Rambler's Top100
 
В начало  
о суде  ·  правовые основы  ·  арбитражный процесс  ·  практика  ·  карта сайта  ·  поиск
Историческая справка
Структура суда
Отчет о работе
Режим работы
Адрес
СМИ о суде
Здание суда
  Найти:
    Как искать?  

ВАС РФ

Гарант-Интернет

Конституция РФ
О суде

СМИ о суде

ДОЛГ ГРАБЕЖОМ КРАСЕН

Получить контроль над регионом просто. Для этого не нужно «перекупать» губернаторов, депутатов или федеральных чиновников - достаточно завладеть региональными долгами. Но этот сектор «передельного» рынка пока еще не оценен по достоинству, а потому главная борьба за субфедеральную кредиторку и долговые обязательства еще впереди.

За что бьются
Янтарные слезы
Автобусы и котлован
Европа и село
Что будет?

По статистике Минфина, три четверти субъектов Российской Федерации имеют просроченную кредиторскую задолженность, часть из них – на гигантские суммы. Их суммарный долг оценивается примерно в $1 млрд. ФПГ и финансовые спекулянты уже оценили этот расклад, и сейчас начинается ряд громких судебных процессов по взысканию региональных долгов.

За что бьются

Специалистам по переделу собственности известно, что не так важно получить контроль над акционерным капиталом интересующего предприятия, как завладеть его долгами. А уж затем получить доступ к интересующим активам через процедуру банкротства. Прецедентов с банкротством региона в России еще не было. Но участники «долгового рынка» не исключают, что они могут возникнуть в скором времени, учитывая нововведения, которые несет административная реформа, а также увеличивающийся интерес к региональным долгам.

Конечно, менять губернатора с использованием просроченной кредиторки или долговых обязательств вряд ли кто-то будет. Скорее, этот фактор будет использоваться в дополнение к прочим, да и то он может быть эффективным скорее в пиаровских целях. «Точку возникновения прибыли» можно усмотреть в другом. Например, можно заработать деньги на обычных финансовых операциях с кредиторкой – на ее перепродаже, на аресте имущества и счетов.

С другой стороны, взяв в свои руки долги, можно потребовать выгодных позиций для себя в регионе. Допустим, получить доступ к нужным ресурсам, предприятиям, возможностям или чиновничьим полномочиям. Так уже происходило не раз, поэтому достаточно привести один пример. В начале декабря 2001г. питерская инвесткомпания «БАЛТОНЭКСИМ Финанс» (позднее трансформировавшаяся в Вэб-инвест Банк) попросила прокуратуру Якутии возбудить уголовное дело против президента Республики Саха Михаила Николаева и министра финансов Александра Кугаевского. Якутия в 1998г. выпустила облигации, которые не смогла погасить. К концу 2001г. право требования долга на сумму около 20 млн. руб. перешло к «БАЛТОНЭКСИМ Финанс».

Однако уже в начале 2002г. стороны заключили мировое соглашение, причем инвесткомпания отказалась от требования процентов, на которые приходилось около 9 млн. руб. долга. Случайно или нет, но через несколько недель после того, как Якутия и «БАЛТОНЭКСИМ Финанс» помирились, бывший председатель правления БАЛТОНЭКСИМбанка Федор Андреев стал первым вице-президентом по финансам ЗАО «АК «АЛРОСА». Надо сказать, что банк и инвесткомпания изначально были довольно близки друг к другу. А про близость «АЛРОСА» к якутским властям и говорить нечего.

За год до этого, в середине 2000г. «БАЛТОНЭКСИМ Финанс» инициировал разбирательства правоохранительных органов в отношении руководства Омской области. Прокуратура даже возбудила уголовное дело по статье, предусматривающей ответственность за злостное уклонение от уплаты «кредиторки». Такая атака принесла результат – Омская область свои долги погасила. Надо полагать, инвесткомпания, столь умело спланировавшая операцию с просроченным долгом, внакладе не осталась.

Янтарные слезы

Лавры «БАЛТОНЭКСИМ Финанс» не дают покоя другим финансовым компаниям. В феврале 2003г. структуры банка МДМ выкупили у Dresdner Bank долг Калининградской области перед ним на сумму $15,5 млн. и объявили о намерении взыскивать долг через суд. В 1998г. Региональный фонд развития области под гарантии ее администрации взял кредит в этом банке на сумму $10 млн., на которые за 5 лет успели набежать проценты и пени.

В марте МДМ продал право требования к финансовой компании «Дюк Инвестментс», которая от намерений судиться не отказалась. Представитель компании «Русские фонды» Александр Кошкин сказал АКС, что эта структура «является представителем компании-держателя долга, и на сегодня мы ведем переговоры с областной администрацией. Пока никаких договоренностей мы не достигли. В планах – возбудить судопроизводство». Финансисты считают, что МДМ не вышла из этого разбирательства, а просто дистанцировалась от «калининградской проблемы», предоставив «Дюку» разобраться с российским эксклавом.

«Мы надеемся, что администрация Калининградской области все-таки решит вопрос с этим долгом, если нет, то будем судиться и арестовывать бюджетные счета», - говорит Кошкин. Представители всех «проходящих по делу» финансовых компаний – и МДМ, и «Русских фондов», и «Дюк Инвестментс» - утверждают, что работа с долгом ведется с единственной целью – заработать на марже между покупкой обязательств и суммой, которую уплатит область. Но в этом очень сильно сомневаются чиновники федеральных структур и финансовые аналитики, которых невозможно упрекнуть в том, что они заинтересованы защищать интересы области. Один финансист заявил АКС, что это – «неплохой способ поставить под контроль область всего за $15,5 млн.». А высокопоставленный чиновник указал, что ситуацию с долгом надо рассматривать в контексте общей экспансии МДМ и в регионы, и на Северо-Запад.

Нельзя отрицать версии о том, что структуры, пытающиеся взыскать долг, обладают какой-то инсайдерской информацией, позволяющей заранее знать, что через некоторое время эксклав в силу своего особого геополитического положения займет особое место в контексте взаимоотношений России с ЕС и получит особый статус. А значит, та ФПГ, которая сможет «застолбиться» в янтарном крае, получит все конкурентные преимущества, связанные с возможной интеграцией Калининградской области в «европейский дом». Группе МДМ, которая контролирует экспортоориентированные производства удобрений и угля, выгоды эксклавного положение не могут не понадобиться в будущем. Но особый интерес это может представлять для МДМ, как для владельца российских энергоактивов: ведь экспорт электроэнергии в Европу – привлекательный бизнес. И его доходность будет расти.

Однако руководитель одной из крупнейших российских инвесткомпаний сказал корреспонденту АКС, что МДМ не сможет ничего добиться, так как руководство Калининградской области пользуется серьезным политическим прикрытием в Москве. И поэтому кредитору придется пойти на весомые уступки.

«Все это туманная история. Кредит брал некий фонд. В области про него и говорить боятся, стараются не произносить фамилии людей, к нему причастных», - прокомментировали ситуацию в VR Capital Group, специализирующейся на взыскании проблемных долгов.

Автобусы и котлован

Зачастую власти регионов-должников вообще не хотят ничего слышать о долгах и отрицают саму легитимность возникновения этого обязательства, говорят о том, что кредиты брались незаконно. Например, калининградские чиновники рассказывают истории о том, что заем был разворован, что легитимность заключения договоров между Региональным фондом развития, Dresdner Bank и областной администрацией будет рассматриваться в суде в августе 2003г. Если суд установит незаконность привлечения кредита, то будет вынесено беспрецедентное решение, позволяющее должнику совершенно легально не погашать свои обязательства перед кредитором. Впрочем, группа МДМ это вряд ли оставит.

Венгерская страховая компания Mehib уже много лет не оставляет в покое правительство Ленинградской области и, судя по всему, не отказывается от надежды получить с этого субъекта Федерации $14 млн. В 1997г. «Леноблпассажиравтотранс» получил от синдиката венгерских банков по главе с Ex-Im Bank $12,7 млн. на покупку автобусов. Гарантии транспортному предприятию были выданы банком «Российский кредит», субгарантии предоставило правительство Ленинградской области. Застраховала кредит Mehib, и именно она выставила Ленобласти счет на $14 млн. (с учетом процентов и штрафных санкций), когда «Леноблпассажиравтотранс» не смог его погасить. Но «Роскред», оказавшись после кризиса 1998г. под управлением АРКО, заплатил Mehib около $1 млн. и передал страховщику собственные векселя примерно на $11 млн. со сроком погашения в 2003-2009гг. Российско-венгерское мировое соглашение в 2001г. утвердил Арбитражный суд Москвы.

Но тут между сторонами возникли разногласия. Страховая компания Mehib заявила, что векселей мало, так как они являются не платежными средствами, а средствами покрытия. И потребовала от «Леноблпассажиравтотранса» деньги, залогом которых, согласно венгерской логике, должны являться векселя. Которые, по логике ленинградской, были средствами платежа. Невзирая на протесты из Венгрии, областное правительство заявило, что долговая проблема урегулирована. Но тут вмешался Арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Будапешта: он удовлетворил иск Mehib о взыскании $14 млн. с транспортного предприятия. Тем не менее, губернатор Ленобласти Валерий Сердюков заявил, что регион ничего венгерской компании не должен. Однако представители Mehib неоднократно предупреждали о намерении продолжать разбирательства в российских судах и арестовывать счета Ленобласти.

Один из самых крупных и самых спорных долгов в течение уже нескольких лет пытаются «повесить» на Санкт-Петербург, причем претензии второй столице предъявляет ни кто иной, как Минфин России. Связано это долговое обязательство со скандально известной историей строительства Высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва - Петербург, превратившейся в сооружение самой дорогой в мире ямы стоимостью свыше $86 млн.

Российское акционерное общество (РАО) «ВСМ» в 1998г. договорилось с британскими банками Credit Agricole Indosuez и SBC Warburg о кредите в размере в $200 млн. на 15 лет под 5% годовых. Заемные ресурсы привлекались для строительства транспортно-коммерческого центра (ТКЦ) рядом с Московским вокзалом в Санкт-Петербурге и для реконструкции самого вокзала. Гарантии по кредиту предоставил Минфин РФ, а субгарантии должен был выдать Петербург. Вот здесь-то и возникла коллизия, превратившаяся в «бомбу замедленного действия». Договор поручительства 21 октября 1997г. подписал губернатор города Владимир Яковлев. Но, как сообщил АКС вице-губернатор Петербурга Виктор Кротов, «на заседании Законодательного собрания Санкт-Петербурга 30 декабря 1997г. договор поручительства утвержден не был, и больше к этому вопросу городское Собрание не возвращалось, что свидетельствует о том, что договор в силу не вступил и, соответственно, не может быть обязательным для исполнения».

Однако Минфин считает иначе. Федеральные власти перенесли обязательства разорившегося РАО «ВСМ» на Петербург и предложили городу отразить в отчете об исполнении бюджета за 2002г. задолженность по кредиту на сумму свыше 2,6 млрд. руб. (около $86 млн.) – более 5% бюджета Петербурга. Ничего, кроме котлована под ТКЦ, на эти деньги не построено. А по деятельности ВСМ Генпрокуратура возбудила уголовное дело. Из этой патовой ситуации пока нет выхода – Петербург говорит, что не имеет к кредиту никакого отношения, а Минфин уже который год добивается возврата $86 млн., которые с высокой скоростью успели выбрать из кредитной линии копатели ямы.

Европа и село

«Сейчас есть проблема с погашением долговых обязательств отдельных субъектов РФ - в частности, по публичной информации, известно об определенных проблемах Нижегородской и Калининградской областей. Но эти ситуации «точечные», а глобальной проблемы с невыплатой долговых обязательств субъектами Российской Федерации нет», - сообщил АКС аналитик Standard&Poor’s Борис Копейкин.

Нижегородская область, в отличие от описанных выше случаев, свои обязательства признает и даже, вопреки звучавшим в прошлом году прогнозам аналитиков, успешно гасит долги по евробондам, которые разместила в октябре 1997г. на сумму $100 млн. на 5 лет под 8,75%. годовых. Сейчас Нижегородская область должна держателям евробондов около $119,4 млн., причем примерно половину – около $65 млн. (вместе с процентами) - предстоит выплатить в этом году. В рублях это составляет 1,94 млрд., из которых в начале апреля 2003г. кредиторам было перечислено 811,7 млн. руб. Причем, региону на 700 млн. руб. пришлось для этого перекредитоваться в Сбербанке, а на 200 млн. – получить беспроцентную ссуду в федеральном бюджете. Выдача таких «финансовых подарков» регионам – прекрасная возможность оказывать на них давление из Москвы в случае необходимости.

Следующий платеж должен быть проведен в октябре 2003г. Но, должно быть, еще до этого времени станут известны результаты проверки, которую областная прокуратура начала весной 2003г. по поводу расходования средств, полученных от размещения евробондов. Результаты этого расследования губернатор Нижегородской области Геннадий Ходырев пообещал не скрывать.

Как можно видеть, у большинства непогашенных региональных обязательств есть одно общее качество: заемные ресурсы разворовывались. Как правило, кредиты «осваивались» властями, правившими в областях до 1999-2000гг., а затем пришедшим им на смену новым губернаторам очень трудно было проследить судьбу денег без прокурора. Правда, одни чиновники все-таки признавали финансовые обязательства предшественников, а другие делали вид, что ничего не было.

Но есть и другие примеры. Еще несколько лет назад финансовый рынок страны сотрясали скандалы вокруг «сельских облигаций», по которым субъекты РФ были должны десятки миллионов рублей. Но чиновники большинства областей из числа должников не стали «бегать» от кредиторов. Как сообщили корреспонденту АКС в компании «Русские фонды», «можно с уверенностью сказать, что субъекты РФ рассчитались по долгам». Исключение составляет Саратовская область: как рассказали в VR Capital Group, специализирующейся на взыскании проблемных долгов, задолженность этого субъекта, вместе с процентами и штрафами, достигает 140 млн. руб.

«Сельские облигации» Саратовской области на сумму около 90 млн. руб. должны были быть погашены в 1998-1999гг. Однако своевременный расчет по этим бумагам произведен не был, и право требования долга неоднократно переходило из рук в руки, пока не попало к VR Holding Limited (входит в VR Capital Group), перекупившей обязательство у Daewoo Securities Europe Limited. В сентябре 2002г. Минфин Саратовской области предложил VR подписать соглашение о погашении задолженности, по которому регион принимал на себя обязательство погасить задолженность в рассрочку по графику до конца 2002г. Но областной Минфин соглашение так и не подписал, не говоря уж о выплатах по нему.

Как рассказали АКС в VR, «к марту 2003г. завершен процесс подтверждения в арбитражном суде правопреемства VR Holding Limited по перечисленным выше исполнительным листам. Сумма задолженности может возрасти еще более чем на 50 млн. руб. в случае подачи заявления в суд об увеличении штрафных санкций, поскольку с момента выдачи большей части исполнительных листов прошло 3 года». В VR собираются перейти к активным действиям по взысканию саратовского долга.

Что будет?

В соответствии с опубликованным в апреле 2003г. отчетом Минфина России, из 88 субъектов РФ просроченной кредиторской задолженности не имеют лишь 25. Все остальные – должники. В основном, «кредиторка» складывается за счет обязательств и гарантий по займам международных финансовых организаций, а также по выпускам ценных бумаг. Общая сумма региональных долгов достигает 23,7 млрд. руб. Среди должников, просрочивших свои выплаты, по данным Минфина, лидируют Москва - 9 млрд. руб., Приморский край – 1,6 млрд. руб., Омская – 1,1 млрд. руб., и Московская область - 1 млрд. руб.

Но раньше было еще хуже. Как отмечает аналитик Standard&Poor’s Борис Копейкин, «кредиторская задолженность субъектов РФ активно снижается. Проблема эта стоит менее остро, чем несколько лет назад. У субъектов Российской Федерации, имеющих кредитный рейтинг, просроченная кредиторская задолженность отсутствует, или незначительна, ее наличие связано в основном с особенностями учета».

В Standard&Poor’s констатируют, что снижение просроченной задолженности происходило за счет ее активной реструктуризации, рост доходов субъектов Российской Федерации также способствовал этому процессу. Снижению кредиторской задолженности субъектов Российской Федерации помогает то, что сейчас лучше поставлен контроль за возникновением новых обязательств и их учет. Это, в том числе, достигается за счет перехода на казначейскую систему исполнения бюджетов. Как отмечает Борис Копейкин, «в течение 2002г. кредитоспособность регионов росла. По тем субъектам Российской Федерации, которым присвоен рейтинг Standard&Poor’s, нет ни одного негативного прогноза изменения рейтинга».

Несмотря на то, что региональная «кредиторка» является, казалось бы, «лакомым куском», желающих работать с ней не так много. Это объясняется тем, что на пути «передельщиков от долгов» стоят всевозможные препоны, создаваемые административным ресурсом местных чиновников. «Работать с региональными долгами сложно, так как они завязаны на бюджетные счета, - жалуются в VR. - Счета упрятаны в казначействе, охраняются с помощью всех чиновничьих возможностей». В крупной инвесткомпании отмечают, что местные власти не допускают кредиторов к документам, скрывают информацию, давят на судебные инстанции, на регулирующие и контролирующие органы. Говоря короче, используют все административные возможности для того, чтобы повернуть дело в свою пользу.

Тем не менее, эксперты ожидают обострения борьбы за субфедеральные долги уже в этом году: близятся выборы, и многие структуры заинтересованы в увеличение своего влияния на регионы. С этим и связано наступление кредиторов на Калининградскую, Саратовскую, Ленинградскую области. Могут вспыхнуть и другие судебные процессы в отношении любого из 63 субъектов-должников.

Интерес финансовых «передельщиков» к региональным долгам, как ожидается, подстегнет и то, что, как констатируют в Standard&Poor’s, субфедеральная «кредиторка» и просроченные обязательства активно сокращаются. А потому - являются уходящим инструментом. Поле для возможного передела сужается, поэтому нужно побороться за то, что пока еще есть. Скоро не будет и этого. «Наш прогноз - благоприятный: особых точек напряжения ни с «кредиторкой», ни с долговыми обязательствами на региональном уровне не будет, за исключением проблемы неурегулированной задолженности перед федеральным бюджетом, - отмечает Борис Копейкин из Standard&Poor’s. - В дальнейшем мы ожидаем, что кредитоспособность многих регионов будет повышаться, прогноз изменения рейтингов многих субъектов Российской Федерации позитивный. Хотя осуществляемая реформа межбюджетных отношений создает высокую неопределенность и риски, в среднесрочной перспективе она благоприятно скажется на кредитоспособности регионов», - считает аналитик.

ДЕНИС ПИНЧУК, АКС, Агентство Конфликтных Ситуаций - Проект ИА "Росбалт"
05/05/2003 12:12:00
Архив:
«май 2003 г.»
ПнВтСрЧтПтСбВс
   01020304
05
060708091011
12131415161718
19202122232425
262728293031  
TopList
Рекомендовано каталогом Апорт
   
[о суде] [правовые основы] [арбитражный процесс] [практика] [карта сайта] [поиск]

© Арбитражный суд г. Москвы, © Разработка "Гарант-Интернет",  НПП "Гарант-Сервис"