Rambler's Top100
 
В начало  
о суде  ·  правовые основы  ·  арбитражный процесс  ·  практика  ·  карта сайта  ·  поиск
Историческая справка
Структура суда
Отчет о работе
Режим работы
Адрес
СМИ о суде
Здание суда
  Найти:
    Как искать?  

Гарант-Интернет

Конституция РФ
О суде

СМИ о суде

ДАЖЕ КРУПНЫЙ БАНК МОЖЕТ СТАТЬ БАНКРОТОМ

Неприкосновенных нет


Эпоха громких банкротств в банковском секторе не закончилась после финансового кризиса 1998 года. Арбитражный суд Москвы вчера признал банкротом банк "Инвестиционная банковская корпорация" (ИБК). На своих развалинах банк оставил примерно 3 тысячи частных вкладчиков.
Проблемы ИБК стали неожиданностью даже для Центробанка. Банк России только 23 апреля прошлого года выявил недостоверность в отчетных данных банка. В этот день ИБК имел задолженность перед кредиторами в размере 420,9 млн руб., из которых 51,6 млн руб. составлял долг банка перед бюджетом. 24 апреля 2002 года Центробанк ввел в ИБК временную администрацию, а 30 апреля того же года отозвал у него лицензию.
Глава ЦБ Сергей Игнатьев на прошлогоднем съезде Ассоциации российских банков (АРБ) признался, что первую информацию о проблемах ИБК он получил 21 апреля 2002 года вечером, в связи с чем в ИБК началась проверка. Проверка была быстрой - всего полтора дня, и именно ее результаты так поразили руководство ЦБ. Игнатьев даже отметил тогда, что ИБК был достаточно крупным банком "даже по московским меркам" и занимал достаточно высокое место в первой сотне банков. ИБК был отнесен Банком России к высокой категории финансово устойчивых банков. Ситуация с ИБК, по признанию Игнатьева, заставила Банк России усилить банковский надзор.
Сейчас задолженность банка примерно в 8 раз больше, чем его активы. ИБК пострадал от непродуманных сделок на межбанковском рынке, в результате чего у него накопился большой долг перед Газпромбанком, который он не мог погасить в течение нескольких лет. Проблемы у банка начались тогда, когда Газпромбанк потребовал погасить задолженность, чего менеджмент ИБК сделать, естественно, не смог. В результате между банками была заключена сделка о том, что ИБК в счет задолженности по кредиту передает Газпромбанку свой портфель кредитов, выданных частным лицам на приобретение автомобилей. Права частных лиц при такой сделке никак не нарушаются, просто клиент меняет банк, в пользу которого он погашает кредит. Ставки кредита и очередность выплат при этом не изменяются.
Но в ИБК зависли не только деньги частных лиц в виде вкладов. В банке был организован объединенный фонд банковского управления активами (ОФБУ), выплатами из которого финансировалась деятельность нескольких привилегированных частных школ Москвы. В одной из этих школ обучались дети высокопоставленных чиновников, имеющих непосредственное отношение к денежным властям страны. Поэтому весь май ситуация вокруг ИБК была неясной: с одной стороны, было понятно, что Банк России не будет санировать эту кредитную организацию, потому что опыт вливания денег в мертвые банки после кризиса показал всю тщетность таких попыток. С другой же стороны, все знали, что быстрого банкротства ИБК ожидать не стоит.
Из, казалось бы, тупиковой ситуации был найден изящный выход. Поскольку деньги, находящиеся в ОФБУ, учитываются на отдельных счетах, и банк выступает лишь в качестве управляющей компании фонда, то средства были просто переведены на управление в другой банк. Фактически эти деньги и не должны были попасть в общую конкурсную массу, из которой формируются средства для выплаты кредиторам. Но после кризиса 1998 года временные администрации и арбитражные управляющие смешивали все средства со всех счетов банка в один котел для того, чтобы выплатить частным вкладчикам хоть что-то. В ситуации с ИБК подобным образом поступать не стали. После того как эта сделка по передаче фонда была проведена, Центробанк подал иск о банкротстве ИБК, который вчера и удовлетворил суд.
Три тысячи вкладчиков - частных лиц - не очень большое для крупного банка число. ИБК никогда не вел агрессивной кампании по привлечению вкладов, менеджмент банка сделал упор на потребительское кредитование. Поэтому денег из конкурсной массы должно хватить на выплату вкладчикам - кредиторам первой очереди. Весьма вероятно, что какую-то часть денег получат кредиторы второй и третьей очередей. В целом процесс банкротства не должен быть длительным и может завершиться в течение одного года.


Елена АВДЕЕВА, Фин.Известия.Ру
21/02/2003 09:23:00
Архив:
«февраль 2003 г.»
ПнВтСрЧтПтСбВс
     0102
03040506070809
10111213141516
17181920
21
2223
2425262728    
TopList
Рекомендовано каталогом Апорт
   
[о суде] [правовые основы] [арбитражный процесс] [практика] [карта сайта] [поиск]

© Арбитражный суд г. Москвы, © Разработка "Гарант-Интернет",  НПП "Гарант-Сервис"