Rambler's Top100
 
В начало  
о суде  ·  правовые основы  ·  арбитражный процесс  ·  практика  ·  карта сайта  ·  поиск
Историческая справка
Структура суда
Отчет о работе
Режим работы
Адрес
СМИ о суде
Здание суда
  Найти:
    Как искать?  

ВАС РФ

Гарант-Интернет

Конституция РФ
О суде

СМИ о суде

ГЭЛЛАП ПРОТИВ «ГЭЛЛАПА»

Как построить рейтинг на чужой репутации

В Москву в начале этой недели приехал Алик Гэллап. Тот самый, что возглавляет всемирную социологическую организацию «Гэллап Организейшн». На рынке исследований общественного мнения «Гэллап Организейшн» примерно то же самое, что «Мерседес-Бенц» на автомобильном, то есть это бренд, в репутации которого никто не сомневается.
Достаточно сказать, что с 1935 года, когда компания была зарегистрирована, «Гэллап Организейшн» предсказала результат всех президентских выборов в США, ошибившись лишь один раз. Точность замеров «Гэллап Организейшн» определяется не только уникальной и крайне сложной системой измерений, но и тем, что компания никогда не проводила исследований по заказам политических партий.
В России «Гэллап Организейшн» не имеет своего представительства, однако россиянам слово «Гэллап» знакомо. На российском рынке исследований общественного мнения действует «Гэллап медиа» — компания, определяющая рейтинг телеканалов, газет и информационных агентств. Судиться с ней и приехал Алик Гэллап.
«Гэллап медиа» — дочерняя компания финского социологического института «Суомен Гэллап Оу». В свое время «большой» «Гэллап» разрешил финнам пользоваться своим именем, но лишь на территории Финляндии. Финны нарушили соглашение и учредили собственных «дочек» в Литве и России.
С 1997 года началась полоса споров за право использовать знаменитый бренд. Поначалу Роспатент признал правоту «Гэллап Организейшн», но в 2002 году Арбитражный суд Москвы решил, что поскольку «Гэллап медиа» занимается исследованиями медиа-рейтингов, а «большой» «Гэллап» этим не занимается, то и использование этого бренда в России не наносит «Гэллап Организейшн» никакого вреда. «Гэллап Организейшн» и Роспатент подали апелляцию, и в этот четверг суд будет ее рассматривать.
Все это лишь на первый взгляд выглядит как сложный и скучный спор о праве на торговую марку. В действительности конфликт двух «Гэллапов» имеет серьезную политическую подоплеку.
На пресс-конференции в «Интерфаксе» Алик Гэллап заявил, что его компании нанесен серьезный репутационный ущерб. «Гэллап Организейшн» не зря не занимается рейтингами. СМИ — это та область, где результаты исследований подвержены влиянию всевозможного давления самых разных лоббистов. Методы, какими пользуется «Гэллап медиа», непрозрачны, а выводы сомнительны. Кто оказывает давление на «Гэллап медиа», Алик Гэллап не сказал, но для российских специалистов это секретом и не является.
«Гэллап медиа» — российский монополист в области определения популярности телеканалов. Услугами «Гэллап медиа» пользуется и большинство федеральных газет. А на рынке рекламы в России действует другой монополист — «Видео интернэшнл», компания, патронируемая министром печати Михаилом Лесиным. Работая в тесной связке с «Гэллап медиа», «Видео интернэшнл» определяет цену рекламной минуты каждого конкретного телеканала и предоставляет им рекламу по этой цене. Рекламные деньги — основной телевизионный доход, и приток их на формально независимые телеканалы контролируется Михаилом Лесиным — государственным чиновником.
Если какой-либо телеканал начнет проявлять предвыборную нелояльность, то чиновнику Лесину вовсе не обязательно громить телеканал под видом «спора хозяйствующих субъектов», и даже не нужно сокращать объем рекламных контрактов с фрондирующими телевизионщиками. Достаточно, если «Гэллап медиа» «подкорректирует» рейтинг бунтарей: на основании этого «Видео интернэшнл» изменит стоимость рекламной минуты — и без всякого вмешательства государства канал окажется на голодном пайке.
По оценке самой компании «Гэллап медиа», годовой оборот телевизионного рекламного рынка России оценивается приблизительно в миллиард долларов. Таким образом, изменение рейтинга телеканала на 1% лишает его 100 миллионов долларов.
Наверное, это и называется у нас «управляемой демократией».
Кстати, Алик Гэллап заявил, что его компания сама охотно вышла бы на российский рынок; и нет сомнений, что при ее репутации оценки, выданные «Гэллап Организейшн», были бы самыми авторитетными, но «большой» «Гэллап» не может действовать в России под не своим именем, а его имя занято.
Остается поставить вопрос: кому выгодно, чтобы альтернативных исследований в России не было? Ответ очевиден: государству, для которого монополия «Гэллап медиа», как и монополия «Видео интернэшнл», — удобная форма контролировать степень свободы слова, формально не нарушая при этом закон.

Орхан ДЖЕМАЛЬ
07.08.2003

№ 57, Новая Газета (online)
07/08/2003
Оригинал материала
Архив:
«август 2003 г.»
ПнВтСрЧтПтСбВс
    010203
040506
07
080910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
TopList
Рекомендовано каталогом Апорт
   
[о суде] [правовые основы] [арбитражный процесс] [практика] [карта сайта] [поиск]

© Арбитражный суд г. Москвы, © Разработка "Гарант-Интернет",  НПП "Гарант-Сервис"