быть подана любому таможенному органу (ст. 125), ГТК России теперь будет законодательно ограничен в правах по определению таможенных органов в качестве мест таможенного оформления.

Либерализуется и станет более прозрачной так называемая околотаможенная сфера -сфера посреднических услуг при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу (отменяется разрешительная (лицензионная) система, вводится уведомительный порядок включения в реестры). Упрощается процедура получения разрешительных документов (свидетельства о включении в реестр лиц, осуществляющих соответствующий вид деятельности в области таможенного дела). Документы, представляемые для включения в реестр, должны рассматриваться в течение 15 дней (ч. 4 ст. 20), какие-либо сборы при этом не взимаются. Статьи соответствующих глав (таможенный брокер, таможенный перевозчик, владелец склада временного хранения и др.) определяют конкретные основания отзыва свидетельства, выдаваемого в этой сфере предпринимательства. Вместе с тем остается прежним внесудебный порядок отзыва свидетельства.

Наконец-то появятся стабильные нормы, регулирующие те виды таможенных режимов, которые за 10 лет так и не получили какого-либо четкого нормативно-правового регулирования даже на ведомственном уровне, через акты ГТК России. В частности, это режимы переработки и временного ввоза и вывоза. Положение о таможенном режиме переработки под таможенным контролем (сейчас это будет называться переработка для внутреннего потребления), при котором продукты переработки выпускаются в свободное обращение на территории Российской Федерации, так и не было издано, а таможенное регулирование осуществлялось на основании двух постановлений Правительства РФ, касавшихся авиационной техники и отдельных сырьевых товаров для алюминиевой промышленности, а также некоторого числа указаний и писем ГТК России. Будет уместным обратить внимание, что именно вопросы переработки, так называемого "внутреннего толлинга", означающего переработку ввезенных товаров на таможенной территории с последующим вывозом продуктов переработки, привлекли внимание депутатов при обсуждении проекта Кодекса во втором чтении (6) (6 Депутаты не подвели алюминщиков. Толлинг будет жить //Коммерсантъ.- 2003.- N69. С. 1,5. ). Так, первоначально на заседании комитета по бюджету предполагалось ввести экспортные пошлины на продукты переработки, если в результате переработки произошло изменение классификационного кода по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности на уровне любого из первых четырех знаков. По сути, это свело бы на "нет" экономическую эффективность применения переработки в отношении алюминия. На пленарном заседании выяснилось, что депутаты и правительство поменяли точку зрения и решили оставить беспошлинный вывоз продуктов переработки, сохранив за Правительством России право определять виды ввезенных товаров, разрешенных к помещению под этот таможенный режим.

Как уже отмечалось, увеличился перечень специальных таможенных режимов, включены таможенные режимы в отношении товаров, перемещаемых между воинскими частями Российской Федерации, дислоцированными на таможенной территории РФ и за ее пределами, а также товаров, предназначенных для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий, российских товаров, перемещаемых между таможенными органами через территорию иностранного государства (ст. 269).

Впервые появится законодательная регламентация взятия проб и образцов и проведения экспертиз и исследований при осуществления таможенного контроля (гл. 36, ст. 378-385), существовавшая ранее в виде трех положений, утвержденных приказами ГТК России в 1994 и 2001 гг.

Вместе с тем указанные статьи проекта так и не устанавливают, в каких случаях необходимо назначать экспертизы и исследования, какие вопросы при этом ставить, вправе ли эксперты в рамках таможенных исследований давать заключения о стоимостных показателях товаров или для этого необходимо обращаться к специалистам-оценщикам, имеющим лицензию.

Итак, ключевая идеология ТК РФ 2003 г.- сокращение сроков и упрощение порядка таможенного оформления. За счет чего предполагается этого достигнуть, кроме подробной регламентации существующих процедур? Прежде всего, за счет новых форм декларирования, основанных на применении информационных технологий, внедрения практики подачи неполных таможенных деклараций, периодического декларирования, широкого использования таможенной процедуры условного выпуска, при которой товар может быть выпущен в соответствии с условиями таможенного режима с последующим представлением всего пакета необходимых документов, использования специальных упрощенных процедур для отдельных категорий лиц.

С практической точки зрения являются важными многие новшества, касающиеся порядка уплаты таможенных платежей. Например, теперь закон будет связывать сроки уплаты таможенных платежей не с днем подачи таможенной декларации, а либо с днем предъявления товаров таможенным органам в месте их прибытия на таможенную территорию, либо с днем завершения внутреннего таможенного транзита.

Однако не следует думать, что положения таможенного законодательства, касающиеся порядка определения таможенной стоимости, стали очень либеральными и отличаются от уже сложившегося порядка. На мой взгляд, таможенные органы в этой части не только отстояли, но и укрепили свои позиции. Так, в ст. 323 ТК РФ 2003 г. подробно описываются действия декларантов по заявлению таможенной стоимости и действия таможенных органов по контролю этих сведений. Таможенная стоимость определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости... (ч. 1 ст. 323). Заявляемая декларантом таможенная стоимость и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации (ч. 2 ст. 323). Контроль таможенной стоимости осуществляется таможенными органами в порядке, определяемом "федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела" (ч. 3 ст. 323). Если представленные декларантом документы и сведения не являются достаточными, таможенный орган письменно запрашивает дополнительные документы и сведения. В частях 4-7 ст. 323 подробно расписывается, как должны поступить таможенные органы, если декларант не представил дополнительные документы и сведения или отказался определить таможенную стоимость на основе другого метода.

Заслуживают пристального внимания принципы построения организации таможенного оформления и таможенного контроля на основе системы управления рисками. Это означает, что таможенные органы "будут осуществлять не тотальный контроль за товарами и транспортными средствами, как это происходит сегодня, а выборочно работать по тем товарам, которые составляют группу риска. Имеются в виду те товары, по которым возможно занижение таможенной стоимости и недостоверное декларирование" (7) (7 Интервью Азарова Ю.Ф., статс-секретаря - заместителя председателя ГТК России // Коммерсантъ. - 2003. -N68.-С. 1, 20.). В целях усовершенствования таможенного контроля ГТК России предлагает построить работу таможенных органов с использованием принципа трехканальной системы, получившей название "принципа светофора". Эта схема предполагает дифференциацию субъектов ВЭД на три группы, отличающиеся глубиной и степенью таможенного контроля, что повлечет создание трех "коридоров" : красного, желтого и зеленого. "Красный коридор" предусматривает применение всех изложенных в действующем Кодексе мер по отношению к нарушителям таможенных правил; "желтый"-проведение контроля в общеустановленном порядке; "зеленый коридор" будут проходить участники ВЭД - крупные плательщики, а также организации - импортеры и экспортеры, которые подтвердили свою добросовестность, для них будет минимум форм таможенного контроля. Пока разработаны отдельные элементы "принципа светофора", и на практике он, скорее всего, будет внедрен к концу следующего года (8) (8 Интервью Гречишникова С.Н., начальника отдела Главного управления организации таможенного контроля ГТК России // Инфобизнес. - 2003. - 18 марта. - N 9 (238).). Этот принцип нормативно будет закреплен в ст. 67, 68 ТК РФ 2003 г., определяющих, в каких случаях и в отношении каких категорий товаров таможенное оформление будет производиться в упрощенном виде и в первоочередном порядке. Если ст. 67 предусматривает возможность применения упрощенных процедур в отношении отдельных категорий товаров, то ст. 68 определяет специальные упрощенные процедуры таможенного оформления для отдельных категорий лиц. На мой взгляд, указанные положения стали локомотивом принятия Кодекса, поскольку в них заинтересованы участники внешнеэкономической деятельности, не привлекавшиеся к административной ответственности за ряд правонарушений по восьми статьям гл. 16 КоАП РФ, ведущие систему учета своей коммерческой деятельности, позволяющие сопоставлять сведения, содержащиеся в ней, и сведения, представленные таможенным органам при таможенном оформлении товаров, а также осуществляющих свою деятельность не менее трех лет. Специальные упрощенные процедуры могут предусматривать подачу периодической таможенной декларации, выпуск товаров при представлении сведений, необходимых для идентификации товаров, проведение таможенного оформления на объектах такого лица, хранение на своем складе и др. Специальные упрощенные процедуры ни в коей мере не затрагивают обязанностей этих лиц полно и своевременно уплачивать таможенные платежи, соблюдать запреты и ограничения, установленные законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

На практике применение специальных упрощенных процедур означает создание так называемых "белых" списков, вызывающих неоднозначную оценку. Возьмем, например, автомобильных дилеров. Система упрощенного таможенного оформления автомобилей, впервые введенная приказом ГТК от 17 июля 1999 г. N 450 "Об особенностях контроля таможенной стоимости легковых автомобилей", "существенно облегчила жизнь официальных импортеров". Во-первых, ввозная пошлина исчислялась на основе сопроводительных счетов-фактур, а не по среднерыночной цене автомобилей, определяемой по каталогу, что дало возможность ввозить машины с учетом дилерских скидок. Во-вторых, существенно сократился сам процесс растаможки - все пошлины платятся вперед, а контролируют их внесение уже после продажи машин. "Зеленый коридор" для официальных дилеров позволил заметно сократить альтернативный импорт. По данным ГТК, в 2001 г. доля новых автомобилей, ввезенных "белыми" дилерами, возросла до 94% (против 74% в 2000 г.)". Против "зеленого коридора" выступило Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Обвинив ГТК России в предоставлении необоснованных льгот некоторым участникам рынка, МАП России потребовало отменить упрощенную процедуру растаможки для официальных дилеров (9) (9 Автомобильные известия. - 2002. - Март, N 3(6). - С. 13-14.). Борьба антимонопольных органов с ГТК России по поводу применения упрощенных процедур закончилась в 2002 г. победой ГТК России, поскольку МАП России отозвало тогда представление о нарушениях антимонопольного законодательства. В феврале-марте 2003 г. все повторилось вновь (10) (10 См.: Попов И. В борьбу МАПа с ГТК вступило МВД. Компания из "белого списка" обвинена в контрабанде. // Финансовые известия, 4 апреля 2002 г.; Попов И. МАП разрушает монополию ГТК России. Таможне хотят запретить делить импортеров на "белых" и "серых" // финансовые известия, 14 февраля 2002 г.). Льгота по упрощенному таможенному оформлению дает существенную экономию времени и средств. Только услуги таможенного брокера, к примеру, для рядовых компаний стоят 500-600 долларов с грузовика с товаром, а для компаний "белого" списка -100 долларов. Последние могут оформлять по 100 партий в месяц, тогда как первые - не больше 20. Противники составления списков "добросовестных участников ВЭД" считают, что при их составлении от субъективизма не уйти, и таможенные органы не должны этим заниматься, перед законом все должны быть равны.

Пока не известно, чем закончится это противостояние, но налицо скрытая коллизия норм этих отраслей законодательства или правовая проблема, нуждающаяся в глубокой научно-практической разработке.

Подводя итоги сказанному, можно придти к выводу, что ТК РФ, принятый в 2003 г., нуждается во всестороннем изучении, при необходимости до вступления в силу в него могут быть внесены изменения. Вместе с тем, на взгляд непредвзятых специалистов, сейчас трудно судить, насколько применение норм нового Кодекса позволит реализовать все заложенные в них идеи. Уже видно, что, несмотря на инструктивный характер текста ТК РФ 2003 г., в нем много бланкетных норм (больше, чем в ТК РФ 1993 г.), отсылающих к вновь принятым актам Правительства РФ и "федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела" (именно так будет законодательно именоваться структура, ныне существующая как Государственный таможенный комитет Российской Федерации).

Принятие ТК РФ 2003 г., к сожалению, не решит ряд теоретических проблем. Остается нерешенной проблема определения самостоятельного предмета таможенного права, не ясно, в какой мере акты законодательства о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также о налогах и сборах будут являться источниками таможенного права. "Таможенный кодекс должен консолидировать все таможенные проблемы по администрированию и по регулированию, по тарифному регулированию. Это значит, что Таможенный кодекс должен вобрать в себя нормы закона о таможенном тарифе, он должен сформировать таможенный тариф, и он должен поделиться с Налоговым кодексом компетенцией, и тогда будет все стройно, ясно и понятно, - отмечал В.Г. Драганов. - Бизнесу будет понятно, что Налоговый кодекс регулирует свое, Таможенный - свое, а остальные кодексы - свое" (11) (11 Трусевич С. ВТОржение через таможню // Электронный журнал "Медиатекст". Оригинал статьи: http://www.mediatext.ru/docs/14721.). Если с налоговым законодательством все более-менее четко, то с законодательством, регулирующим внешнеторговую деятельность, разграничение полностью не проведено. Таможенный кодекс содержит большое количество ссылок на эту область законодательства.

Ожидается, что ведомственное нормотворчество после вступления в силу нового Таможенного кодекса будет сведено к минимуму. Так ли это, покажет время. На сегодня в таможенной сфере действует почти 8 тыс. федеральных ведомственных нормативных правовых, информационно-методических и организационно-распорядительных актов. Неоднократно обсуждался вопрос о запутанности, нестабильности и несистематизированности указанных актов, влекущих произвол на местах. Есть надежда, что необходимость в такой массе актов регулирования отпадет.

Пока же Правительству РФ и Государственному таможенному комитету РФ предстоит колоссальная работа по пересмотру подзаконной нормативной правовой базы, на которую будет отведено только полгода. Опыт предыдущего десятилетия показывает, что некоторые ведомственные акты переживут старый Кодекс, однако большинство должно быть отменено или изменено и дополнено в ближайшем полугодии.

Завершая короткий анализ нового Таможенного кодекса РФ 2003 г., не могу не отметить колоссальный труд тех руководителей и специалистов ГТК России, которые непосредственно участвовали в подготовке законопроекта, разъясняли его положения, убеждали в необходимости тех или иных формулировок с точки зрения таможенной практики. Это статс-секретарь - заместитель председателя ГТК России Ю.Ф. Азаров, начальник Правового управления ГТК России Г.В. Баландина, сотрудники этого Управления А.А. Косов, М.А. Селиванова.

***

Моравек Ян Иосифович

Старший преподаватель кафедры международного права Российского государственного торгово-экономического университета, адъюнкт Российской таможенной академии.

Родился 21 августа 1975 г. в г. Москве. В 1997 г. окончил МГЮА, с 1997 г. проходит службу в таможенных органах, в настоящее время - в аппарате ГГК России.

Имеет публикации по актуальным вопросам таможенного права, правовым вопросам международного таможенного сотрудничества со странами СНГ, теории и практики административных договоров.



Ян МОРАВЕК, 6, стр. 3-9, Право и экономика
28/06/2003
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Таможенный кодекс
Азаров Ю.Ф.
ГТК России
Обзор СМИ
Конференции:
Лукин В.П. Уполномоченного по правам человека в РФ
Лукина В.П.
28.05.2004
Полтавченко Г.С. Полномочного представителя Президента РФ в ЦФО
Полтавченко Г.С.
28.05.2004
Майкова Л.Н. Председателя ФАС МО
Майковой Л.Н.
03.03.2004
Яковлев В.Ф. Председателя ВАС РФ
Яковлева В.Ф.
19.02.2004
Морозов В.Н. Министра путей сообщения РФ
Морозова В.Н.
27.01.2004
Жуков А.Д. Председателя Комитета по бюджету и налогам ГД РФ
Жукова А.Д.
04.12.2003
Зорькин В.Д. Председателя Конституционного Суда РФ
Зорькина В.Д.
26.11.2003
Букаев Г.И. Министра РФ по налогам и сборам
Букаева Г.И.
11.11.2003
Памфилова Э.А. Председателя Комиссии по правам человека при
Президенте РФ
Памфиловой Э.А.
04.11.2003
Азаров Ю. Ф. Статс-секретаря - заместителя председателя ГТК
Азарова Ю.Ф.
30.09.2003
Костиков И. В. Председателя ФКЦБ
Костикова И.В.
26.08.2003
Садовничий В.А. Ректора МГУ
Садовничего В.А.
29.05.2003
Сай С. И. Руководителя Росземкадастра
Сая С.И.
28.05.2003
Трефилова Т.И. Руководителя ФСФО России
Трефиловой Т.И.
20.05.2003
Соколин  В.Л. Председателя Госкомстата России
Соколина В.Л.
14.05.2003
Лебедев  В.М. Председателя Верховного суда РФ
Лебедева В.М.
13.05.2003

  Все конференции »
ГТК  России
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rambler's Top100 ???????@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации