10 августа в Москве состоялся пресс-брифинг, посвященный ситуации вокруг храма Воскресения Христова в Кадашах. Конфликт между общиной храма и Всероссийским художественным научно-реставрационным центра им. И.Э. Грабаря тянется уже несколько лет, но лишь недавно он перешел в кризисную стадию, требующую принятия решительных мер. 2 августа верующие, не дожидаясь освобождения помещения, возобновили богослужения в храме. Помещения мастерских опечатаны обеими сторонами, доступ туда регулируется представителями руководства ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря и общины.
Согласно представленным на брифинге данным, община храма в Кадашах восстановлена в 1992 году. С 1998 года ей принадлежит территория, на которой расположено здание храма. В 2001 году истек срок договора аренды ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря с департаментом государственного и муниципального имущества г. Москвы. Согласно действующему законодательству, возобновлен он быть не может. Таким образом, юридически храм принадлежит общине. Однако в течение 12 лет прихожане вынуждены были собираться на службы в отремонтированной конюшне. Серьезную тревогу верующих вызывает и состояние храма. По мнению прихожан, утверждение руководства ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря о регулярном проведении в храме реставрационных работ не соответствует действительности: в последний раз они проводились в 1964 году. В храме в Кадашах находятся рентгеновская, физическая, химическая и фотолаборатории реставрационного центра. Их функционирование губительно для уникального московского храма. По словам настоятеля храма священника Александра Салтыкова, (искусствоведа, руководителя иконописной мастерской Свято-Тихоновского православного богословского института), "еще 4 года назад специальная городская комиссия, обследовав техническое состояние помещений, вынесла запрет на производство здесь любых работ".
Община неоднократно обращалась в министерство культуры РФ с просьбой помочь разрешить конфликтную ситуацию, однако федеральные чиновники предпочли не вмешиваться. Обращались прихожане также и к руководству мастерских ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря, до сих пор занимающих помещения храма, с просьбой освободить их. Срок договора реставрационного центра с департаментом государственного и муниципального имущества города Москвы истек в 2001 году, а новый не мог быть заключен согласно названному выше распоряжению правительства Москвы. Прихожане ссылаются на соответствующее свидетельство о государственной регистрации права и утверждают, что территорией, на которой расположено здание церкви, распоряжается только приход храма Воскресения Христова в Кадашах.
В итоге по данному конфликту было подано обращение в суд. Истцом по данному делу выступает приход храма Воскресения Христова в Кадашах; в качестве ответчика привлечены: федеральное агентство по управлению государственным имуществом; департамент государственного имущества г. Москвы; в качестве третьих лиц - федеральное агентство по культуре и кинематографии и ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря. На 12 августа назначено первое слушание дела в арбитражном суде г. Москвы. Как сообщил корреспонденту ИА "REGNUM" представитель общины Александр Раков, целью иска является передача храма общине, что, по мнению прихожан, соответствует имеющейся у них документации. "Мы готовы к диалогу с реставраторами, - подчеркнул А. Раков. - нужно урегулировать вопрос с федеральное агентство по управлению государственным имуществом, чтобы оно предоставило им помещение. Мы готовы ждать некоторое время, сосуществовать с мастерскими, но намерены добиться официального разрешения служить службы в храме".
В рамках брифинга также сообщалось, что община храма Воскресения Христова в Кадашах готова по мере сил содействовать переезду ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря в новое помещение. Последнее предложение об аренде поступило от ОАО Аремз-1: Центру предлагаются помещения на ул. Вольная, д.28 вблизи метро "Семеновская". В настоящее же время на территорию храма работники реставрационного центра не допускаются;. помещения мастерских опечатаны обеими сторонами. Однако А. Раков опроверг сведения, согласно которым храм был окружен сотрудниками ОМОН, растянувшими вокруг него колючую проволоку, чтобы не допустить в него посторонних. "Это вымысел, - заверил представитель общины, - ОМОН к этому конфликту не привлекался".