Rambler's Top100
 
В начало  
о суде  ·  правовые основы  ·  арбитражный процесс  ·  практика  ·  карта сайта  ·  поиск
Историческая справка
Структура суда
Отчет о работе
Режим работы
Адрес
СМИ о суде
Здание суда
  Найти:
    Как искать?  

Гарант-Интернет

Конституция РФ
О суде

СМИ о суде

ЗАДНИЕ НАЛОГИ: СТАРТ С БАЙКОНУРА

Как МНС пытается отменить прежние льготы нефтяников.

На прошлой неделе Министерство по налогам и сборам (МНС) России провело очередное заседание коллегии, на котором обсуждались вопросы дальнейшего закручивания налогового пресса. Налоговики уверены, что за счет крупных налогоплательщиков бюджет страны мог бы получать все больше и больше средств. Основными донорами по-прежнему считаются нефтяные и газовые компании, хотя собираемые с них налоги и без того составляют до половины всех поступлений в бюджет. Строя свои фискальные планы на будущее, МНС не прекращает попытки "отжать" из нефтяников деньги за дела "давно минувших дней". Очевидный тому пример - стремление налоговиков взыскать якобы упущенные в 2001 году на территории города-космодрома Байконур сборы с дочерних предприятий "ЛУКОЙЛа" - Волгоградского и Ухтинского нефтеперерабатывающих заводов.

Напомним, что в 1995 году, когда былая мощь знаменитого космического комплекса явно пошатнулась, Россия и Казахстан заключили соглашение, по которому глава городской администрации получил права по предоставлению различным компаниям налоговых льгот. При этом одним из условий соглашения являлось обязательное перечисление в бюджет г. Байконура инвестиций в размере не менее 3 процентов от суммы полученных послаблений.

Возможно, документ имел определенные недостатки, которые позволили в дальнейшем найти в нем противоречия с постоянно совершенствующимся налоговым законодательством России. Тем не менее до октября 2001 года он был ясной юридической основой для байконурской администрации и хозяйствующих субъектов. Именно поэтому ряд российских нефтяных компаний поверили в межправительственное соглашение и решили воспользоваться льготами "байконурского офшора". Помимо некоторых заводов "ЛУКОЙЛа", договоры о налоговых освобождениях заключили также башкирские, московский нефтеперерабатывающий заводы, ряд других предприятий.

И это не случайно. Тенденции мировой топливной промышленности таковы, что в последние годы все быстрее растут технологические и экологические требования к качеству топлива. Передовые российские нефтеперерабатывающие заводы изо всех сил стремятся не отстать от Европы и США, для чего ведут огромные работы по капитальном ремонту и модернизации своих технологических линий. А привлечение крупных инвестиций в устаревшие производства путем различных налоговых льгот и послаблений -устоявшаяся мировая практика. Почему же она не должна работать в нашей стране? Нефтяники поверили чиновникам, но, похоже, в очередной раз будут разочарованы.

Законность действий байконурской администрации и нефтяных заводов теперь оспаривает в судах Министерство по налогам и сборам, пытаясь не столько признать незаконными российско-казахстанское соглашение и налоговые льготы, выданные в соответствии с ним, сколько получить с нефтяников сэкономленные ими средства. Соответственно юридическое разрешение этого спора лежит в компетенции судей, и они определят правомочность той или иной позиции. Однако попробуем проанализировать морально-этическую и экономическую стороны проблемы.

Итак, российские заводы нашли способ снизить свои налоги, опираясь на приоритет международного законодательства над российскими нормативными актами. Снижение налогообложения всеми законными способами, кстати, разрешает Конституция РФ: никто не обязан платить государству больше, если законодательство позволяет этого не делать. Точно таким же образом и простые граждане стремятся использовать любые возможные льготы, для того чтобы снизить, например, квартплату. Теперь представьте себе, что эти льготы отменяют, а ЖЭК подает на вас в суд с тем, чтобы взыскать недоимку по квартплате за предыдущие годы! В общем, с морально-этической стороной все более или менее ясно.

Экономическая сторона проблемы касается непосредственно тех средств, которые пытается отсудить МНС. Если кто-то думает, что эти деньги лежат на номерных счетах в банках, то он, видимо, абсолютно не знаком с тем, как работает типичный нефтеперерабатывающий завод (НПЗ).

Сейчас в России действуют 28 НПЗ, подавляющее большинство из которых входит в структуры тех или иных нефтяных компаний. Любые финансовые операции этих заводов контролируются с трех сторон: федеральными властями, особенно тщательно региональными и практически тотально самими нефтяными компаниями. Кстати, именно поэтому лукойловские заводы прекратили работать по байконурской схеме в октябре 2001 года - сразу после прямого указания правительства РФ мэру Байконура о запрете на льготы, хотя юридически действие уже выданных льгот могло быть продолжено до окончания срока действия договоров.

Заводы платят добывающим предприятиям за сырье (нефть), за свой счет поддерживают в нужном состоянии техническую базу и поставляют нефтепродукты на бензоколонки. Кстати, свыше 50 проц. нефтепродуктов потребляют сельхозпредприятия. государственные структуры и армия, которые по объективным причинам не всегда спешат расплатиться с заводами. И вот эти-то заводы как раз платят основной топливный налог - акциз на нефтепродукты! Несправедливо? Но это как раз потому, что государство четко контролирует 28 заводов и может взыскать с них налоги, а тысячи автозаправок взять под контроль существенно сложнее. Сегодня законодатель уже осознал эту проблему, и с 1 января 2003 года акциз будет перенесен с производителей на продавцов нефтепродуктов. Именно этот налог за прошлые периоды и пытается заставить заплатить нефтяников МНС.

Разумеется, понятно, что эти искомые министерством средства давно реинвестированы заводами в производство, которое, кстати, росло все последние годы. Изъятие этих денег из производства в конечном счете лишь поднимет цены на бензин, дизтопливо и соответственно сельхозпродукцию, ведь на носу уборочная страда. Потеряет или приобретет в конечном счете бюджет от таких действий МНС, - подсчитают экономисты. Пока лишь отметим, что два суда против Волгоградского НПЗ подразделения МНС уже проиграли. На очереди - слушания против Ухтинского НПЗ в Московском арбитражном суде.


align="right" style="text-align:right;">Владимир САКОВИЧ, экономист., 145, стр. 3, Трибуна
20.08.2002
Архив:
«август 2002 г.»
ПнВтСрЧтПтСбВс
   01020304
05060708091011
12131415161718
19
20
2122232425
262728293031  
TopList
Рекомендовано каталогом Апорт
   
[о суде] [правовые основы] [арбитражный процесс] [практика] [карта сайта] [поиск]

© Арбитражный суд г. Москвы, © Разработка "Гарант-Интернет",  НПП "Гарант-Сервис"