Rambler's Top100
 
В начало  
о суде  ·  правовые основы  ·  арбитражный процесс  ·  практика  ·  карта сайта  ·  поиск
Историческая справка
Структура суда
Отчет о работе
Режим работы
Адрес
СМИ о суде
Здание суда
  Найти:
    Как искать?  

ВАС РФ

Гарант-Интернет

Конституция РФ
О суде

СМИ о суде

ТОРГ НЕУМЕСТЕН

"Дело ЮКОСа" на минувшей неделе приобрело более публичный характер, что, однако, не привело к большей определенности. Государство продолжало молчать, не реагируя на очередные предложения менеджмента и акционеров кампании. Вышли на поверхность разногласия в самом ЮКОСе - между акционерами и председателем совета директоров Виктором Геращенко. Наконец, Михаил Ходорковский и Платон Лебедев выступили на суде с речами, которые объективно носили политический характер.

Итак, сейчас есть фактически две схемы погашения долга перед государством. Первая была озвучена адвокатом Михаила Ходорковского Антоном Дрелем: Ходорковский предлагает передать акции основного акционера менеджменту компании для урегулирования долга. Этот сценарий требует государственного содействия: для того, чтобы можно было продать или передать пакет акций, с них должен быть снят арест. Этот сценарий фактически приведет к смене собственника ЮКОСа. С одной стороны, именно это выгодно Кремлю. Но, с другой стороны, данное предложение носит мощный негативный PR-характер по отношению к власти: если оно будет принято, то это станет неоспоримым свидетельством политического характера кампании против ЮКОСа, нацеленной, в том числе, на отъем собственности. Принятие такого предложения также влечет за собой риск оспаривания сделки продажи акций в международных судах (это возможно, так как официальными собственниками ЮКОСа являются компании, зарегистрированный за рубежом). По сути, идея Ходорковского предложить государству пакет акций основных акционеров именно в такой форме весьма рискованна для Кремля, который предпочел бы "тихую" сделку с максимальными гарантиями того, что пакет акций действительно перейдет в руки лояльных властям структур, и эти действия не будут затем оспорены. В то же и внятных гарантий относительно дальнейшей судьбы Ходорковского и Лебедева государственные структуры также, видимо, давать не хотят. Похоже, что в отличие от планов в отношении ЮКОСа (которые у разных представителей власти носят различный характер), по тому, что Ходорковский не будет "прощен" (по крайней мере, в ближайшее время) и, в любом случае, отлучен от компании, во власти существует консенсус.

13 июля появилось второе предложение, оформленное в письме исполнительного директора ЮКОСа Стивена Тиди. Он предлагается выплатить более 8 млрд. долл. налогового долга тремя траншами - по 2,5 млрд. долл. в течение трех лет. В первый транш предлагается зачесть 570 млн. долл., которые ЮКОС еще не получил в виде возмещения НДС при экспорте нефти. Таким образом, этот план не предусматривает смены собственников ЮКОСа, что резко снижает его шансы на принятие властью (по крайней мере, в его обнародованном виде).

Кроме того, в залог уплаты налогов ЮКОС по-прежнему предлагает пакет из 35% акций "Сибнефти", находящийся на его балансе. Как заявил 15 июля заместитель Главного судебного пристава РФ - начальник департамента судебных приставов Минюста РФ Андрей Беляков, НК ЮКОС начала выплачивать судебным приставам денежные средства по решению суда о взыскании в бюджет 99,3 млрд. руб. В то же время возникли новые проблемы вокруг акций "Сибнефти", принадлежащих ЮКОСу. По заявлению пяти компаний, аффилированных с основным акционером "Сибнефти" Millhouse Capital, арбитражный суд Чукотского АО наложил очередной арест на имущество ЮКОСа - на принадлежащие ему 72% акций "Сибнефти". Судебные приставы и ранее отказывались принимать акции "Сибнефти" в залог или в качестве выплаты долга, вызывая непонимание со стороны представителей компании. Теперь это стало и вовсе невозможно.

В любом случае для того, чтобы разрешить ситуацию компании ЮКОС требуется содействие со стороны властей: это либо реструктуризация долга, либо рассрочка, либо снятие ареста с активов. И компания начала ряд мероприятий с целью получения такой поддержки: в основном они связаны с поиском оптимальной фигуры посредника, а также с предложениями, призванными показать полную лояльность компании государственным интересам.

13 июля адвокат Михаила Ходорковского Антон Дрель зачитал обращение своего подзащитного к акционерам НК ЮКОС с просьбой собрать внеочередное собрание акционеров с целью переизбрания председателя совета Виктора Геращенко. По словам Ходорковского, Геращенко не оправдал надежд, и его сохранение на посту председателя совета директоров усложняет диалог с властью. В заявлении Дреля указано, что Геращенко было предложено уйти в отставку добровольно, однако, он ее отказался от подобного шага, что и вынудило акционеров инициировать внеочередное собрание. Тот факт, что заявление сделано именно таким образом: то есть публично, без непосредственной просьбы к основному акционеру, говорит о попытке публично лишить Геращенко легитимности как главного переговорщика с Кремлем. Кроме того, это позволяет однозначно откреститься от услуг Геращенко и исключает возможность двойной игры.

Отставка Геращенко была в принципе предсказуема. Он изначально не сумел представить план урегулирования конфликта. Его назначение лоббировалось частью менеджмента (например, по данным СМИ, против этого выступали Леонид Невзлин и Михаил Брудно). Для Кремля это назначение стало инициативой со стороны самой компании, никак не согласованной и навязывающей ему переговорщика. Источники из правительства в СМИ указывали, что Геращенко пытался вести диалог, но его "тональность" только усугубляла неприятие: таким образом, он не просто не справился со своей задачей, но и вызывал отторжение со стороны самой власти. Теперь же он стал и неприемлемой фигурой для акционеров компании, публично выступив с критикой их позиции, которая, по его мнению, является препятствием на пути достижения компромисса. В данной ситуации отказ Геращенко добровольно уходить в отставку может привести к дальнейшим проблемам в руководстве ЮКОСа.

На этом фоне обостряется конкуренция среди потенциальных посредников между компанией и ЮКОСом. Напомним, что ранее о готовности взять на себя функции переговорщика заявил лорд Оуэн, бывший советником Михаила Ходорковского. Сейчас появилась информация о том, что на эту роль претендует компания "Ренессанс Капитал". По данным "Ведомостей", она предложила ЮКОСу посреднические услуги, а в ближайшее время с ней будет подписан договор о проведении оценки активов компании. В то же время близкий к "Ренессанс Капиталу" источник заявил газете "Ведомости", что инвесткомпания не сама принимала решение предложить себя на роль посредника между ЮКОСом и Кремлем: "Кремль явно не хочет вести переговоры ни с одним из представителей ЮКОСа. Это доказывает и ситуация с Геращенко. Поэтому вполне логично, что роль посредника должна выполнять структура, не ангажированная ни одной из сторон. Но в то же время ей должны доверять и ЮКОС, и чиновники, принимающие решение. Только это может дать какой-то эффект".

Одновременно компания пытается демонстрировать готовность играть по тем правилам, которые навязываются властью. 9 июля совет директоров ЮКОСа принял решение отказаться от оптимизации налогов при экспорте нефти в 2004-2005 гг. Ранее добывающие предприятия ЮКОСа продавали нефть по трансфертным ценам компаниям, зарегистрированным в региональных офшорах, - Мордовии, Калмыкии, Эвенкийском АО и в ряде ЗАТО. Там концентрировалась основная прибыль, а трейдеры получали налоговые льготы. Именно эти схемы стали главным пунктом обвинения со стороны МНС. По подсчетам налоговиков, таким образом ЮКОС ежегодно экономил на налогах порядка 45-50 млрд руб. Теперь, как поясняет источник, близкий к ЮКОСу, компания откажется от посредников и будет платить налог с прибыли от продажи всех 80,3 млн. т нефти без каких-либо льгот. Впрочем, внутренние оффшоры и так отменены по новому законодательству, так что речь сейчас может идти о том, что компания обещает не использовать другие возможные схемы налоговой минимизации.

В то же время подчеркнутая публичная лояльность компании контрастирует с позицией ее акционеров. Продолжается суд над Ходорковским и Лебедевым, на котором выступили оба обвиняемых. В своей речи Лебедев пришел "к обоснованному выводу" о том, что власти его "репрессируют по политическим или другим причинам". "Как могло оказаться, что через четыре года предприятие, которое формирует пять процентов федерального бюджета, вдруг должно было формировать в два раза больше и платить больше "Газпрома"? Понять это с обычной, человеческой точки зрения невозможно. "Меня обвиняют в том, что Гусинский взял кредит под обеспечение активов "Медиа-моста". Что это за активы и куда делись - после Страсбургского суда известно всему миру. Обвинять меня в этом по крайней мере смешно", - без улыбки сказал Ходорковский. Он имел в виду недавнее решение Страсбургского суда по делу "Гусинский против России". Европейский суд решил, что содержание бизнесмена Гусинского в СИЗО в 2000 году было незаконным и преследовало целью вынудить его к продаже своих активов государственной компании "Газпром". Эта продажа в итоге состоялась, таким образом, активы, в обеспечении которых и обвиняют Ходорковского, и так оказались в руках государства. Кроме того, экс-глава ЮКОСа назвал "позорным и незаконным" решение арбитражного суда Москвы, постановившего взыскать с НК ЮКОС в счет возмещения налоговой задолженности более 99 млрд рублей. "Демонстрация силы, безразличной к закону, хотя бы соблюдающей все обряды и процедуры, является опасной для перспектив развития страны", - заключил Ходорковский.

Таким образом, Ходорковский продолжает апеллировать как к российскому общественному мнению (по данным "Левада-центра" к нему позитивно относится лишь 9% россиян, но и число последовательных противников относительно невелико - 27%: впрочем, основной "мессидж" Ходорковского все равно обращен к элите), так и к Западу, в том числе опираясь на упомянутое решение Европейского суда по "делу Гусинского". Даже если он утратит контроль над ЮКОСом (похоже, что с возможностью такой перспективы Ходорковский смирился), он готов продолжить игру в качестве оппозиционного политика, преследуемого властью - при этом у него остается на перспективу финансовый ресурс в виде зарубежных активов.

Скорее всего, Кремлю будет удобнее забрать акции компании за долги, не принимая никаких предложений со стороны акционеров и не идя ни на какие переговоры. Тем более что рынок готов уже к любому развитию событий и ожидает в качестве позитивного результата самого факта завершения кризиса и того, что он не станет прецедентом для других компаний. Пока ситуация выглядит именно так: со стороны правительства нет никаких сигналов, свидетельствующих о намерении урегулировать спор вне перспективы банкротства. А акционеры и менеджеры компании, очевидно, не хотят идти на те уступки, которых от них ждут.


Татьяна Становая, Политком.ru
19/07/2004
Оригинал материала
Архив:
«июль 2004 г.»
ПнВтСрЧтПтСбВс
   01020304
05060708091011
12131415161718
19
202122232425
262728293031  
TopList
Рекомендовано каталогом Апорт
   
[о суде] [правовые основы] [арбитражный процесс] [практика] [карта сайта] [поиск]

© Арбитражный суд г. Москвы, © Разработка "Гарант-Интернет",  НПП "Гарант-Сервис"