Rambler's Top100
 
В начало  
о суде  ·  правовые основы  ·  арбитражный процесс  ·  практика  ·  карта сайта  ·  поиск
Историческая справка
Структура суда
Отчет о работе
Режим работы
Адрес
СМИ о суде
Здание суда
  Найти:
    Как искать?  

Гарант-Интернет

Конституция РФ
О суде

СМИ о суде

КАК УГОНЯЮТ САМОЛЕТЫ

Такого в России еще не было: самолет, прилетевший в аэропорт "Домодедово" из Ижевска, был арестован судебными приставами за долги.

У ЭТОЙ ИСТОРИИ есть своя предыстория - угон другого самолета "Ижавиа", который когда-нибудь войдет в учебные пособия. Но не по криминалистике, а скорее всего, по экономике - в раздел история приватизации, вернее, занимательная история приватизации.

А началось все 7 августа 1996 года, когда между государственным предприятие "Ижавиа" и московской фирмой "Вилкс" был заключен контракт на куплю-продажу самолета "Як-42". Сумма контракта составляла 8 млн долларов. Самолет был доставлен в столицу Удмуртии. Это был практически новый самолет, и в республике радовались его приобретению. Но на следующий год его... угнали.

Проделано все было по канонам детектива. Московская фирма "Скиф" заказала в Ижевске "Як-42" и настояла на предоставлении именно того, недавно приобретенного, воздушного судна. Самолет отправился по маршруту Ижевск-Орск-Москва-Ижевск. В Орске летчики сдали самолет в установленном порядке под охрану и отправились отдыхать. А утром его на стоянке не оказалось. Выяснилось, что ночью неизвестными лицами самолет был угнан на территорию Казахстана.

"Ижавиа" и правительство Удмуртии начали переговоры по возврату самолета. В процессе судебного разбирательства, которое проходило в Караганде, выяснилось, что еще в 1994 году самолет был продан за 6 млн долларов корпорации "Казахмыс". Затем под предлогом ремонта он был доставлен на один из аэродромов Подмосковья и еще раз продан - теперь уже Удмуртии. Когда казахской стороне стало известно об этом, она наняла компанию, которая заказала рейс ближе к их границам, и вернула себе самолет.

Карагандинский суд согласился с доводами казахской корпорации и оставил самолет в их собственности. Но беда сближает: обе обманутые стороны проявили добрую волю и пошли навстречу друг другу. Удмуртия вернула Казахстану техническую документацию на самолет, без которой его дальнейшая эксплуатация была бы невозможна. А те перечислили на счет "Ижавиа" почти 2 млн долларов: такую сумму Удмуртия успела заплатить по договору купли-продажи самолета с фирмой "Вилкс".

Убытки "Ижавиа" тогда несло огромные. Из-за неожиданного сокращения парка самолетов была полностью сорвана программа международных чартерных рейсов. Потери составили почти четверть миллиона долларов. Летняя программа полетов в южные края была выполнена не полностью.

Однако затем история получила совсем уж неожиданное продолжение. Московские торговцы самолетами подали в суд на компанию "Ижавиа", которая якобы нарушает договор купли-продажи и не выплачивает оставшиеся 6 млн долларов. В договоре между сторонами было записано, что все возникающие вопросы должны рассматриваться в третейском суде. В отсутствие самолета ижевская сторона посчитала себя свободной от всех дальнейших обязательств и не стала выплачивать оставшуюся сумму. Ее резоны: Карагандинский суд признал самолет собственностью казахской корпорации и возбудил уголовное дело против московской фирмы: самолет был продан дважды. Однако третейский суд признал правоту фирмы "Вилкс".

"Ижавиа" обратилась в арбитражный суд. Авиаторам из Удмуртии казалось, что всем и так понятно: нельзя продавать один и тот же самолет нескольким покупателям. Ижевские юристы нашли еще одну зацепку: данный контракт нельзя считать заключенным, поскольку каких-либо документов, подтверждающих достижение сторонами соглашения по форме и порядку оплаты, не было. Однако определением арбитражного суда Москвы было оставлено в силе решение третейского суда в пользу фирмы "Реста" (правопреемника "Вилкс") о взыскании 150 млн рублей задолженности с компании "Ижавиа" и уплате третейского сбора в размере более одного миллиона рублей. Апелляционная жалоба "Ижавиа" рассмотрена арбитражным судом, но оставлена без удовлетворения. И две недели назад, когда самолет "Як-42" из Ижевска приземлился в аэропорту Домодедово, он был арестован судебными приставами. Так республика лишилась еще одного самолета.

Прокурорам из республиканской прокуратуры ясно: был продан товар, обремененный правами третьих лиц. Согласно Гражданскому кодексу РФ продавец обязан передать товар свободным от любых прав третьих лиц за исключением случаев, когда покупатель согласился принять такой товар. Неисполнение продавцом этой обязанности дает покупателю право требовать уменьшения цены товара, либо расторжения договора купли-продажи, если не будет доказано, что покупатель знал или должен был знать о правах третьих лиц. О том, что злополучный "Як-42" был уже продан в Казахстан, предприятие "Ижавиа" на момент покупки не знало; никаких документов, свидетельствующих обратное, нет. На 12 августа назначен процесс в арбитражном суде по кассационной жалобе "Ижавиа". Прокуратурой Удмуртии возбуждено уголовное дело по факту мошенничества со стороны фирмы "Рест".

Почему суды не берут во внимание факт продажи одного самолета двум разным организациям? Почему рассматривается только договор купли-продажи дважды проданного самолета? Все эти вопросы снимаются, если ответить на другой: кому и зачем нужно обанкротить государственное предприятие "Ижавиа"?

Вопреки расхожему мнению, что на самолетах люди летают сейчас мало и этот бизнес недоходен, специалисты знают: получить в собственность аэропорт с парком даже стареньких самолетов, значит, обеспечить себя весьма высокими доходами. Кто-то не прочь завладеть и Ижевским аэропортом, возведенным в 1970 году и обошедшимся государственной казне почти в 19 млн рублей. По тем временам это были огромные деньги. Недавно, чтобы только капитально отремонтировать взлетно-посадочную полосу, "Ижавиа" пришлось заплатить 40 млн рублей.

Сейчас "Ижавиа" не в состоянии заплатить 150 млн рублей, чтобы вернуть задержанный в Москве самолет. У предприятия нет таких средств, да и республиканский бюджет с огромным дефицитом (почти миллиард рублей) не в состоянии помочь. Если очередной суд признает правоту "Ресты", государственное предприятие можно будет объявить банкротом и отдать за долги той же "Ресте". Кстати, территориальный орган федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству Удмуртской Республики уже заинтересовался положением дел на "Ижавиа", хотя до инцидента это ведомство никаких претензий не имело.

Пенза, Балаково, Курган, Киров, Магнитогорск - список городов, где прошла приватизация и разделение одного предприятия на два - авиакомпания и аэропорт, можно продолжать и продолжать. В этих городах собственных авиакомпаний уже нет: они прекратили свое существование из-за недостатка финансов, аэропортам нечего и некого стало обслуживать. В ходе приватизации частные фирмы получили дорогостоящие основные фонды, приобрести которые по их реальной стоимости они вряд ли бы смогли. Летчики до сих пор с горечью вспоминают, как уходили, например, за бесценок "Ту-154" Иркутского авиапредприятия, и что стало теперь с этой компанией. Некоторые новоявленные собственники умудрялись приобретать их за полтора миллиона долларов, тогда как их реальная стоимость раз в десять выше. После приватизации, кстати, почти ни одна из вновь созданных авиакомпаний не купила новые самолеты.

Процесс акционирования авиакомпаний в стране практически завершен. Таких лакомых кусочков, как "Ижавиа", почти не осталось. "Пулково" в Санкт-Петербурге не в счет. Чтобы приватизировать это государственное предприятие, одной хитростью и мошенничеством не обойдешься. Для того чтобы разорить авиакомпанию в Ижевске, была придумана особая схема, включающая себя угон одного самолета и арест другого. Умно, ничего не скажешь. Удивительно только, что суд не видит в этих действиях ничего предосудительного. Если кассационная жалоба ижевского предприятия останется не удовлетворенной, схему, придуманную московской фирмой, можно будет смело брать на вооружение всем, кто захочет участвовать в приватизации оставшихся государственных авиапредприятий. Только вот кто встанет на защиту этих самых государственных предприятий?

Фото:

- Этот снимок самолета "Як-42" был сделан в Ижевске еще до того, как он был угнан


Ксения ГРЕЧКИНА, 90, стр. 3, Версты
08.08.2002
Архив:
«август 2002 г.»
ПнВтСрЧтПтСбВс
   01020304
050607
08
091011
12131415161718
19202122232425
262728293031  
TopList
Рекомендовано каталогом Апорт
   
[о суде] [правовые основы] [арбитражный процесс] [практика] [карта сайта] [поиск]

© Арбитражный суд г. Москвы, © Разработка "Гарант-Интернет",  НПП "Гарант-Сервис"