Rambler's Top100
 
В начало  
о суде  ·  правовые основы  ·  арбитражный процесс  ·  практика  ·  карта сайта  ·  поиск
Историческая справка
Структура суда
Отчет о работе
Режим работы
Адрес
СМИ о суде
Здание суда
  Найти:
    Как искать?  

Гарант-Интернет

Конституция РФ
О суде

СМИ о суде

ОФШОР В БАЙКОНУРЕ ПРИКРЫТ?

Байконурский VIР-офшор существовал давно. Межправительственное соглашение между РФ и Казахстаном о статусе города от 23.12.95 предопределило налоговые льготы для предприятий, зарегистрированных в российском анклаве. По этому договору не только местные, но и федеральные налоги шли в местный бюджет, да еще и глава администрации города, назначаемый по согласованию с Казахстаном, имел право освобождать предприятия от налогов. В результате крупные российские нефтяные компании оказались в нужном месте в нужное время и получили возможность избежать такой неприятной процедуры, как выплата налогов в федеральный бюджет.

Схема работала следующим образом. В Байконуре регистрировалось обыкновенное 000 со штатом 2-3 человека, которое тут же освобождалось байконурским мэром от выплаты налогов. Эта фирма заключала договор аренды с тем или иным нефтепредприятием, имеющим производство в России. На якобы арендованном оборудовании байконурской фирмой якобы производился бензин. Кого попало к налоговой черной дыре, естественно, не подпускали: через Байконур работали в основном структуры особо неравноудаленного "ЛУКойла". Так, через ООО "Поликон" уменьшали свою налогооблагаемую базу ОАО "ЛУКойл-Ухтанефтепереработка" и ОАО "ЛУКойл-Волгоград нефтепеработка" (не поступило налогов соответственно на 960 млн. и 2, 018 млрд. рублей), через ОАО "ЛФЛ" работали ОАО "Нижегороднефтеоргеинтез" и ООО "ЛУКойл-Пермнефтеоргсинтез" (соответственно 311 млн. и 2, 038 млрд. рублей неуплаченных налогов), через 000 "Орбитальные системы" работало ОАО "Московский НПЗ" (2, 2 млрд. рублей неуплаченных налогов). Всего через байконурскую дыру российский бюджет лишился только за 2000 год более 5 млрд. рублей и за 10 месяцев 2001 года более 13 млрд. рублей налогов.

Проследить, как работала нехитрая схема, можно на примере 000 "Поликон" и ОАО "ЛУКойл-Ухтанефтепереработка". 27 апреля 2001 года они заключили договор на аренду оборудования и договор на техобслуживание арендованных производственных мощностей. Инспекция Министерства по налогам и сборам Барнаула пришла к выводу, что договоры аренды были мнимыми: то есть "Ухтанефтепереработка" продолжала по-прежнему работать на своих мощностях: это подтверждается актами сдачи-приемки компонентов и товарной продукции территориальному управлению ОАО "ЛУКойл". Лжеарендатор даже не обращался за получением необходимых лицензий, например, на хранение нефти и продуктов ее переработки. Более того, по закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" такие производства подлежат регистрации в госреестре. "Поликон" на себя ничего не регистрировал, все как числилось, так и продолжало числиться за подразделением "ЛУКойла", который не предоставлял в регистрирующие органы никаких сведений о своем "арендаторе".

Далее. Ст. 545 ГК РФ запрещает купленную электроэнергию передавать через присоединенную сеть другому юрлицу (субабоненту) без согласия поставщика электроэнергии. Но электричество для оборудования, якобы арендованного байконурским ООО, как оплачивалось "Ухтанефтепереработкой", так и поступало в ее адрес. При этом целому ряду субабонентов "Ухтанефтепереработка" передавала электроэнергию на законных основаниях, но среди этих фирм "Поликон" не числился. Даже в утвержденном "ЛУКойлом" производственном плане никакой "Поликон" не фигурирует: головная организация имела в виду, что всю продукцию изготовит "Ухтанефтепереработка". И она, как показывают акты сдачи-приемки, этот производственный план выполнила. Но и этого мало, договор аренды не содержал собственно арендной платы. Там были поименованы только амортизация, налог на имущество и пр. целевые и коммунальные платежи. Получается, что "Поликон" арендовал мощности безо всякой арендной платы, то есть безвозмездно! В итоге налоговики сделали единственно возможный вывод - оборудование, "сданное" в аренду 000 "Поликон", никогда не выбывало из владения и пользования ОАО "ЛУКойл-Ухтанефтепереработка", которое непрерывно использовало его для осуществления своей обычной хозяйственной деятельности, а единственной целью этого партнерства стал увод от налогообложения оборота по переработке и реализации нефтепродуктов.

Казалось бы, оставалось сделать лишь соответствующий налоговый начет и взыскать с "Поликона" неуплаченные налоги. Но не тут-то было: получить что-либо в бюджет с 000, имеющего нулевые активы, вряд ли возможно. Ведь "Поликон" не приносил (по бумагам) никакой прибыли, рентабельность равнялась нулю. Таким образом, налоговые льготы, которые по смыслу должны были бы идти во благо жителей оторванного от России анклава, просто позволили кому-то набить свой карман. Да и населению далекой Коми не досталось ничего: при полной загруженности производственных мощностей "Ухтанефтепереработки" ее бухгалтерская отчетность указывала на полное отсутствие оборота. Такая простая и гениальная схема.

Единственное, что осталось налоговой инспекции, - это признать ничтожными договоры аренды и взыскать в доход государства платежи по "аренде", которые фигурировали в договорах ОАО "ЛУКойл-Ухтанефтепереработка" с "Поликоном". Это 29, 3 млн. рублей. От государства же дочерняя структура "ЛУКойла" утаила около 2, 9 млрд. рублей. Арбитражный суд Московской области 07.05.02. принял именно такое решение (23.08.02 его подтвердил Федеральный арбитражный суд Московского округа.)

Байконурская инспекция МНС подала также иск к ОАО "Ново-Уфимский НПЗ" (работало с ООО "Корус-Байконур") и четыре иска к ОАО "Уфанефтехим" (работало через ЗАО "Борт-М" и "Корус-Байконур"). Эти суды, от решения которых зависит судьба байконурского офшора, должны состояться в ближайшее время.

Однако Васька слушает, да ест. В постановлении правительства N 747 содержится прямой запрет на льготы по федеральным налогам. Этот документ вступил в силу 29.10.01, однако мэр Байконура Геннадий Дмитриенко самовольно продлил своим "нефтяникам" халяву до 01.01.02,

Вице-премьер Алексей Кудрин 02.02.02 написал о сложившейся ситуации Владимиру Путину. Он предложил внести изменения в межправительственное соглашение, прямо предусматривающие ограничения на предоставление главой администрации Байконура льгот по федеральным налогам. Однако признал, что и "эта мера не может полностью решить проблему, поскольку возможности использования территории Байконура для создания схем налоговой минимизации определяются спецификой бюджетно-налогового регулирования". Иными словами, лазейки для укрытия налогов остаются. "Реальным выходом из сложившейся ситуации может стать прямое указание президента РФ главе администрации Байконура учитывать интересы РФ в целом и не допускать использования особого статуса территории в качестве инструмента в каких бы то ни было схемах налоговой минимизации".

А так как старый мэр доверия не внушал, в Байконур по согласованию с Казахстаном назначили нового мэра - Александра Мезенцева, который в течение 20 лет прослужил на космодроме. А замом к нему поставили Алексея Малькова, выпускника юрфака ЛГУ, бывшего первого вице-губернатора Ленинградской области. Этот тандем призван прикрыть все лазейки, по которым раньше утекали налоги.


Евгений КОТОВ, для "Новых Известий", 166, стр. 2, Новые известия
18.09.2002
Архив:
«сентябрь 2002 г.»
ПнВтСрЧтПтСбВс
      01
02030405060708
09101112131415
1617
18
19202122
23242526272829
30            
TopList
Рекомендовано каталогом Апорт
   
[о суде] [правовые основы] [арбитражный процесс] [практика] [карта сайта] [поиск]

© Арбитражный суд г. Москвы, © Разработка "Гарант-Интернет",  НПП "Гарант-Сервис"