Rambler's Top100
 
В начало  
о суде  ·  правовые основы  ·  арбитражный процесс  ·  практика  ·  карта сайта  ·  поиск
Историческая справка
Структура суда
Отчет о работе
Режим работы
Адрес
СМИ о суде
Здание суда
  Найти:
    Как искать?  

Гарант-Интернет

Конституция РФ
О суде

СМИ о суде

НАЛОГИ ПРИ РЕОРГАНИЗАЦИИ

При реорганизации к новому юридическому лицу от старого переходит и обязанность по уплате налогов и штрафов. И хотя в Налоговом кодексе подробно прописана процедура уплаты налогов и санкций при реорганизации, налоговые органы все равно умудряются ошибаться - то не с того стребуют, то решение не вовремя примут. Исправлять же эти "неточности" приходится судам.

Гражданское законодательство разрешает юридическому лицу реорганизоваться путем слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования (ст. 57 ГК РФ). При реорганизации к новому юридическому лицу переходят помимо прочего налоговые права и обязанности реорганизуемого, а также обязанности по уплате штрафов, наложенных на реорганизуемое юридическое лицо до его реорганизации. Причем правопреемник обязан заплатить налоги независимо от того, знал он или нет о наличии у реорганизованной организации налоговой задолженности.

Налоговый кодекс не обошел эти вопросы стороной - порядок исполнения обязанности по уплате налогов реорганизованного юридического лица, а также возврата или зачета налогов детально расписан в статье 50 НК РФ.

Однако, похоже, не всегда налоговики внимательно читают кодекс, в связи с чем совершают ошибки. И тогда налогоплательщикам приходится напоминать инспекторам некоторые азы из кодекса, но уже в судах.

Кто должен платить штрафы?

Чаще всего налоговики не могут определить того, кто должен уплатить налоговые санкции при реорганизации. То они требуют уплатить штрафы уже прекратившую существование организацию, то, наоборот, пытаются переложить штрафы с "еще живой" организации на другую.

В практике Федерального арбитражного суда Московского округа было такое дело. Налоговая инспекция провела проверку организации и вынесла решение о взыскании штрафа. Вскоре после этого организация была реорганизована. Но налоговики упорно продолжали требовать уплаты штрафа с уже не существующей организации. Суд отказал во взыскании штрафа и указал, что если штраф был наложен до завершения реорганизации, то обязанность по его уплате возлагается на правопреемника. Следовательно, иск о взыскании штрафа надо было предъявлять к правопреемнику (постановление от 01.03.02 по делу N КА-А41/926-02).

Бывают и обратные ситуации, когда сотрудники налоговой инспекции спешат с взысканием штрафа с правопреемника. Вот еще одно дело из практики того же Федерального арбитражного суда Московского округа. Организация, в которой налоговая инспекция проводила проверку, находилась в процессе реорганизации. Налоговой инспекции, естественно, этот факт был известен. Поэтому налоговики решили, что раз организация все равно скоро прекратит свое существование, то и акт проверки надо направлять не ей, а правопреемнику. Так они и сделали. Направили акт, подождали положенное время и вынесли решение о взыскании штрафа. Но штраф взыскивался не с той организации, где прошла проверка, а с другого самостоятельного юридического лица! Поэтому суд, куда обратился невинно пострадавший правопреемник, указал, что до внесения записи в государственный реестр юридических лиц о ликвидации реорганизованной организации она является полноправным субъектом налоговых отношений и должна сама отвечать за налоговые правонарушения. Предъявлять же претензии "по долгам" реорганизуемого юридического лица его правопреемнику можно только после завершения процесса реорганизации (постановление от 10.12.01 по делу NКА-А40/7143-01).

А вот более сложная ситуация из практики Федерального арбитражного суда Московского округа. Организация реорганизовалась путем выделения - из ее состава было выделено новое юридическое лицо. При этом и старое юридическое лицо продолжило свое существование. Но налоговики почему-то решили, что выделившееся юридическое лицо несет за собой ответственность за деяния той организации, из состава которой оно выделилось. И обратилось в суд с требованием взыскать с "отпочковавшейся" организации штрафы, начисленные "материнской" компании. Но суд не согласился и указал, что вновь созданное юридическое лицо является самостоятельным налогоплательщиком, обладающим своими собственными правами и обязанностями. Следовательно, взыскивать с него штрафы "за другого" нельзя (постановление от 30.07.01 по делу N КА-А40/4015-01).

И еще одно дело, на этот раз из практики Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа. Налоговая инспекция приняла решение о привлечении организации к ответственности. Однако пока налоговики "думали", обращаться ли в суд за взысканием штрафа, организация успела реорганизоваться и ликвидироваться. Тогда налоговики решили, что штраф можно взыскать и с правопреемника нарушителя и вынесли новое решение о наложении штрафа на правопреемника. Но организация не согласилась с такими действиями и обратилась в суд. ФАС СЗО признал действия налоговиков незаконными. По мнению суда, взыскать с правопреемника налоговые санкции можно только если решение о привлечении к ответственности вынесено до реорганизации (постановление от 06.02.01 по делу NА56-13819/00).

Льготы

И еще одна распространенная ошибка - налоговые инспекторы считают, что при реорганизации путем слияния или преобразования новая организация теряет право на льготы, предоставленные реорганизуемым организациям. Однако это неверно, говорят суды.

Так, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа решил, что если организация продолжает заниматься теми же видами деятельности, что и реорганизованная, она также имеет право на льготы. Ведь к новым организациям переходят не только обязанности, но и права реорганизованной организации. А льгота - это право налогоплательщика. Следовательно, она должна переходить к правопреемникам (постановление от 20.11.01 по делу N А56-14265/01).

В другом деле этот же суд пришел к выводу о том, что если реорганизовавшаяся организация находилась на "вмененке", налоговые органы не вправе отказать ее правопреемникам в переводе на уплату единого налога и в зачете уплаченных реорганизованным сумм. При этом суд использовал ту же аргументацию, что и при льготах, - к правопреемнику переходит весь комплекс прав и обязанностей реорганизованного предприятия (постановление ФАС СЗО от 27.03.01 по делу N А05-9065/00-636/11).

***

В заключение мы напомним реорганизующимся, что к новой организации от реорганизованного юридического лица могут перейти только те права и обязанности, которые существовали на момент реорганизации. Никаких дополнительных обязанностей налоговики "придумать" не могут.


А.Е. Смирнов, эксперт "УНП", 23, стр. 5, Учет, налоги, право
18.06.2002
Архив:
«июнь 2002 г.»
ПнВтСрЧтПтСбВс
     0102
03040506070809
10111213141516
17
18
1920212223
24252627282930
TopList
Рекомендовано каталогом Апорт
   
[о суде] [правовые основы] [арбитражный процесс] [практика] [карта сайта] [поиск]

© Арбитражный суд г. Москвы, © Разработка "Гарант-Интернет",  НПП "Гарант-Сервис"