Rambler's Top100
 
В начало  
о суде  ·  правовые основы  ·  арбитражный процесс  ·  практика  ·  карта сайта  ·  поиск
Историческая справка
Структура суда
Отчет о работе
Режим работы
Адрес
СМИ о суде
Здание суда
  Найти:
    Как искать?  

Гарант-Интернет

Конституция РФ
О суде

СМИ о суде

НЕ ТОРОПИТЕСЬ ПЛАТИТЬ ШТРАФЫ

Рекомендации бывшего налогового инспектора

Каждый бухгалтер знаком с проверками, проводимыми налоговой инспекцией. Иногда много сил и времени приходится тратить на то, чтобы доказать налоговикам неубедительность тех или иных фактов, изложенных в акте. Еще сложнее порой объяснить инспекторам то, что штрафные санкции применены неправильно. Стоит ли обивать пороги налоговой инспекции или лучше попытаться разрешить спор в судебном порядке?

Общий порядок проведения камеральных и выездных проверок налоговыми инспекциями закреплен в Налоговом кодексе. Этим документом руководствуются специалисты МНС России при определении вида проверки, порядка и сроков ее проведения, а также при применении налоговой ответственности по ее результатам. К сожалению, довольно часто налоговики "забывают" о кодексе. Сплошь и рядом результаты проверок оформляются неправильно, а на организации налагаются необоснованные штрафы.

О каких же положениях НК РФ должен помнить бухгалтер, чтобы избежать произвола налоговиков и уверенно отстаивать интересы организации в случае необходимости?

Штраф по камеральной проверке?

Камеральная проверка - это проверка правильности исчисления налогов по представленным налоговым декларациям и расчетам. Она проводится в налоговой инспекции в течение трех месяцев со дня представления налоговой декларации или расчета.

По истечении этого срока камеральные проверки не проводятся. Другими словами, если прошло больше трех месяцев, то, несмотря на выявленную ошибку, инспекторы не могут начислить налог и привлечь организацию к налоговой ответственности. Об этом говорится в статье 88 НК РФ. Казалось бы, налоговики должны знать положения Налогового кодекса лучше всех, однако на практике они довольно часто нарушают нормы и штрафуют организации по истечении установленного срока.Если инспектор пытается вручить бухгалтеру организации решение о привлечении к налоговой ответственности с предъявлением требования об уплате налога, штрафных санкций и пеней, лучше этот документ не получать и не подписывать. Мотивировать отказ нужно тем, что сроки проведения камеральной проверки прошли.

Инспектор вынужден будет согласиться с таким доводом, и организацию минует налоговая кара. Если же по-доброму договориться не получится и инспекция все же обратится в суд, иск наверняка будет отклонен. Сложившаяся арбитражная практика подтверждает это. Например, решением Арбитражного суда г. Москвы от 30 июня 2001 года налоговой инспекции отказано в удовлетворении иска о взыскании штрафа в размере 43 850 рублей по результатам камеральной проверки в связи с истечением срока ее проведения.

Правомерность штрафных санкций по камеральной проверке вызывает сомнение даже в том случае, если проверка проведена в установленные сроки. В той же 88-й статье НК РФ говорится о том, что на суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, налоговая инспекция направляет требование об уплате суммы налога и пеней. О том, что при этом должно выписываться решение о привлечении к налоговой ответственности, в кодексе нет ни слова.

Оформляя такое решение, инспекции руководствуются разработанным МНС России внутренним регламентом проведения камеральных проверок, которым предусмотрена форма решения о привлечении к налоговой ответственности. Кроме того, штрафуя за занижение налога по результатам камеральной проверки, налоговики ссылаются на статью 122 НК РФ. При этом они утверждают, что для наложения штрафа достаточно установить факт неуплаты или неполной уплаты суммы налога, а какой проверкой он установлен - камеральной или выездной - не важно.

Однако арбитражные суды придерживаются другой позиции.

В постановлениях от 23 октября 2000 г. N КА-А41/4820-00, от 14 мая 2001 г. N КА-А41/2195-01 и от 15 мая 2001 г. N КА-А41/ 2272-01 ФАС Московского округа признал неправомерными действия налоговых инспекций о взыскании налоговых санкций за неуплату или неполную уплату налога, выявленную камеральными проверками. Суд указал, что привлечение организаций к ответственности по камеральной проверке противоречит сути этой процедуры и не предусмотрено статьей 88 НК РФ.

Таким образом, используя положения статьи 88 НК РФ и сложившуюся арбитражную практику, штрафы можно не платить, даже если налоговики будут на этом настаивать.

Напомним и еще об одном моменте. Если налоговый инспектор обнаружил ошибку по истечении трех месяцев после представления декларации, в связи с чем утратил право выписать организации требование на уплату налога и пеней, то "добрать" эти суммы он может по итогам выездной налоговой проверки. Чтобы этого не случилось, до такой проверки нужно успеть составить уточненный расчет и сдать его в инспекцию вместе с уплаченной суммой налога и пеней.

Выездная проверка вдобавок к камеральной

Выездная налоговая проверка проводится после камеральной. Налоговики стараются проводить ее не реже одного раза в два года, как рекомендует МНС России. Однако, если по результатам камеральной проверки выявлены серьезные нарушения, назначается внеплановая выездная проверка.

Выездная проверка проводится по первичным документам, журналам-ордерам и другим бухгалтерским регистрам непосредственно в организации. Основанием для ее проведения является решение руководителя налоговой инспекции. Только имея этот документ, инспектор вправе начать проверку. Поэтому, если в организацию пришли с проверкой, нелишне узнать, есть ли такое решение. Об этом решении должен знать руководитель организации. Более того, он должен расписаться в этом документе. С содержанием решения следует ознакомиться и бухгалтеру. Желательно сделать это до того, как решение попадет на подпись к руководителю. Ведь не секрет, что, хотя акт по результатам проверки подписывает руководитель организации, всю ответственность за нарушения, изложенные в нем, несет бухгалтер. Если по отдельным положениям акта возникнут разногласия, то отстаивать интересы организации в инспекции также придется ему.

В решении написано, за какой период и по каким налогам проводится проверка. Организация проверяется за три предшествующих календарных года (ст. 87 НК РФ). Если предприятие не проверялось более трех лет, то непроверенные периоды "выпадают" и документы за это время представлять не надо. Также из решения можно узнать, не будут ли повторно проверяться налоги, которые были проверены раньше.

Если перечисленные условия нарушены, руководителю организации не стоит подписывать такое решение до тех пор, пока оно не будет приведено в соответствие с НК РФ.

Выездная налоговая проверка продолжается не более двух месяцев, за исключением случаев, предусмотренных статьей 89 НК РФ. В ней говорится об увеличении продолжительности выездной налоговой проверки до трех месяцев по решению регионального УМНС России или при наше этот документ не получать и не подписывать. Мотивировать отказ нужно тем, что сроки проведения камеральной проверки прошли.

Инспектор вынужден будет согласиться с таким доводом, и организацию минует налоговая кара. Если же по-доброму договориться не получится и инспекция все же обратится в суд, иск наверняка будет отклонен. Сложившаяся арбитражная практика подтверждает это. Например, решением Арбитражного суда г. Москвы от 30 июня 2001 года налоговой инспекции отказано в удовлетворении иска о взыскании штрафа в размере 43 850 рублей по результатам камеральной проверки в связи с истечением срока ее проведения.

Правомерность штрафных санкций по камеральной проверке вызывает сомнение даже в том случае, если проверка проведена в установленные сроки. В той же 88-й статье НК РФ говорится о том, что на суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, налоговая инспекция направляет требование об уплате суммы налога и пеней. О том, что при этом должно выписываться решение о привлечении к налоговой ответственности, в кодексе нет ни слова.

Оформляя такое решение, инспекции руководствуются разработанным МНС России внутренним регламентом проведения камеральных проверок, которым предусмотрена форма решения о привлечении к налоговой ответственности. Кроме того, штрафуя за занижение налога по результатам камеральной проверки, налоговики ссылаются на статью 122 НК РФ. При этом они утверждают, что для наложения штрафа достаточно установить факт неуплаты или неполной уплаты суммы налога, а какой проверкой он установлен - камеральной или выездной - не важно.

Однако арбитражные суды придерживаются другой позиции.

В постановлениях от 23 октября 2000 г. NКА-А41/4820-00, от 14 мая 2001 г. N КА-А41/2195-01 и от 15 мая 2001 г. NКА-А41/ 2272-01 ФАС Московского округа признал неправомерными действия налоговых инспекций о взыскании налоговых санкций за неуплату или неполную уплату налога, выявленную камеральными проверками. Суд указал, что привлечение организаций к ответственности по камеральной проверке противоречит сути этой процедуры и не предусмотрено статьей 88 НК РФ.

Таким образом, используя положения статьи 88 НК РФ и сложившуюся арбитражную практику, штрафы можно не платить, даже если налоговики будут на этом настаивать.

Напомним и еще об одном моменте. Если налоговый инспектор обнаружил ошибку по истечении трех месяцев после представления декларации, в связи с чем утратил право выписать организации требование на уплату налога и пеней, то "добрать" эти суммы он может по итогам выездной налоговой проверки. Чтобы этого не случилось, до такой проверки нужно успеть составить уточненный расчет и сдать его в инспекцию вместе с уплаченной суммой налога и пеней.

Выездная проверка вдобавок к камеральной

Выездная налоговая проверка проводится после камеральной. Налоговики стараются проводить ее не реже одного раза в два года, как рекомендует МНС России. Однако, если по результатам камеральной проверки выявлены серьезные нарушения, назначается внеплановая выездная проверка.

Выездная проверка проводится по первичным документам, журналам-ордерам и другим бухгалтерским регистрам непосредственно в организации. Основанием для ее проведения является решение руководителя налоговой инспекции. Только имея этот документ, инспектор вправе начать проверку. Поэтому, если в организацию пришли с проверкой, нелишне узнать, есть ли такое решение. Об этом решении должен знать руководитель организации. Более того, он должен расписаться в этом документе. С содержанием решения следует ознакомиться и бухгалтеру. Желательно сделать это до того, как решение попадет на подпись к руководителю. Ведь не секрет, что, хотя акт по результатам проверки подписывает руководитель организации, всю ответственность за нарушения, изложенные в нем, несет бухгалтер. Если по отдельным положениям акта возникнут разногласия, то отстаивать интересы организации в инспекции также придется ему.

В решении написано, за какой период и по каким налогам проводится проверка. Организация проверяется за три предшествующих календарных года (ст. 87 НК РФ). Если предприятие не проверялось более трех лет, то непроверенные периоды "выпадают" и документы за это время представлять не надо. Также из решения можно узнать, не будут ли повторно проверяться налоги, которые были проверены раньше.

Если перечисленные условия нарушены, руководителю организации не стоит подписывать такое решение до тех пор, пока оно не будет приведено в соответствие с НК РФ.

Выездная налоговая проверка продолжается не более двух месяцев, за исключением случаев, предусмотренных статьей 89 НК РФ. В ней говорится об увеличении продолжительности выездной налоговой проверки до трех месяцев по решению регионального УМНС России или при наличии у предприятия филиалов и представительств. Определить этот срок можно и по дате подписания решения. Обычно оно выносится за один день до начала проверки.

Все нарушения, выявленные выездной налоговой проверкой, описываются в акте. В заключении указываются налоговые санкции, которые инспектор предполагает применить по итогам проверки. Акт вручается руководителю организации не позднее двух месяцев с момента составления справки о проведенной проверке.

Получив акт, бухгалтер узнает, какие нарушения выявлены, сколько налогов начислено и какую сумму штрафа заплатит организация. Если бухгалтер не согласен с фактами, изложенными в акте, а также считает, что налоговые санкции начислены неверно, то он вправе представить письменные разногласия по отдельным положениям или по акту в целом. На это дается две педели. Если в течение этого срока разногласия не представляются, налоговая инспекция выносит решение о привлечении организации к налоговой ответственности.

Зачастую инспектор начисляет налог и штрафы из-за того, что бухгалтер не представил необходимые документы (хотя в наличии они ость). Это возможно в тех случаях, когда бухгалтер не знает о том, что тот или иной налог будет проверяться, а инспектор не напомнил ему об этом. Подобную оплошность можно исправить, представив разногласия, а вместе с ними и нужные документы. В таких случаях инспекторы идут навстречу налогоплательщикам неохотно, а порой и вообще отказываются принимать документы, ссылаясь на то, что проверка закончена. Тем самым они нарушают статью 100 НК РФ.

С помощью представленных материалов можно попытаться урегулировать разногласия по акту проверки мирным путем. Если же налоговики не учтут доводы организации, можно обратиться в вышестоящую инстанцию или в суд. Территориальное налоговое управление встанет на сторону организации, только если доказательства будут признаны бесспорными. Поэтому лучше дождаться суда.

Но до суда на основании вынесенного решения инспекция начислит предприятию налоги и штрафы по акту выездной проверки. Если нет уверенности в том, что суд примет сторону организации, налоги лучше заплатить, ведь на них начисляются пени. А вот со штрафными санкциями можно подождать. Организации это ничем не грозит, поскольку пени со штрафов не берутся. Чтобы взыскать штрафы (если они не уплачены добровольно), нужно определение арбитража.

Следовательно, есть смысл дождаться решения суда о взыскании штрафных санкций, если такой иск будет инспекцией подан вовремя. По пункту 1 статьи 115 НК РФ на это отводится шесть месяцев со дня составления акта проверки. Если срок пропущен, суд не удовлетворяет иск налоговиков. На этом основании постановлениями ФАС Московского округа от 19 ноября 2001 г. N КА-А41/6751-01, от 26 ноября 2001 г. NКА-А40/6824-01 и от 15 февраля 2002 г. NКА-А41/ 395-02 инспекциям отказано во взыскании штрафных санкций.

Кроме того, в суде есть возможность доказать, что те или иные штрафные санкции применены неправильно. Особенно это касается штрафов за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения. Постановлениями ФАС Московского округа от 3 декабря 2001 г. N КА-А40/7096-01 и от 14 декабря 2001 г. N КА-А41/ 7244-01 налоговым инспекциям отказано во взыскании штрафных санкции по пункту 1 статьи 120 НК РФ. В первом постановлении суд посчитал, что организация оштрафована за неправильное исчисление налоговой базы (отнесение расходов на себестоимость), а не за отсутствие учета этих расходов, как указано в решении ИМНС. Вторым постановлением в иске отказано по той причине, что грубое нарушение правил учета доходов и расходов не привело к занижению налогооблагаемой базы.

В постановлении от 29 октября 2001 г. N КА-А40/6091-01 ФАС Московского округа указал, что организация неправомернее привлечена к ответственности по пункту 2 статьи 120 НК РФ в размере 15 000 рублей. Эта ответственность налагается, если на счетах бухгалтерского учета не отражены денежные средства, материальные ценности, нематериальные активы и финансовые вложения. В данном случае организация была оштрафована за непредставление кассовых чеков, хотя расходы и были подтверждены товарными чеками на приобретенные товары.

Камеральная проверка после выездной?

Попытаемся уберечь организации и еще от одного "изобретения" налоговиков. В некоторых налоговых инспекциях сложилась такая практика. Выездная налоговая проверка организации проведена. Однако через некоторое время инспектор находит ошибку в декларациях или из налоговой полиции поступают сведения, по которым нужно провести проверку и начислить налоги. Выездную проверку проводить нельзя, так как статья 87 НК РФ запрещает проводить повторные выездные проверки по одним и тем же налогам за уже проверенный период.

'Тогда налоговики проводят так называемые камеральные налоговые проверки с истребованием документов. При этом они убеждают организации в том, что Налоговый кодекс не нарушается, поскольку срок такой проверки начинается с момента представления запрашиваемых документов. Кроме того, в отдельных случаях, главным образом если проверка проводится по материалам налоговой полиции, инспектор составляет акт камеральной проверки и по окончании принимает решение о налоговой ответственности.

Все это противоречит Налоговому кодексу. Как уже говорилось выше, камеральная проверка проводится в течение трех месяцев с момента представления налоговой декларации, а не дополнительных документов. Акт по результатам такой проверки не составляется. Об этом неоднократно упоминалось в постановлениях ФАС Московского округа (от 20 июня 2001 г. N КА-А41/ 2935-01 и от 25 июня 2001 г. NКА-А40/3100-01). Решение о привлечении к налоговой ответственности НК РФ также не предусмотрено. Однако работники ИМНС игнорируют эти правила. Подписывать акт и получать решение по такой проверке не надо. Даже если налоговая инспекция обратится в суд с иском по такому акту, то во взыскании налогов и штрафов будет отказано.

В заключение хочется посоветовать бухгалтерам не идти на поводу у налоговиков, если они допускают нарушения норм и положений Налогового кодекса, и не подписывать незаконные акты и решения. Поверьте, если сегодня бухгалтер докажет свою правоту и продемонстрирует знание основ НК РФ, то завтра налоговый инспектор будет очень осторожен с ним и не предъявит необоснованных требований. Что касается арбитражных судов, то они все чаще занимают сторону организаций, и число дел, проигранных налоговыми инспекциями, с каждым годом растет.

Таблица: Динамика рассмотренных арбитражных споров с участием налоговых органов

Материалы доступны в бумажной версии издания

***

Статьей 87 НК РФ налоговым инспекциям запрещено проводить повторные выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным за уже проверенный налоговый период

***

Статьей 87 НК РФ налоговым инспекциям запрещено проводить повторные выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным за уже проверенный налоговый период


Любовь АНДРЕЕВА, 6, стр. 54-57, Московский бухгалтер
13.06.2002
Архив:
«июнь 2002 г.»
ПнВтСрЧтПтСбВс
     0102
03040506070809
101112
13
141516
17181920212223
24252627282930
TopList
Рекомендовано каталогом Апорт
   
[о суде] [правовые основы] [арбитражный процесс] [практика] [карта сайта] [поиск]

© Арбитражный суд г. Москвы, © Разработка "Гарант-Интернет",  НПП "Гарант-Сервис"