ПУТЬ НЕДОВЕРИЯ
Сделки граждан Казахстана останутся сомнительными. С точки зрения России
"Экспресс К" уже писал о том, как Казахстан в числе прочих попал в российский "черный список" государств, на чьей территории недолжным образом ведется борьба с производством наркотиков и отмыванием денег. Произошло это два месяца назад по инициативе вновь созданного при минфине РФ надзорного органа - комитета по финансовому мониторингу (КФМ). Это ведомство создано специально для борьбы с отмыванием денег и обязано отслеживать все незаконные сделки, передавая данные правоохранительным органам.
С тех пор как Россия внесла Казахстан в список восемнадцати неблагонадежных государств, любая сделка граждан РК, совершенная ими в России на сумму свыше 600 000 рублей ($20 000), априори признается сомнительной и тщательно проверяется. Причем банки, торговые предприятия, юридические лица, работающие в сфере услуг, и даже казино (!) должны самостоятельно передавать информацию о всех таких сделках в КФМ. Несомненно, подобная "предосторожность" способна создать множество бюрократических препятствий казахстанским предпринимателям, работающим в России, - они вынуждены собирать многочисленные справки, платить госпошлины, не говоря уж о морально-этической стороне проблемы: вести бизнес, находясь под подозрением, мягко говоря, не очень комфортно.
Столь пристальное внимание к Казахстану Россия проявила не по собственной инициативе, а под давлением FATF (Financial Action Task Force) - международной организации по борьбе с отмыванием "грязных денег", т.е. доходов, полученных от наркобизнеса, незаконных валютных операций, торговли оружием или скрытых от налогообложения. Дело в том, что Россия сама попала в международный список стран-изгоев FATF. И демонстрируя стремление слиться с международными moneycleaner"ами в едином бескомпромиссном порыве, российские чиновники создали свой "черный список". Комментируя этот шаг, глава КФМ, заместитель министра финансов РФ Виктор Зубков говорил журналистам: "Мы будем делать все, чтобы нашу страну FATF вычеркнула из списка стран-изгоев - пребывание в нем чревато серьезными экономическими санкциями. Мы просим не обижаться на нас государства, к взаимоотношениям с которыми мы вынуждены относиться несколько пристальнее, чем всегда. Это временный шаг, и сделан он не от недоверия".
В КФМ надеялись, что международные борцы с отмыванием денег оценят активность России и вычеркнут ее из числа неблагонадежных государств уже в этом году. Чиновники даже поговаривали, будто бы тогда Россия дезавуирует неэтичные критерии сомнительности сделок.
В конце прошлой недели делегация FATF прибыла в Москву, чтобы воочию убедиться, что закон о противодействии легализации преступных доходов, подписанный президентом Путиным в феврале, действительно работает. Во вторник КФМ огласил результаты этого визита.
Вместо одобрительного кивания головами инспектора оценили положение вещей довольно скептично. Они предложили усовершенствовать закон, ужесточив его: расширить перечень организаций, которые обязаны сотрудничать с КФМ, предоставляя информацию; наказывать тех, кто отказывается это делать; обязать Банк России установить для кредитных учреждений страны внутренние правила, по которым следует отличать "чистые" сделки от "грязных"; и, наконец, внести в перечень подлежащих проверке операций покупку ценных бумаг и денежные переводы.
На реализацию этих условий России дан год. Все это время, понятное дело, Россия останется в черном списке FATF, а Казахстан - в черном списке России. Международные эксперты уже назвали действия FATF и ее партнеров "экономически недемократичными". Если взаимоотношения России и ее партнеров по СНГ будут развиваться под диктовку FATF, то путь их развития - это путь недоверия. Не хотелось бы, чтобы этот мрачный прогноз сбылся: не факт, что одобрение международных наблюдателей важнее и выгоднее добрососедских отношений со старыми союзниками.
Андрей ДОРОНИН. Москва, 52, Экспресс-К
22.03.2002
|