Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта

Интернет-конференция
Председателя Комитета Российской Федерации по финансовому мониторингу В.А. Зубкова

Обзор публикаций СМИ о КФМ


Председатель комитета по финансовому мониторингу Виктор Зубков

1 февраля в нашей стране появилась новая организация - Комитет по финансовому мониторингу. В обиходе его тут же стали называть финансовой разведкой. А финансовая разведка, вообще любая разведка это, скорее всего, силовая структура, о чем тоже стали много говорить. Так это или не так? И что вообще такое - Комитет по финансовому мониторингу и чем он занимается, мы говорим с его председателем Виктором Зубковым.
-Виктор Алексеевич, не секрет, что закон о борьбе с легализацией доходов, полученных преступным путем был принят
в короткие сроки в нашей стране. Как-то очень быстро он прошел и Госдуму, и подпись президента получил. Очень быстро
был создан ваш комитет. По отношению ко всем остальным документам, другим законопроектам? С чем была связана такая оперативность, чем была вызвана такая оперативность?
ЗУБКОВ: Закон принимался действительно быстро. Дело в том, что и мировое сообщество и Страсбургская конференция предполагала о том, что все страны должны принять были такие законы, в том числе и Россия. И нам надо было спешить.
-А когда была конференция в Страсбурге?
ЗУБКОВ: Она была в 2000-м году. Поэтому надо было спешить. Поэтому законодатели очень активно работали. И положение в России, борьба с отмыванием доходов, полученных преступным путем, также требовала принятия мер, в том числе и принятие соответствующего закона. Пожалуй, две эти функции, и международное сообщество нас подталкивало, и наша необходимость, повлияли на то, что закон был принят довольно быстро. И после принятия закона Указом президента от 1 ноября был орган уполномоченный создан, который стал называться Комитетом по финансовому мониторингу. А в обыденной жизни его называют финансовой разведкой.
-Если бы не был принят такой закон, если бы не был создан такой комитет, чем бы нам это грозило, стране, со стороны того же мирового сообщества? Мировое сообщество много к нам претензий предъявляет. Не все же мы их выполняем.
ЗУБКОВ: Я думаю, надо плясать даже не от мирового сообщества. Дело в том, что нам самим надо навести у себя элементарный порядок. И ведь многие страны уже работают в этом направлении десять и более лет. А Россия как-то была в стороне от вопросов контроля за финансовым и потоками, особенно за теми доходами, которые получаются преступным путем. Поэтому это надо было в первую очередь нам самим, государству, России. И, конечно, мировое сообщество, если бы мы не приняли этот закон, и не создали бы уполномоченный орган, то нам всякие были бы дискриминационные меры на Западе вплоть до ареста счетов наших активов и так далее. Надо нам это или нет? Я думаю, что нам-то совсем ни к чему сегодня.
-Еще очень много писали прошлым летом о том, что Россия находится в так называемом черном списке стран, которые не борются с легализацией доходов добытых преступным
путем. Это видимо то, о чем вы говорили, этот черный список.

ЗУБКОВ: В июне 2000-го года Россия и еще 18 стран были включены в так называемый черный список "ФАТФа", это международная организация, которая как бы занимается контролем за работой финансовых разведок мира. И Россия оказалась в этом черном списке, потому что у России не было закона от 7 августа, который был принят, и в России не было уполномоченного органа.
-Сейчас в России есть закон, есть уполномоченный орган. Имеет ли смысл говорить том, что теперь нашу страну, исключат из этого черного списка? Или же у международной организации по борьбе с отмыванием денег еще все-таки есть какие-то претензии к нашей стране?
ЗУБКОВ: Фактически Россия сегодня выполнила те требования "ФАТФа", которые ей инкриминировались, когда нас включали в черный список. Но попасть в черный список довольно легко, а выходить из него сложно. Поэтому та комиссия "ФАТФа", которая у нас недавно была в Москве, знакомилась и с работой Комитета по финансовому мониторингу, и с работой других структур, в том чисел и правоохранительных. И у них есть ряд вопросов, которые должны быть решены не только комитетом, но и Центральным Банком, и силовыми структурами. Поэтому эти вопросы ими четко сформулированы.
-Вы можете сказать четко эти вопросы? Или это закрытая информация?
ЗУБКОВ: Она была в прессе, я могу только ее повторить, что "ФАТФ" хотел бы знать, что наши банки коммерческие дают информацию объективно, и всю информацию, которую положено по закону. Это и обязательный контроль 600 тысяч рублей и более, и то, что вызывает сомнения, переводы денежные. Тоже что они все полностью попадают под контроль и попадают к нам в Комитет по финансовому мониторингу. Кроме того, они желали бы, чтобы мы эту информацию уже передавали в правоохранительные органы и чтобы правоохранительные органы работали бы по нашей информации. Это наша внутренняя работа. И, конечно, они желали бы, чтобы еще ряд моментов, которые оказались выпущены при издании закона (он издавался довольно быстро, поэтому, конечно, некоторые позиции выпали из него) там имели место. Мы знаем, о чем они нам говорили, поэтому и мы, в принципе, согласны, что надо вносить некоторые поправки в закон. Поэтому эти претензии остаются, но это не значит, что нас будут в этом списке держать какое-то долгое время. Потому что, я еще раз говорю, что все претензии "ФАТФа", которые нам инкриминировались, мы выполнили, комитет сегодня работает. И надо нам некоторые моменты еще подтянуть для того, чтобы в конце мая уже представить отчет "ФАТФ" и претендовать на то, чтобы нас исключили из этого черного списка.
-Давайте теперь о работе комитета. Чем он занимается?
ЗУБКОВ: Комитет сегодня формируется
-Вы пока в стадии становления?
ЗУБКОВ: Да. Потому что мы работать начали только с февраля. Естественно, должно пройти определенное время для того, чтобы нам сформироваться. Этот процесс идет довольно активно. Сегодня мы принимаем людей, формируем наши отделы, управления. Здесь все идет по плану. Кроме того, мы с 1 февраля уже получаем сообщения от банков коммерческих и некоммерческих организаций, которые нам обязаны эту информацию давать. Это страховые компании, лизинговые, рынок ценных бумаг, ломбарды, почта, телеграф. Мы также получаем такую информацию. И вся эта информация сегодня накапливается, анализируется, и начала поступать в правоохранительные органы.
-То есть в вашем ведомстве работают в основном финансисты? Это люди, которые должны понимать смысл финансовых документов? Или там еще кто-то работает?
ЗУБКОВ: В комитете работают экономисты, финансисты, аналитики, юристы - те люди, которые могут не только принять информацию, информационщики, естественно, но обработать ее, проанализировать и юридически грамотно оформить документы.
-Которые передать в правоохранительные органы?
ЗУБКОВ: Да.
-То есть сам Комитет не может предпринять никаких санкций
в отношении человека, финансовые операции которого кажутся подозрительными? Я правильно понимаю?

ЗУБКОВ: По закону мы это не имеем права делать. Наша задача - собрать информацию, обработать ее, дополнить ее дополнительной информацией за счет запросов и внутри страны от государственных организаций и других организаций, и извне, то есть по международным каналам. И эту информацию,
проанализированную, дополненную сообщениями обработать и направить в правоохранительные органы.
-Вы начинаете изучать те или иные движения денег только после того, как к вам поступает информация из кредитных организаций или тех организаций, которые вы перечислили? Или же вы можете по своей инициативе предпринимать некие розыскные мероприятия? Или же вы ждете, когда к вам что-то поступит, и уже на основании того вы дальше начинаете расследовать движение тех или иных денег? Насколько вам принадлежит инициатива в этой работе?
ЗУБКОВ: Конечно, мы работаем только по той информации, которую мы получаем от банков, то есть кредитных
учреждений и страховые компании, лизинговые, рынок ценных бумаг. Получая эту информацию, мы начинаем ее обрабатывать.
-То есть вы пока ничего сами не инициируете и делать это не можете по закону?
ЗУБКОВ: Я думаю, и по закону нам не положено заниматься этим. Да.
-Почему в качестве суммы, вызывающей подозрение, выбрана сумма в 600 тысяч рублей, это примерно 20 тысяч долларов? Почему ниже 20 тысяч долларов сделка не подозрительная? Почему именно эта сумма взята за индикатор?
ЗУБКОВ: В разных странах по-разному. Есть страны, где 10 тысяч долларов, есть, где 7 тысяч долларов, есть 20 тысяч долларов. Наш законодатель решил - 20 тысяч долларов.
-Давайте, может быть, людей сразу успокоим, что 20 тысяч
долларов, строго говоря, в Москве это любая сделка квартирная на вторичном рынке это не меньше 20 тысяч сейчас.
Означает ли это, что фактически любой человек, покупающий недвижимость и проводящий деньги через банк, он автоматически попадает в поле зрения финансовой разведки?

ЗУБКОВ: Организации, физические лица, которые проводят операции через банки и другие организации на сумму,
равную 600 тысяч рублей или более, конечно, автоматически попадают в нашу базу данных. Но если честные люди. Если они честно проводят какие-то операции, покупают какую-то недвижимость или какие-то решают другие вопросы, им-то нечего бояться совершенно.
-Но, тем не менее, вы проверяете эти сделки? То есть вы проверяете источник доходов?
ЗУБКОВ: Мы не проверяем ни источник дохода. Мы просто проверяем информацию. И та сомнительная информация, которая нам поступает, с подозрением, что эта сделка, возможно, причастна к каким-то делам, связанным с преступными доходами. Вот эти сделки, эти операции мы имеем право проверять.
-Это возможно понять из тех документов, которые представляет, например, тот же банк? Можно понять, что сделка сомнительная, что происхождение денег сомнительное?
ЗУБКОВ: Сам банк нам даст такую информацию. Потому что те критерии сомнительности и подозрительности, которые прописаны в законе, банки обязаны все отследить.
-Может быть, мы очень коротко основные критерии сомнительности людям назовем?
ЗУБКОВ: Несколько можно назвать. Если клиент проводит операцию в какой-то спешке, ему надо быстро перевести деньги и он упрашивает операциониста, который проводит операцию. Или в банке видно, что сделка носит запутанный характер, не соответствует целям и задачам данной организации, перевод денег в офшоры никак не соответствует то, что будет направляться, мы обязаны все контролировать.
-То есть то, что идет в офшоры, тут уже речь идет даже не о суммах, а просто об адресате, независимо от того, какая сумма, все эти сделки будут проверяться?
ЗУБКОВ: Да. Независимо от суммы.
-Еще что-нибудь подозрительное?
ЗУБКОВ: Надо читать закон. Там 15 пунктов, они очень четко прописаны.
-15 пунктов - это рекомендации ЦБ, а вовсе не закон.
ЗУБКОВ: Это в законе прописано.
-В законе прописано? То есть то, что пишет пресса, на самом деле неправильно. Это не ЦБ, это закон все-таки?
ЗУБКОВ: А ЦБ пишет на основании закона свои рекомендации.
-Тут еще был такой момент, когда вводился в действие
этот закон, но людей успокаивали и говорили: финансовую разведку можно обойти. Заголовок даже такой был: не меняйте разом 20 тысяч долларов, и на вас никто не обратит внимание. Насколько это соответствует действительности?

ЗУБКОВ: Я думаю, людей просто запутывают. Потому что даже если этот денежный перевод дробится, что в любом случае мы эти операции будем отслеживать.
-Вы все равно уследите, что там были 20 тысяч?
ЗУБКОВ: Да, наша база данных, наши технические возможности позволяют это делать.
-У нас уже есть вопрос по телефону. Добрый день, вы в эфире.
СЛУШАТЕЛЬ: Зовут меня Иван Васильевич. В газете
"Аргументы и факты" была статья в начале этого года, что за 2001 год более 90 тысяч квартир в Москве были куплены, так называемой региональной элитой для своих детей, внуков и так далее. Не считаете ли вы, что это был своего рода ход в связи с вступлением закона в действие?
- Таким образом легализовали доходы.
ЗУБКОВ: Я понял ваш вопрос. К сожалению, я эту информацию пропустил. Могу сказать, что не исключено, что может быть, и связано было с тем, что люди знали, что с 1 февраля выходит закон в действие по противодействию отмыванию грязных денег. Но то, что было в прошлом году, к сожалению, мы имеем право вот сейчас. И мы проверяем, работаем по тем сделкам, по тем переводам денег, которые идут с 1 февраля.
-То есть закон обратной силы не имеет.
ЗУБКОВ: Закон, к сожалению, обратной силы не имеет, и мы можем работать только с 1 февраля.
-Следующий вопрос.
СЛУШАТЕЛЬ: Мой бывший муж имеет ломбард, юридическое лицо, покупает машины класса "Джип", "Тойота", квартиру в 97-м году купил, но официально работает в фирме.
У него оклад 3.600. Алименты выплачивает с этой суммы. Мои дальнейшие какие-то действия? Может быть, вы мне что-то посоветуете?
ЗУБКОВ: Ломбарды находятся в поле нашего внимания. Все, что с 1 февраля, все сделки, операции, которые проходят по ломбардам свыше 20 тысяч долларов, то, что здесь говорили, обязаны ломбарды нам сообщать. Коли ломбарды не имеют над собой органы, который бы их контролировал и направлял, то, по закону, контроль за ломбардами возложен на уполномоченный орган - на комитет по финансовому мониторингу. Поэтому мы уже в этом году начнем очень внимательно контролировать все ломбарды.
-Вы будете контролировать ломбарды и сомнительные сделки. А женщина интересуется, куда ей обратиться, чтобы получать с мужа алименты не в мизерном количестве, а с его реальных доходов. Она где-то может добиться правды? Вы ей что посоветуете? Я не думаю, что в вашем комитете, наверное, в другом месте? Или в вашем комитете тоже может?
ЗУБКОВ: К сожалению, мы по закону получаем информацию только от государственных органов и организаций и зарубежных стран, а в отношении частных лиц такую информацию мы получать не можем.
-То есть только организации официальные и только юридические лица и никаких частных лиц. То есть звонить и "закладывать" вам никто не может.
СЛУШАТЕЛЬ: Перечисление финансовых средств в офшорную зону и получение оттуда денежных средств, из офшорной зоны, до сих пор, до настоящего времени нет списка, перечень территории государств, утвержденных правительством Российской Федерации. Как быть в таких случаях?
ЗУБКОВ: Вы совершенно правильно беспокоитесь по данной проблеме. Мы тоже очень беспокоимся, что тот документ, который мы отработали и направили в правительство,
пока, к сожалению, до сих пор это постановление не принято. Единственно что, давайте вместе обращаться в правительство, чтобы они быстрее приняли документ, который нами отработан.
-Но я правильно понимаю, что пока нет этого документа, все операции, которые проходят с теми или иными государствами, они не находятся в зоне вашего контроля? Или вы все-таки за какими-то операциями следите?
ЗУБКОВ: Пока нет списка, опубликованного в печати, конечно, мы не можем сегодня следить за этими операциями.
- Я возвращаюсь к обмену денег. Не секрет, что во многих обменных пунктах, когда вы меняете деньги в ту или иную сторону, с вас иногда и паспорт не спрашивают и справок никаких не выдают. А там ведь можно поменять любую сумму. Какой-то есть контроль за тем, что происходит в обменных пунктах и кто их контролирует? Оттуда вы информацию какую-то получаете?
ЗУБКОВ: Центральный банк контролирует обменные пункты. И, насколько я знаю, очень серьезные требования предъявляют к тем, кто не выдает, как вы говорите, справки и не требует паспорт. Я думаю, что те обменники просто рискуют, если они делают такие вещи. Это прерогатива Центрального Банка - контроль за обменными пунктами.
- Много пишется в прессе о том, что банки никогда не будут закладывать своих клиентов, с которыми они работают уже долгие годы. Даже если какая-то операция их клиента попадает в перечень тех, о которых нужно обязательно сообщать. Но поскольку понятно, что банк должен о чем-то сообщать вашему комитету, то они и будут как бы симулировать эту активность. Описывать такие схемы, что будут создаваться фирмы какие-то подставные, через которые будут гоняться деньги. И информация об этих деньгах, которые идут через эти фирмы, будут поставлять вам в комитет и так далее, и тому подобное. Соответствует действительности, такая схема существует? И, если да, то можете ли вы ее отследить, и как вы с ней будете бороться?
ЗУБКОВ: Дело в том, что банки солидные, авторитетные никогда не будут работать с клиентами, которые могут их в любое время подвести. То есть с теми клиентами, которые проводили, проводят или собираются проводить какие-то операции с грязными деньгами. Но когда была комиссия
"ФАТФа" здесь, то она тоже внимательно смотрела и работу банков. И ей не совсем понравилось, что ряд банков или даже руководители банков как-то скептически относятся к тому, что принят такой закон от 7 августа, что мы обязаны все операции сообщать и что это наших клиентов пугают и так далее. Я считаю, что такая позиция совершенно неправильная и вредная сегодня. Если закон принят и опубликован, то должны прекратиться всякие вопросы, нравится он или не нравится. Поэтому мне представляется, что те банки, которые честные банки, они как работали, так они и будут работать честно. И они сами сегодня, мне кажется, рады, что такой вышел закон. Что они могут избавиться от тех клиентов, которые могут нанести непоправимый ущерб репутации такого банка. Но, а те банки, которые создавались для того, чтобы отмывать грязные деньги, они проявятся скоро и прекратят свое существование.
-Возвращаясь к разговору о банковской тайне. Многие говорят о том, что этот закон фактически отменяет эту банковскую тайну. И поэтому люди будут бояться пользоваться банками. Говорят о том, что этот закон только усилит отток денег из страны. Что вы думаете по этому поводу?
ЗУБКОВ: Я еще раз хочу сказать, что честным-то людям нечего бояться. И если честная операция, человек честным образом добыл деньги, что ему бояться? А отток будет уменьшаться, потому что комитет начал работать. Мы внимательно будем контролировать все денежные переводы, и 20 тысяч долларов и более, и менее, если они дробятся. И те факты, которые нам покажутся сомнительными, подозрительными,
они, конечно, будут направляться в правоохранительные органы, и кому хочется дело иметь с ними?
-Есть такой еще момент. Вот случай с финансовым мониторингом - это тот самый случай, где не действует, как я понимаю, презумпция невиновности. То есть человек должен доказывать, что у него все хорошо, что он прав, что это чистые деньги. Это так? То есть не вы ему доказываете, что он не честен, а он должен доказать, что он честен.
ЗУБКОВ: Мы никому ничего не доказывали и доказывать не будем. Нам по закону не положено заниматься какими-то расследованиями или доказательствами. Мы созданы для того, чтобы сомнительные операции, которые могут иметь место в стране, нами внимательно анализировались и по признакам, которые в законе четко прописаны, направлялись в правоохранительные органы. Вот уж правоохранительные органы будут с этими людьми, организациями или физическими лицами разбираться.
-Сотрудничает ли комитет со своими иностранными коллегами? И, если да, то с кем теснее всего?
ЗУБКОВ: Да. Но у нас самые активные контакты со Штатами.
Спасибо большое. Гглавное резюме программы: честным людям ничто не грозит, пользуйтесь банками и все будет хорошо.
ЗУБКОВ: Да, храните деньги в Сберегательном банке.
-Не обязательно в Сберегательном, я думаю, в любом банке.

Елена Щедрунова (ведущая программы), Радио Маяк
10.04.2002 14:39:00
Материалы по теме:
Конференция
Справка о КФМ России
Биография В.А. Зубкова
Правовые основы
СМИ о КФМ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Правовые основы КФМ
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Рамблер
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2002 Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов сайта www.garweb.ru
допускается только со ссылкой на источник информации