Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск ОАО "Единая торговая компания" (ЕТК) и признал недействительным решение и предписание Федеральной антимонопольной службы РФ (ФАС) от 11 февраля 2004г. о нарушении антимонопольного законодательства производителями каустической соды и поливинилхлорида суспензионного (ПВХ-С). ФАС выдал предписание в отношении ОАО "Единая торговая компания" и ряда производителей каустической соды и ПВХ-С о заключении в десятидневный срок прямых договоров с потребителями указанной продукции.
В документе говорилось, что если предписание ФАС России не будет исполнено в установленные сроки, министерство, действуя в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, в установленном порядке наложит на юридические лица штраф в размере до 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда и обратится в арбитражный суд с заявлением о понуждении ответчиков к исполнению предписания.
Кроме того, ФАС направил в суд иск с требованием ликвидации ЕТК. Основанием для ликвидации ОАО "ЕТК" является нарушение компанией статьи 6 закона о конкуренции. По данным ФАС, нарушение антимонопольного законодательства ОАО "ЕТК" выразилось в координации деятельности предприятий на рынке каустической соды для установления высоких цен и на рынке ПВХ-С - с целью образования монопольной схемы сбыта продукции. ОАО "ЕТК" заключило договоры с производителями каустической соды и с их сбытовыми организациями на покупку всего производимого в стране объема соды, таким образом, монополизировав рынок. В договорах было указано, что производители "не вправе продавать или иным образом передавать" каустическую соду в собственность других лиц, кроме ОАО "ЕТК". Все традиционные поставщики каустической соды отказались заключать с потребителями договоры на 2004г. и рекомендовали обращаться в ОАО "ЕТК".
С 1 января 2004г. ОАО "ЕТК" установило минимальную цену на каустическую соду в сумме 6 тыс. руб./т без НДС и транспортных расходов, что превысило цену 2003г. в 1,5-2 раза. Кроме того, ОАО "ЕТК" определило в качестве грузоотправителей каустической соды предприятия, имеющие более отдаленное географическое положение по сравнению с традиционными поставщиками, что повлекло дополнительные расходы на транспортировку для покупателей. На рынке ПВХ-С ОАО "ЕТК" заключило договоры с основными производителями ПВХ-С и заняло доминирующее положение с долей рынка более 65%. В результате, по данным ФАС, произошло увеличение цен на ПВХ-С на 10%, а также были установлены новые монопольные схемы сбыта готовой продукции, которые привели к ограничению конкуренции и лишили потребителей возможности выбирать поставщиков и условия приобретения ПВХ-С.