Rambler's Top100
 
В начало  
о суде  ·  правовые основы  ·  арбитражный процесс  ·  практика  ·  карта сайта  ·  поиск
Историческая справка
Структура суда
Отчет о работе
Режим работы
Адрес
СМИ о суде
Здание суда
  Найти:
    Как искать?  

Гарант-Интернет

Конституция РФ
О суде

СМИ о суде

КОДЕКС В ПЯТНАХ

"Русатоммет" пытается обанкротить Саратовскую область

Скандально известная компания "Русатоммет", много лет ведущая тяжбы с Министерством финансов, оспаривая условия реструктуризации третьего транша облигаций внутреннего валютного займа, нашла новый повод обратить на себя внимание. На этот раз компания собирается инициировать внешнее управление в задолжавшей ей и ее клиентам Саратовской области и создать тем самым прецедент в российской судебной практике. Впрочем, осуществить свои замыслы "Русатоммету" вряд ли удастся. Его предшественник - Межпромбанк уже создал антипрецедент. Банк попытался через суд обязать правительство ввести внешнее управление в Ульяновской области, но потерпел неудачу из-за "шероховатости" действующего законодательства.

Группа юридических лиц при поддержке "Русатоммета" обратилась в Московский арбитражный суд с жалобой на администрацию Саратовской области, не желающую подчиниться требованиям закона и произвести выплаты денежных сумм, указанных в исполнительных листах. Всего долговые обязательства Саратовской области перед "Русатомметом" и представляемыми им компаниями составляют более 455 млн руб. Заявители требуют передать исполнение бюджета Саратовской области под контроль Министерства финансов РФ. Иными словами, ввести в области внешнее управление.

По своим долгам не платит не только Саратовская область. Многие регионы отказались расплачиваться с кредиторами после кризиса 1998 года. До сих пор, по данным Минфина, почти половина субъектов находится в состоянии дефолта по каким-либо обязательствам. Выбить эти долги оказалось непростой задачей. Даже после решений суда о взыскании задолженности получить деньги удается немногим: должники успевают обнулить счет до его ареста. Бюджетный кодекс подарил кредиторам еще один инструмент выбивания долгов. Согласно БК, если дефицит муниципального бюджета превышает 15% его расходов, он может быть передан в управление вышестоящему субъекту федерации.

По мнению юристов "Русатоммета", должник превысил 15%-ный пороговый барьер, установленный законодательством. Расчеты просты: признанные через суд долги серьезно увеличивают общую сумму задолженности и отягощают бюджет. С учетом общих долгов обязательства области, по мнению "Русатоммета", составляют примерно 9 млрд руб.

Получить комментарии у руководства области "Известиям" вчера не удалось. Там активно готовятся к предстоящим выборам. Однако в числе основных задач бюджетной политики на 2002 год областной Минфин в начале года называл "продолжение сокращения объема долговых обязательств и процентных платежей по их обслуживанию, урегулирование просроченной задолженности перед кредиторами и инвесторами". А губернатор области Дмитрий Аяцков в интервью собкору "Известий" Сусанне Оганезовой сказал, что у него "нет проблем с федеральным центром ни по одному вопросу".

В Минфине инициатива "Русатоммета" и имя ответчика вызвали удивление. Долги регионов - настолько больная тема для финансового ведомства, что в прошлом году замминистра финансов Белла Златкис, возглавляющая департамент внутреннего долга, заявила о возможности перевода на казначейское исполнение бюджетов семи субъектов федерации. Имена несостоятельных регионов не оглашались, но, по данным "Известий", Саратовской области среди них не было.

И хотя планы Минфина не были реализованы, на некоторых должников угроза перевода под контроль казначейства подействовала отрезвляюще, перевесив нежелание расплачиваться с кредиторами. Например, на Московскую область, долгое время не желавшую погашать принадлежащие ГУТА-банку облигации на 700 млн руб. В августе прошлого года банк через близкую компанию подал в суд на ведомство Алексея Кудрина с требованиями взять под свой контроль управление бюджетом недобросовестного заемщика. До судебных заседаний дело так и не дошло: многолетний конфликт чудесным образом разрешился мировым соглашением.

Опытом ГУТА-банка решил воспользоваться один из его товарищей по несчастью - Межпромбанк (МПБ). В конце 1998 года правительство Москвы передало МПБ в доверительное управление агрооблигации нескольких десятков регионов, большинство из которых погашать свои бумаги отказались. Разборки с эмитентами продолжаются до сих пор, но самым злостным неплательщиком оказалась Ульяновская область. Именно на ней МПБ решил опробовать предусмотренный в Бюджетном кодексе механизм, направив в суд иск к правительству с требованиями передать бюджет Ульяновской области в управление Минфину.

Однако в мае этого года, как сообщил "Известиям" начальник управления правового обеспечения МПБ Николай Рыболовлев, суд отказал банку в иске. Формулировка судебного решения была такова: законодательство закрепляет за правительством право, но не обязанность передать управление бюджетом региона вышестоящему субъекту федерации (то есть обязать правительство суд не может). "Декларация, принятая в Бюджетном кодексе, не работает, - заключает Рыболовлев. - Поэтому пока губернатор по доброй воле не захочет рассчитаться, вернуть деньги практически невозможно". Два письма в Минфин с просьбой разъяснить положения БК, по его словам, остались без ответа, и сейчас банк ищет другие пути возврата денег и в целом определяется с судьбой этого долга.

Пыталась применить механизм передачи бюджета и питерская компания "БАЛТОНЭКСИМ Финанс" при разборках с четырьмя должниками регионального масштаба: Курской, Омской, Оренбургской областями и Якутией. Но в результате пришлось действовать старым дедовским методом, прибегнув в одном из случаев к возбуждению уголовного дела и описи имущества принадлежащих обладминистрациям компаний. "Мы пытались ввести внешнее управление и даже вели переписку с Минфином, но поняли, что это бесполезно, и решили действовать через суд", - сказал "Известиям" источник в компании. В результате регионы согласились на мировую и еще весной окончательно расплатились с питерскими кредиторами.

О белых пятнах Бюджетного кодекса в Минфине знают. "Суд может арестовать счета региона, заставить перераспределить денежные потоки, но ввести внешнее управление на сегодняшний момент не может, - признает Белла Златкис. - Банкротство с юридической точки зрения при действующем законодательстве невозможно". Однако сидеть сложа руки финансовые чиновники не намерены, и, по словам Златкис, постепенно бюджетное законодательство будет шлифоваться.

* * *

СПРАВКА "ИЗВЕСТИЙ"

По действующему закону "О банкротстве" внешнее управление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему.


Елена МЯЗИНА, N 160 (26239), cтраница: 5, "Известия"
06.09.2002
Архив:
«сентябрь 2002 г.»
ПнВтСрЧтПтСбВс
      01
02030405
06
0708
09101112131415
16171819202122
23242526272829
30            
TopList
Рекомендовано каталогом Апорт
   
[о суде] [правовые основы] [арбитражный процесс] [практика] [карта сайта] [поиск]

© Арбитражный суд г. Москвы, © Разработка "Гарант-Интернет",  НПП "Гарант-Сервис"