Rambler's Top100
 
В начало  
о суде  ·  правовые основы  ·  арбитражный процесс  ·  практика  ·  карта сайта  ·  поиск
Историческая справка
Структура суда
Отчет о работе
Режим работы
Адрес
СМИ о суде
Здание суда
  Найти:
    Как искать?  

ВАС РФ

Гарант-Интернет

Конституция РФ
О суде

СМИ о суде

ДОЛЕВОЕ СОУЧАСТИЕ

Стараясь расширить свою долю на столичном рынке топлива, правительство Москвы столкнулось с эффективным сопротивлением конкурентов. Сложные схемы, лежащие в основе нового нефтяного мегапроекта столичной мэрии, проходят испытания на прочность. Однако московские власти проигрывают большую игру, ставкой в которой является контроль над самым богатым в России топливным рынком.

 

В Москве произошло редчайшее событие: в начале июля столичная мэрия была признана виновной в нарушении антимонопольного законодательства. Такое заключение вынесла Федеральная антимонопольная служба в отношении попыток столичного правительства расширить свое присутствие на местном топливном рынке. Ведомство обязало городские власти прекратить выделять без конкурса их дочерней структуре – Московской нефтяной компании (МНК) – участки земли под автозаправочные станции.

Мэрии уже предъявлялись аналогичные претензии в конце 2001 года, когда конкурс на право страхования московской недвижимости выиграла близкая к столичному правительству Московская страховая компания (МСК). Впоследствии по решению Московского арбитража обвинение с мэрии было снято, но крови оно столичным чиновникам попортило немало. Теперь дело обстоит не менее серьезно. На анонсированный год назад амбициозный проект по созданию вертикально интегрированной Московской нефтегазовой компании (МНГК) под патронажем городской администрации началось масштабное контрнаступление. Серьезные препятствия, с которыми столкнулись инициаторы проекта, ставят под сомнение перспективы объединения мощностей по добыче, переработке нефти и сбыту нефтепродуктов под контролем московской мэрии.

 

Московский парадокс

 

Более чем трехмиллионная армия московских автолюбителей находится в привилегированном положении. Из всех российских топливных рынков столичный, пожалуй, до сих пор наиболее конкурентный: здесь представлены сразу восемь крупнейших нефтяных компаний. Конечно, цены на топливо в Москве, как и везде в России, постоянно повышаются, однако происходит это в основном из-за растущих мировых цен на нефть. Помимо относительно невысокой стоимости бензина и отсутствия игроков, пользующихся монопольным положением, этот рынок имеет еще одну отличительную особенность.

Главный нефтепереработчик – Московский нефтеперерабатывающий завод (МНПЗ), обеспечивающий нефтепродуктами около половины рынка московского региона, находится в орбите интересов городской мэрии. Она контролирует 50,6% голосующих акций завода по довольно сложной схеме: через родственные Центральную топливную компанию (ЦТК) и Московскую нефтяную компанию, причем вторая управляет первой, а первая владеет второй. Кроме того, правительству Москвы подконтрольна самая крупная в столице сеть из 78 автозаправок. Но присутствие структур московской администрации на топливном рынке столицы не вполне адекватно ресурсам, которыми они располагают благодаря административной поддержке: по данным Московской топливной ассоциации, в апреле 2004 года их рыночная доля в рознице едва превышала 11%, при этом они обеспечивали лишь 13% общих оптовых поставок топлива на АЗС.

Главная причина этого парадокса – отсутствие у мэрии собственных нефтедобывающих активов. До 60% поставок на МНПЗ, перерабатывающий 9 млн тонн нефти в год, контролируют далекие от московских властей компании – «Сибнефть» и «Татнефть». Оставшиеся 40% поставок обеспечивает МНК, однако закупается эта нефть в основном у небольших независимых нефтедобывающих компаний. Такой «непорядок» отцы города долго терпеть не могли: год назад мэрия приступила к реализации идеи по созданию собственной нефтяной компании, объединяющей добычу, переработку и сбыт.

 

В одном флаконе

 

За воплощение грандиозных идей взялся близкий друг градоначальника Шалва Чигиринский. Этот предприниматель имеет обширные интересы в девелоперском и нефтяном бизнесах, занимает посты президента в МНК, в ЦТК и распоряжается блок-пакетом акций компании «Петролкомплекс», которая управляет сетью заправок ВР в Москве. В конце мая 2003 года Центральная топливная компания и британская публичная компания Sibir Energy создали новое юрлицо – Московскую нефтегазовую компанию. Генеральным директором, а затем президентом МНГК стал ведущий акционер SE Шалва Чигиринский, а председателем совета директоров – столичный мэр Юрий Лужков.

Перед новой компанией были поставлены амбициозные цели. Комментировать их в МНГК отказались, сославшись на отсутствие Шалвы Чигиринского в Москве. По сути же эта структура продолжает дело Московской нефтяной компании по консолидации нефтяных активов мэрии. Правда, с некоторыми различиями. Во-первых, распределение долей старых акционеров в новой компании иное: 55% акций в МНГК получила муниципальная ЦТК, а 45% достались Sibir Energy. При этом обеим сторонам были гарантированы равные права голоса (в уставном капитале МНК правительство Москвы и Sibir Energy имели по 50%). Вторым отличием стало присутствие в названии новой структуры слова «газ». История его появления связана напрямую с муниципальной программой газификации автотранспорта. Фактическим исполнителем капиталоемкого проекта по созданию сети газозаправочных станций была назначена МНГК. Впрочем, газовый проект у МНГК не главный.

Объем активов, вложенных в уставный капитал МНГК, свидетельствует о масштабности замыслов учредителей компании: они намеревались обеспечить нефтеперерабатывающие и сбытовые муниципальные мощности собственным сырьем, а также значительно расширить присутствие на столичном топливном рынке. Так, Sibir Energy вложила в МНГК свой главный сырьевой ресурс – 50-процентную долю в совместном с «Сибнефтью» нефтедобывающем предприятии «Сибнефть-Югра» (разрабатывает южную часть Приобского месторождения с запасами в 170 млн тонн нефти). Вклад правительства Москвы состоял из контрольного пакета Московского НПЗ, принадлежащих «Моснефтепродукту» нефтехранилища и сети АЗС в Подмосковье, а также московской сети АЗС «МТК».

Впоследствии городские власти продемонстрировали еще большую щедрость. Весной 2004 года Юрий Лужков вспомнил о данном пять лет назад обещании подобрать для МНК участки для строительства сети бензоколонок и внести их при последующей допэмиссии в уставный фонд компании. А также о том, что к весне 2004 года в стадии оформления находилось всего 17 участков. «Дальнейшие действия мэрии объясняются борьбой за лакомый кусок столичного топливного рынка», – полагает начальник аналитического отдела ИК «Брокеркредитсервис» Максим Шеин (ежегодные поставки нефтепродуктов в московский регион составляют более 10 млн тонн. – Прим. «Ко»). В префектуры Москвы поступило распоряжение «приостановить оформление заявок на участки для строительства АЗС в отношении всех инвесторов, кроме МНК». Сразу же был создан прецедент: участок, уже выделенный «дочке» ЮКОСа «Кедр-М», решили передать МНК. К тому времени было объявлено, что вместо МНК оператором топливного рынка становится Московская нефтегазовая компания. Несмотря на то что мэрия решила выделить участки лишь МНК, ни у кого из опрошенных «Ко» участников рынка не было сомнений, что в будущем земля для строительства заправочных станций перейдет именно к МНГК.

 

Эшелонированная защита

 

Намерения мэрии явно не обрадовали конкурентов МНГК. Бурно развивающийся проект городской администрации столкнулся с полномасштабным контрнаступлением, начавшимся с атаки на сбытовой бизнес муниципальной компании. Обиженную «Кедр-М» поддержала Московская топливная ассоциация (МТА). В обращении президента МТА Сергея Борисова в Управление экономической безопасности Москвы констатируется, что «МНК предприняла очередную попытку добиться в нарушение установленного порядка выделения свыше 100 земельных участков для расширения собственной сети АЗС», хотя «городские власти неоднократно отмечали достаточность количества АЗС в Москве». В документе также упоминается, что процесс сопровождается «беспрецедентным давлением органов городского управления на префектуры и городские организации». Обращения в городскую администрацию результатов не дали, и дело направили в антимонопольное ведомство (поскольку МНК входит в ассоциацию, инициатором обращения стала другая организация – «Опора России», членом которой Сергей Борисов также является). В начале июля Федеральная антимонопольная служба квалифицировала действия столичного правительства как нарушающие права остальных участников топливного рынка Москвы и обязала мэрию прекратить дискриминацию других торговцев нефтепродуктами в регионе. «Расширительные» инициативы муниципалов в сбытовом сегменте оказались заблокированы.

Второй удар конкуренты нанесли по ресурсной базе МНГК. В конце апреля неожиданно появилось сообщение о том, что доля Sibir Energy в «Сибнефть-Югре» размыта, и в результате активы, внесенные Sibir в оплату своих 45% акций МНГК, составили менее 1% от первоначальной их стоимости. Чуть позже оказалось, что Sibir Energy лишилась своей доли в «Сибнефть-Югре» еще в 2002 году – об этом на конференции для инвесторов в середине июля заявил первый вице-президент «Сибнефти» Александр Корсик. В своей отчетности за 2003 год «Сибнефть» официально подтвердила, что является владельцем 99% акций «Сибнефть-Югры».

По решению совета директоров МНГК, пока спор Sibir Energy с «Сибнефтью» не решится, британская компания должна внести в уставный капитал Московской нефтегазовой компании дополнительные активы. «Проблема заключается в том, что Sibir Energy сложно найти новые активы взамен обесценившихся», – утверждает аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Мангилев. Так, SE на паритетных началах с Royal Dutch/Shell разрабатывает Салымскую группу месторождений с запасами в 170 – 180 млн тонн нефти (добыча здесь пока минимальна), а также контролирует нефтедобывающее предприятие «Магма» с запасами 9 млн тонн нефти в Ханты-Мансийском автономном округе (объем добычи в 2003 году – 240 000 тонн). В то же время львиная доля нефтяных запасов и добычи Sibir Energy приходится именно на «Сибнефть-Югру» (запасы в 250 млн тонн и быстро увеличивающееся производство нефти: за первые четыре месяца 2004-го добыча выросла в пять раз – до 150 000 тонн, а по итогам года она должна составить 1 млн тонн). По расчетам аналитиков ИК «Атон», 50-процентная доля в «Сибнефть-Югре» составляет 65 – 70% общей стоимости Sibir Energy ($600 млн из $880 млн).

В «Сибнефти» корреспонденту «Ко» пояснили, что доли сторон в «Сибнефть-Югре» изначально были равными, поэтому все действия, в том числе и по увеличению уставного капитала компании, могли проводиться лишь по взаимному соглашению. Однако еще год назад Sibir Energy жаловалась, что не может получить от своего партнера никакой информации по совместному проекту «Сибнефть-Югра». Очевидно, что «Сибнефть» очень заинтересована в контроле над поставками сырья на Московский НПЗ. Ведь ее главное перерабатывающее предприятие – Омский НПЗ – расположено в 2500 км от Москвы, и в случае разрыва взаимоотношений с московским заводом ни о каком серьезном присутствии «Сибнефти» на столичном рынке говорить не придется.

Кроме того, недавно ходили слухи, что «Сибнефть», которая приобрела 38% акций завода в 2001 году, продолжает попытки поглощения МНПЗ (по официальной версии, они прекратились после того, как в мае 2003-го полномочия по управлению МНГК были поровну разделены между представителями МНК и «Сибнефти»). Якобы схема на этот раз была такой: после размытия доли Sibir Energy в «Сибнефть-Югре» «Сибнефть» покупает стремительно дешевеющую публичную компанию, через нее входит в уставный капитал МНГК и получает доступ к контрольному пакету нефтеперерабатывающего завода. Возможно, что эта схема до сих пор не реализована из-за затянувшегося развода с ЮКОСом. Однако любопытно, что в течение 2003 года доля институциональных инвесторов (в основном британских, с которыми теперь тесно общается основной владелец «Сибнефти» Роман Абрамович) в Sibir Energy выросла с 40% до 53%. При этом Чигиринскому вместо контрольного пакета теперь принадлежит 43% акций компании. Напомним, что в апреле 2004 года торги ценных бумаг Sibir Energy на Лондонской фондовой бирже были приостановлены. Будто бы это произошло из-за утраты доли в «Сибнефть-Югре». Но действительные причины могут несколько отличаться от объявленных.

В истории есть еще одна пикантная деталь. С января 2004 года с Шалвой Чигиринским судится его бывшая жена, требующая раздела совместно нажитого имущества. В свое время в подобной ситуации оказался владелец «Северстали» Алексей Мордашов, причем тогда одной из главных версий считалось участие в иске его конкурентов. Впрочем, маловероятно, что временные затруднения смутят городское правительство. На МНПЗ завязан пластмассовый бизнес компании «Интеко», принадлежащей супруге московского мэра Елене Батуриной. Контроль над заводом также означает возможность распоряжаться огромной недвижимостью в московском районе Капотня. Так что тему развития нефтяных проектов мэрии рано считать закрытой.


Павел Сухов, 325, Журнал "Компания" (online)
26/07/2004
Оригинал материала
Архив:
«июль 2004 г.»
ПнВтСрЧтПтСбВс
   01020304
05060708091011
12131415161718
19202122232425
26
2728293031  
TopList
Рекомендовано каталогом Апорт
   
[о суде] [правовые основы] [арбитражный процесс] [практика] [карта сайта] [поиск]

© Арбитражный суд г. Москвы, © Разработка "Гарант-Интернет",  НПП "Гарант-Сервис"