Rambler's Top100
 
В начало  
о суде  ·  правовые основы  ·  арбитражный процесс  ·  практика  ·  карта сайта  ·  поиск
Историческая справка
Структура суда
Отчет о работе
Режим работы
Адрес
СМИ о суде
Здание суда
  Найти:
    Как искать?  

Гарант-Интернет

Конституция РФ
О суде

СМИ о суде

КАК ОДИН САМОЛЕТ ДВА РАЗА УГНАЛИ И ТРИ РАЗА ПРОДАЛИ

Ровно пять лет назад в ночь с 4 на 5 июня из аэропорта г. Орска был угнан самолет ЯК-42Д, принадлежавший ГП "Ижавиа". Изумленные пилоты, придя утром на работу, узнали, что самолета нет и что ночью двое неизвестных под видом техперсонала проникли в самолет, запустили двигатели и исчезли в темноте.

На следующий день стало известно, что ижевский самолет находится в Казахстане на грунтовом аэродроме в 200 километрах от города Жезказган. Сегодня выясняется, что история с самолетом, который два раза угнали и одновременно три раза продали, еще далека от завершения.

Двойной угон

Основные участники действа тех лет - московская фирма ТОО "Реста", казахская металлургическая компания АО "Жезказганмыс" и удмуртское предприятие "Ижавиа". Есть еще не основные участники: латвийский предприниматель Райт Галлис, германская компания "СилсГмБх" и еще одна московская компания ТОО "Скиф". Осенью 1993 года казахская компания АО "Джезказганцветмет", впоследствии переименованная в АО "Жезказганмыс", заключает договор купли-продажи с ТОО "Реста". Москвичи предложили казахам совершенно новый самолет ЯК-42Д с налетом в 18 часов. Практически по заводской цене в 6 млн долларов. Сама фирма "Реста" приобрела самолет по бросовой цене в несколько раз дешевле себестоимости. АО "Жезказганмыс", чтобы расплатиться с москвичами, берет кредит на полгода у германской фирмы "СилсГмБх". Деньги через латвийский банк поступают на счет ТОО "Реста". Однако казахи получили самолет только через 8 месяцев, причем на правах аренды. Тогда их долг по германскому кредиту составлял около 2, 5 млн долларов. Началось эксплуатация самолета. Казахи летают, а в Москву потекли доллары и медь по бросовым ценам. Правда, радость длилась недолго и закончилась неожиданно осенью 1996 года. ЯК-42Д совершает плановый рейс в Москву и: исчезает из аэропорта. Находят его на военном аэродроме в Жуковском. Так нетрадиционно и оригинально заканчивается аренда самолета. В феврале 1996 года в аферу со злополучным самолетом втягивается Удмуртия. Приблизительно по такой же схеме самолет ЯК-42Д был передан фирмой "Реста" государственному предприятию "Ижавиа". Самолет даже получил регистрационный номер в Федеральной авиационной службе. К этому моменту ТОО "Реста" получила уже более 6 млн долларов от казахов. Впоследствии на ее счета поступили и 2 млн долларов от ГП "Ижавиа". Могло быть и больше, но, как ни странно, помогли кризис и неплатежеспособность предприятия. Платежи были приостановлены. И, как показали дальнейшие события, вовремя. Казахи категорически требуют вернуть самолет. В это время на АО "Жезказганмыс" приходит корейская компания "Samsung", и новые хозяева настроены решительно. Однако ни удмуртское предприятие, ни российский закон не идут им навстречу. ГП "Ижавиа" уплатила часть денег, поэтому справедливо считает самолет своей собственностью. Что касается московского арбитражного суда, то в тот момент он принимает решение в пользу москвичей. Апофеоз конфликта пришелся на июнь 1995 года. Выполняя контракт с московской компанией ТОО "СКИФ", ЯК-42Д садится в Орском аэропорту. Больше на удмуртскую землю он не возвращается.

После драки кулаками машут

Один из наших компетентных источников сообщил, что этот инцидент оказался результатом отсутствия соблюдения норм безопасности при заключении контракта.Руководству "Ижавиа" надо было более грамотно подойти к вопросу о покупке самолета. Тот же источник сообщил, что фирма "Реста" создавалась именно для подобных дел и на момент осуществления сделки даже не состояла на учете в налоговых органах. Тем более что фирме была оказана поддержка на уровне Минтранса РФ. Этим, по-видимому, объясняется тот факт, что федералы рассматривают угон российского самолета не как угон воздушного судна, а как внутренние дела нескольких коммерческих фирм и Правительства Удмуртской Республики. Кроме всего прочего, после угона стало известно, что у самолет есть еще третий после "Жезказганмыса" и "Ижавиа" хозяин. ТОО "Реста" заложило его за два млн долларов еще и упомянутому выше Латвийскому депозитарному банку. И уже потом выяснилось, что от имени ТОО "Реста" и Латвийского депозитарного банка действовало одно и то же лицо, некий Райт Галлис. Банк, кстати, уже прекратил свое существование. Что касается казахских и удмуртских денег, попавших на счета этого банка, то, по непроверенным сведениям, они были обналичены и исчезли в чьих-то черных кейсах. Только почему-то в момент заключения сделки все эти "мелочи" никого не интересовали.

"Реста" навсегда

После пяти лет конфликта, кажется, дело сдвинулось с мертвой точки. В конце декабря прошлого года АО "Жезказганмыс" скомпенсировало два миллиона долларов ГП "Ижавиа". По крайней мере, так было заявлено в апреле на пресс-конференции министром международных связей УР Аркадием Викуловым. И хотя руководство ГП "Ижавиа" отказалось от каких-либо комментариев, нам стало известно, что эти деньги действительно поступили в Удмуртию. На них был отремонтирован ТУ-134, приобретен самолет АН-24 и куплено два двигателя для ЯК-42Д. АО "Жесказганмыс" получило от удмуртской стороны техническую документацию - 10 тонн документов на бумагоносителях. Это что-то очень похожее на техпаспорт на автомобиль, без которого нельзя ни эксплуатировать техническое средство, ни пройти техосмотр. Последнее у самолетов называется восстановлением ресурса и стоит немалых денег. Директор "Ижавиа" Михаил Хатомкин в свое время оценил все мероприятия по ремонту этого самолета и восстановлению ресурса в 2-5 млн долларов. В том, что конфликт удалось урегулировать, положительную роль сыграло время. Если бы в конце 2001 года казахи не получили документов, самолет можно было бы сдавать в металлолом. Никто бы не взялся ни за ремонт, ни за восстановление ресурса. Казалось бы, в истории с самолетом можно было поставить точку. Деньги ГП "Ижавиа" возвращены, казахи тоже получили желаемое. Однако на горизонте снова появилась все та же фирма "Реста", которая предъявляет свои претензии к ГП "Ижавиа". Москвичи требуют выплатить им оставшиеся 4 млн долларов. Нужно заметить, что со времен угона правопреемниками ТОО "Реста" становились три компании. Это достаточно стандартная процедура для тех, кто судится и заметает следы. На первом этапе, когда казахская сторона подала в суд на ТОО "Реста", выяснилось, что через счета этой копании прошло за год всего 8 млн рублей. Это ничтожная сумма, в сравнении со стоимостью самолета. Учредителями фирмы являются два физических лица, а уставный капитал - всего 10 тысяч рублей. Через 5 лет после окончания всех судов с АО "Жесказганмыс" ТОО "Реста" снова появилась как собственник самолета. Действительно, формально ГП "Ижавиа" так и осталось должником ТОО "Реста". Сейчас идут судебные процессы. "Ижавиа" ничего платить не собирается, тем более что в российском Верховном суде казахам уже удалось доказать, что они являются настоящими собственниками самолета ЯК-42Д.


Владимир Корецкий, 23, АиФ в Удмуртии
06.06.2002
Архив:
«июнь 2002 г.»
ПнВтСрЧтПтСбВс
     0102
030405
06
070809
10111213141516
17181920212223
24252627282930
TopList
Рекомендовано каталогом Апорт
   
[о суде] [правовые основы] [арбитражный процесс] [практика] [карта сайта] [поиск]

© Арбитражный суд г. Москвы, © Разработка "Гарант-Интернет",  НПП "Гарант-Сервис"