Rambler's Top100
 
В начало  
о суде  ·  правовые основы  ·  арбитражный процесс  ·  практика  ·  карта сайта  ·  поиск
Историческая справка
Структура суда
Отчет о работе
Режим работы
Адрес
СМИ о суде
Здание суда
  Найти:
    Как искать?  

ВАС РФ

Гарант-Интернет

Конституция РФ
О суде

СМИ о суде

КОНФЛИКТ ВОКРУГ «АЭРОФЛОТА» -- КОМПРОМИССОВ НЕ БУДЕТ

Национальный Резервный Банк (НРБ) пытается уладить конфликт вокруг покупки «Аэрофлотом» самолетов Ил-96-300 во внесудебном порядке

Вчера федеральный арбитражный суд Московского округа должен был рассмотреть кассационную жалобу ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии» на решение о понуждении заключить договор на лизинг шести самолетов ИЛ-96-300 с лизинговой компанией ОАО «Ильюшин Финанс». Однако, как сообщили RBC daily в пресс-службе авиакомпании, заседание было перенесено. Не исключено, что причиной этого стала «просьба» основного акционера лизинговой компании – Национального Резервного Банка, который не стал обострять конфликт с авиакомпанией накануне совместного заседания совета директоров «Аэрофлота» и «Ильюшин Финанс». Заседание, на котором решится судьба «илов», по словам главы банка Александра Лебедева, должно состояться в течение ближайших двух недель. Однако эксперты полагают, что придти к взаимовыгодному соглашению сторонам вряд ли удастся – одной из них придется в итоге поступиться своими коммерческими интересами.

Напомним, что соглашение на поставку шести самолетов Ил-96-300 «Аэрофлот» и лизинговая компания «Ильюшин Финанс» подписали в 1999 г. Согласно контракту каждый месяц авиакомпания должна была выплачивать 350 тыс. долларов. Однако в 2002 г. «Ильюшин Финанс» внесла изменения в контракт, потребовав, чтобы новые самолеты отвечали современным стандартам по аэронавигационному оборудованию и пассажирскому салону. В связи с этим ежемесячные лизинговые платежи для «Аэрофлота» возрастали до 500 тыс. долларов. Авиакомпания посчитала такие условия для себя невыгодными и «заморозила» покупку самолетов, мотивируя это тем, что «Ильюшин Финанс» не предоставила доказательств, обосновывающих рост стоимости лизинга самолетов. И по словам аналитиков, у «Аэрофлота» были на то основания. «По Boeing ежемесячные платежи составляют порядка 320-350 тыс. долларов», - замечает аналитик ИК "Проспект" Алексей Зайцев.

Тем не менее в декабре 2002 г. компания «Ильюшин Финанс» обратилась в московский арбитражный суд с требованием заставить авиакомпанию исполнить свои обязательства по покупке Ил-96-300. Гендиректор компании Александр Рубцов неоднократно подчеркивал, что именно приобретение российской техники было условием освобождения «Аэрофлота» от уплаты таможенных пошлин и НДС при ввозе в страну 27 самолетов производства Boeing и Airbus. По оценке г-на Рубцова, с помощью таких налоговых послаблений «Аэрофлоту» удалось сэкономить около 400 млн долларов.

Столичный арбитражный суд удовлетворил иск лизинговой компании. «Аэрофлот» пытался оспорить это решение, но суд остался на стороне «Ильюшин Финанс», подтвердив обязательства «Аэрофлота» на покупку Ил-96-300. Очередной «вехой» в эпопее по покупке «илов» должен был стать авиасалон в Жуковском, на котором долгожданное соглашение на новых условиях должно было быть подписано. Однако «Аэрофлоту» снова удалось оттянуть подписание договора – в это время в арбитражном суде находилась его кассационная жалоба к компании «Ильюшин Финанс». За два дня до назначенного судебного слушания президент НРБ г-н Лебедев делает сенсационное заявление: банк выходит из проекта по поддержке отечественного авиапрома в том случае, если авиаперевозчик отказывается покупать самолеты. Напомним, что НРБ принадлежит 42% лизинговой компании «Ильюшин Финанс», также банк управляет контрольным пакетом акций Воронежского акционерного авиастроительного общества (ВАСО), на котором строятся Ил-96-300. Кроме того, недавно НРБ стал вторым после государства акционером «Аэрофлота» и в скором времени собирается ввести в состав совета директоров четырех представителей своей компании. Многие эксперты объясняли такой шаг г-на Лебедева попыткой «навязать» покупку Ил-96-300 авиакомпании «изнутри». Правда, сам президент НРБ неоднократно в своих выступлениях подчеркивал, что не собирается «губить» «Аэрофлот» путем навязывания ему покупки неконкурентоспособной техники.

Неожиданное заявление Александра Лебедева о выходе НРБ из проекта по восстановлению отечественного авиапрома эксперты оценивают пока скептически. «Скорее всего, это очередная попытка г-на Лебедева потянуть время и попытаться уладить ситуацию во внесудебном порядке, - сказал RBC daily член подкомитета Госдумы по воздушному транспорту. - Вряд ли после того, как он инвестировал 50 млн долларов в восстановление Воронежского завода, он решит так легко отказаться от своего проекта. Однако контракт с «Аэрофлотом» на данном этапе действительно принципиально важен для НРБ». Получить комментарии Александра Лебедева RBC daily вчера не удалось. Комментировать заявление президента НРБ представители «Аэрофлота» не стали, однако подчеркнули, что авиакомпания не отказывается от покупки самолетов, ее лишь не устраивает их новая цена. ««Аэрофлот» никогда не отказывался покупать Ил-96-300, все упирается в размеры лизинговых платежей, которые предлагает «Ильюшин Финанс», - сказала RBC daily начальник пресс-службы «Аэрофлота» Ирина Даненберг. - Так что работа по этому самолету идет».

Однако, как полагают эксперты, затягивание времени в данной ситуации вряд ли кардинально решит проблему – одной из сторон придется поступиться своими финансовыми интересами. По их мнению, говорить о «вине» той или иной стороны в данной ситуации некорректно. «В данной ситуации обе стороны отстаивают свои коммерческие интересы, и каждый по-своему прав, - сказал RBC daily президент Союза транспортников России Виталий Ефимов. - В случае если Валерий Окулов одобрит покупку Ил-96-300 по неконкурентоспособной для «Аэрофлота» цене, авиакомпании придется покрывать убытки от эксплуатации «илов» за счет перевозок на других самолетах. Авиакомпания работает в условиях жесткой конкуренции со стороны западных перевозчиков и не может позволить себе такую «благотворительность», как покупка самолетов по стоимости выше рыночной. Действия Александра Лебедева также понятны: потеряв заказ «Аэрофлота», Воронежский завод не сможет наладить их серийное производство, и г-н Лебедев понесет убытки, так как не сможет окупить вложенные в ВАСО средства. Разорение же ВАСО, как одного из «узловых пунктов» будущей авиастроительной корпорации г-на Лебедева, может повлечь за собой провал всего проекта».

Разрешиться ситуация, по мнению аналитиков, может двумя путями: либо одной из сторон придется поступиться своими финансовыми интересами и уступить, либо в тупиковую ситуацию вмешается государство, которое с помощью налоговых льгот и госгарантий сделает покупку самолетов выгодной для обеих сторон. «Мы предлагаем государству подсчитать рыночную стоимость самолета и компенсировать «Аэрофлоту» затраты всей этой стоимости, - говорит Виталий Ефимов. - При этом государство, по нашим расчетам, ничего не потеряет: выделив некую сумму на покупку «Аэрофлотом» самолетов Ил-96-300, оно тут же получит обратно в казну в виде НДС и косвенных налогов сумму, превышающую эти дотации».

Отдел компаний

Наталья Бендина, 30.09.2003


Архив:
«сентябрь 2003 г.»
ПнВтСрЧтПтСбВс
01020304050607
08091011121314
15161718192021
22232425262728
29
30
         
TopList
Рекомендовано каталогом Апорт
   
[о суде] [правовые основы] [арбитражный процесс] [практика] [карта сайта] [поиск]

© Арбитражный суд г. Москвы, © Разработка "Гарант-Интернет",  НПП "Гарант-Сервис"