МНЕНИЯ
Банковский мир станет двухполюсным? У любого решения, как минимум, две стороны. Притом оно должно быть не только принято, но и выполнено. Мы решили обратиться за комментариями к ряду участников рынка, на чьей деятельности разъяснения Банка России отразятся неизбежно.
Владимир Джикович, президент Ассоциации коммерческих банков:
- Мы полагаем, что эти рекомендации не в полной мере соответствуют действующему законодательству.
Полностью соглашаясь с тем, что необходимо бороться с правонарушениями, мы считаем, что нельзя вменять банкам несвойственные им функции. Следственной работой должны заниматься соответствующие ведомства. Необходимо только увеличивать эффективность их деятельности.
Кроме того, нарушаются статьи Конституции Российской Федерации, в частности 18, 23 и 24, где сказано, что "каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну". Однако в соответствии с Рекомендациями банк без законных оснований должен настаивать на предоставлении физическим лицом (вкладчиком) информации о "месте работы и занимаемой должности", об "операциях, предполагаемых клиентом", об "источниках поступления денежных средств". Это та информация, которую банк без согласия клиента передавать третьим лицам не имеет права.
Мы опасаемся, что при введении в действие этого письма люди снова станут избегать общения с банком и будут стараться проводить расчеты, минуя банковское учреждение.
Наше отношение к рекомендациям, конечно, негативное, поскольку это серьезно увеличит нагрузку: для организации такой работы, особенно в крупных банках, потребуется ввести в штат дополнительных сотрудников.
***
Галина Белоглазова, главный бухгалтер "Телекомбанка":
- Выполнение новых функций, возлагаемых на коммерческий банк, станет серьезной дополнительной нагрузкой для целого ряда подразделений. В первую очередь, таких как бухгалтерия, которая должна будет отслеживать наличие необычных сделок клиентов, для юридического отдела, службы внутреннего контроля и других.
***
Валентин Слободин, начальник юридического отдела "Телекомбанка":
- Я связываю действенность нового закона с тем, насколько активно будет осуществлять свою деятельность Комитет РФ по финансовому мониторингу и информации.
Сейчас в "Телекомбанке" разрабатываются внутренние нормативные документы, регламентирующие деятельность банка по реализации федерального закона "О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем".
***
Сергей Бровко, советник по связям с общественностью Санкт-Петербургского банка реконструкции и развития:
- Отношение у банка к этим нововведениям положительное. Теперь меры по противодействию легализации доходов, получаемых преступным путем, будут осуществляться не только федеральными органами, но и на местах, то есть организациями, подконтрольными Центробанку (банками).
СПбРР считает, что с начала действия закона 115-ФЗ усилится контроль над организациями, занимающимися внешнеэкономической деятельностью в части их расчетов с клиентами, ведущими свою деятельность за рубежом. Уменьшится количество случаев незаконного отмывания денег, соответственно, увеличится доходная часть государственного бюджета.
***
М., аналитик одного из крупных банков (фамилии просил не называть):
- Чтобы выполнить намеченное, предстоит в сжатые сроки проделать большую работу. Комитет по финансовому мониторингу готовится к 1 февраля развернуть в регионах до тысячи подразделений, которые будут заниматься сбором информации о "подозрительных" сделках. Но все это требует очень серьезного программного обеспечения. Сейчас, насколько мне известно, его нет ни в ЦБ, ни в КФМ, ни тем более в банках. Помимо того, предстоит установить надежные, защищенные каналы связи, чтобы информация не уходила на сторону.
Вторая проблема - половинчатость решения относительно статуса службы внутреннего контроля, обязанной собирать все данные о клиентах. Эти люди сидят в структуре банка, а отчитываться должны перед Центробанком и Комитетом по финансовому мониторингу. Из-за двойного подчинения им придется ломать голову над тем, как соблюсти интересы и банка, и государства. Думаю, система внутреннего контроля (такая, какой она представляется по закону и разъяснениям ЦБ) заработает лишь тогда, когда на людей не только возложат государственные функции, но и начнут платить хотя бы мизерную государственную зарплату.
Но как бы то ни было, а спецслужбы сейчас кладут руку на пульс коммерческих банков. К чему это приведет?
На мой взгляд, банки быстро разделятся на две группы. Первая -крупные, они начнут выполнять закон хотя бы в той мере, в которой им позволяет нынешнее техническое обеспечение. Вторая - те банки, которые скажут: "У нас нет денег для быстрого создания необходимой системы учета. Мы пишем на бумажках и больше ничего пока не можем". Они будут оттягивать выполнение решений хотя бы до конца года.
Естественно, клиенты поделят свои операции пополам. В банках первой группы они станут вести операции, которые никаких сомнений не вызывают. А все сомнительные схемы уйдут в мелкие банковские структуры.
Это первое последствие. Второе - начнут возникать "банки-поганки". То есть, регистрирующиеся в оффшорных зонах для проведения конкретных операций, по окончании которых они "охлопываются". За границей да еще с иностранными учредителями банки эти будут не слишком доступны для КФМ. Так было с фирмами-однодневками, теперь наступает пора банков-однодневок. Аналитики прогнозировали такую ситуацию еще пару лет назад.
Что дальше? Мелкие "серые" схемы отомрут: не эффективно придумывать что-то сложное дабы выплатить своему сотруднику лишние три сотни долларов в обход фонда заработной платы. Физические лица станут совершенно прозрачны для налоговых органов. Сейчас не составляет труда "размазать" по разным банкам и фамилиям все операции на сумму свыше 10 тыс. долларов США. В таком случае банки никому отчета не дают. Заработает механизм нового закона, и сделать это уже не удастся.
Затруднено будет и применение повсеместно сейчас используемых подложных паспортов, а то и просто выдуманных паспортных данных. В новых условиях банку придется объяснять, почему он не проверил действительность паспорта.
А вот для крупных денежных потоков, которые "утекали" через дыры в нашем законодательстве, станут искаться обходные, "черные" пути. В итоге денежные операции четко поделятся на законные и незаконные. Никаких "полузаконных" не останется.
Но как бы-то ни было, меры эти все же правильные. В банковской сфере пора наводить порядок.
1, стр. 11, Деловая Панорама
14.01.2002
|