Rambler's Top100
 
В начало  
о суде  ·  правовые основы  ·  арбитражный процесс  ·  практика  ·  карта сайта  ·  поиск
Историческая справка
Структура суда
Отчет о работе
Режим работы
Адрес
СМИ о суде
Здание суда
  Найти:
    Как искать?  

Гарант-Интернет

Конституция РФ
О суде

СМИ о суде

АКЦИОНЕР - НЕ ГОССОБСТВЕННОСТЬ, ИМ НЕЛЬЗЯ ПОМЫКАТЬ

Минимущество имитирует защиту госимущества

Минимущество не перестает удивлять общественность своим подходом к вопросам пересмотра собственности. Едва стала забываться скандальная попытка ведомства заполучить в государственную собственность акции Ломоносовского фарфорового завода (ЛФЗ), принадлежащие иностранным инвесторам, как чиновники с Никольского переулка решили пополнить казну за счет акций компании "АЛРОСА", принадлежащих фонду социальных гарантий военнослужащим. Как и в случае с ЛФЗ, действия Минимущества могут нанести государственным интересам больше вреда, чем пользы.

Фонд социальных гарантий военнослужащим "Гарантия" был создан в 1991 году указом Президента. В числе учредителей - Минобороны, Минимущество, Минпечати, МВД, ФСБ, управление делами Президента. В 1992 году фонду было выделено 200 млн. рублей из бюджета, а кроме того, он стал одним из учредителей алмазной компании "АЛРОСА", внес в ее уставный капитал 25 млн. рублей и стал владельцем 5% ее акций.

В настоящее время "АЛРОСА" - крупнейшее предприятие алмазодобывающей отрасли России. Пакет акций, имеющийся в распоряжении фонда, является основой схемы финансирования социальных программ, осуществляемых фондом. Среди них - помощь членам семей экипажа "Курска", ряд социальных инициатив в Чечне и программа строительства жилья для военных в обмен на жилищные сертификаты. Фонд планирует к концу 2006 года сдать в эксплуатацию более 24 тысяч квартир, или 2 млн. кв. метров жилья. Военнослужащие получат бесплатное жилье за счет продажи части квартир по рыночной стоимости государственной программы по строительству жилья для военнослужащих, являющейся составной частью программы "Государственные жилищные сертификаты".

В масштабах государства 300 тысяч долларов - а именно таков примерный годовой доход по акциям "АЛРОСА", получаемый фондом, - сумма весьма небольшая. И тем не менее Минимущество с завидной настойчивостью пытается перевести их в собственность правительства. С юридической точки зрения, требовать акции у фонда, который получил их в обмен на внесенные

25 миллионов рублей в фонд "АЛРОСА", - примерно то же самое, что попытаться забрать вещь, за которую давно уплачено в магазине. Чем же объяснить подобную настойчивость чиновников?

Для этого нужно вернуться чуть-чуть назад и вспомнить историю создания компании "АЛРОСА". В 1992 году указ Президента о создании компании определил, что учредителями компании является правительство РФ (35%), в том числе Фонд социальных гарантий военнослужащим - 5%, правительство республики "Саха" - 35%, Российская корпорация "Алмаззолото" - 5%, трудовые коллективы арендуемых предприятий - 25%. Однако позднее по инициативе руководства республики из состава учредителей "АЛРОСА" была исключена корпорация "Алмаззолото", зато были включены администрации восьми якутских улусов (районов). В итоге доли федерального правительства и правительства Якутии сократились до 32%. Зато восемь якутских улусов получили 8%. Так что в целом Якутия

оказалась в выигрыше, ведь ее суммарная доля вместе с улусами фактически выросла на 5%. При этом Минимущество предпочло не заметить такое пропорциональное "усыхание" госпакета. Зато произошедшее сокращение федеральной доли не могло пройти мимо внимания Главного контрольного управления Президента, осуществлявшего проверку алмазодобывающего комплекса в прошлом году. В своем отчете проверяющие рекомендовали "провести согласительные процедуры по приведению актов, касающихся имущественных отношений, в соответствие с законодательством Российской Федерации". Президент полностью согласился с результатами проверки, передав ее с соответствующей резолюцией на исполнение в правительство. С тех пор прошло больше года, однако никакого реального увеличения федерального пакета в "АЛРОСА" не произошло.

Нынешние действия Минимущества, видимо, можно расценить как запоздалую попытку хоть как-нибудь выполнить предписание Президента. Как обычно, чиновники пошли по пути наименьшего сопротивления. А именно: решили не затруднять себя "согласительными процедурами", а забрать 5% у Фонда социальных гарантий и тем самым увеличить федеральный пакет на те же 5%, "выровняв" таким образом доли федерального Центра и субъекта Федерации. Для этого Минимущество и подало иск в Московский арбитражный суд с требованием к фонду "Гарантия" отдать принадлежащие ему акции.

Однако, если даже представить, что суд вдруг удовлетворит иск Минимущества и акции попадут в собственность правительства, государственные интересы скорее пострадают.

Во-первых, проблема увеличения федеральной доли в алмазодобывающем комплексе так и не будет решена. Напомним, что учредителями фонда являются государственные ведомства (Минобороны, МВД и другие, в том числе и само Минимущество), и с этой точки зрения передача пакета "Гарантии" в правительство есть не что иное, как перекладывание из одного кармана в другой. Во-вторых, сам факт выдвижения весьма сомнительных претензий на чью-либо собственность со стороны Минимущества дискредитирует не только это государственное ведомство, но и всю систему российских имущественных отношений. А репутация этой самой системы и так уже изрядно подмочена. Взять хотя бы скандальную историю с Ломоносовским фарфоровым заводом (ЛФЗ). Тогда Минимущество, по сути, пытавшееся провести деприватизацию ЛФЗ, с позором проиграло в суде,

однако сам факт участия Минимущества в подобном разбирательстве вызвал, по мнению тогдашнего председателя ФКЦБ, "настоящий шок у инвесторов". Однако, похоже, урок с ЛФЗ ничему не научил чиновников. Сегодняшняя попытка отъема акций у "Гарантии" может обернуться еще большим скандалом и окончательно поставить крест на реноме ведомства господина Газизуллина. Кроме того, пересмотр долей акционеров и исключение из их состава "Гарантии" фактически отменяет указ Президента о создании "АЛРОСА". Это в свою очередь может серьезно дестабилизировать ситуацию как внутри компании, так и во всем алмазодобывающем комплексе. Таким образом, действия Минимущества не способствуют и обеспечению большей прозрачности алмазной промышленности. Наконец, своими действиями чиновники, по сути, разрушают финансирование одной из важнейших для правительства социальных программ - строительства жилья для военных. В настоящее время получить жилье для офицеров, даже имеющих на руках жилищный сертификат, крайне сложно. "Гарантия" как раз и призвана была разрешить эти сложности. Видимо, в Минимуществе не особенно беспокоятся о том, что будут делать со своими сертификатами 24 тысячи офицерских семей.

Неужели в таком солидном ведомстве, как Минимущество, просто нечего делать, как только заниматься вопросами перераспределения собственности на весьма сомнительных основаниях? Или же ведомство предпочитает их не замечать? Создается впечатление, что ведомство склонно лишь имитировать деятельность по защите государственных интересов. Если бы результат этой "активности" был нулевым - это полбеды, беда в том, что интересам государства эта имитация приносит еще и вред.


Виктор ТИМОФЕЕВ., 140-141, стр. 3, Парламентская газета
27.07.2002
Архив:
«июль 2002 г.»
ПнВтСрЧтПтСбВс
01020304050607
08091011121314
15161718192021
2223242526
27
28
293031        
TopList
Рекомендовано каталогом Апорт
   
[о суде] [правовые основы] [арбитражный процесс] [практика] [карта сайта] [поиск]

© Арбитражный суд г. Москвы, © Разработка "Гарант-Интернет",  НПП "Гарант-Сервис"